коммиссия-2008: итоги

Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 14480
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

коммиссия-2008: итоги

Сообщение Mishazas »

Леонид Каганов рассказал о своей работе в жюри на «КомМиссии-2008»:
http://lleo.aha.ru/dnevnik/2008/05/14.html

Замечания о низком сценарном уровне и безграмотности многих работ верны. С другой стороны, дневник Каганова лишний раз подтверждают, что качественное судейство невозможно, если участник жюри не вписывается в три требования, априори предъявляемых к нему:

1) Компетентность. Участник жюри должен достаточно хорошо представлять, что такое комикс, а лучше всего иметь какой-нибудь практический опыт: издание, исследование, редактирование, публицистика, преподавание и т.д.
2) Беспристрастность, объективность. Например, участник жюри не должен лоббировать одно направление или тенденцию в ущерб другим.
3) Добросовестность. Необходимо потратить много времени на изучение всех работ, выставленных на сайте фестиваля.

Не знаю, насколько хорошо вписывалось жюри КомМиссии-2007 в третий пункт, но первым двум оно соответствовало идеально. Режиссер Митта прекрасно разбирается в жанре, публиковал материалы, посвящённые европейским комиксам, общался с французскими коллективами. Директор «Росмена» Маркоткин занимался вопросом потенциала комиксов на нашем книжном рынке и представлял категорию столь же редкую на КомМиссии, сколь и необходимую для неё -- издателей. Понятно, что и Митта, и Маркоткин были беспристрастны. Результат известен. Решение жюривопросов не вызвало и стало достойным завершением фестиваля.

Хоть на нынешней выставке было представлено и меньше работ, но общий уровень сильно вырос. На этом фоне решение жюри оказалось катастрофическим для КомМиссии: фестиваль дискредитировался, огромный труд организаторов для многих участников свелся на нет. С нынешними лауреатами можно ознакомиться на сайте фестиваля. По тем номинациям, что рассматривались жюри, очевидно, объективно согласиться можно только с «Лучшим самиздатом» и «Лучшим фотокомиксом». Остальные решения либо спорны, либо просто оскорбительны для тех, кто принимал участие.

Как же это могло произойти? А просто. Ни один из членов жюри не соответствовал требованиям настолько, чтобы быть им.

1) Андрей Бильжо точно не подходил по всем 3-м параметрам. В частности, он определённо был субъективен. Как художник, Бильжо не интересуется классическими, реалистическими и гротескными работами -- он исключил их из поля зрения, поскольку не разбирается в них. Наконец, (и это было прогнозируемо), он просто несерьёзно отнёсся к мероприятию, восприняв его как обычную столичную тусовку с раздачей серег и слонов.

2) У Хосе Аланиза всё идеально с пунктами 1 и 3, но было бы правильнее, если бы он сразу взял самоотвод из-за 2-го пункта. Хосе конечно же не может быть беспристрастен, потому что многие из участников фестиваля являются объектом его исследований или же просто друзья. Затем, как специалист и критик, он в первую очередь симпатизирует альтернативными направлениям от андерграунда до современных «контроверсных» течений, и явно не симпатизирует «майнстриму». В Америке борьба с майнстримом нормальное, живительное для культуры явление. Для России подобный подход губителен. У нас и майнстрима-то нет, если не считать лицензионку.

3) Проблемы с Кагановым видны из его дневника. Это 1 и 3.

Применительно к комиксам он явно запутался в оценках из-за незнания специфики комикса. Например Каганов пишет про "Собачую жизнь" DREW:
«Мило, но не хватает общей идеи и финала».
Помилуйте, какая идея и финал?! «Собачья жизнь» относится к родоначальному жанру комиксов «стрип». В стрипах может быть сквозной сюжет, а, может, и нет. Финал в них наступает только с закрытием цикла. Если проецировать на литературу, то стрип - это авторский анекдот, и оценивать его надо соответственно.

Вообще, на КомМиссии была мощная подборка циклов, относящихся к этому жанру:

Myurinos

Тэо и Звёздочка

Продавец средств индивидуальной химической защиты.

