Протокомиксы в дореволюционной России

Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13941
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

Tzratzk писал(а):
06 апр 2024, 13:50
У меня самые сильные впечатления остались от балета.
Удивительное дело :e-laugh:
Всегда от балетов отбрыкивался, большей частью успешно.
Однако в XIX веке он, если верить другому сильнейшему художнику «Развлечения» Петру Шмелькову, пользовался широчайшей популярностью.
Наверное, потому что общество тогда было образованнее, культурнее :)
Вложения
1851. Балет. Edited.jpg
1851. Балет. Edited.jpg (292.92 КБ) 2214 просмотров
1861. Занятие, требующее напряженного внимания.jpg
1861. Занятие, требующее напряженного внимания.jpg (108 КБ) 2214 просмотров
1861. Занятие, не требующее напряженного внимания.jpg
1861. Занятие, не требующее напряженного внимания.jpg (141.37 КБ) 2214 просмотров
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13941
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

Вообще, Пётр Шмельков — замечательный дядька.
Пробился в живопись из крепостных, но из-за недостатка средств вынужден был зарабатывать преподаванием рисунка в Кадетском училище. Мечтал дотянуть до пенсии и серьёзно заняться живописью. И тут на тебе — пенсионная реформа: служить стало легче, служить стало веселей, срок службы удлиняется с 25 до 35 лет :e-frown:
В итоге, судьба так и не отмерила ему достаточно времени на живопись. После отставки взялся за большое историческое полотно «Чума в Москве», сделал много эскизов, этюдов, но закончить не довелось. Жаль, я б с удовольствием посмотрел.
А так он в основном рисовал карандашные и акварельные зарисовки из жизни, в народе любимые и уважаемые.
Идейным вдохновителем своим полагал родоначальника российского бытового жанра в живописи Павла Федотова (который «Сватовство майора»). Дружил с Василием Пукиревым. «Неравный брак» последнего в альфа-версии существенно отличался. Согласно сохранившимся эскизам за спиной у несчастной невесты стояли два совершенно других мужика, чем те, что наблюдаем нынче. Согласно искусствоведам, это два московских купца, несчастный любовник и его друг. Предположительно, персонаж наехал на автора за то, что выставил его жизненную драму на показ, и Пукирев срочно заменил несанкционированный образ самим собой, а товарища — своим старшим другом Петром Шмельковым.
Ну, в принципе, если сверить фотореконструкцию лиц с картины с портретом Шмелькова, нарисованным Пукиревым двумя годами позже, до да, похоже, это одинаковые люди :)
Вложения
Василий Пукирев. Неравный брак [фрагм.]. 1862 (AISee).jpg
Василий Пукирев. Неравный брак [фрагм.]. 1862 (AISee).jpg (646.09 КБ) 2201 просмотр
Василий Пукирев. Шмельков П.М. 1964 (AISeeSoft).jpg
Василий Пукирев. Шмельков П.М. 1964 (AISeeSoft).jpg (134.77 КБ) 2201 просмотр
Василий Пукирев. Неравный брак (эскиз).jpg
Василий Пукирев. Неравный брак (эскиз).jpg (79.15 КБ) 2201 просмотр
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 38576
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Tzratzk »

Чудаки, чего расстраиваться. Муж на ладан дышит, вряд ли много чего от неё амортизирует, не сегодня-завтра уважать себя заставит, жена станет вдовой и унаследует его состояние, после чего можно будет с удовольствием пользоваться.

Ну только если жена не помрёт скоропостижно в процессе раздела наследства мужа с его родственниками, как Анна Николь Смит.
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13941
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

Триптих, предположительно, Павла Михайловича Шмелькова о москвичах и франко-прусской войне.
Вложения
«Противные пруссаки завладели совсем Францией». РЗВ. 5 сент. (№ 35). С. 156.jpg
«Противные пруссаки завладели совсем Францией». РЗВ. 5 сент. (№ 35). С. 156.jpg (746.56 КБ) 2152 просмотра
«Какое несчастье — эта война!». РЗВ. 5 сент. (№ 35). С. 157.jpg
«Какое несчастье — эта война!». РЗВ. 5 сент. (№ 35). С. 157.jpg (1.29 МБ) 2152 просмотра
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13941
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

