-------------------------------------------
На днях на меня снизошло прозрение (спасибо Богу и прочитанным книгам по сценарному мастерству). Я понял, что отличает плохую сцену от хорошей. Поясню на примере.
Итак, вот вам два варианта одной и той же сцены.
Вариант 1.
Вариант 2.Герой сидит в комнате, он держит в руках браслет. За окном дождь. Мы слышим (или видим, если это комикс) авторский текст, передающий мысли героя. «Меня зовут Витус. Это случилось год назад, в точно такой же дождливый день. Именно тогда я потерял Петру — мою дочь. Все мои усилия по поиску оказались напрасными. Этот браслет — единственное, что у меня от неё осталось».
Чем отличаются эти две сцены, кроме количества персонажей?Герой сидит в комнате, он держит в руках браслет. За окном дождь. На заднем плане видна девушка, она говорит: «Витус! Ты чего ушел?» Девушка подошла к герою, протянула руку к браслету и говорит: «Какой красивый. Можно посмотреть?» Герой хватает девушку за руку, больно сжимает её, девушка кричит от боли.
— Никогда не прикасайся к этому браслету, — говорит герой.
— Почему? — спрашивает девушка.
— Это браслет моей дочери.
— А где она?
— Она исчезла около года назад, и я не смог её найти.
У первой два огромных недостатка: 1) она ближе к прозе, чем к сценарию; 2) в ней всё искусственное.
Поставьте себя на место героя. Разве вы будете так разговаривать сами с собой? Вряд ли. Тем более проговаривать то, что и так вам очень хорошо известно. В такой ситуации вы, скорее всего, будете вспоминать какие-то события, связанные с потерянным близким человеком, причем это будут по большей степени чувства и эмоции, а вовсе не слова. Вы будете смотреть на браслет и грустить, не проговаривая про себя свою грусть.
Можно, конечно, написать и такую сцену, в которой герой грустно смотрит на браслет и вздыхает. Она будет правдивая, но что она расскажет зрителю? Сценарист обязан не просто показать, что герой грустит, но и рассказать как его зовут (если это первое появление героя перед зрителем, почему он грустит и что это за браслет такой.
Сделать это можно только в диалоге, то есть нам нужно заставить героя это всё кому-то рассказать. Нам необходим второй персонаж. Но тут появляется новая проблема: с какой стати наш герой будет рассказывать эту информацию другому персонажу? Значит нужно его вынудить, то есть создать конфликт.
Именно это мы и видим во втором варианте:
Есть второй персонаж, который зовет героя по имени, тем самым сообщая его зрителю.
Второй персонаж хочет взять браслет, герой грубо пресекает его желание. Тем самым мы показываем две вещи: 1) второй персонаж не знает, что это за браслет; 2) герою этот браслет очень дорог.
Второй персонаж просит объяснений такому грубому поведению, и герой вынужден рассказать ему (а заодно и зрителю) о том, что это за браслет, попутно рассказывая почему он так грустит.
Всё сказанное можно описать одной фразой: не рассказывайте историю, а показывайте её.