* * *
Темур Шельм: «Нужно выбирать профессию сценариста, только если чувствуешь, что без этого никак»
DARKER. №7 июль 2023
Айк Варданян
https://darkermagazine.ru/page/temur-sh ... togo-nikak
Темур Шельм — автор и сценарист комиксов, один из ярких представителей современной драматургии «девятого вида искусства». Несмотря на то, что Темур давно не проживает в России и издается в США и Европе, он продолжает поддерживать связь с отечественной индустрией. В скором времени на русском языке выйдут его графические романы «Искры Хаоса», «R значит Регресс» и «Мельницы богов». Айку Варданяну удалось побеседовать с Темуром и специально для читателей DARKER узнать о внутренней «кухне» работы сценариста, секретах построения захватывающих сюжетных линий и будущих проектах автора.
Кто-то в детстве хотел стать пожарником, кто-то доктором, а я — писателем. И однажды, уже корпя на корпоративной ниве, вспомнил об этом. Но понятия не имел, как к этому подступиться — никаких знакомых в этой области не имелось, спросить совета было тоже не у кого. Пара дипломов у меня уже была, поэтому решил пойти этим же путем — стал искать вузы, обучающие писательству. Была зима, а набор в институты, по большей части, начинается летом, так что довольно скоро идея стала выглядеть совершенно бесперспективной. А ждать и планировать подобные порывы у меня никогда не получалось — всегда действовал по принципу «сейчас или никогда». Уже готов был сдаться, когда случайно увидел, что идет набор в группу драматургии на Высшие курсы сценаристов и режиссеров (ВКСР) в Москве. После девятимесячного обучения на курсах понял, что ничего не понял. Не оттого, что плохо учили, скорее наоборот. Подобно Буратино, я проткнул носом холст — там целый мир, а как в него попасть, по-прежнему понятия не имел. Тогда я снова пошел учиться — во ВГИК.
Не знаю, существует ли тут какой-то единственный верный путь. Лично мне нужен был фундамент — теория драматургии, специфическая эрудиция. А главное, много практики под ехидные комментарии «мастеров». Самым страшным был повторяющийся «Скажите, зачем вы это написали?». Но ведь есть Тарантино, который по легенде свое образование получил в пункте проката видеокассет и ночных кинотеатрах. Так что это все индивидуально.
Когда писал «Коня», то был одержим идеей сохранения собственного «Я» в корпоративной среде. Цыгане на тот момент стали для меня символом преодоления этой фрустрации. Подошел к вопросу серьезно: покадрово разбирал фильмы Тони Гатлифа, приобрел русско-цыганский разговорник, общался с рома, даже ездил в табор. В первых версиях комикса диалоги были сплошь усыпаны всяческими цыганскими эвфемизмами. Да так, что, когда редактор впервые прочел текст, вердикт был уничижительный: «Ничего не понятно». Пришлось переписывать. И так раз пятнадцать.
Сам я не рисую. Поначалу писал очень подробные сценарии и настаивал на своем видении каждого кадра, но затем перестал это делать. Мне повезло работать с потрясающими опытными художниками, но много чего недополучил от этого сотрудничества из-за нежелания учитывать их видение и опыт. Хочется верить, что с тех пор стал умнее. Не очень стремлюсь во взаимодействии с художниками достичь уровня синергии, подобно дуэту Стэна Ли и Джека Кирби. Имею в виду тот случай, когда сценарист дает художнику описание страницы в таком виде: «Шесть панелей, действие на подводной лодке, антагонист и протагонист дерутся, протагонист на волоске от гибели», а дальше уже дело за художником. Мне так просто неинтересно. Но по поводу визуальных решений, количества панелей на странице, переходов и тому подобного стараюсь не настаивать. Надеюсь, получается. Правда, с таким подходом частенько приходится подгонять леттеринг.
Какие технические средства используете в работе над сценарием? Программы, компьютер, по старинке — печатную машинку или что-то еще?
Ничего экзотичного — сценарная папка Fade In (раньше это был Celtx, но его превратили в нечто совершенно неудобоваримое), Adobe Bridge — для выстраивания сторителлинга, Photoshop — для мелких правок в графике, Illustrator — для леттеринга.