Александр Игн. Лебедев. 1891-Aiseesoft.jpg
Александр Игн. Лебедев. 1891-Aiseesoft.jpg (315.87 КБ) 2126 просмотров
* * *
Ещё один крутой протокомиксист из питомцев александровской оттепели — Александр Игнатьевич Лебедев.
Много всего нарисовал, и очень качественно.
Работал и маслом, и в туши, и литографским карандашом.
Ниже — пример последнего, на тему журналистских нравов.
Как видим, хищники могут подружиться, а журналюги — ни за какие коврижки :)
Кстати, яркий образчик изодуплета, распространённейшей формы тогдашнего российского стрипа.
Вложения
Лебедев А.И. Возможное; Невозможное [дипт.]. Стрекоза. 1879. 13 мая (№ 19). С. 4.jpg
Лебедев А.И. Возможное; Невозможное [дипт.]. Стрекоза. 1879. 13 мая (№ 19). С. 4.jpg (3.6 МБ) 2126 просмотров
Лебедев А.И. Возможное; Невозможное [дипт.]. Стрекоза. 1879. 13 мая (№ 19). С. 5.jpg
Лебедев А.И. Возможное; Невозможное [дипт.]. Стрекоза. 1879. 13 мая (№ 19). С. 5.jpg (3.75 МБ) 2126 просмотров
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13941
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

Вдогонку к предыдущему стрипу...
Четверых лиц удалось опознать, одного — нет.
Слева издатель и редактор московских "Развлечений" Фёдор Миллер, прочно вошедший в анналы нашей культуры стихотворением "Раз, два, три, четыре, пять: вышел зайчик погулять".
Бородача рядом пока не знаю.
Далее Суворин, на тот момент ещё и редактор "Нового Времени".
Затем легендарный питерский издатель Краевский со своим пореформенным детищем "Голосом". Вообще, по понятиям той эпохи групповой шарж на журналистов без Краевского — деньги на ветер. На него карикатур больше, чем даже на Сару Бернар.
И под конец батюшка нашей жёлтой прессы, пращур, так сказать Габреляновых и Гусева, основатель "Московского листка" Пастухов. Подозреваю, что если бы увидал он плоды трудов своих духовных потомков через временную петлю, или ещё каким футурологическим способом, то тут же и схватил бы Кондратия :)
Вложения
Лебедев А.И. Возможное; Невозможное [прототипы].jpg
Лебедев А.И. Возможное; Невозможное [прототипы].jpg (1.25 МБ) 2124 просмотра
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13941
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

Николай Антонович Богданов. Учился в ИАХ (вторая половина 1860-х). В 1870 получил от ИАХ звание неклассного художника. Жил в Петербурге. Рисовал для журналов «Нива» (с 1870), «Искра» (с 1873), «Стрекоза» (1875–1898; в 1875–1879 — редактор журнала), «Шут» (1880–90-е), «Осколки», «Развлечение», «Живописное обозрение».