Территория СКАЗОК 3

Рыцари Репы!

Помянем конченое

Кешка

Практически, к стрипам относится и работа Oops, получившая «Лучший сценарий». Как объяснил Каганов, ответственность за выбор в эту номинацию лежала на нём. Комикс хороший. Но означает ли это, что на фестивале не было комиксов с лучшим сценарием? Были и много, но в дневнике Каганова я не нашёл ни упоминания о них, ни о том, что он их хотя бы прочитал.

Во-первых, это работы объёмом больше, чем 4 полосы. Оргкомитет ограничивает число выставляемых полос, но это не требование к комиксу, а жизненная необходимость: сервер КомМиссии не резиновый, стены «Марса» не безграничны. В нынешнем году нашлось отличное решение. Авторы многостраничных комиксов кроме четырёх полос давали ссылку, по которой можно было ознакомиться с остальными:

Кто убил Санта-клауса?
Полная версия:
http://mrcomics.ru/strips/so_original/?id=8

LOST_IN_ZOO
Полная версия:
http://forum.comics.com.ua/viewtopic.php?t=3108

Мертвец
Полная версия:
http://forum.comics.com.ua/viewtopic.php?t=3165

Говночудовище
Полная версия:
http://community.livejournal.com/ru_diy ... /3066.html

Осколки земли. История тигрят.
Полная версия:
http://forum.comics.com.ua/viewtopic.php?t=3109

При всём уважении к «Oops», сценарии всех перечисленных историй сложнее и, в профессиональном отношении, интереснее. Нельзя сравнивать анекдот с полноценным рассказом, да ещё в пользу первого.

Если говорить о тех, кто уложился в четырёхполосный лимит, то я лично для себя отметил:
Марсианская быль
Здесь есть завязка, кульминация и развязка. Это нетривиальная, блестяще рассказанная история. Она органично использует основные литературные атрибуты комикса: авторский текст и реплики. Причём -- в стихотворной форме (что мало кому удается). Наконец, она рассказана хорошим языком. Вернее, двумя: русским и суржиком.

Если найдётся добрый человек и доказательно объяснит, чем профессионально сценарий «Oops» лучше «Были», или хотя бы попадает в ту же весовую категорию, то я очень удивлюсь. Но, скорее всего, Каганов просто не изучил все работы, а значит, не вписался в третье требование.

Всё равно здорово, что он честно рассказал о своей работе в жюри, и, мне кажется, его вклад был наименее деструктивным. Там же в дневнике Каганов сообщает свою точку зрения о самой спорной работе, получившей «Гран-при»:
«Для 7 лет гениально. А наравне с прочими оценивать нельзя. Графика: 1 Сценарий: 1 Итог: 1»

Думаю, многие (включая меня) с ним согласятся. Напрашивается логический вопрос: как работа могла быть признанной лучшей, если один из трёх членов жюри поставил ей кол?

Короче, история вышла грустная. Жалко всех: организаторов, жюри, участников, победителей, фестиваль. Никто ничего плохого хотел, но получилось то, что получилось.
__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
Аватара пользователя
Eremin
Предводитель
Сообщения: 4258
Зарегистрирован: 16 май 2006, 07:27
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Eremin »

наверное мишь, кроме тебя некому нормальные оценки дать. соглавсен по всем пунктам!:)
Аватара пользователя
Bogdan
Рупор эпохи
Сообщения: 1223
Зарегистрирован: 09 май 2006, 17:42
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Bogdan »

профессиональное подведение итогов! )
без эмоций, строго и с хорошим объяснением. спасибо )
я тут - danbogdan.ru а мои стрипы там stripline.ru
Аватара пользователя
Eruialath
Новичок
Сообщения: 458
Зарегистрирован: 26 май 2006, 12:00

Сообщение Eruialath »

Кстати, не знаю, заметил кто-нибудь или нет, но среди списка партнёров фестиваля не замечено отечественных издателей комиксов (есть зарубежные), зато есть парочка отечественных издателей аниме (зарубежных нет). Странно.

