Трагедия сценариста комиксов

Аватара пользователя
kilamov
Местный
Сообщения: 969
Зарегистрирован: 28 авг 2012, 10:55
Откуда: Россия, Тамбов
Контактная информация:

Трагедия сценариста комиксов

Сообщение kilamov »

Моя большая статья вышла на Спайдермедии: http://spidermedia.ru/comics/imho-trage ... a-komiksov
Сюда копирую текст, а там ещё и суперские картинки Алексея Никанорова (popolago).
----------------------------------------------------------------------------

Сценарист — самое несчастное существо в индустрии комиксов

Предваряя возмущенные возгласы, оговорюсь, что речь идет не о мэтрах, одно имя которых гарантирует успех, а о простых сценаристах, которые только начинают свой трудный путь. Таких, как я.

Итак, в чем же трагедия сценариста? Как и любой творческий человек, он хочет показать свое творение людям. Но может ли он это сделать? Увы, нет.

Художник может показать картину, поэт — стихотворение, писатель — роман, музыкант — мелодию. А что может показать сценарист? Сценарий? Не смешите меня.


Сценарий — это полуфабрикат, из которого художник, добавляя специй по собственному вкусу, может приготовить пригодное к употреблению блюдо

Сам по себе сценарий практически никому не нужен, он не имеет художественной ценности, будь он хоть трижды гениален. В результате сценарист вынужден жить с разрывающейся от идей головой и призрачной надеждой на то, что когда-нибудь кто-нибудь захочет воплотить его идеи в рисунке.


Так может ну их, этих сценаристов?

Действительно, зачем нужны такие странные типы, которые даже готовый продукт создать не в состоянии. Художник вполне может самостоятельно придумать историю и нарисовать её. Ему даже сценарий писать не нужно — он может сразу рисовать историю из головы, придумывая действия на ходу. Посмотрите, сколько отличных примеров, когда художник рисовал собственные истории: Фрэнк Миллер, Майк Миньола и из наших соотечественников Игорь Баранько, Аскольд Акишин и многие другие.

Именно с них берут пример начинающие художники. Они придумывают свои истории и показывают их публике, а потом недоумевают от сдержанной реакции. Осмелюсь предположить, что именно это и есть одна из бед авторского комикса — отсутствие внятных сценариев.

Художники увлекаются визуальной частью и совсем забывают о том, что в истории должен быть конфликт, что у персонажей должны быть характеры, что у развития истории есть свои законы, что разворот должен заканчиваться так называемым «крючком» (cliffhanger) и так далее. В результате комиксы получаются неоднородными. В них часто бывает заложена отличная идея, которая напрочь убивается невниманием к деталям и элементарным незнанием законов драматургии. А между тем в сторонке тихонько страдают от головной боли, вызываемой нереализованными способностями, сценаристы.



Два — лучше, чем один

Что происходит, когда автор работает над своим произведением в одиночку? Он погружается в сюжет, начинает им жить и очень часто забывает о тех, кому эта история предназначается — о читателях. Автору происходящее видно изнутри, он знает все хитросплетения сюжета, мотивации персонажей для него очевидны, и он не считает нужным объяснять мелочи. Читатель в таком произведении не поймет ровным счетом ничего.

Чтобы избежать этой ошибки, нужен взгляд со стороны. Необходимо искать друзей, критиков, коллег, которые укажут на неточности. Работая над комиксом в паре «художник — сценарист», вы автоматически получаете этот, такой нужный взгляд со стороны. Когда сценарист унесётся в заоблачные дали, художник спустит его на землю, когда же художник чрезмерно увлечётся визуальной частью, его одернет сценарист. Одна голова — хорошо, а две — лучше.

В такой работе есть и сложность: нужно уметь находить компромиссы. Ведь начинающие (да и не только) авторы настолько переполнены ощущением собственной значимости, что не могут даже мысли допустить о том, что кто-то будет вмешиваться в их работу. К чему приводит максимализм при работе в одиночку, я уже написал двумя абзацами выше.

Сценарист и художник вместе могут сделать историю гораздо лучше, чем по отдельности. Если, конечно, научатся прислушиваться друг к другу, аргументированно доказывать свою точку зрения и признавать свои ошибки.