Данная его сюита со сценами из жизни питерской красавицы выдавалась в качестве премии (приложения) подписчикам журнала «Шут». Жизнь у столичных красавиц в эпоху Александра Третьего, как видим, была скучная, неинтересная. Не знаю, зачем подписчикам такое. Наверное, чистая психология: за свои рупь-два-три получаю не только годовой кумплект журнала, но всякие бонусы.
Вложения
Шут. 1891 (прил.) Богданов Н.А. ДЖПБ_Страница_01.jpg
Шут. 1891 (прил.) Богданов Н.А. ДЖПБ_Страница_01.jpg (1.11 МБ) 2095 просмотров
Шут. 1891 (прил.) Богданов Н.А. ДЖПБ_Страница_03.jpg
Шут. 1891 (прил.) Богданов Н.А. ДЖПБ_Страница_03.jpg (1.5 МБ) 2095 просмотров
Шут. 1891 (прил.) Богданов Н.А. ДЖПБ_Страница_04.jpg
Шут. 1891 (прил.) Богданов Н.А. ДЖПБ_Страница_04.jpg (1.39 МБ) 2095 просмотров
Шут. 1891 (прил.) Богданов Н.А. ДЖПБ_Страница_05.jpg
Шут. 1891 (прил.) Богданов Н.А. ДЖПБ_Страница_05.jpg (1.55 МБ) 2095 просмотров
Шут. 1891 (прил.) Богданов Н.А. ДЖПБ_Страница_06.jpg
Шут. 1891 (прил.) Богданов Н.А. ДЖПБ_Страница_06.jpg (1.39 МБ) 2095 просмотров
Шут. 1891 (прил.) Богданов Н.А. ДЖПБ_Страница_07.jpg
Шут. 1891 (прил.) Богданов Н.А. ДЖПБ_Страница_07.jpg (1.46 МБ) 2095 просмотров
Шут. 1891 (прил.) Богданов Н.А. ДЖПБ_Страница_08.jpg
Шут. 1891 (прил.) Богданов Н.А. ДЖПБ_Страница_08.jpg (1.52 МБ) 2095 просмотров
Шут. 1891 (прил.) Богданов Н.А. ДЖПБ_Страница_10.jpg
Шут. 1891 (прил.) Богданов Н.А. ДЖПБ_Страница_10.jpg (1.49 МБ) 2095 просмотров
Шут. 1891 (прил.) Богданов Н.А. ДЖПБ_Страница_11.jpg
Шут. 1891 (прил.) Богданов Н.А. ДЖПБ_Страница_11.jpg (1.44 МБ) 2095 просмотров
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13941
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

Mishazas писал(а):
27 апр 2024, 23:08
И под конец батюшка нашей жёлтой прессы, пращур, так сказать Габреляновых и Гусева, основатель "Московского листка" Пастухов. Подозреваю, что если бы увидал он плоды трудов своих духовных потомков через временную петлю, или ещё каким футурологическим способом, то тут же и схватил бы Кондратия :)
Гмм.. Насчёт батюшки жёлтой прессы подошибся :o
У мужика справа на газете написано не "Московский листок", а "Московские ведомости".
Т.о. это классик национал-охранительной прессы Катков, а не Пастухов, как указано было ранее.
По нынешним временам отличие небольшое, но всё же!
Вложения
Лебедев А.И. Возможное; Невозможное [прототипы].jpg
Лебедев А.И. Возможное; Невозможное [прототипы].jpg (1.2 МБ) 2091 просмотр
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 38576
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Tzratzk »

Ничего, ещё не поздно было исправить. :cool:
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13941
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

Tzratzk писал(а):
01 май 2024, 01:01
Ничего, ещё не поздно было исправить. :cool:
Проблема в однотипности бородатых лиц.
Жители той эпохи умели различать их по степени волосатости бород, фасону усов, уровню плешивости, орденам.
Сейчас же способность категоризации бородачей снизилась до двоичного разряда: есть борода / нет бороды. Моя, во всяком случае :)
Семья и школа : Семейное чтение. 1881. №1
Этнография России. Великоруссы


