Протокомиксы в дореволюционной России
- Mishazas
- Ремесленник комиксов
- Сообщения: 14249
- Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
- Контактная информация:
Re: Протокомиксы в дореволюционной России
Свеженайденный скетч Карла Вильгельма Рабуса.
Закидываю именно сюда, поскольку он был одним из ведущих русских протокомиксистов
Закидываю именно сюда, поскольку он был одним из ведущих русских протокомиксистов
- Вложения
-
- Рабус К.И. Москва. Народное гуляние, 1829.jpg (997.7 КБ) 2742 просмотра
- Mishazas
- Ремесленник комиксов
- Сообщения: 14249
- Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
- Контактная информация:
Re: Протокомиксы в дореволюционной России
Тетраплет родоначальника нашей политической карикатуры и комикса Николая Александровича Степанова об одном из финансовых последствий эффективного менеджмента Николая Палкина.
Подоплеку см. у А.В. Бугрова в работе «Из истории российской разменной серебряной монеты 1859–1867 годов»:
Подоплеку см. у А.В. Бугрова в работе «Из истории российской разменной серебряной монеты 1859–1867 годов»:
Известно, что 28 ноября 1859 г., в разгар начавшихся преобразований кредитно-финансовой системы страны, министр финансов Александр Максимович Княжевич направил государственному секретарю Владимиру Петровичу Буткову доклад, в котором обосновывал необходимость изменений в российской денежной системе. Он был составлен через полтора года после печально известного заключения Комитета финансов о приостановке размена кредитных билетов на серебряную монету, одобренного императором Александром II 16 мая 1858 г.
Это решение стало своего рода финансовым итогом неудачной Крымской войны, обошедшейся стране в громадную по тем временам сумму более полумиллиона рублей.
Доклад был подготовлен на материалах Особой комиссии, на протяжении 1859 г. обсуждавшей вопрос об изменениях в денежной системе. Министр сетовал на недостаток разменной монеты, который связывал как с вывозом ее за рубеж, так и с переплавкой в изделия. Коммерческая цена серебра стала выше таковой в монете. То там, то здесь наблюдались случаи переплавки монетного серебра. Известно, что в 1857 г. московских серебряных дел мастер Петров был уличен в тайной сплавке серебряной монеты более чем на 8000 серебряных рублей – и это в течение только декабря. В соседних Костромской и Ярославской губерниях подобный промысел также процветал: почти все мастерские изготавливали изделия на продажу из монетного серебра. Нередко предметы в большом количестве изготавливались для кяхтинской меновой торговли (с Китаем). При этом законы Российской империи не запрещали такую деятельность.
- Вложения
-
- Степанов Н. Карикатуры 1859 №89, 8 окт., с. 224.jpg (1.26 МБ) 2733 просмотра
- Mishazas
- Ремесленник комиксов
- Сообщения: 14249
- Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
- Контактная информация:
Re: Протокомиксы в дореволюционной России
Расставляю по порядку, кто из русских авторов первым нарисовал графический роман (вернее, роман-фельетон, учитываю специфику тогдашних публикаций).
Изначально это был князь Туркестанишвили — лето 1852 г.
Мог быть Карл Рабус с "романом в рисунках" "Один из многих". Если, конечно, он автор, и рисовал свой роман до 1852 г. (по форме главгероя думаю, что всё-таки после 1855 г.).
Но вот, смотрю Михаил Лейбович Невахович публиковал комиксы с продолжением уже с 1848 г.
Жаль, не завершённые. Европейский каскад революций конца 1840-х сделал Николаю нервы: устроили показательную казнь Достоевскому и др.; цензура ещё больше завинтила и без того закрученные гайки.
Закрыли журнал Неваховича "Ералаш". Запретили печатать его масштабную комикс-пьесу "Эдуард XII, король Англии" — текст сохранился, а где рисунки, не знаю
Изначально это был князь Туркестанишвили — лето 1852 г.
Мог быть Карл Рабус с "романом в рисунках" "Один из многих". Если, конечно, он автор, и рисовал свой роман до 1852 г. (по форме главгероя думаю, что всё-таки после 1855 г.).
