Классика мирового протокомикса

Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13956
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Классика мирового протокомикса

Сообщение Mishazas »

Grandville, 1841.jpg
Grandville, 1841.jpg (3.01 МБ) 1069 просмотров
* * *
Великий Гранвиль.
Кстати, понятно теперь, откуда Фёдор Михалыч взял сюжет «Преступления».
У Гранвиля в комиксе Crime et expiation всё уже было изложено.
Оставалось только добавить разговоров и всяких ответвлений.
Вложения
Crime and Expiation, one of two drawings made by the artist twelve days before he died.jpg
Crime and Expiation, one of two drawings made by the artist twelve days before he died.jpg (789.49 КБ) 1069 просмотров
Grandville. Crime et expiation, Le Magasin pittoresque, avril 1843.jpg
Grandville. Crime et expiation, Le Magasin pittoresque, avril 1843.jpg (165.16 КБ) 1069 просмотров
Grandville. Animals Masquerading.jpeg
Grandville. Animals Masquerading.jpeg (4.01 МБ) 1069 просмотров
Grandville. Фотогр. карточки. Илл., 1861 №170, 25 мая. С. 320.jpg
Grandville. Фотогр. карточки. Илл., 1861 №170, 25 мая. С. 320.jpg (1.54 МБ) 1069 просмотров
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13956
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Классика мирового протокомикса

Сообщение Mishazas »

Cham (Charles Amédée de Noé, 1818 - 1879).jpg
Cham (Charles Amédée de Noé, 1818 - 1879).jpg (701.61 КБ) 1019 просмотров
* * *
Несколько хамских комиксов из опубликованного у нас :)
Кстати, не исключено, что вполне законно приобретённых журналом "Иллюстрация", а не традиционное Made off in Russia.
Издатель француз А. О. Бауман писал, что наладил контакты с парижскими коллегами на предмет предоставления печатных клише.
https://www.lambiek.net/artists/c/cham.htm
Он родился в 1818 году в Париже под именем Шарль Амеде де Ноэ. Его отец был графом и президентом Французского общества друзей искусств. С ранних лет юный Ноэ любил рисовать, но родители не поддерживали его. Юноша учился в генеральном секретариате министерства финансов, но отказался от этой профессии в пользу того, чтобы стать учеником художников Николаса-Туссена Шарле и Поля Делароша. Среди его других графических влияний были Оноре Дёмье и Родольф Тёпффер.

Повзрослев, Ноэ устроил скандал, влюбившись в служанку Жанну Леруа, с которой открыто жил вместе. Позже пара переехала в район рабочего класса Батиньоль, где они оставались вместе до самой его смерти. Многие друзья и родственники Ноэ из числа артистов и представителей высшего класса испытывали к ней отвращение. В частности, Александр Дюма-младший в своих письмах писал только плохие отзывы о ее внешности и отсутствии манер. Поэтому тем более впечатляет тот факт, что Ноэ никогда не оставлял ее, хотя и женился на ней только в 1866 году, через несколько лет после смерти отца, чтобы не ставить его в неловкое положение. Историки часто задавались вопросом, почему Ноэ отдалился от своих аристократических корней? Некоторые искали скрытый смысл в его псевдониме "Хам", который взял первые две буквы из его имени Шарль Амедей, а его фамилия Ноэ - это французское имя библейского персонажа Ноя. В Библии второго (и непокорного) сына Ноя звали... Хам, что может намекать на бунтарское отношение к своей семье.

С другой стороны, Хам никогда не разрывал свои аристократические связи полностью. Он продолжал пользоваться канцелярскими принадлежностями с фамильным гербом на протяжении всей своей жизни. Он часто ездил в замок своей семьи во французской глубинке и к родственникам матери в Англии. Хотя он так и не сделал карьеру в Министерстве финансов, один из членов кабинета свел его с Шарлем Филипоном, главным редактором журнала Le Charivari, в котором он дебютировал. В дальнейшем Хам использовал свои английские связи в своих интересах, продвигая свои работы и в популярных английских журналах. Учитывая любовь карикатуриста к игре слов и грубым шуткам, его псевдоним, вероятно, не имел никакого глубокого смысла, кроме остроумного каламбура. Хам был отъявленным шутником. Однажды поклонник прислал ему письмо с просьбой о фото. Хам просто отправил в ответ чужую фотографию. В другой раз он присутствовал на свадьбе друга и поздравил священника, который вел церемонию, «комплиментом»: «Моему другу очень понравилась ваша служба: он обязательно вернется». И последнее, но не менее важное: отец Хама никогда не стыдился карьеры своего сына. Несмотря на свое прежнее нежелание, он с гордостью собирал карикатуры сына. Он даже посещал редакцию Le Charivari, чтобы приобрести предварительные пробные версии его рисунков.
Всего через несколько лет после его смерти Феликс Рибейр написал о нем биографию "Cham, Sa Vie et Son Oeuvre" (1884) с предисловием Александра Дюма-младшего. Немногие карикатуристы XIX века удостоились такой чести. Даже Оноре Домье, умершему в тот же год, что и Хам, пришлось ждать до 1888 года, прежде чем Арсен Александр посвятил ему биографию. Драматург Людовик Халеви однажды сказал о Хаме: "Нужно не просто иметь талант, нужно иметь его талант".

