Перевожу Уилла Айснера, его эпохальный труд Comics & Sequential Art.
Добрался до интересного фрагмента о проблеме зависимости сценария от рисунка. Книга вышла в 85-м. В принципе, до Айснера вопросы полноценного взаимодействия всех элементов комикса, и изобразительных, и литературных, мало кто так серьёзно рассматривал.
В целом, комикс – фигуративное, предметное искусство, занятое имитацией реальности. Соответственно, автор-художник, для достижения реалистичности, должен постоянно сверяться с перспективой. Зачастую он оказывается перед выбором между внешним видом, воздействием страницы, рисунка и требованиями повествования. Я рассматриваю это как извечную проблему из-за неуклонной нацеленности комиксоиздателей выпускать «товар», который сможет привлечь покупателей с первого взгляда на прилавок. Как следствие, целостность изложения истории нарушается. Несомненно, художник сам, первым становится заложником такой субординации, поскольку первая оценка комикса сконцентрирована на рисунке, стиле, добротности его исполнения, техничности. В конце концов, это же изобразительное искусство. В сфере, где писатель и художник – это, как правило, две личности, чья профессиональная репутация и оплата зависят от читательского признания, стремление художника продемонстрировать своё графическое мастерство, даже в ущерб рассказу, бывает неодолимым. Нередко в результате получается работа с виртуозным рисунком, не зависимым от (а иногда даже и не относящимся к) самой истории.