Ну и не могу со своей стороны не отметить антологию бичевания от Кузьмичёва: http://blog.dahr.ru/?p=1790 (Читать с осторожностью. очень пессимистично.) Просмотрев заметки за раные годы (и прочитав комментарии к ним, нашёл много дельных идей. Где-то они сейчас...
Аватара пользователя
Bogdan
Рупор эпохи
Сообщения: 1223
Зарегистрирован: 09 май 2006, 17:42
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Bogdan »

мы с имрой сейчас все берем на карандаш и обсуждаем по максимуму устраивающие всех решения, потому как есть возможность поменять на фестивале буквально все.

материалы читаны, мысли выписаны.

когда договоримся - составим план и будем его жестко придерживаться, поэтому все затеяли за год до следующей коммиссии и за 4 месяца до начала организационной деятельности по ней же.
я тут - danbogdan.ru а мои стрипы там stripline.ru
Аватара пользователя
Макс Цыплаков
Новичок
Сообщения: 129
Зарегистрирован: 18 май 2006, 10:45

надеюсь!

Сообщение Макс Цыплаков »

богдан, я очень надеюсь, что ты, как нонвый организатор ,не дашь заплесневеть окончательно фестивалю. ибо он не нужен особо сильно зубрам, он нужен, в первую очередь, талантливой молодёжи.
Мощно задвинул. Внушаить!" (с) Хрюн Моржов
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 40790
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Сообщение Tzratzk »

Макс Цыплаков писал(а): он не нужен особо сильно зубрам, он нужен, в первую очередь, талантливой молодёжи.
Он будет нужен всем, когда на нем появится элемент ярмарки: купли-продажи рабочих рук в данном секторе. Сейчас это просто тусовка любителей (людей, не живущих за счет данного вида деятельности).

Лично я - за придание фестивалю более шкурного характера. Любители пусть представляют свой изготовленный в свободное от основных занятий время арт (как сейчас), а профессионалы пусть продают заказчикам свои готовые комиксы и руки (как сейчас нету).
Аватара пользователя
Andrzej
Ремесленник комиксов
Сообщения: 17509
Зарегистрирован: 22 май 2006, 18:27
Откуда: Москва

Сообщение Andrzej »

Tzratzk писал(а):Лично я - за придание фестивалю более шкурного характера. Любители пусть представляют свой изготовленный в свободное от основных занятий время арт (как сейчас), а профессионалы пусть продают заказчикам свои готовые комиксы и руки (как сейчас нету).
+100000000 :) :) :)
«Инакомыслие это высшая форма патриотизма» (с) Томас Джефферсон
Jeszcze Polska nie zginęła!
Авторская галерея: http://wilkowski.daportfolio.com/
Правила рисования Вуда:
1. Никогда не рисуйте то, что можно скопировать.
2. Никогда не копируйте то, что можно обвести.
3. Никогда не обводите то, что можно вырезать и наклеить.
Аватара пользователя
Bogdan
Рупор эпохи
Сообщения: 1223
Зарегистрирован: 09 май 2006, 17:42
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Bogdan »

кто возьмется из вас пригласить на выставку издателей?

можно сделать день издателя, где соберутся метры с папочками портфолио и дисками, которые они будут раздавать.
я тут - danbogdan.ru а мои стрипы там stripline.ru
Аватара пользователя
Bogdan
Рупор эпохи
Сообщения: 1223
Зарегистрирован: 09 май 2006, 17:42
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Bogdan »

---------------
я тут - danbogdan.ru а мои стрипы там stripline.ru
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 40790
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Сообщение Tzratzk »

Bogdan писал(а):кто возьмется из вас пригласить на выставку издателей?

можно сделать день издателя, где соберутся метры с папочками портфолио и дисками, которые они будут раздавать.


Несколько дилетантское предложение. "Заманить всех тараканов под шкаф и подпилить ножки".

Как известно, основным источником доходов комиксиста в России в настоящее время являются не издатели, а рекламные агентства, пекущиеся о своем имидже фирмы, киношники, телевизионщики и отдельные очень зажиточные владельцы фирм-любители комиксов ("меценаты").

