Фёдор Деркач "Манга (отличительные особенности)"
ВВЕДЕНИЕ
Отношение к такому роду искусства как манга и анимэ в России неоднозначное, если не сказать парадоксальное, и проблема здесь не столько в том, что одним эти виды искусства нравятся, а другим нет. Подобная ситуация характерна не только для России, но и для остального мира, где японские комиксы и мультипликация обретают все большую популярность, и даже для самой Японии. Но парадокс заключается в том, что, несмотря на настоящий культ манга и анимэ в широких массах, в академических кругах на них продолжают смотреть свысока, и изучением этого феномена японской культуры в России занимаются в основном любители, что отнюдь не принижает значения их исследований. Однако, процесс исследований в целом стихиен, а потому чреват разночтениями и рискует скатиться в пучину нескончаемых споров по несущественным вопросам. Тем временем эту нишу осваивают журналисты, безграмотность которых в касающихся Японии вопросах уже стала притчей во языцех среди профессиональных японистов.
Кроме того, в своих исследованиях любители опираются чаще всего на англоязычные источники, то есть получают информацию из вторых уст. Это вполне объяснимо: даже в стандартном японском книжном магазине не всегда можно найти издания, рассматривающие манга с фундаментальных позиций, как культурный феномен.
Так, например, даже в Японии стандартным теоретическим пособием по манга можно считать книгу "Теория японских манга" (Нихон манга-рон), которое на самом деле является переводным изданием книги американского исследователя и популяризатора манга Фредерика Щодта "Япония - страна грез". Ей и другими работами этого автора пользуются исследователи за пределами Японии. Основная масса печатаемой в Японии литературы о манга и анимации носит прикладной характер, в частности, издано достаточно много практических пособий в помощь начинающим авторам. Естественно, это обусловлено особенностями японского рынка (в стране, где более половины читающего населения предпочитает комиксы, научную литературу покупают плохо), поэтому исследования, раскрывающие стилистику, социальную изнанку этого рода искусства, его философское содержание, выходят очень небольшими тиражами и во многих случаях недоступны для исследователя извне. Манга иногда называют жанром, что неверно в корне, так как не соответствует масштабу явления (внутри манга существуют различные жанры), по той же причине далеко не всегда можно определять манга как стиль.
В данной работе мы уделим основное внимание явлению манга, прежде всего специфике его языка. Японскую же анимацию мы будем затрагивать лишь по необходимости. Это не случайно, так как понятие манга первично, в нем заложены все основополагающие принципы, распространяющиеся на анимэ, которое является логическим продолжением манга. Вряд ли стоит жестко разделять эти два понятия, так как на самом деле это один и тот же культурный феномен, только существующий в печатной и кино- ипостаси. Их связи мы коснемся в основной части работы, а пока ограничимся лишь тем фактом, что два эти понятия на практике постоянно путаются и взаимозаменяются, как в России, так и Японии, как любителями, так и профессионалами.
Продолжение: http://www.susi.ru/manga/
фёдор деркач "манга (отличительные особенности)"
- Дмитрий Марков
- Предводитель
- Сообщения: 4546
- Зарегистрирован: 08 май 2006, 16:35
фёдор деркач "манга (отличительные особенности)"
Не смотри на жизнь так же мрачно, как она на тебя!
- Дмитрий Марков
- Предводитель
- Сообщения: 4546
- Зарегистрирован: 08 май 2006, 16:35
Тема "Восприятие Манги" на форуме Spider-Media
http://spidermedia.ru/phpbb/viewtopic.p ... sc&start=0
http://spidermedia.ru/phpbb/viewtopic.p ... sc&start=0
Не смотри на жизнь так же мрачно, как она на тебя!
- Mishazas
- Ремесленник комиксов
- Сообщения: 13924
- Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
- Контактная информация:
Спасибо за ссылку! Замечательный материал.
Меня смутили только сравнительные диаграммы уровня преступности в США и Японии с объёмом продаж комиксов в обеих странах.
http://www.susi.ru/manga/gr2.gif
В таких диаграммах надо указывать источник, единицы измерения, временной промежуток и год. А то непонятно: продано 1 500 000 манги. За сколько? За год, за месяц, в день? Явно, что не за год и не месяц, поскольку только тираж одного еженедельника с мангой может доходить до миллиона экземпляров.
Если не ошибаюсь, эти данные из книги Щодта. Хорошо бы добавить оттуда точные параметры.
Меня смутили только сравнительные диаграммы уровня преступности в США и Японии с объёмом продаж комиксов в обеих странах.
http://www.susi.ru/manga/gr2.gif
В таких диаграммах надо указывать источник, единицы измерения, временной промежуток и год. А то непонятно: продано 1 500 000 манги. За сколько? За год, за месяц, в день? Явно, что не за год и не месяц, поскольку только тираж одного еженедельника с мангой может доходить до миллиона экземпляров.
Если не ошибаюсь, эти данные из книги Щодта. Хорошо бы добавить оттуда точные параметры.
__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
- Дмитрий Марков
- Предводитель
- Сообщения: 4546
- Зарегистрирован: 08 май 2006, 16:35
Ну, берем что дают. А материал действительно интересный. Сейчас кстати еще одна книга на английском вышла.
Robin E. Brenner "Understanding Manga and Anime"
Интервью с автором: http://www.bookslut.com/features/2008_01_012167.php
Список 10 лучших японских комиксов по его мнению:
http://www.bookslut.com/comicbookslut/2 ... 012166.php
Robin E. Brenner "Understanding Manga and Anime"
Интервью с автором: http://www.bookslut.com/features/2008_01_012167.php
Список 10 лучших японских комиксов по его мнению:
http://www.bookslut.com/comicbookslut/2 ... 012166.php
Не смотри на жизнь так же мрачно, как она на тебя!
- Дмитрий Марков
- Предводитель
- Сообщения: 4546
- Зарегистрирован: 08 май 2006, 16:35
Довольно интересная подборка литературы по манге (на англ.), причем за рубли.
http://www.logobook.ru/prod_list.php?ftype=0&page=1
Не смотри на жизнь так же мрачно, как она на тебя!