Но вот, смотрю Михаил Лейбович Невахович публиковал комиксы с продолжением уже с 1848 г.
Жаль, не завершённые. Европейский каскад революций конца 1840-х сделал Николаю нервы: устроили показательную казнь Достоевскому и др.; цензура ещё больше завинтила и без того закрученные гайки.
Закрыли журнал Неваховича "Ералаш". Запретили печатать его масштабную комикс-пьесу "Эдуард XII, король Англии" — текст сохранился, а где рисунки, не знаю
- Вложения
-
- Невахович М.Л. Автопортрет. Ералаш. 1848. Обл-WEB.jpg (756.8 КБ) 2724 просмотра
-
- Невахович М.Л. Виконт де Плюмаж. Ч.3. Ералаш. 1849. Л. XXIV.jpg (509.56 КБ) 2724 просмотра
-
- Невахович М.Л. Виконт де Плюмаж. Ч.4-6. Ералаш. 1849. Л. XI.jpg (608.35 КБ) 2724 просмотра
-
- Невахович М.Л. Донна Анна, или Остров людоедов. Ералаш. 1848. Л. XX.jpg (474.18 КБ) 2723 просмотра
-
- Невахович М.Л. Донна Анна, или Остров людоедов. 2 дейстие. Ералаш. 1849. Л. XXI.jpg (467.59 КБ) 2723 просмотра
Re: Протокомиксы в дореволюционной России
Однако, и прото-Ералаш, тоже существует (-вовал)!
Tzratzk
https://sponsr.ru/mbi_comics/
https://sponsr.ru/mbi_comics/
- Mishazas
- Ремесленник комиксов
- Сообщения: 14249
- Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
- Контактная информация:
Re: Протокомиксы в дореволюционной России
И, кстати, структурно соответствует: каждый выпуск — подборка смешных историй или тем, на один лист каждая.
Выходил 4 раза в год 4 года, с 1846 по 1849.
Каждый номер представлял набор литографических листов, 6 штук, где запечатывалась только одна сторона листа.
Это уже после Крымской, когда страна чуток оправилась от николаевщины, и дали немного воздуха прессе, начались иллюстрированные журналы современного типа, где страницы запечатаны с обеих сторон, и картинки соседствуют с текстом, а не идут вклейками или "премиями" (приложениями).
- Вложения
-
- Ералаш. 1846. Л.01. Театрал.jpg (528.46 КБ) 2706 просмотров
-
- Ералаш. 1846. Л.02. Лунное затмение.jpg (606.92 КБ) 2706 просмотров
-
- Ералаш. 1846. Л.18. Минводы.jpg (458 КБ) 2706 просмотров
- Mishazas
- Ремесленник комиксов
- Сообщения: 14249
- Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
- Контактная информация:
Re: Протокомиксы в дореволюционной России
Смотрю биографию Михаила Неваховича (1817–1850)...
Интересно, практически все главные юмористы империи приезжали в столицы из Одессы.
Или же, в формативный период, какое-то время пообретались там, как Пушкин или Дорошевич.
А тут обратный случай: родоначальник нашей карикатуры умер по пути в Одессу — проблемы с сердцем.
Интересно, практически все главные юмористы империи приезжали в столицы из Одессы.
Или же, в формативный период, какое-то время пообретались там, как Пушкин или Дорошевич.
А тут обратный случай: родоначальник нашей карикатуры умер по пути в Одессу — проблемы с сердцем.
- Вложения
-
- Волшебный фонарь, 1848+ Чужие у нас 1860-е.jpg (385.09 КБ) 2647 просмотров
- Mishazas
- Ремесленник комиксов
- Сообщения: 14249
- Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
- Контактная информация:
Re: Протокомиксы в дореволюционной России
* * *
Комикс-репортаж о женитьбе основателей династии Романовых в 65 рисунках можно рассматривать и как историческую хронику, и, учитывая контекст, как документальный триллер. Предыдущие две попытки Михаила Фёдоровича завести семью были неудачными. В обоих случаях невесты стали жертвой гастроэнтерологического заболевания, проистекавшего на фоне жесточайших интриг, интенсивных подковёрных войн за близость к трону. «Описание в лицах торжества, происходившего в 1626 году февраля 5 при бракосочетании Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича с Государыней Царицею Евдокией Лукьяновною из рода Стрешневых» подробно документирует третью попытку венчания: кто куда пошёл, кому и где молились, что и с кем пили и ели, кто где сидел. Не исключено, что помимо обрядоведения комикс интересен и криминалистам (если учесть, что правильная расстановка и рассадка боярских родов на сей раз уберегла свадьбу от порухи).
