Компоновка кадров на полосе комикса

Аватара пользователя
DanmaxX
Охотник на ведьм
Сообщения: 452
Зарегистрирован: 06 май 2006, 20:34
Откуда: мой адрес не дом и не улица, мой адрес Советский Союз
Контактная информация:

Компоновка кадров на полосе комикса

Сообщение DanmaxX »

В разных школах комикса есть уже устоявшиеся принципы компоновки кадров на странице комикса. Так например во франко-бельгийской школе приветствуется разбивка полосы на 3-5 стрипов, в Америке наоборот - лучше реагируют на малое количество кадров равно как и в Японии.
Я,к примеру, взял за обычай формировать страницу тремя горизонтальными стрипами. Считаю это самой удобной формой компоновки листа, есть возможность что то легко убрать или наоборот- добавить. Это как в мультипликации - есть лист и делай в пределах него что душа пожелает.
Многие считают что это ставит сильные ограничители в процесс рисунка и предпочитают вольную разбивку полосы на кадры.
С точки зрения науки этот вопрос разобрал Владимир Сахнов в своем "трактате об идеальном комиксе" ,но я хотел бы узнать, в часности, что по этому поводу думает многоуважаемая публика.
АНДЕГРАУНД - оскорбление во всех понятиях !!!
" Все будет хорошо ! Или наоборот, но тогда все будет очень плохо ! " Лесоруб
мой официальный и давно заброшенный сайт сайт http://baddreams.land.ru
Мой обновляемый блог http://danmaxx.blogspot.com/
Аватара пользователя
Bessonov
Новичок
Сообщения: 232
Зарегистрирован: 30 июл 2006, 20:59

Сообщение Bessonov »

Не знаю, как многоуважаемая публика, а я считаю, три этажа в самый раз. Я вообще больше тяготею к крупным кадрам. Одобряю применение кадров на целый разворот. Шикарно, когда в таком кадре на фоне чего-то эпического рисуется название комикса. Скажем, пусть это будет вторая и третья страница. Не люблю кадровую неразбериху, в особенности те клинические случаи, когда автору приходится ставить стрелочку. Таковы мои скромные предпочтения.
Аватара пользователя
tomo
Новичок
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 30 сен 2006, 10:10
Откуда: Смоленск
Контактная информация:

Сообщение tomo »

Мне нравится в этом вопросе разнообразие. Так динамичней и интереснее. Главное, чтобы при этом порядок чтения не путался и будет все замечательно :) Еще люблю фигуры вне рамок, но такое стоит рисовать не слишком часто, раз в десять страничек, скажем.
Все вышенаписанное является сугубо моим любительским мнением =)
мой сайт http://tomo-art.com/
Аватара пользователя
DanmaxX
Охотник на ведьм
Сообщения: 452
Зарегистрирован: 06 май 2006, 20:34
Откуда: мой адрес не дом и не улица, мой адрес Советский Союз
Контактная информация:

Сообщение DanmaxX »

Бидструп, с которого наверное начинала познавать комикс половина здесь присутствующих, вообще обходился без кадров.
АНДЕГРАУНД - оскорбление во всех понятиях !!!
" Все будет хорошо ! Или наоборот, но тогда все будет очень плохо ! " Лесоруб
мой официальный и давно заброшенный сайт сайт http://baddreams.land.ru
Мой обновляемый блог http://danmaxx.blogspot.com/
Аватара пользователя
Роман Сурженко
Местный
Сообщения: 734
Зарегистрирован: 06 май 2006, 16:37
Контактная информация:

Сообщение Роман Сурженко »

DanmaxX писал(а):Бидструп, с которого наверное начинала познавать комикс половина здесь присутствующих, вообще обходился без кадров.
Лишнее подтверждение тому, что необходимо однозначно ОПРЕДЕЛИТЬСЯ с терминологией. Бидструп обходился без РАМОК кадров, а не без кадров. Иначе как тогда называть рисунки, составляющие последовательное связное повествование (комикс?), которое Бидструп повествовал?
Пришел, увидел, удалил.
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 40952
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Сообщение Tzratzk »

Роман Сурженко писал(а):Лишнее подтверждение тому, что необходимо однозначно ОПРЕДЕЛИТЬСЯ с терминологией. Бидструп обходился без РАМОК кадров, а не без кадров. Иначе как тогда называть рисунки, составляющие последовательное связное повествование (комикс?), которое Бидструп повествовал?
У Бидструпа вообще не комиксы. А то, что я бы назвал "типа слайдфильм". "История в картинках".
Аватара пользователя
DanmaxX
Охотник на ведьм
Сообщения: 452
Зарегистрирован: 06 май 2006, 20:34
Откуда: мой адрес не дом и не улица, мой адрес Советский Союз
Контактная информация:

Сообщение DanmaxX »

Хм ... Раз мы уж заводим разговоры о том что необходимо подогнать все западные термины под советские шаблоны, с какой тогда стати Вы, Александр, употребляете слова на латинице ? Изьясняйтесь по-нашему.
И вообще тема не о том была : скучна ли компоновка в четкие горизонтальные стрипы, является ли удобной для читателя компоновка в разброс на американский манер, и как удобно в этом плане работать самим художникам.
АНДЕГРАУНД - оскорбление во всех понятиях !!!
" Все будет хорошо ! Или наоборот, но тогда все будет очень плохо ! " Лесоруб
мой официальный и давно заброшенный сайт сайт http://baddreams.land.ru
Мой обновляемый блог http://danmaxx.blogspot.com/
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 40952
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Сообщение Tzratzk »

Александр Ремизов писал(а):Битструп - это абсолютно и безусловно комиксы - comic strip. Как составная часть Graphic narrative, которое в свою очередь входит в Sequential Art. (если принять, что Graphic narrative - это определение связного драматургического повествования в рисунках, а Sequential Art - общее обозначение искусства последовательных изображений, в которое кроме Graphic narrative может входить и Photographic narrative)
У Бидструпа я не вижу на странице комикса в силу полного отсутствия общей композиции страницы. Кадры никак не связаны между собой композиционно. Просто набор однотипных карточек.
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 14498
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Сообщение Mishazas »

DanmaxX писал(а):скучна ли компоновка в четкие горизонтальные стрипы, является ли удобной для читателя компоновка в разброс на американский манер, и как удобно в этом плане работать самим художникам.
Американская и, особенно, манговская разбивки хороши, если уметь правильно «ломать» рамки, чувствовать -- когда их открывать, а когда нет. То есть уметь объяснить, как увязывается с логикой повествования то, что нога вошла в другой кадр, или что дана врезка в круглом кадре, и т.д. Т.е., понятно что, нормальный художник творит на подсознательном уровне без сложных теоретических выкладок, но у мастера постфактум видно, что всё он сделал правильно.

Опыт, мастерство приходят после долгой практики. Тот же Уилл Айснер, прежде чем стать пионером в расширении изобразительных приёмов комиксов, перерисовал огромное количество комиксов с «рабоче-крестьянской» раскадровкой -- по 3-4 ряда на полосе.

В обеих своих книгах Айснер устраивает своего рода экскурсию по самым своим любимым работам и объясняет: как и что он в них планировал.

Я в однажды подготовил в электронном виде анонс вроде краткого описания, и разбор одного из примеров Айснеровской книги (за что огромное спасибо Александру Дворянкину -- без его просьбы руки бы не дошли). Даю в следующем сообщении. Естественно, этот пример не закроет всех вопросов, но хотя бы покажет, сколько факторов надо учитывалось при компоновке полосы.
__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 14498
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Сообщение Mishazas »

О КНИГЕ АЙСНЕРА "SEQUENTIAL ART & COMICS"
Первое издание «Sequential Art & Comics» состоялось в 1985-м году. Термин sequential art нельзя адекватно перевести на русский. Сказать буквально «последовательное искусство» значит оставить читателя в лёгком недоумении относительно сути обсуждаемого предмета. В американском английском слово «art» занимает немного иную семантическую нишу, чем «искусство» в русском. В зависимости от контекста оно может означать и то, что у нас более узко определяют изобразительным искусством, и искусство в традиционном значении слова.

В своей книге Айснер вырвался из традиционного для теории тех лет замкнутого круга «жанр сюжета—стиль рисунка». Избежал он и безапелляционности редакционных памяток комиксисту, вроде ставшего притчей во языцех пособия «Как рисовать комикс по-марвеловски» Стэна Ли и Джона Бускемы. У Айснера не встретишь предупредительных окриков с дозорной вышки, вроде «Не сметь рисовать женщинам горбатые носы!» или «Вот так не компоновать, а вот так не штриховать!», которыми богаты инструкции Ли. «Запомните: в творчестве не бывает «правильно» и «неправильно», — предупреждает Айснер. (Remember that in creativity there is no write or wrong)

«Последовательное искусство» предлагает неторопливую экскурсию по студии умудрённого опытом мастера. Он, словно извлекая их перед читателем из стопки портфолио, приводит примеры из старых и новых комиксов, щедро делясь секретами ремесла. Айснер, как никто, умеет обживать пространство страницы, заставляя работать на повествование каждый её элемент. Ещё полвека назад визитной карточкой Айснера стали титульные страницы газетного сериала «The Spirit» (Призрак). Из-за экономии места (каждый рассказ серии — 7 стр.) они несли большую нагрузку. Представляли название серии и рассказа, вводили в курс дела, а главное, по замыслу автора, задавали эмоциональный настрой всей истории.

