Вчера (22-11-23) РГДБ дополнила свою простирающуюся в глубь веков электронную мега-коллекцию прессы для детей и юношества прекрасно отсканированной годовой подшивкой еженедельника «Галчонок» за 1912 год:
https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/12345 ... ilter=1912
Это уникальное дореволюционное издание для детей, созданное на базе «Сатирикона» (главного юмористического журнала России тех времён), реформировало детскую периодику, заложив новую типологическую модель , принципиально отличную от конкурентных «Галчонку» изданий:
— более качественно, обширно и разнообразно проиллюстрированную;
— менее дидактичную и более лаконичную, демократичную и созвучную детским интересам в литературном плане;
— интерактивную, нацеленную на интенсивный диалог с маленьким читателем;
— по максимуму использующую возможности современной изданию полиграфии для создания многофункционального, зрелищного макета;
— размещающую в каждом номере не менее трёх оригинальных, не переводных, рассказов в картинках, тем самым знаменуя очередной этап в историографии отечественного комикса.
Немаловажным фактором, способствовавшим выдвижению «Галчонка» на первый план, стало назначение на должность главреда высококвалифицированного художника. Если для взрослой журналистики подобное не было новшеством (достаточно вспомнить «Художественный листок» Василия Тимма или «Будильник» Николая Степанова), то все без исключения детские журналы, вне зависимости от их достоинств или отсутствия оных, страдали избыточной литературностью — в очевидный ущерб наглядности.
«Надо вспомнить то время — 1910–1915 годы. Двадцать лет сюсюкало «Задушевное слово» на радость почтенных родителей, мудро и скучно поучал «Родник», выходили безличные «Тропинки» и «Светлячки». Вот почти всё, что тогда преподносилось детям. Юмор в детских журналах считался зубоскальством, юмористический рисунок, карикатура были изгнаны со страниц детских журналов, как рассадник плохого вкуса, чуть ли не хулиганство, упрощение рисунка считалось его извращением, а о политике и общественной жизни в детском журнале и думать было нечего. Ни художников, ни писателей для детей, в том смысле, как мы их сейчас знаем, тогда не было» , — размышлял главный художник «Сатирикона» Алексей Радаков 30 лет спустя.
При выборе редактора для нового детского еженедельника издатель развлекательных журналов Михаил Корнфельд колебался между профессиональным педагогом и Радаковым. В пользу последнего чашу весов склоняет рецензия самого Александра Бенуа, позиционирующего художника как выдающегося мастера рассказов в картинках: «Радаков был бы чудесным рисовальщиком для детей. Он один из крайне редких русских людей, которые умеют говорить на языке, не только понятном для детей, но и милом для них. Это — рассказчик по природе. Он, как Каран д'Аш, слабеет в тех случаях, когда задается изображением одного характерного момента и вполне овладевает материей, когда дает серию изображений. Это не символист, а эпик».
Достигнув рекордного в своей категории тиража 18 тыс., журнал Радакова сталкивается с волной жёсткой критики. Попытка издателя выхолостить содержание в надежде сбить эту волну приводит к резкому спаду продаж. Слишком прогрессивный и эпатажный для своих современников «Галчонок» в 1913 году прекращает свой экстравагантный полёт. Но именно его модель оказалась наиболее преемственной у последующих советских изданий для ребят. Напрямую или опосредованно, но многое из наработок «Галчонка» находит своё развитие в «ЧИЖе», «Еже», «Сверчке», «Весёлых картинках», «Мурзилке», «Трамвае» — словом, на протяжении всей истории нашей детской печати.
В числе прочих рекомендую №5, посвящённый зверюшкам. Ниже привожу в основном комиксы и художественные страницы из него, но и литературная часть весьма познавательна.