Предлагаемые этнографические очерки назначаются для читателей старшаго возраста, которые уже прошли географію Россіи. Такими читателями настоящіе этнографическіе очерки Россіи будутъ прочтены не только съ пользою, но и съ интересомъ.
[...]
Великорусы — господствующее племя въ Имперіи.
[...]
Какъ ни разнообразенъ физическій обликъ великорусса, въ немъ замѣчается одна общая черта — умъ, смышленность. Тупыхъ апатичныхъ физіономій какъ у чухонъ, не встрѣтишь.
[...]
До какой степени между иностранными представителями науки распространено мнѣніе объ уродливости русскихъ, можно судить уже потому, что извѣстный французскій ученый Топинаръ въ своей „Антропологіи“ замѣчаетъ: „Среди сельскаго населенія, которое обыкновенно полнѣе сохраняетъ первоначальный черты, въ Россіи встрѣчаются физіономіи, похожія на чистыхъ Айносовъ или Тодасовъ“ *). Приравнивая нашихъ крестьянъ къ Айносамъ и Тодасамъ, французскій ученый очевидно хватилъ черезъ край. Уродовъ можно найти и между французами.
[...]
Приведенные выше изображенія крестьянъ-великоруссовъ различныхъ мѣстностей, снятые съ фотографій, служатъ нагляднымъ опроворженіемъ ходячаго не только между иностранцами, но и нѣкоторыми русскими мнѣнія, что некрасивость, пожалуй, даже уродливость — качества, присущія великорусу. Рисунки эти взяты безъ выбора и воспроизведены съ фотографическою точностью. Тамъ, гдѣ примѣсь инородческаго элемента къ славянскому была слабѣе, и славянскій типъ сохранился между великоруссами цѣльнѣе, чище; напротивъ, въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ вліяніе инородческаго элемента сказывалось сильнѣе, славянскій болѣе утрачивалъ свою чистоту. Четвертый рисунокъ изображаетъ крестьянина съ такимъ именно преобладаніемъ инородческой примѣси.
Вложения
Этнография России. СиШ. 1880. №1. Великоруссы, рис. 1.jpg
Этнография России. СиШ. 1880. №1. Великоруссы, рис. 1.jpg (470.06 КБ) 2050 просмотров
Этнография России. СиШ. 1880. №1. Великоруссы, рис. 2.jpg
Этнография России. СиШ. 1880. №1. Великоруссы, рис. 2.jpg (479.58 КБ) 2050 просмотров
Этнография России. СиШ. 1880. №1. Великоруссы, рис. 3.jpg
Этнография России. СиШ. 1880. №1. Великоруссы, рис. 3.jpg (456.5 КБ) 2050 просмотров
Этнография России. СиШ. 1880. №1. Великоруссы, рис. 4.jpg
Этнография России. СиШ. 1880. №1. Великоруссы, рис. 4.jpg (451.77 КБ) 2050 просмотров
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13941
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

Комикс-трейлер «Капитанской дочки» работы Николая Семёновича Негадаева.
Как сказал Поэт (или кто-то из его приспешников):

Донельзя, знать, приятны нам
Лет уж пятьсот, а может, тыщу
Любовь к пожарам, пепелищам,
Синдром обсессии к гробам.
И где нас только не отыщешь
По недоумию судьбы,
То повсеместно пепелища,
А среди них — гробы, гробы.
Вложения
Н.С. Негадаев. Капитанская дочка. — ВИ, т. 14, с. 420-421_web.jpg
Н.С. Негадаев. Капитанская дочка. — ВИ, т. 14, с. 420-421_web.jpg (3.61 МБ) 1678 просмотров
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13941
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

Несколько лубков производства купеческой династии Морозовых.
Морозов Андрей Васильевич (? — около 1888). Основатель династии производителей лубков.
Владелец литографии в Москве (1855–1885). Родом из бедной крестьянской семьи Калязинского уезда, Тверской губернии. В 19 лет пешком пришел в Москву, где торговал с лотка зеленым луком, колбасой, сайками, чеканил пуговицы. Купил ручной печатный стан, на котором стал выпускать картинки. Выучился грамоте. Разбогатев на производстве лубков, к 1870-м обзавелся большим каменным домом в Москве.

Ходко, Юлия. Светский лубок конца XVIII—начала XX вв
Вложения
Объяснение. М., литография А.В.Морозова, 1857.jpg
Объяснение. М., литография А.В.Морозова, 1857.jpg (360.24 КБ) 434 просмотра
Петр 1 усмиряет крамольных раскольников. 1862. Литография А.В. Морозова. [худож.] В. Бурковский.jpg
Петр 1 усмиряет крамольных раскольников. 1862. Литография А.В. Морозова. [худож.] В. Бурковский.jpg (1.68 МБ) 434 просмотра
1898_Тройка_Лит. Бр. И. и В. Морозовых.jpg
1898_Тройка_Лит. Бр. И. и В. Морозовых.jpg (1.46 МБ) 434 просмотра
1902_Пьянство_Хромолитография Морозова.jpg
1902_Пьянство_Хромолитография Морозова.jpg (553.18 КБ) 434 просмотра
Морозова, литография. Майская ночь или утопленница, 1902.jpg
Морозова, литография. Майская ночь или утопленница, 1902.jpg (6.97 МБ) 434 просмотра
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13941
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