Рассказ «Осьминог возвращается» (1951 г. -- см. GIF во вложениях), первая полоса (так называемая splash page, или просто splash). Осьминог — злодей и оппонент главного героя Призрака — возвращается в Централ-Сити. Ничего хорошего это не сулит. Ощущение дискомфорта создаётся уже при компоновке кадров и текста. «Наклон реплик и границ кадров рассчитан на подсознательный эффект», — объясняет Айснер. Крен кадров оправдан местом действия — движущимся в сабвее вагоном. Взгляд «камеры» во всех трёх кадрах находится в одной точке. Статичная точка зрения словно помещает читателя в центр вагона, делает участником событий и работает на эффект сопереживания. Наклоны интерьера дают почувствовать качку на себе. На движение вагона работает и пластика приближающегося слепца. Он идёт широкой «матросской» походкой. «Открытые» кадры (кадры без контурных границ) убирают фрагментарность. Будь границы очерчены — происходящее воспринималось бы, как три выхваченных сознанием кадра. Отсутствие границ словно смягчает отсутствие фаз движения, оставшихся за кадрами.

Текстовой ряд состоит из пяти составляющих. Вот они по порядку прочтения:

1) Название серии и подпись автора, обязательные на титульном листе. Они ненавязчиво вмонтированы в интерьер, как реклама на стенках вагона. Мельтешение крупной надписи «Spirit» под разными углами также создает ощущение качки.

2) Аншлаги газет с присущей им сенсационностью: «Осьминог опять в Штатах» — «Он у нас в Централ-Сити» — «Международный преступник вернулся в США». Они задают тревожный настрой и сообщают информацию, становящуюся завязкой сюжета.

3) Авторский текст:
Под городскими тротуарами далеко в глубине от топота дефилирующей толпы пульсирует сеть подвижной стали, именуемая «сабвей».

Несчётными часами, днями и ночами вагоны бегут миля за милей, заглатывая и выплёвывая человечий груз,..

… и поезда рычат, недовольные беспечностью своих пассажиров.

Тут текст от автора практически ничего не сообщает по сюжету, уступив место газетам, но, благодаря экспрессионистическому стилю, служит общему делу нагнетания тревоги. Болтание строк тоже рассчитано на эффекты качки и присутствия (будто читаешь в метро).

4) Звукоэффекты. Стук колёс «кликити-клак» врывается в авторский текст. Работает на эффект присутствия. Так в кино звукооператоры перебивают шумом извне реплики героев.

5) Название рассказа «Осьминог возвращается». Расположено внизу последнего кадра и, как бы, подводит черту под заголовками газет: «Да, Осьминог действительно возвращается». Кроваво истекающий шрифт усиливает драматизм. И становится ясно, что пробиравшийся по вагону слепец и есть этот самый Осьминог.

Таковы правила игры. Обжить тему комикса. Определить все его элементы. Подчинить их теме и органично смонтировать так, чтобы у читателя исчезло ощущение фрагментарности комикса, и история плавно потекла вперёд, как в кино. Что же это за элементы? Глава за главой Айснер изложил их читателям.
Вложения
Eisn_Cover-copy.jpg
Eisn_Octopus.gif
__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 14498
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Сообщение Mishazas »

Александр Ремизов писал(а): Интересно, в художественных вузах при обучении говорят о "правильно/неправильно" и выставляют ли оценки?
Во-первых, хороший преподаватель даёт позитивные академические примеры из того, что прошло проверку временем и оказалось востребованным.

Во-вторых, существуют очевидные ошибки, и профессионал их сразу может указать. Например, композиционные. Линия воротника на одном уровне с горизонтом – это в 99 случаях из 100 ошибка. Горизонт словно отсекает голову с шеей от туловища, хотя в планы художника садизм не входил. Подобных ученических ошибок тысячи. Переделав энное количество нудных, но «правильных» работ студенты закладывают в подкорку определённый объём навыков и знаний. Существует педагогический афоризм: «Чтобы научиться хорошо рисовать человека, надо выучить анатомию назубок и тут же её забыть».