«Описание» было издано любителем старины Платоном Петровичем Бекетовым в 1810 году. Гравюры делались с лицевой рукописи, хранившейся в архиве МИД, максимально приближено к оригиналу. «В издании рисунков я совершенно держался подлинников; можно бы сделать их лучше, исправнее, но это было бы уже что-нибудь новое, а я хотел оставить на них отпечаток древности», — писал Бекетов.
Скачать и читать книгу в Национальной электронной библиотеке:
https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_007496053/
Комикс-репортаж о женитьбе основателей династии Романовых в 65 рисунках можно рассматривать и как историческую хронику, и, учитывая контекст, как документальный триллер. Предыдущие две попытки Михаила Фёдоровича завести семью были неудачными. В обоих случаях невесты стали жертвой гастроэнтерологического заболевания, проистекавшего на фоне жесточайших интриг, интенсивных подковёрных войн за близость к трону. «Описание в лицах торжества, происходившего в 1626 году февраля 5 при бракосочетании Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича с Государыней Царицею Евдокией Лукьяновною из рода Стрешневых» подробно документирует третью попытку венчания: кто куда пошёл, кому и где молились, что и с кем пили и ели, кто где сидел. Не исключено, что помимо обрядоведения комикс интересен и криминалистам (если учесть, что правильная расстановка и рассадка боярских родов на сей раз уберегла свадьбу от порухи).
«Описание» было издано любителем старины Платоном Петровичем Бекетовым в 1810 году. Гравюры делались с лицевой рукописи, хранившейся в архиве МИД, максимально приближено к оригиналу. «В издании рисунков я совершенно держался подлинников; можно бы сделать их лучше, исправнее, но это было бы уже что-нибудь новое, а я хотел оставить на них отпечаток древности», — писал Бекетов.
Скачать и читать книгу в Национальной электронной библиотеке:
https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_007496053/
- Вложения
-
- 1810. Описание в лицах торжества 1626 г.jpg (150.4 КБ) 2155 просмотров
-
- 1810. Описание в лицах торжества 1626 г_Страница_01.jpg (239 КБ) 2155 просмотров
-
- 1810. Описание в лицах торжества 1626 г_Страница_02.jpg (272.75 КБ) 2155 просмотров
-
- 1810. Описание в лицах торжества 1626 г_Страница_03.jpg (252.41 КБ) 2155 просмотров
-
- 1810. Описание в лицах торжества 1626 г_Страница_04.jpg (243.5 КБ) 2155 просмотров
-
- 1810. Описание в лицах торжества 1626 г_Страница_05.jpg (234.06 КБ) 2155 просмотров
-
- 1810. Описание в лицах торжества 1626 г_Страница_06.jpg (220.06 КБ) 2155 просмотров
- Mishazas
- Ремесленник комиксов
- Сообщения: 14249
- Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
- Контактная информация:
Re: Протокомиксы в дореволюционной России
Комикс поэта Василия Жуковского, пересказывающий обстоятельства создания его портрета кисти Брюллова, проданного императрице через благотворительную лотерею по сбору средств на выкуп вольной для поэта и художника Тараса Шевченко.
- Вложения
-
- Жуковский В.А. Выкуп за вольную Шевченко по лотерее 1838 г. (из КГ 1964, с. 60–61).jpg (168.05 КБ) 1692 просмотра
-
- Жуковский В.А. (портрет работы Брюллова 1838 г.).jpg (183.55 КБ) 1692 просмотра
- Mishazas
- Ремесленник комиксов
- Сообщения: 14249
- Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
- Контактная информация:
Re: Протокомиксы в дореволюционной России
О романтике из «Сатирикона»
Рис. Александра Александровича Юнгера.