Художники и сценаристы — объединяйтесь!

Как говорил профессор Преображенский: «Я за разделение труда. В Большом пусть поют, а я буду оперировать». Так и я призываю каждого художника сконцентрироваться на совершенствовании его основного ремесла — рисования. Не тратьте свое драгоценное время и силы на выдумывание историй, пусть этим займутся сценаристы. А если даже у вас уже есть история, то найдите сценариста, который сможет развить её, сделать более интересной и захватывающей. Помогите ему освободить его кипящий ум.

И тогда сценарист перестанет быть самым несчастным существом в индустрии комиксов. Он займет положенное ему законное место, и всем (в первую очередь, читателям) от этого станет только лучше.


Проблема за малым: нужны сценаристы

Да, они действительно нужны. И если какой-нибудь начинающий сценарист, прочитав первые строки о том, что он — самое несчастное существо, совсем упал духом, то самое время этот дух поднять, отряхнуть и водрузить на место. Желательно повыше. Ваши сценарии обязательно будут востребованы, если, конечно, они будут хорошими.


Советы начинающему сценаристу

Писать сценарии. Продолжать писать, не имея ни одного знакомого художника, не имея ни одного знакомого издателя, даже не понимая толком, как это делается, продолжать писать сценарии. Умение приходит только с практикой. Тем более у сценариста всегда есть возможность превратиться в писателя. Так что опыт в любом случае пригодится.

Читать учебную литературу. Сюда можно отнести блоги сценаристов и писателей. Можно пробовать просить у них совета. Не факт, что ответят — состоявшиеся сценаристы народ занятой, но вполне возможно и получите несколько дельных советов. Непосредственно по сценариям для комиксов литературы крайне мало, разве что книги Скотта Маклауда и Алана Мура. Но подойдут и книги для киносценаристов или писателей. Могу посоветовать «История на миллион долларов» Роберта Макки, «Спасите котика» Блейка Снайдера, «Дорожная карта шоураннера» Нила Ландау, «Букварь сценариста» Александра Молчанова (это для совсем начинающих) и «Кино между адом и раем» Александра Митты. Все их можно купить, а некоторые найти в электронном виде на форуме киносценаристов. Ещё есть неплохой форум художников-комиксистов «Комиксолёт», где сценаристам тоже выделили отдельную ветку.

Искать единомышленников. Поверьте, вы не одиноки. Есть много людей, увлеченных комиксами, и им тоже нужны единомышленники. В общении вы, если не получите больших знаний, то уж точно вдохновитесь на новые свершения. Именно так и произошло со мной. Начав общаться на упомянутом уже «Комиксолёте», я сдружился с несколькими художниками, с которыми теперь делаю совместные проекты.

Начинайте с малого. Не замахивайтесь на большой проект. Попробуйте сделать сценарий для стрипа. Знаменитый Алан Мур начинал с одностраничных историй. Он сам признавался, что именно это помогло ему лучше понять принципы построения сюжета.

Пишите сценарии, становитесь лучше, наращивайте умения. Каждый сценарист может превратить свою профессиональную трагедию в историю со счастливым концом.
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 37904
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Re: Трагедия сценариста комиксов

Сообщение Tzratzk »

Ну, кстати, бывают, например, киноповести. Недавно читал - "Воздухоплаватель". Сценарий для фильма, при этом - абсолютно самодостаточная книга.

Кто мешает писать в таком формате. Если потянешь, конечно.
Аватара пользователя
kilamov
Местный
Сообщения: 969
Зарегистрирован: 28 авг 2012, 10:55
Откуда: Россия, Тамбов
Контактная информация:

Re: Трагедия сценариста комиксов

Сообщение kilamov »

Tzratzk писал(а):Ну, кстати, бывают, например, киноповести. Недавно читал - "Воздухоплаватель". Сценарий для фильма, при этом - абсолютно самодостаточная книга.