Оценки ставят. В 1990-м я единственный на всём курсе получил двойку за композицию на тему «Сельский пейзаж». Моя работа называлась «Гном, ведущий лошадь» и изображала проваливающегося по колено в снег гнома, который вёл под уздцы усталую лошадь. Картина сейчас висит дома в прихожей и очень нравится детям.
__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
Аватара пользователя
DanmaxX
Охотник на ведьм
Сообщения: 452
Зарегистрирован: 06 май 2006, 20:34
Откуда: мой адрес не дом и не улица, мой адрес Советский Союз
Контактная информация:

Сообщение DanmaxX »

What is the comiс strip ?
Give, please precise definition to the term !!!
АНДЕГРАУНД - оскорбление во всех понятиях !!!
" Все будет хорошо ! Или наоборот, но тогда все будет очень плохо ! " Лесоруб
мой официальный и давно заброшенный сайт сайт http://baddreams.land.ru
Мой обновляемый блог http://danmaxx.blogspot.com/
Аватара пользователя
DanmaxX
Охотник на ведьм
Сообщения: 452
Зарегистрирован: 06 май 2006, 20:34
Откуда: мой адрес не дом и не улица, мой адрес Советский Союз
Контактная информация:

Сообщение DanmaxX »

Александр Ремизов писал(а):Тем не менее сентенция "Запомните: в творчестве не бывает «правильно» и «неправильно»" пользуется сенсационным успехом. С этой фразой может конкурировать только "Я так вижу". Тандем из этих фраз - мощнейшее оружие любого криворукого мазилы против любой критики. Если бы было что-то столь же действенное против редакторов и заказчиков, то жизнь худа была бы полнейшей синекурой.
Вот пример из моей житухи : один раз меня редактор заставил перерисовать две полосы комикса, изменив мою обычную разбивку страницы в 3 стрипа на американский разброс. Для меня это было мучением длящимся в 3 раза больше чем ушло на нарисование орригинальных двух полос.
Аргументом редактора было именно : " Я думаю что так будет эффектней !"
Количество кадров при перерисовке сократилось вчетверо, хотя текст остался в прежнем виде. И данный вариант заказчика устроил больше.
АНДЕГРАУНД - оскорбление во всех понятиях !!!
" Все будет хорошо ! Или наоборот, но тогда все будет очень плохо ! " Лесоруб
мой официальный и давно заброшенный сайт сайт http://baddreams.land.ru
Мой обновляемый блог http://danmaxx.blogspot.com/
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 14498
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Сообщение Mishazas »

Александр Ремизов писал(а):Тем не менее сентенция "Запомните: в творчестве не бывает «правильно» и «неправильно»" пользуется сенсационным успехом. С этой фразой может конкурировать только "Я так вижу". Тандем из этих фраз - мощнейшее оружие любого криворукого мазилы против любой критики.
Есть и другая сторона медали: самое замечательное произведение может гнобиться авторитетной критикой. Один из классических примеров -- развенчивание Львом Толстым Вильяма Шекспира. Старец объяснял, что успех драматурга был создан искусственным путём и являлся результатом заговора немецких профессоров :)

Если интересны детали, то подробно эту историю анализирует знаменитый антиутопист Джордж Оруэлл в эссе «Лир, Толстой и шут»
http://www.upravda.ru/archive/315.html
__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
Аватара пользователя
DanmaxX
Охотник на ведьм
Сообщения: 452
Зарегистрирован: 06 май 2006, 20:34
Откуда: мой адрес не дом и не улица, мой адрес Советский Союз
Контактная информация:

Сообщение DanmaxX »

Mishazas писал(а): Один из классических примеров -- развенчивание Львом Толстым Вильяма Шекспира. Старец объяснял, что успех драматурга был создан искусственным путём и являлся результатом заговора немецких профессоров :)
Т.е мы видим в работе прототип Public Relations, а в простонародии ПиАр.
Интересно какую его разновидность ? Черный или Серый ?
АНДЕГРАУНД - оскорбление во всех понятиях !!!
" Все будет хорошо ! Или наоборот, но тогда все будет очень плохо ! " Лесоруб
мой официальный и давно заброшенный сайт сайт http://baddreams.land.ru
Мой обновляемый блог http://danmaxx.blogspot.com/
Ответить