Комиксы в СССР до 80-х

Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 14354
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Комиксы в СССР до 80-х

Сообщение Mishazas »

27 февраля — день рождения титана советских анимации, иллюстрации и комикса Евгения Тихоновича Мигунова (1921–2004). По этому поводу перечитываем его воспоминания :)

Защита и Эйзенштейн
[Алма-Ата, 1943 г.]

[…] Вано подговорил Эйзенштейна проэкзаменовать меня по актерскому мастерству. Тот пошел на это. Он спросил меня, как я работаю над динамическими характеристиками персонажей. В чем моя метода? Я ответил, что сначала зрительно представляю себе поведение, походку персонажа, затем его рисую. Если не получается, проигрываю этот кусок сам. Анализирую, ощущаю, зарисовываю. Чувствую координацию и без зеркала, как бы видя себя со стороны.
«Ну, как бы двигался вот этот ваш симпатичный зверёк?» — спросил Эйзенштейн. Я очень смешно, по-моему, изобразил. Все засмеялись. «А волк?» — спросил С. М. Я изобразил провинциального трагика-злодея! Понравилось и это! «Ну, а медведя?» — снова провоцировал меня на показ Эйзенштейн. Тут я допустил наглость. Я сказал: «Питания не та, чтобы изображать медведей, Сергей Михайлович. Если бы я был режиссером, я бы скорее пригласил Вас на эту роль!»... Сморозил!
Но Сергей Михайлович добродушно захохотал и сказал: «Вот если бы раньше — то да, а сейчас, пожалуй, и я не гожусь!» — и оттянул брюки на животе. Все засмеялись — затравка была сделана.
Всё стало на свои места.

Мне был пожалован диплом режиссера-художника мультипликации. Проектировалось же только звание художника. Иногда, оказывается, полезна и наглость. Не чрезмерная!..

* * *

Между прочим, Эйзенштейн спросил меня на защите о моем взгляде на национальную стилистику мультфильмов. Я помню, что ответил ему довольно правильно, но уклончиво. Во-первых, я не задумывался об этом никогда (но этого я, конечно, не сказал!), а во-вторых (и это я сказал), в русском искусстве нет традиций в мультипликационном жанре. Просто потому, что не было мультипликации. А потом возможно будет нащупан путь от близкого по стилистике народного лубка. А потом и графики наши — Конашевич, Лебедев и другие — тоже что-то не очень задумываются о народности своей графики. Вот разве — Ю. Васнецов. А из более ранних — Билибин. Но если С. М. хотел бы видеть отражение в мультипликации русского народного духа, то я рекомендую комиссии, покончив со мной (все засмеялись!), перейти к экспозиции моего талантливого коллеги А. Сазонова.

На этом с вопросом о моем отношении к народной русской стилистике было покончено.

Мигунов Е. Т. О, об и про… Алма-Ата. Студенческие годы (1941–1943) / Евгений Мигунов; публикация, предисловие и комментарии Г.Н.Бородина // Киноведческие записки. — 2003. — № 62. — С. 276–301.
Вложения
Евгений Мигунов. Рис. Льва Мильчина, 1942.jpg
Евгений Мигунов. Рис. Льва Мильчина, 1942.jpg (102.82 КБ) 634 просмотра
Песенка-1969_01-04.jpg
Песенка-1969_01-04.jpg (1.13 МБ) 634 просмотра
Песенка-1969_05-08.jpg
Песенка-1969_05-08.jpg (1.18 МБ) 634 просмотра
Песенка-1969_09-12.jpg
Песенка-1969_09-12.jpg (1.15 МБ) 634 просмотра
Песенка-1969_13-16.jpg
Песенка-1969_13-16.jpg (1.11 МБ) 634 просмотра
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 14354
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Комиксы в СССР до 80-х

Сообщение Mishazas »

«Пионерской правде» 100 лет. Комиксы в газете печатали спорадически, нерегулярно. Интересны чаще всего новогодние спецвыпуски, когда издание на момент приглушало дидактику, стараясь выпустить занимательный, зрелищный номер, и к работе привлекался весь художественный актив редакции. Один из таких удачнейших праздничных выпусков — коллаб к первому дню 1957 г. двух классиков советского комикса, Льва Моисеевича Смехова (дяди актёра Вениамина Смехова) и Владимира Григорьевича Сутеева.

Комикс идёт на протяжении всего номера подвёрсткой к другим материалам, начинается со смеховской ёлки с Дедом Морозом, с которой спрыгивают сутеевские зверята, отправляясь навстречу приключениям (им нужно доставить ребятам письмо с новой песенкой), а завершается опять же смеховской ёлкой, вокруг которой проходят пионеры всей страны. В рамках одного сюжета задействованы главные таланты обоих художников: умение Сутеева разыгрывать динамичные, обаятельные сценки с животными и мастерство Смехова в создании сложных многофигурных композиций.

Недочёт макетирования первой полосы может навести на мысль, что комикс о том, как Ленин встречал Новый год на Выборгской стороне, но нет, Ленин в рисованной истории не участвует.

Коллекция большинства номеров газеты доступна в НЭБ: https://vk.cc/cJpeUk
Вложения
Пионерская правда. 1957. № 001 (4024)_Сутеев & Смехов_Страница_1_новый размер.jpg
Пионерская правда. 1957. № 001 (4024)_Сутеев & Смехов_Страница_1_новый размер.jpg (902.16 КБ) 266 просмотров
Пионерская правда. 1957. № 001 (4024)_Сутеев & Смехов_Страница_2_новый размер.jpg
Пионерская правда. 1957. № 001 (4024)_Сутеев & Смехов_Страница_2_новый размер.jpg (991.64 КБ) 266 просмотров
Пионерская правда. 1957. № 001 (4024)_Сутеев & Смехов_Страница_3_новый размер.jpg
Пионерская правда. 1957. № 001 (4024)_Сутеев & Смехов_Страница_3_новый размер.jpg (1014.08 КБ) 266 просмотров
Пионерская правда. 1957. № 001 (4024)_Сутеев & Смехов_Страница_4_новый размер.jpg
Пионерская правда. 1957. № 001 (4024)_Сутеев & Смехов_Страница_4_новый размер.jpg (936.09 КБ) 266 просмотров
Ответить