Страница 1 из 1

Надя Бауман. Нам врут: мейнстрим вовсе не мейнстрим

Добавлено: 29 авг 2015, 10:58
Mishazas
Изображение
http://comicstrade.ru/2015/08/when-up-i ... quote]Наша бывшая соотечественница Надя Бауман, ныне проживающая в Нью-Джерси, любезно согласилась сделать для Комикстрейда авторский перевод одной из своих колонок, написанных для замечательного портала Women Write About Comics. [/quote]

Аналитическая статья Нади Бауман на примере "суперских" комиксов размышляет о феномене деперсонализации брендированных героев массовой культуры. Уже которое десятилетие в погоне за прибылями издатели комиксов под обликами популярных сверхгероев выводят персонажей со множественными личностями, мотивациями, биографиями. Любой из героев, пропущенный сквозь конвейер непрестанно меняющихся сценаристов и художников, представляет абсурдистскую биографию, подчинённую не цельному авторскому замыслу, а причудливой корпоративной логике, мало чем отличающейся от логики сна. Под каждой из масок скрывается сонм личностей, точное число которых можно определить, подсчитав количество людей, приложивших руку к образу. Перед постоянным читателем под видом одного персонажа дефилируют сразу несколько (два и более по цене одного!). Система неизменно оказывает стабильный застойный эффект на издания комиксов: они с трудом привлекают новых читателей, неспособных разобраться в раблезианском изобилии одних и тех же личностей и событий, но формируют продвинутый фандом, которому не лень разбираться в альтернативных историях и вселенных, пытаясь разложить их по полочкам.

Читать статью:

Изображение
Надя Бауман
Нам врут: мейнстримовые комиксы вовсе не мейнстрим
http://comicstrade.ru/2015/08/when-up-is-down/
Мой личный номер один в списке абсурдностей — No Man’s Land. Сначала Batman Chronicles №16 рассказывает премилую сказку о том, как Двуликий становится лучшим другом Рене Монтойи, и все это нарисовано в мультяшном стиле. Затем в Shadow of the Bat №87, что в TPB идет двадцатью страницами позже, тот же Двуликий подставляет Пингвина и отхватывает себе кусок земли в постапокалиптическом Готэме; при этом визуально история напоминает фирменный стиль DC. Этот разлад в двух эпизодах одной арки прекрасно иллюстрирует, что абы какой подход к выбору сценаристов и художников может разрушить историю.

Изображение

Из-за смены художников и странного корпоративного подхода к развитию сюжета, в одной истории No Man’s Land Двуликий жалкий и мягкосердечный лунатик, а уже в другой — жестокий и коварный злодей
В результате такого мироустройства в печать то и дело попадает откровенный мусор. И вот в чем настоящая сила супергероев: даже плохие истории не отваживают читателей от любимых персонажей; фанаты продолжают покупать один номер за другим. Бренд становится эдакой подушкой безопасности, благодаря которой доверие читателей не расшибается в кашу, столкнувшись с разочарованием от неудачного выпуска. Во всяком случае, первые несколько раз. И, конечно, это не работает для тех, у кого пока нет никакого доверия — то есть для новых читателей.
В широком смысле Брюс Уэйн/Бэтмен и не персонаж вовсе. Он — набор беглых фактов, канонов и корпоративных правил. Черты его характера, поведение и особенности речи меняются в зависимости от того, кто его пишет. Образ размыт из-за большого количество вариантов этого самого образа. И если бы мы оценивали его как литературного персонажа, он бы не выдержал критики: слишком расплывчатый и неразработанный.
С десятками предшественников за спиной, сценаристы корпоративных комиксов должны выдавать что-то действительно изобретательное, поэтому они приносят в жертву святая святых — единообразие, превращая логику вымышленной вселенной в кисель. Представьте такую же ситуацию в литературе. Не прокатило бы.

Конан Дойля можно отличить от его последователей по манере выстраивания сюжета — часто это еле заметные различия, не из тех на которые можно указать пальцем, но читатели чувствуют это. Фанатский сиквел «Унесенных ветром» сильно уступает оригиналу, пусть и нелегко вербализировать, в чем именно. Внимательные читатели могут назвать конкретную строчку, начиная с которой Артур Квиллер-Коуч взялся дописывать за Стивенсоном неоконченный роман St. Ives. Единство стиля, авторская манера составляют одну из важнейших ценностей в литературе, и нет ничего удивительного в том, что постоянное пренебрежение этим в комиксах заставляет обывателей почесывать затылок.
Настоящие анархисты тут Marvel и DC: они создают правила вселенных, нарушают эти правила и убеждают фанатов, что это все нормально. Более того, копаться в этих переделках становится прикольно, знать все тонкости — престижно. Запоминать каноны на зубок и объяснять незнакомцам в сети и писателям текущих серий, где они неправы — азартное хобби.

Преданные читатели получают от компаний бонусы в виде долгожданных кроссоверов и изменений во вселенных, которые превращают логику в болтунью, зато водворяют в жизнь безумные фантазии фанатов. Хотите вытащить Халка на бой с Годзиллой? Кто кого: «Маленькие пони» против Йоды! Схлестнуть Мисс Пигги и Мисс Марвел? Большая Двойка может воплотить все это в реальность. Какая бы из девушек ни казалась бы вам лучшей парой для Паука, в какой-нибудь из вселенных любовная линия будет выглядеть именно так, как вам хочется.
Стремление Marvel и DC к большим продажам и большим деньгам, вкупе с долгой историей и обширной базой фанатов, парадоксальным образом превращает мейнстримовые комиксы в закрытую и недружелюбную субкультуру. Слово «мейнстрим» больше не может адекватно характеризовать Большую Двойку, потому что плавать в этом «основном течении» без особых знаний не так-то просто.
http://comicstrade.ru/2015/08/when-up-is-down/

Re: Надя Бауман. Нам врут: мейнстрим вовсе не мейнстрим

Добавлено: 29 авг 2015, 11:54
kilamov
Занимательная статья.
Спасибо!

Re: Надя Бауман. Нам врут: мейнстрим вовсе не мейнстрим

Добавлено: 05 апр 2017, 12:17
Mishazas