Mishazas писал(а):
18 июн 2024, 16:44
Несколько лубков производства купеческой династии Морозовых.
Как видим, пьянство династия Морозовых осуждает вяло, без фанатизма.
Другое дело — Сытин, а также выдавший ему путёвку в издательскую жизнь "картиноторговец" Шарапов.
Как известно, в биографии любого деятеля нашей империи есть факты, о которых в ту или иную эпоху принято умалчивать. Например, худая родословная — при царе, и высокородность — при коммунистах.
Тут Сытин и его наставитель Шарапов сорвали джекпот. Их корни были непрестижными при всех режимах, начиная от патриарха Тихона и по сии дни — старообрядческие.
Зато в бизнесе это тогда сходило за плюс — кредит доверия купцам, придерживавшимся старой веры, был куда выше, чем титам титычам. Ну, и общинные связи у них были мощные. И водкопитие не шибко жаловали.
Сытин Иван Дмитриевич
Жизнь для книги


Лавка Шарапова была против часовни в ряду деревянных балаганов. Через полчаса лавку открыли. Я робко вошел и подал письмо приказчику. Пришлось подождать прихода хозяина. День был праздничный. К старику-хозяину пришли близкие знакомые и друзья, они все вместе отправились в трактир пить чай. До прихода хозяина меня экзаменовал милый старичок, издатель и типограф Ефим Яковлевич Яковлев, товарищ и друг Шарапова. Этот худенький, седенький человек очень любил читать назидания.

-- Ну что, брат, служить пришел? Служи, брат, усерднее. Себя не жалей, работай не ленись, раньше вставай, позднее ложись. Грязной работы не стыдись, себе цены не уставляй -- жди, когда тебя оценят. Базар цену скажет.

Пришел хозяин, старец почтенного вида, истово помолился на образа. Ему подали мое письмо. Посмотрел.

-- Ну что же, ладно. Возьмите его, Василий Никитич, -- сказал он главному приказчику. -- Что-то он больно велик ростом. Эй, парнюга, вот тебе наставник -- Василий Никитич. Служи честно и усердно -- будет хорошо.

Я низко поклонился и стал на указанное место к двери, где и стоял бессменно четыре года.

-- Ну с обновой, Петр Николаевич, -- сказал старичок Яковлев, -- пойдем, угощай чаем.

Мне было 14 лет. Я был велик ростом и здоров физически. Всякий труд мне был по силам. Вся самая черная работа по дому лежала на мне: вечером я должен был чистить хозяину и приказчикам сапоги и калоши, чистить ножи и вилки, накрывать приказчикам на стол и подавать кушанье; утром -- приносить из бассейна воду, из сарая -- дрова, выносить на помойку лохань и отбросы, ходить на рынок за говядиной, молоком и другими продуктами. Все это выполнялось мною чисто, аккуратно и своевременно. Через год я стал камердинером хозяина, служил у него вместе с его близким слугой. Одной из моих обязанностей было сметать пыль и чистить серебряные и золотые части риз и лампад в древней молельне. Здесь я часто слушал назидания хозяина и читал по его совету церковные книги.

Книги получал я в известном порядке и последовательности. Старичок украдкой следил, как я исполняю его завет. Разрешено мне было жечь до 10 часов вечера сальную свечку, но строго приказано не окапать редкие древние книги, которые стоили больших денег.

На этом наша дружба спаялась еще крепче. В торжественные праздники мы ходили с хозяином в Кремль, в Успенский и другие соборы к заутрене.

В доме Шарапова жизнь текла патриархально, по старозаветному московскому укладу.

Покорность, послушание и полное смирение были обязательны для всех.

Так же патриархально, по ветхозаветному укладу велась и торговля. Шарапов торговал мехами, книгами, а у себя на дому и древними иконами, которые у него же и обновлялись искусными и знаменитыми иконописными мастерами, большими знатоками древности. Московские любители старины часто наведывались к Шарапову и покупали у него редкие иконы и древние книги.