Рис. Александра Александровича Юнгера.
- Вложения
-
- Баян [Юнгер А. А.]. Любовь в отечественной литературе. Сатирикон. 1908. №02, с. 8.jpg (902.34 КБ) 1453 просмотра
-
- Юнгер Александр Александрович (1882-1948), из ф. Славянского музея.jpg (254.8 КБ) 1453 просмотра
- Mishazas
- Ремесленник комиксов
- Сообщения: 14249
- Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
- Контактная информация:
Re: Протокомиксы в дореволюционной России
Ещё Юнгер.
Тему "Черный квадрат в комиксах" обсуждали и, кажется, не раз.
Однако ж, Юнгер её переплюнул, введя в комикс белый квадрат, что куда дешевле по расходованию материалов, и, как это ни удивительно, ещё легче в смысле трудозатрат и времени
Тему "Черный квадрат в комиксах" обсуждали и, кажется, не раз.
Однако ж, Юнгер её переплюнул, введя в комикс белый квадрат, что куда дешевле по расходованию материалов, и, как это ни удивительно, ещё легче в смысле трудозатрат и времени
- Вложения
-
- Юнгер А. А. Русские народные игры. Новый Сатирикон. 1913. № 29 (26 дек.). С. 8..jpg (495.3 КБ) 1307 просмотров
- Mishazas
- Ремесленник комиксов
- Сообщения: 14249
- Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
- Контактная информация:
Re: Протокомиксы в дореволюционной России
Николай Васильевич Кузьмин про Радакова: «Из моей папки он выбрал пару рисунков, побранив меня за второй цвет, которым я их расцветил. Я что-то слыхал о светофильтре и заикнулся было, что можно его применить, но он мне показал свои собственные рисунки, где каждый цвет был вынесен на отдельный лист, и сказал, что так экономнее для цинкографии. Он был „участником в деле“ и по-хозяйски соблюдал экономию. Пользуясь припорохом и наложением красок, сатириконцы достигали в своем журнале большого богатства цвета всего в три прогона». (Кузьмин Н.В. Штрих и слово. — Л.: Художник РСФСР, 1967. — С. 120).
- Вложения
-
- Радаков А. А. Мы всегда идём в хвосте … Новый Сатирикон. 1914. № 1 (2 янв.). С. 8.jpg (661.92 КБ) 1277 просмотров
- Mishazas
- Ремесленник комиксов
- Сообщения: 14249
- Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
- Контактная информация:
Re: Протокомиксы в дореволюционной России
* * *
Племянник художника Иван Михайлович Майский о деятельности Чемоданова в 90-х:
Племянник художника Иван Михайлович Майский о деятельности Чемоданова в 90-х:
Потом он опять возвращается в Москву и за двадцать пять рублей в месяц (!) становится ординатором знаменитого в то время профессора Склифосовского. Одновременно он дает блестящие иллюстрации к учебнику анатомии профессора Зернова. Потом он увлекается областью зубоврачевания и становится ее фанатиком. В течение ряда лет он редактирует журнал «Одонтологическое обозрение», работает на Высших зубоврачебных курсах, читает доклады в различных научных обществах и на съездах. Вместе с тем дядя Миша становится одним из самых популярных дантистов в Москве. В его приемном всегда длинная очередь больных — нередко самых именитых граждан города, — которые терпеливо ждут часами. Пациенты, а особенно пациентки, приходят к доктору с работой, с книгами, с вязанием, с вышиванием, приносят бутерброды и фрукты, располагаются по-домашнему, знакомятся, судачат, занимаются сплетнями и флиртом. По Москве в то время ходил рассказ, как двое молодых людей, познакомившись на приеме у дяди Миши, за время лечения зубов пережили страстный роман, закончившийся счастливым браком. Дядя Миша был посаженым отцом у них на свадьбе. По натуре Чемоданов был человек крайне беспорядочный, но работать любил «на совесть». Поэтому с каждым пациентом он возился долго и обстоятельно. А так как пациентов было много и дядя органически не способен был выдерживать точные сроки, то в его порядке дня получался невероятный хаос. Больных он начинал принимать с семи часов утра, кончал работу поздней ночью. Спал несколько часов, питался урывками и в совершенно неположенное время. Сплошь да рядом он до такой степени утомлялся, что, садясь один (вся семья уже спала) часа в два ночи поесть, он засыпал за столом с непережёванной пищей во рту. Тетя Лиля рассказывала, что однажды крыса (которых вообще в доме было много) вскочила на стол и откусила половину котлеты, торчавшей из дядиного рта. Но дядя спал и ничего не заметил. Так проходят годы, 90-е годы.