Кто мешает писать в таком формате. Если потянешь, конечно.
В таком формате потом художнику неудобно будет работать :)
А уж киносценарии тем более в таком формате сейчас никто не пишет.
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 37904
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Re: Трагедия сценариста комиксов

Сообщение Tzratzk »

Лично мне было бы вполне удобно. Если сценарист понимает специфику. Я так иллюстрировал целый роман для американского сайта. Там был именно роман, не комиксовый сценарий.
Вложения
VR12.jpg
VR12.jpg (74.3 КБ) 32916 просмотров
Аватара пользователя
kilamov
Местный
Сообщения: 969
Зарегистрирован: 28 авг 2012, 10:55
Откуда: Россия, Тамбов
Контактная информация:

Re: Трагедия сценариста комиксов

Сообщение kilamov »

Tzratzk писал(а):Лично мне было бы вполне удобно. Если сценарист понимает специфику.
Так зачем же я напрягаюсь и пишу покадровый сценарий? :)
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 37904
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Re: Трагедия сценариста комиксов

Сообщение Tzratzk »

Зависит от твоих задач. В принципе, ты вполне можешь писать и не покадрово (предполагая при этом, что пишешь именно для перевода в комикс).

И почему писать покадрово - "напрягаться"? Вовсе нет, имхо. )
Аватара пользователя
Eremin
Предводитель
Сообщения: 4260
Зарегистрирован: 16 май 2006, 07:27
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Трагедия сценариста комиксов

Сообщение Eremin »

kilamov писал(а):
Tzratzk писал(а):Ну, кстати, бывают, например, киноповести. Недавно читал - "Воздухоплаватель". Сценарий для фильма, при этом - абсолютно самодостаточная книга.

Кто мешает писать в таком формате. Если потянешь, конечно.
В таком формате потом художнику неудобно будет работать :)
А уж киносценарии тем более в таком формате сейчас никто не пишет.
Все зависит от того какой художник рисует комикс. Для некоторых надо написать что видно в каждом кадре. Для некоторых например слова драка и пара прочерков говорит о том что надо нарисовать драку на три страницы. ))))))))))))))
Один известный французский сценарист вообще не пишет сценарии, а рассказывает худу концепцию и умывает руки.
Всем известный Стен Ли часто писал: Драка. 3 страницы.
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13781
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Трагедия сценариста комиксов

Сообщение Mishazas »

Eremin писал(а):Всем известный Стен Ли часто писал: Драка. 3 страницы.
Честно говоря, неизвестно, что он там писал. Далеко не факт, что даже так много, как ты указываешь.

Стив Дитко на первых десятках Человеков-Пауков вообще не видел не то что сценариев от Ли, но и его самого:
"The fact is we had no story or idea discussion about Spider-Man books even before issue #26 up to when I left the book. Stan never knew what was in my plotted stories until I took in the penciled story, the cover, my script and Sol Brodsky took the material from me and took it all into Stan’s office, so I had to leave without seeing or talking to Stan."
Стэну Голдбергу, Дику Айерсу, Уолли Вуду вместо сюжета Ли давал инструктаж: либо придумывайте сами, либо у вас нет работы.
” Stan would drive me home and we’d plot our stories in the car. I’d say to Stan,”How’s this? Millie loses her job.” He’d say,”Great! Give me 25 pages.” And that took him off the hook. One time I was in Stan’s office and I told him, “I don’t have another plot.” Stan got out of his chair and walked over to me, looked me in the face, and said very seriously, “I don’t ever want to hear you say you can’t think of another plot.” Then he walked back and sat down in his chair. He didn’t think he needed to tell me anything more.”
Dick Ayers (Alter-Ego Magazine): “Stan said, ‘I can’t think of a story for Sgt. Fury. We won’t have an issue unless you think of something.”
when Ayers requested a plot credit Stan told him, “Since when did you develop an ego? Get out of here!”
Did I say Stanley had no smarts? Well, he DID come up with two sure fire ideas… the first one was “Why not let the artists WRITE the stories as well as draw them?”… And the second was … ALWAYS SIGN YOUR NAME ON TOP …BIG”. And the rest is history …
Джек Кирби просто писал на полях черновые диалоги и комменты, чтобы Ли хотя бы знал, что творится в "написанном" им сценарии :e-laugh:
FF61-Kirby-created[1].jpg
FF61-Kirby-created[1].jpg (157.9 КБ) 32887 просмотров
Так что в контексте Стэна Ли речь идёт не об особом методе сотрудничества сценариста и художника, а о масштабной афере отнюдь не из сферы комиксоведения, а, скорее, из области уголовного права :)
__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
Аватара пользователя
kilamov
Местный
Сообщения: 969
Зарегистрирован: 28 авг 2012, 10:55
Откуда: Россия, Тамбов
Контактная информация:

Re: Трагедия сценариста комиксов

Сообщение kilamov »

Eremin писал(а): Один известный французский сценарист вообще не пишет сценарии, а рассказывает худу концепцию и умывает руки.
Всем известный Стен Ли часто писал: Драка. 3 страницы.
Мне нравится такой подход :be-laugh:
Даже времени на то, чтобы по клавишам постучать на компе тратить не нужно. Красота!
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13781
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Трагедия сценариста комиксов

Сообщение Mishazas »

Eremin писал(а):Один известный французский сценарист вообще не пишет сценарии, а рассказывает худу концепцию и умывает руки.
Саша, а кто этот сценарист? У французов я про такую практику не слыхал :e-eek:
__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
Аватара пользователя
Koby
Местный
Сообщения: 825
Зарегистрирован: 22 июл 2013, 16:37

Re: Трагедия сценариста комиксов

Сообщение Koby »

Eremin писал(а): Все зависит от того какой художник рисует комикс. Для некоторых надо написать что видно в каждом кадре. Для некоторых например слова драка и пара прочерков говорит о том что надо нарисовать драку на три страницы. ))))))))))))))
Думаю, это возможно в том случае, если производство серии комиксов уже поставлено на поток, когда уже хорошо известны способности, силы и боевые приемы героев, а художник и сценарист работают в одной команде долгое время и понимают друг друга с полуслова.

Но с каждым новым персонажем, перед дракой с его участием, придется прорабатывать и оговаривать его характеристики - хороший он фехтовальщик или пользуется в драке суперспособностями, например.
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 37904
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Re: Трагедия сценариста комиксов

Сообщение Tzratzk »

Вообще, безобразие, писать "драка, 3 страницы". Самый цимес - именно в подробностях. Кто и как именно что там сделал. И это как раз дело сценариста - изобрести все фенечки, чтоб смотрелось оригинально и узнаваемо.
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13781
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Трагедия сценариста комиксов

Сообщение Mishazas »

Tzratzk писал(а):Вообще, безобразие, писать "драка, 3 страницы". Самый цимес - именно в подробностях. Кто и как именно что там сделал. И это как раз дело сценариста - изобрести все фенечки, чтоб смотрелось оригинально и узнаваемо.
В том-то и фокус. Даже если б и к самому главному апологету жанра "драка, 3 страницы" Стэну Ли в бытность его шеф-редактором "Марвел" пришёл трудоустраиваться сценарист со сценарием на два абзаца, то был бы немедля выставлен за дверь :)
__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
Аватара пользователя
kilamov
Местный
Сообщения: 969
Зарегистрирован: 28 авг 2012, 10:55
Откуда: Россия, Тамбов
Контактная информация:

Re: Трагедия сценариста комиксов

Сообщение kilamov »

Небольшая просьба ко всем присутствующим.
Перейдите, пожалуйста на оригинал статьи (http://spidermedia.ru/comics/imho-trage ... a-komiksov) и сделайте "лайк" самому длинному комментарию. Для этого нужно под текстом комментария нажать на галочку прямо под текстом комментария слева. Там сначала цифра "лайков", а потом галочка.
Это мне специалисты по продвижению насоветовали :)
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13781
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Трагедия сценариста комиксов

Сообщение Mishazas »

kilamov писал(а):Небольшая просьба ко всем присутствующим.
Перейдите, пожалуйста на оригинал статьи (http://spidermedia.ru/comics/imho-trage ... a-komiksov) и сделайте "лайк" самому длинному комментарию. Для этого нужно под текстом комментария нажать на галочку прямо под текстом комментария слева. Там сначала цифра "лайков", а потом галочка.
Это мне специалисты по продвижению насоветовали :)
Репосты и лайки самой статьи, где мог, соорудил, а ставить лайк под комментарием, пусть и хорошим, но с мнением, которое не разделяешь... Уж извини :)
__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
Ответить