После смерти Хам, тем не менее, быстро погрузился в безвестность. Его современники Оноре Домье и Гюстав Доре сегодня пользуются гораздо большей репутацией среди художественных критиков. Поскольку его каталог так огромен, лишь немногие историки искусства нашли время, чтобы изучить его работы во всей их полноте. Лишь в 1990-х годах были предприняты серьезные усилия, благодаря которым замечательный талант Хама вновь получил заслуженное внимание.
Вложения
Хам. Опасность поедания мыши заключается в том, что ваша кошка прыгнет за ней, 1870.jpg
Хам. Опасность поедания мыши заключается в том, что ваша кошка прыгнет за ней, 1870.jpg (121.42 КБ) 1019 просмотров
Cham. Восп. об Итальянской войне. Илл., 1859 №33,27 авг. С. 128.jpg
Cham. Восп. об Итальянской войне. Илл., 1859 №33,27 авг. С. 128.jpg (1.26 МБ) 1019 просмотров
Cham. Иностранцы в Париже. Илл., 1861 №189, 5 окт. С. 224.jpg
Cham. Иностранцы в Париже. Илл., 1861 №189, 5 окт. С. 224.jpg (1.47 МБ) 1019 просмотров
Cham. Иностранцы в Париже. Илл., 1861 №190, 12 окт. С. 240.jpg
Cham. Иностранцы в Париже. Илл., 1861 №190, 12 окт. С. 240.jpg (1.48 МБ) 1019 просмотров
Cham. Присоединение к Савойе. Илл., 1860 №129, 28 июля. С. 64.jpg
Cham. Присоединение к Савойе. Илл., 1860 №129, 28 июля. С. 64.jpg (1.27 МБ) 1019 просмотров
Cham. Присоединение к Савойе. Илл., 1860 №130, 4 авг. С. 82.jpg
Cham. Присоединение к Савойе. Илл., 1860 №130, 4 авг. С. 82.jpg (1.27 МБ) 1019 просмотров
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13956
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Классика мирового протокомикса

Сообщение Mishazas »

Полистал блог, целиком посвящённый Хаму: http://amedeedenoe.unblog.fr
Любопытно, что художник, не выводил свою изначально подругу, а затем жену в свет, чтобы не фраппировать общество, однако Дюма-сын специально прибегал к нему домой по нескольку раз на дню, чтобы потом повозмущаться на девушку знакомым:
Как бы вы ни были близки с Хамом, как бы ни привыкли к этому странному интерьеру, вы бы никогда больше не увидели без некоторого смущения эту толстую, простоватую, невежественную, невоспитанную, постыдно скупую и бестолковую женщину рядом с этим галантным мужчиной, этим джентльменом, с таким тонким умом, такой нежной душой, такой щедрой рукой".
Это существо, пришедшее в мир, чтобы стать женой и спутницей рабочего, познавшее ужасные страдания и видевшее в первых пороках своей жизни только выход из них, не хотело, чтобы тот, кто спас ее от этих пороков, когда-нибудь узнал эти страдания, которые так тяготили ее и которые, если заставляют женщин совершать дурные поступки, то иногда заставляют мужчин совершать еще худшие.
Вы то и дело упоминали об ужинах, на которых друзья Хама собирались каждую неделю в течение двадцати лет за столом на улице дю Бак, улице Винтимиль и улице Нолле, но очень сдержанно и очень тонко указывали, какому голоданию, иногда сопровождавшемуся простудой, подвергала мадам Манюэль гостей, сидевших за скудным столом в комнате без огня.
Последнее свидетельство особенно интересно: 20 лет спутница Хама морит его друзей (включая Дюму) голодом и холодом, но они стоически продолжают приходить и приходить, не взирая ни на какие лишения. Похоже на тайное общество мазохистов :e-laugh:
Вложения
Portrait d'Alexandre Dumas (Fils) (1824-1895), (romancier).jpg
Portrait d'Alexandre Dumas (Fils) (1824-1895), (romancier).jpg (83.96 КБ) 1017 просмотров
Жанна Леруа, графиня де Ноэ, ок. 1860.jpg
Жанна Леруа, графиня де Ноэ, ок. 1860.jpg (220.38 КБ) 1017 просмотров
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13956
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Классика мирового протокомикса