Майский И. М. Мой дядя Чемоданов // Перед бурей. — М.: Молодая гвардия, 1945. — С. 77–89 (с. 87).
- Вложения
-
- Чемоданов М. М. Изобретения Эдисона. WEB.jpg (1.27 МБ) 1023 просмотра
-
- Чемоданов М. М. Изобретения Эдисона. WEB1.jpg (286.78 КБ) 1023 просмотра
-
- Чемоданов М. М. Изобретения Эдисона. WEB2.jpg (292.28 КБ) 1023 просмотра
-
- Чемоданов М. М. Изобретения Эдисона. WEB3.jpg (272.34 КБ) 1023 просмотра
-
- Чемоданов М. М. Изобретения Эдисона. WEB4.jpg (264 КБ) 1023 просмотра
-
- Чемоданов М. М. Изобретения Эдисона. WEB5.jpg (286.66 КБ) 1023 просмотра
-
- Чемоданов М. М. Изобретения Эдисона. WEB6.jpg (266.45 КБ) 1023 просмотра
Re: Протокомиксы в дореволюционной России
Прикольно, кстати, нарисовано.
...
Ну или, маловероятнее, иррационал, сенсорик, логик, интроверт. Габен, Мастер. (Но Габен вряд ли будет париться настолько, чтоб с котлетой во рту засыпать).
---
ХАРАКТЕРОМЕТРЪ (с)
Соционику пытались изобрести уже тогда.
...
Иррационал, сенсорик, логик, экстраверт. (Скорее всего). Жуков, Маршал. (И судя по вулканической деятельности тоже).
Ну или, маловероятнее, иррационал, сенсорик, логик, интроверт. Габен, Мастер. (Но Габен вряд ли будет париться настолько, чтоб с котлетой во рту засыпать).
---
ХАРАКТЕРОМЕТРЪ (с)
Соционику пытались изобрести уже тогда.
Tzratzk
https://sponsr.ru/mbi_comics/
https://sponsr.ru/mbi_comics/
- Mishazas
- Ремесленник комиксов
- Сообщения: 14249
- Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
- Контактная информация:
Re: Протокомиксы в дореволюционной России
Не думаю, что Жуков или Габен.
Из тех же воспоминаний его племянника:
Из тех же воспоминаний его племянника:
В годы безвременья он, подобно моим родителям стал одним из тех левых, прогрессивных, антицаристски настроенных интеллигентов, которые, если можно так выразиться, представляли собой «легальную оппозицию» самодержавию. И теперь, когда первые удары революционной грозы разбудили в дяде Мише его старые боевые инстинкты, он сначала выходит на арену в качестве революционного одиночки. Он ходит на все митинги и собрания, он собирает деньги и подписывает адреса и петиции, он говорит на съездах и требует освобождения арестованных. Но он не записывается ни в одну из партий. Мало-помалу, однако, события и собственные настроения начинают все больше толкать Чемоданова туда, где горячее всего кипит борьба против самодержавия. Дядя Миша сближается с московскими большевиками. Он становится сторонником вооруженного восстания. И тут он вновь возвращается к своему острому и убийственному оружию — карандашу. Он выпускает целую серию талантливо сделанных политических открыток, которые с несравненной силон наносят удары царизму, реакции, генералу Трепову, «реформатору» Булыгину и ядовито высмеивают трусливо-соглашательскую позицию либеральной буржуазии. Заканчивается эта серия замечательной, истинно пророческой карикатурой: царь пляшет на груде черепов, и рядом тот же царь на виселице. Подпись гласит: «Допляшется». Эти революционные открытки тайно печатаются в одной из московских фотографий, распространяются в десятках тысяч экземпляров и приносят значительный доход, который идет в кассу Московского комитета большевиков и в политический Красный крест. По вот революция на отливе. Потрясенный царизм временно возвращает себе власть. Начинается дикая расправа со всеми врагами самодержавия. Ее жертвой становится и дядя Мита. Два обыска. Арест. Бутырская тюрьма. Крупозное воспаление легких, схваченное в сырой, холодной камере. Выпуск на поруки умирающего заключенного. Отчаянные попытки семьи и друзей предотвратить роковой конец. Но уже поздно: царские палачи умеют делать свое дело. В январе 1907 года дядя Миша умер в возрасте всего лишь пятидесяти двух лет.