А если б у меня был список издателей , страстно желающих посетить фестиваль комиксов на предмет поиска рабочих рук, я бы ща жил уже в Сочи. :p
Palek
Новичок
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 23 апр 2008, 15:05

Сообщение Palek »

если бы воля устроителей, они бы сделали и день издателя, и неделю и даже месяц ;-). проблема в том, что издатели не выстраиваются в очередь за отечественными комиксами. отвлекаясь от причин этого, может устроителя комиссии стоило зайти с другого конца. мне кажется, если собрать много достойных и реальных издателей, ищущих исполнителей, то даже без всякого оповещения в это место художники прибегут сами ;-)
Аватара пользователя
Eruialath
Новичок
Сообщения: 458
Зарегистрирован: 26 май 2006, 12:00

Сообщение Eruialath »

Bogdan писал(а):кто возьмется из вас пригласить на выставку издателей?
можно сделать день издателя, где соберутся метры с папочками портфолио и дисками, которые они будут раздавать.
По идее, каждый день должен быть днём издателя... А загонять их в резервацию не стоит. Они и так не рвутся...

Скажу со своей колокольни. У нас сейчас есть три издательства, имеющие отношение к манге (если считать мангой ту, японскую, а не её производные). Это Сакура-пресс (АСТ), Komix-Art (Эксмо) и Фабрика комиксов (пока сама по себе, фактически). Первые два случая - это сотрудничество относительно маленьких издательств с крупными издательскими конгломератами. Первые из них не имеют ресурсов, вторые всё имеют, но неповоротливы и немотивированны. Несостыковочка. (Сакура, впрочем, от себя плакатики вешает. И то хлеб. НО АСТ для этого пальцем о палец не ударило.) Почему ФК не сотрудничает, в принципе, тоже понятно. Наши комиксисты их интересуют не в первую очередь, а устраивать там свой пиар... Это сильно выгодно, как вы считает? Другие выставки и ярмарки они активно посещают. Со стендами и прочей фигнёй. Есть ещё Пальма-пресс, но о них известно пока только с их сайта. Никаких физических предметов, доказывающих их существование, обычным людям не доступно. (Да и манги у них нет, хотя в целом, разумеется, это неважно.)
Аватара пользователя
Bogdan
Рупор эпохи
Сообщения: 1223
Зарегистрирован: 09 май 2006, 17:42
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Bogdan »

вопрос был простой? простой.
все ушли в "у нас никого нет и никогда не будет"

на этом форуме появилось куча сообщений о новых издательствах комиксов. так? так. это раз.

у нас уже несколько крупных издательст издают комиксы. так? так.

выделить им место стендов на коммиссии организаторы могут. Pr по телеку и указание на сайте будет обеспечено. значит, издатели заинтересованы. так? так.

осталось в обмен попросить представителей (арт-директоров комиксных направлений, хотя бы) прийти в один день и поприсутствовать у своих же стендов.

повторяю вопрос: все хотят это наблюдать лениво со стороны или собираются помочь в этом деле?

это сейчас главный вопрос коммиссии, потому что без дополнительных людей, команды, согласной брать на себя решения определенных вопросов будет не больше и не лучше, чем предыдущие коммисси.
я тут - danbogdan.ru а мои стрипы там stripline.ru
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 40790
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Сообщение Tzratzk »

Bogdan писал(а):
повторяю вопрос: все хотят это наблюдать лениво со стороны или собираются помочь в этом деле?

Насчет всех не знаю, но я за то, чтобы художники были художниками, а менеджеры и организаторы эвентов - менеджерами и организаторами. Это две разные специальности.

Я не против, чтобы художники, у которых нет заказов и уйма свободного времени, занялись несвойственными им функциями организации эвентов. Но, скажем, лично у меня сейчас полный завал со сдачей разных моих комиксовых работ и абсолютно отсутствуют время, желание и таланты заниматься организационной деятельностью на общественных началах. Я даже вчера к Межевичу пиво пить не пошел, хотя он полностью организовал весь эвент, и надо было только туда дотащить физическое тело. :mad:
Ответить