Сообщение Mishazas »

George du Maurier.jpg
George du Maurier.jpg (274.07 КБ) 894 просмотра
* * *
Джордж Дюморье, автор визуальной концепции телевидения, а так же литературной — Призрака Оперы :)
Роскошные образчики его комиксов см. на Тёпфериане:
http://www.topfferiana.fr/2015/04/lart- ... u-maurier/
Вложения
George du Maurier. Telephonoscope. Punch, 1878-12-09.jpg
George du Maurier. Telephonoscope. Punch, 1878-12-09.jpg (222.92 КБ) 894 просмотра
George du Maurier. The Philosopher's Revenge - 1.jpg
George du Maurier. The Philosopher's Revenge - 1.jpg (138.45 КБ) 894 просмотра
George du Maurier. The Philosopher's Revenge - 2.jpg
George du Maurier. The Philosopher's Revenge - 2.jpg (130.99 КБ) 894 просмотра
George du Maurier. The Philosopher's Revenge - 3.jpg
George du Maurier. The Philosopher's Revenge - 3.jpg (133.73 КБ) 894 просмотра
George du Maurier. The Philosopher's Revenge - 4.jpg
George du Maurier. The Philosopher's Revenge - 4.jpg (135.83 КБ) 894 просмотра
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13956
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Классика мирового протокомикса

Сообщение Mishazas »

Mishazas писал(а):
06 апр 2024, 20:28
Джордж Дюморье, автор визуальной концепции телевидения, а так же литературной — Призрака Оперы :)
Роскошные образчики его комиксов см. на Тёпфериане:
К числу многочисленных заслуг этого британского классика протокомикса стоит отнести и его внучку, писательницу Дафну Дюморье, автора классических детективов и триллеров, включая экранизированных Хичкоком «Птиц».
Вложения
hitchcock-daphne-du-maurier-the-birds.jpeg
hitchcock-daphne-du-maurier-the-birds.jpeg (140.03 КБ) 891 просмотр
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13956
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Классика мирового протокомикса

Сообщение Mishazas »

Мишель Строгов — один из популярнейших героев протокомиксов Франции ХIХ в.
Он фигурировал в карикатурах и комикс-пародиях :)
Вложения
Le_Rire_ _journal_humoristique_1917-05-12_обложка.jpg
Le_Rire_ _journal_humoristique_1917-05-12_обложка.jpg (382.85 КБ) 399 просмотров
Le_Charivari_1881-01-09, p.3—Strogoff.jpg
Le_Charivari_1881-01-09, p.3—Strogoff.jpg (57.38 КБ) 399 просмотров
Journal_amusant_ _journal_illustrй_1880-11-27, p.1.jpeg
Journal_amusant_ _journal_illustrй_1880-11-27, p.1.jpeg (478.38 КБ) 399 просмотров
Journal_amusant_ _journal_illustrй_1880-12-11_p.4.jpg
Journal_amusant_ _journal_illustrй_1880-12-11_p.4.jpg (529.46 КБ) 399 просмотров
Journal_amusant_ _journal_illustrй_1880-12-11_p.5.jpg
Journal_amusant_ _journal_illustrй_1880-12-11_p.5.jpg (528.99 КБ) 399 просмотров
La_Vie_parisienne_1881-02-12_p.098.jpg
La_Vie_parisienne_1881-02-12_p.098.jpg (444.74 КБ) 399 просмотров
La_Vie_parisienne_1881-02-12_p.099.jpg
La_Vie_parisienne_1881-02-12_p.099.jpg (432.31 КБ) 399 просмотров
La_Vie_parisienne_1881-02-12_p.100.jpg
La_Vie_parisienne_1881-02-12_p.100.jpg (498.35 КБ) 399 просмотров
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13956
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Классика мирового протокомикса

Сообщение Mishazas »