Книжная торговля была у Шарапова лишь случайным делом, полученным по наследству от брата. Поэтому в книжное дело он мало вникал и полагался больше на приказчиков.
Вложения
Петр Николаевич Шарапов.jpg
Петр Николаевич Шарапов.jpg (281.95 КБ) 309 просмотров
Пьянство и его ужасные последствия. 1880, изд-е П.Н. Шарапова.jpg
Пьянство и его ужасные последствия. 1880, изд-е П.Н. Шарапова.jpg (357.27 КБ) 309 просмотров
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 38576
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Tzratzk »

Стильно его постригли.
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13941
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

Форменная стрижка.
См. Петренко в роли Мокия Пармёныча.
А также Ивана Дмитриевича Сытина, когда он был начинающим комиксопромышленником и сосватался к кондитерщику Соколову, чтобы спокойно продвигать комиксы на Нижегородской ярмарке. Ярмарка альма-матер Алексей-Максимыча слыла сущим вертепом (см. viewtopic.php?p=128515#p128515).
Неженатому купчику на неё ездить было зазорно.
В понимании старообрядческого купечества, естественно, а не всеобщего :)
Сытин признает, что всерьез задумался о женитьбе лишь незадолго перед свадьбой и согласился на этот шаг по настоянию Шарапова. Старого хозяина беспокоили «соблазны Нижегородской ярмарки», где «покупатели (в особенности сибиряки) требовали, чтобы каждая сделка была вспрыснута». Хотя Сытин ничего не рассказывает о своем поведении на ярмарке, те несколько строк, которые он посвятил в своих воспоминаниях эпизодам, связанным с поисками невесты, действительно позволяют предположить, что Шарапов считал женитьбу лучшим средством укрепить дух своего коммивояжера.

Сватом был шараповский переплетчик Горячев, знавший одного пожилого кондитера, который подыскивал жениха для своей дочери. С одобрения Шарапова Горячев вызвался сходить с Сытиным в гости к девушке, причем за два года перед тем Сытин видел ее на свадьбе того же Горячева. Состоялась встреча, пусть несколько неловкая, но дающая представление о том, как проходило сватовство в Москве прошлого века, и два пожилых представителя мелкого купечества решили судьбу шестнадцатилетней девушки. Шарапов присутствовал на смотринах в качестве главы семьи, хотя по застенчивости или доброте приехал к дому на Таганке отдельно от Сытина и Горячева. Отец и дочь «нас приняли очень любезно и запросто», вспоминает Сытин, но угощения не предложили, «так как нас не ждали».

В продолжение скупого разговора юная девушка «бесшумно скользила по комнате», и наконец Сытин обратился к невесте: «Насколько весело, Евдокия Ивановна, проводите время?» Последовал ответ послушной дочери и вместе с тем проницательной женщины: «Какое же у нас веселье? Мы для чужого веселья работаем: для свадеб, балов. А наше удовольствие тогда, когда в церковь пойдешь или в театр с папашей съездим…» Она дала понять Сытину, что у него нет соперников. После этого, продолжает Сытин, «разговор не клеился. Шарапов молчал, как сыч, безмолвствовал и хозяин дома. Было тягостно и неловко».

Но при всей неловкости положения Сытину приглянулась Евдокия. Перед уходом он условился с ней о свидании в Нескучном саду. Там они объяснились и решили сыграть свадьбу через две недели. Евдокия и на свидание в парк пошла, вероятно, именно за тем, чтобы дать свое согласие, поскольку и она и ее отец ждали, что Сытин сделает предложение. В дореволюционной России были широко распространены браки по договору между родителями или опекунами, и этот брак выдержал испытание временем. Сытин почти ничего более не говорит в воспоминаниях о своей семейной жизни, но он был явно горд тем, что быстро столковался и насчет недурного приданого, и насчет свадьбы, а «свадьба была обычная купеческая, с музыкой и танцами, очень веселая и многолюдная».

Чарльз Рууд. Русский предприниматель московский издатель Иван Сытин
Вложения
scale_1200.png
scale_1200.png (841 КБ) 135 просмотров
Семья Соколовых и Сытин.jpg
Семья Соколовых и Сытин.jpg (418.64 КБ) 135 просмотров
Ответить