Много поучительного о комиксах обнаруживается в серии относительно немноготиражных публицистических книжек «Империализм: события, факты, документы». Во времена издания они мне не попадались, а жаль. С удовольствием почитал бы их в ту небогатую на информацию о масскульте эпоху, а с ещё большим удовольствием порассматривал бы любовно исполненные коллажи и репродукции с фрагментами комиксов, демонстрирующих деградацию западной культуры.
Литература человеконенавистничества : Сборник статей. / Сост. Н. Анастасьев и М. Озеров. — М.: Худож. лит., 1980.
Сборник содержит статьи советских литературоведов, журналистов, писателей, разоблачающих «массовую культуру» в капиталистических странах Запада. Волна комиксов, романов ужаса, сентиментально-слащавого чтива на книжном рынке, порнография, низкопробная мистика, пустая развлекательность в кино и на экранах телевизоров — вот что порождает низкий вкус, способствует оглуплению читателя. Это убедительно доказывают авторы статей. Сборник выходит в серии «Империализм: события, факты, документы».
Владимир Владимирович Молчанов
ЛИТЕРАТУРА УЖАСА И МИСТИФИКАЦИЯ ЧИТАТЕЛЯ
Немногие из «великих идей», созданных коммерческим искусством и паралитературой, могут по части долговечности соперничать с таинственными блюдцами. Среди них в первую очередь комиксовый, а сегодня уже и киномиф о Супермене. Он впервые появился в 1938 году (когда о блюдцах и слыхом не слыхали), этот результат содружества двух американцев — писателя Джерри Сигеля и художника Джо Шустера.
Вскоре у Супермена появились коллеги, они же конкуренты: Капитан Мэрвел, Капитан Америка, Бэтман... Полку сверхгероев все прибывало. Кроме того, им нужны были достойные противники — антисверхгерои. И те высыпали на страницы комиксо- вых изданий: Человек-Горилла, Ледяной Человек, Икс-Человек и т. д. И еще сверхлюдям нужны были сверхподруги. В 1942 году начала выходить серия о Чуде-Женщине. Эта дама обладает невероятной способностью подчинять и побеждать. Она сначала ослепляет врагов красотой, а потом бьет намертво. К тому же может перемещаться по воздуху и владеет приемами каратэ. Под стать ей антигероиня — причудливое существо женского рода по прозвищу Вэсп, отдаленно напоминающее Медузу Горгону.
До начала 60-х годов все суперлюди управлялись со своими противниками в одиночку. Силенок и храбрости у них хватало. Но перестало хватать изобретательности у их авторов. Она катастрофически быстро иссякала. Казалось, все возможные варианты приключений были перепробованы.
А что, если — решил американский издатель и художник Стэнли Либер — организовать отряд суперменов, этакую боевую, комплексную по своим задачам группу замысловатых страшилищ и силачей? Так родились: Человек-Паук (странное создание с паучьим брюшком, стальными щупальцами и физиономией голливудского красавца), Невидимая Девица, волосатая личность, именуемая Фантастическим Медведем, и много других сказочно свирепого вида героев. Вместе со своими персонажами Либер начал успешные боевые действия против издателей-конкурентов, по-прежнему выставляющих в качестве бойцов изрядно потрепанных в кровавых схватках Супермена и Чудо-Женщину.
Одно время казалось, что прасверхгерою уже не выдержать бешеного натиска рисованных уродцев. Но нет: он таки вышел победителем, пережил второе рождение.
В начале 1979 года на экраны Соединенных Штатов вышел фильм Александра Залкинда «Супермен». Вот где разворачивается инопланетянин во всю свою богатырскую мощь: он и ракету рукой останавливает, и спасает высокопоставленных правительственных чиновников, а о том, что уничтожает всяческих подонков, и говорить нечего.
Сегодня в этом праздничном суперменовском ажиотаже, этом массовом чествовании фантастических героев-спасителей никто не вспоминает о предостережениях, высказанных в 50-е годы американским психиатром Фредериком Вертхэмом. В своей книге «Совращение невинного» он называл «суперменовскую идеологию наиболее негигиеничной с точки зрения психологии». Вертхэм одним из первых на Западе обратил внимание общества на губительное влияние, исходящее от комиксов. Самое страшное, что жертвами этого влияния чаще всего оказываются молодые люди. Что же касается суперменоподобных, то психиатр убедительно доказал: никакие они не справедливые защитники человечества, никакие не спасители угнетенных, а самые заурядные убийцы и к тому же сумасшедшие.
И вот эти сумасшедшие сегодня в невиданном почете. «Подвиги» их размножаются гораздо более могущественными средствами пропаганды, чем двадцать лет назад.
Иначе и быть не могло. Разве способен Фредерик Вертхэм, честный донкихотствующий интеллигент, бороться в одиночку с издательскими фирмами, выпускающими рисованные страхи? Где ему сражаться с дьяволом — буржуазной идеологией, управляющей целой сетью каналов, по одному из которых течет фирменное сатанинское зелье — фантастическая художественная информация.