Путешествие героя

Аватара пользователя
Bessonov
Новичок
Сообщения: 232
Зарегистрирован: 30 июл 2006, 20:59

Путешествие героя

Сообщение Bessonov »

"В своей книге "The Hero with a Thousand Faces" Кэмпбелл утверждает, что все истории состоят из некоторых общих составных элементов, взятых из легенд, сказок, сновидений и кино, которые могут быть связаны. Такие истории можно объединить, например, в "Путешествии героя". Поскольку такие принципы универсальны для всех людей, этим объясняется тот факт, что подобные истории любимы и воспринимаемы всем человечеством, независимо от страны, культуры и вероисповедания.

Путешествие героя можно разбить на этапы, которые упорядочены согласно трехактовой структуре, используемой в большинстве историй. Три акта, по существу, являются начальным, средним и финальным разделами истории, также именуемыми фазами завязки, развития действия и развязки (подробнее о них чуть позже). Ниже приведен один из вариантов соответствия этапов путешествия героя трем актам (материал взят из книги The Writer's Journey Кристофера Воглера (Christopher Vogler), где идеи Кэмпбелла переработаны в практическое руководство для писателей и сценаристов).

Акт I

Обычный мир: мы видим, что обозначает для Героя "нормальная жизнь". В "Звездных войнах" это повседневные работы Люка на космической ферме и его отношения с родственниками; также показано его желание сбежать и бороться против Империи.

Призыв к приключению: появляется Вестник с сообщением для Героя, которое манит его или ее покинуть Обычный мир. Вестником был робот R2D2, а призывом к приключению доставленное сообщение от Принцессы Леи.

Отказ от призыва: зачастую Герой отбрасывает призыв к приключению из-за требований Обычного мира. Люк сделал это, сказав Оби-Вану, что он должен думать о преобразователях влаги, а не о каком-то далеком восстании.

Встреча с Наставником: эта встреча часто дает необходимую историческую информацию, чтобы зрители и Герой видели значение приключения. Во время встречи с Оби-Ваном Люк получает от старика оружие, с которым необходимо начинать путешествие.

Пересечение первого порога: первое большое испытание для Героя, которое вынуждает его сдаться и согласиться на приключение. Причиной для дальнейших действий Люка было уничтожение фермы и смерть его тети и дяди.

Акт II

Испытания, друзья, враги: основа всей истории столкновение со многими Хранителями порога, объединение с друзьями и встречи с врагами. Испытанием для Люка были попытки использовать Силу в схватках с врагами, имперскими солдатами и пилотами. Хан Соло, Принцесса Лея и друиды стали его союзниками.

Приближение к Сокровенной пещере: вход в самое мрачное место всего путешествия, оплот Темной стороны. В "Звездных войнах" этим событием стала вынужденная посадка "Сокола" на Звезде Смерти. В некоторой степени таким событием можно считать еще и атаку повстанцев на Звезду Смерти.

Величайшее испытание: мрачный момент, когда, казалось бы, все потеряно, а Герой кажется обреченным. Примером может служить сцена в мусорном отсеке, когда Люк оказывается внутри, а стены начинают закрываться. Такие элементы также имеются в атаке на Звезду Смерти.

Вознаграждение (овладение мечом): в результате выхода из Величайшего испытания Герои получают или сохраняют что-то ценное. Возвращение со Звезды Смерти и сохраненные планы были таким вознаграждением в фильме. Другой наградой стало окончательное уничтожение космической станции.

Дорога назад: Темные силы все еще могущественны и преследуют Героя, когда он или она выходят из Сокровенной пещеры. Этот момент представлен в преследовании "Сокола" истребителями, когда корабль покинул Звезду Смерти. В некоторых случаях этот этап обозначает возвращение Героя в Обычный мир (или новый мир).

Акт III

Воскрешение: решающие моменты, когда персонаж кажется обреченным, но выживает. Это происходит в "Звездных войнах" много раз, а примером воскрешения в третьем акте может служить возвращение отремонтированного R2D2.