Майский И. М. Мой дядя Чемоданов // Перед бурей. — М.: Молодая гвардия, 1945. — С. 77–89 (с. 88–89).
- Вложения
-
- М.Чемоданов.1906, после заключения (Муз.Москвы).jpg (92.46 КБ) 999 просмотров
-
- М.Чемоданов.1907 (Муз.Москвы).jpg (64.64 КБ) 999 просмотров
-
- Чемоданов М.М. Бюрократическое решение вопроса об университетской автономии, 1905..jpg (115.58 КБ) 999 просмотров
-
- Чемоданов М.М. Две перспективы. 1906.jpg (27.96 КБ) 999 просмотров
-
- Чемоданов М.М. Отбросьте ваши сомнения.jpg (178.81 КБ) 999 просмотров
-
- Чемоданов М.М. Руки коротки! 1906.jpg (55.8 КБ) 999 просмотров
Re: Протокомиксы в дореволюционной России
А где тут несовпадение? Прям в ноль Ульянов-Ленин (который тоже Жуков).
И, да, пожалуй, не Габен.
---
...Ощущение своей физической силы, ощущение собственной власти, собственных полномочий имеют для Жукова исключительную значимость. Он уважает власть, уважает силу, уважает любую иерархическую систему, потому что там все держится на "правильной", в его понимании, расстановке сил. Жуков всегда старается найти себе применение в рамках уже существующей, главенствующей системы. Это — первая стадия в любых его начинаниях, это его "программа-минимум", его первая цель. "Волевая" программа Жукова заключается в последовательном достижении реальных, быстро осуществимых целей всеми возможными средствами. ("Цель оправдывает средства".) Конечная цель Жукова — занять в системе иерархий главенствующее место.
Не важно, кем он сейчас является, — лидером оппозиции, начальником отдела или "командиром звездочки": он всегда ощущает себя человеком, наделенным властью и полномочиями. В рамках вверенного ему участка он неуязвим, он — беспрекословный авторитет, он — Бог и царь. Даже работая в отделе рядовым служащим, Жуков, поставивший перед собой "высокие цели", может в кратчайший срок подчинить своему влиянию начальство (иногда это ему выгоднее, чем самому возглавлять отдел).
Организация силовых структур и лидерство в ней — одна из социальных функций представителя этого типа. Внедрение в систему, поиск единомышленников в рамках системы, внедрение в сферу важнейших влияний и важнейших деловых интересов с последующим введением туда "своих людей", деятельность которых он будет контролировать, координировать и которые в нужный момент будут ему подчиняться, — все это не что иное, как создание собственной структуры в рамках уже существующей системы: последовательный и поэтапный захват власти методом "постепенно сжимающегося железного обруча". На цели, не отвечающие конечным задачам, Жуков не разменивается. Более того, он не даст себя сбить с толку. (Например, оппозиционная система его заинтересует только в том случае, если она имеет реальные шансы захватить власть. К диссидентскому движению он примкнет, если увидит для себя реальную и безопасную возможность заработать "политический капитал" или последующую возможность возглавить оппозицию.)
(с) Вера Стратиевская. Как сделать, чтобы мы не расставались
Tzratzk
https://sponsr.ru/mbi_comics/
https://sponsr.ru/mbi_comics/