Постановка «Михаила Строгова» отражена в комикс-афишах.
Любопытны превалирующие "двусторчатые" решения темы: пляски и беззаботная жизнь в сердце империи; ужас и страдания на её окраинах.
Вложения
Michel Strogoff @ Théâtre du Châtelet. 16e tableau — Cronstadt. Par Emile Levy, 1890.jpg
Michel Strogoff @ Théâtre du Châtelet. 16e tableau — Cronstadt. Par Emile Levy, 1890.jpg (798.69 КБ) 399 просмотров
Théâtre du Châtelet. Michel Strogoff. [affiche] Lithographie de Marodon-1.jpeg
Théâtre du Châtelet. Michel Strogoff. [affiche] Lithographie de Marodon-1.jpeg (250.92 КБ) 399 просмотров
Théâtre du Châtelet. Michel Strogoff. [affiche] Lithographie de Marodon-2.jpeg
Théâtre du Châtelet. Michel Strogoff. [affiche] Lithographie de Marodon-2.jpeg (251.22 КБ) 399 просмотров
Thйвtre_du_Chвtelet_Michel_Strogoff_[...]_btv1b9014279w.JPEG
Thйвtre_du_Chвtelet_Michel_Strogoff_[...]_btv1b9014279w.JPEG (473.84 КБ) 399 просмотров
Thйвtre_du_Chвtelet_Michel_Strogoff_[...]_btv1b53191693z.JPEG
Thйвtre_du_Chвtelet_Michel_Strogoff_[...]_btv1b53191693z.JPEG (425.49 КБ) 399 просмотров
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13956
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Классика мирового протокомикса

Сообщение Mishazas »

Особое место в обозрениях спектакля «Михаил Строгов» занимают комикс-репортажи.
В обложечной зарисовке великого Робиды мы видим ироничный образчик этого жанра периодики.
У Огюста Деруа классический пример изорепортажа: многоуровневая композиция демонстрирует основные сцены представления, за счёт комплексной раскадровки выстраивая некую смысловую иерархии этих сцен.
Журнал «Ви модерн» публикует цикл графических листов Огюста Рубе, одного из сценографов этой масштабнейшей постановки.
Вложения
Michel Strogoff au châtelet [estampe] par A. Robida ; Yves & Barret. (Yves, A.; graveur). 1880.jpeg
Michel Strogoff au châtelet [estampe] par A. Robida ; Yves & Barret. (Yves, A.; graveur). 1880.jpeg (579.6 КБ) 398 просмотров
Michel Strogoff, pièce en cinq actes de MM. d'Ennery et Jules Verne [estampe] par Auguste Deroy [des.] & Baudé [grav.]. 1880.jpeg
Michel Strogoff, pièce en cinq actes de MM. d'Ennery et Jules Verne [estampe] par Auguste Deroy [des.] & Baudé [grav.]. 1880.jpeg (606.62 КБ) 398 просмотров
Michel_Strogoff-scenes_Moscou illuminé (3e tableau).jpeg
Michel_Strogoff-scenes_Moscou illuminé (3e tableau).jpeg (553.34 КБ) 398 просмотров
Michel_Strogoff-scenes_ Le champ de bataille de Kolyvan.jpeg
Michel_Strogoff-scenes_ Le champ de bataille de Kolyvan.jpeg (482.75 КБ) 398 просмотров
Michel_Strogoff-scenes_Le camp de l'émir.jpeg
Michel_Strogoff-scenes_Le camp de l'émir.jpeg (494.5 КБ) 398 просмотров
Michel_Strogoff-scenes_condamné par les tartares à avoir les yeux brûlés.jpeg
Michel_Strogoff-scenes_condamné par les tartares à avoir les yeux brûlés.jpeg (515.02 КБ) 398 просмотров
Michel_Strogoff-scenes_Tableau_final.jpeg
Michel_Strogoff-scenes_Tableau_final.jpeg (501.43 КБ) 398 просмотров
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 38764
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Re: Классика мирового протокомикса

Сообщение Tzratzk »

Эпохальная какая-то была эпопея.
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13956
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Классика мирового протокомикса

Сообщение Mishazas »

Tzratzk писал(а):
11 июн 2024, 23:48
Эпохальная какая-то была эпопея.
Ага. Откопал статью молодого Жана Эффеля (он был ещё и журналист).
В статье рассказывается о кукольной постановке «Мишеля Строгова» 1935 г., а заодно и о том, чем был так симпатичен этот герой французским школьникам конца XIX — первой половины XX вв. Насколько понимаю, его клич «ЗА БОГА, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО!» играл в их социуме примерно такую же роль, какую «БЕЗУМИЕ И ОТВАГА!» — у наших детей девяностых :)
Из какого статья журнала, не знаю, но скорее всего из «Вуаля» — Эффель с ним плотно сотрудничал.
ЗА БОГА, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО

Театр «Гиньоль» господина Дезартиса стратегически удобно расположился под деревьями в Люксембургском саду, на тропе сенаторов и маленьких девочек, присматриваемый голубями и освященный ветвями каштанов.
Внутри дети без лишних ужимок занимают скамейки, как в школе: они знают, что здесь их ждут развлечения. Для них играют «Мишеля Строгоффа».
Двадцать лет назад мне было столько же лет, сколько и моим маленьким соседям, и я тоже познакомился с героем Жюля Верна — в Рождество, в большой красно-золотой книге, полной множества текста и маленьких грязных гравюр.
Итак, начнем. Темнота, опустившаяся в зрительный зал, полна эмоций и таинственности, как рождественская ночь, и занавес поднимается, открывая сцену размером не больше камина... Крошечные свечи освещают декорации, настолько свежие и нежные, словно сошедшие из фильмов Жуве; генералы в ослепительных костюмах танцуют гавот с великими княжнами... Так начиналась и моя книга. Я даже помню рисунок бала при московском дворе.
Сейчас в Нижнем Новгороде ярмарка: зелень, пурпур, синева - все рады быть вместе. А потом - Волга и Урал в снегу, и Ичимский трактир, и Омский почтамт, и все города...
Впервые братья Дезартис подарили детям кукольный спектакль, который является настоящим произведением искусства, с татарским лагерем, с шатром эмира, с двадцатью картинами, которые следуют одна за другой без всякого недостатка вкуса, полные всех красок, которые Дюфи, Шагал и Вламинк выбирали для нас в течение последних двадцати лет... Счастливы дети 1935 года, рожденные с чистыми глазами и радостным взглядом!
По большей части дети находятся в самом центре приключений. Мишель Строгофф — это игра, игра, в которой нужно идти по пути, полному подводных камней: дети не знают другого. Сам ритм драмы им знаком: Мишель Строгофф построен как игра в пятнашки. По дороге из Москвы в Иркутск гонец, предатель и журналисты сражаются на бешеной скорости, пересекась, преследуя друг друга и убегая по очереди... И зрители присоединяются к ним: они вопят, чтобы поймать злодея, подбадривают героя на пути к цели и мимоходом учат невоспитанных медведей, что нельзя есть прекрасных дам в кринолинах.
Какая восхитительная публика! Если среди всех этих детей еще есть несколько наивных малышей, которые верят, что Гиньоль — реальное существо, что-то вроде маленькой обезьянки или гоблина, то многие уже знают, что он всего лишь кукла и что он оживлен вручную, но эта печальная реальность не гасит их энтузиазма. И в этом заключается чудо. Дети — прагматики. Для них ценность вещей заключается не в их природе, а в их полезности. Важен вопрос не того, чем является кукла на самом деле, а того, что она хочет изобразить. Живая? Возможно, да, возможно, нет, но в любом случае верная, поскольку от нее ждут удовольствия. Мы хотели бы, чтобы все театры имели такую умную аудиторию.
Будем надеяться, что Десартис появится и в других садах Парижа, в пригородах и в деревнях. Именно развивая вкусы детей, Франция сможет однажды получить интеллигентную публику.

Жан Эффель. Фото Бродского

Переведено с помощью DeepL.com (бесплатная версия)
Вложения
Recueil_sur_Robert_Desarthis_marionnettiste__btv1b8452795z.pdf.jpg
Recueil_sur_Robert_Desarthis_marionnettiste__btv1b8452795z.pdf.jpg (500.94 КБ) 372 просмотра
Jean_Effel_dans_V_du_13_octobre_1946.png
Jean_Effel_dans_V_du_13_octobre_1946.png (1.83 МБ) 372 просмотра
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 38764
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Re: Классика мирового протокомикса

Сообщение Tzratzk »

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0 ... 0%BE%D0%B2

«Михаил Строгов» (фр. Michel Strogoff, встречается вариант перевода «Курьер царя»[1]) — приключенческий роман Жюля Верна, написанный в 1874—1875 годах. Печатался в виде фельетона на страницах журнала Magasin d’éducation et de récréation с января по декабрь 1876 года. 25 ноября того же года вместе с рассказом «Драма в Мексике» выпущен отдельным изданием[2] у П.-Ж. Этцеля с шестью иллюстрациями Жюля Фера.
Ответить