Возвращение с Эликсиром: Герой должен вынести что-то из своего путешествия, не обязательно предмет. В фильме Эликсиром была надежда уничтожение Люком Звезды Смерти принесло повстанцам надежду, что Империя может быть повержена.

На этом этапе очень хотелось бы сказать: "Теперь вы имеете представление об основных элементах повествования. Остается использовать эту информацию для формирования идей собственной анимации". К сожалению, не все так просто. Создание сюжета это нечто большее, чем просто связанная цепь событий, ведь иначе прочитать обзор фильма в телепрограмме было бы так же интересно, как и смотреть его. Нет, перед началом разработки сюжета необходимо продумать образы, придающие истории интерес, образы, судьба которых увлечет зрителя".

Взято из книги Марка Джамбруно (Mark Giambruno).
Аватара пользователя
Роман Сурженко
Местный
Сообщения: 734
Зарегистрирован: 06 май 2006, 16:37
Контактная информация:

Сообщение Роман Сурженко »

Гм... Читаем классиков дальше

http://www.comics.com.ua/node/467
Пришел, увидел, удалил.
Аватара пользователя
Bessonov
Новичок
Сообщения: 232
Зарегистрирован: 30 июл 2006, 20:59

Сообщение Bessonov »

Я считаю так: знать все эти шаблоны, очень полезно, если не необходимо, но на практике, в зависимости от желаемого результата, можно их хорошенько поломать, ну или хотя бы умело замаскировать. Изобретение такого "велосипеда" просто необходимо. В противном случае мы не сдвинемся с мертвой точки. Перестанем развивать драматургию. А о несоблюдении современными авторами ее законов и шаблонов, по-моему беспокоиться не приходится. Уйти от стереотипов, не скатившись в полный бред, практически невозможно. Из наиболее известных таких экспериментаторов в памяти всплывает разве что Дэвид Линч.

В общем: хотите сделать добротную историю пользуйтесь шаблонами, они не подкачают. Хотите делать артхауз избегайте использования шаблонов.

Коммерческий успех в последнем случае грозит лишь единицам
Аватара пользователя
Bessonov
Новичок
Сообщения: 232
Зарегистрирован: 30 июл 2006, 20:59

Сообщение Bessonov »

Объект анализа: Кубрик, "Космическая одиссея: 2001", 67-й год.


В: С трудом начинаете разбираться кто что и зачем делает?
О: Эээ, ну в общем… да.

В: Повествование затянуто или скомкано?
О: Ну дык пялится на висящие на леске макеты десять минут реального времени без смены кадра под музыку Штрауса…

В: Героям не хочется сочувствовать (та шоб его машиной сбило наконец!)?
О: Лучше шоб паровым катком!

В: В середине произведения клонит в сон?
О: Хе-хе… Откуда ж вы это все знаете?

В: В конце появляется вопрос: а это кто?
О: Этот вопрос хочется задать лично Кубрику…

…Loading…

Вердикт: кто-то пытался экспериментировать и провалился нафиг.
Мнение респондента: Да вы че? Это ж Кубрик. Это ж Одиссея. Это ж 67-й год! Это ж шедевр!

:)
Аватара пользователя
Bessonov
Новичок
Сообщения: 232
Зарегистрирован: 30 июл 2006, 20:59

Сообщение Bessonov »

Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом :)

Ну да я в общем не спорю. Просто веду к тому, что нет универсальных правил, по которым одно является искусством, а другое бредом или пустышкой. Есть только субъективные мнения.
Аватара пользователя
Bessonov
Новичок
Сообщения: 232
Зарегистрирован: 30 июл 2006, 20:59

Сообщение Bessonov »

Тоже верно. Но помечтать иногда приятно. Эх, если б я был Кубриком… Или на худой конец Тарантино. Да ну его – увеболом! Сразу б бросил эти никчемные комиксы. А пока не могу, извините :)

А Звездные Войны не люблю почему-то. Так же как Никитин Темных Эльфов :)
Аватара пользователя
Bessonov
Новичок
Сообщения: 232
Зарегистрирован: 30 июл 2006, 20:59

Сообщение Bessonov »

Получается шаблон – это хорошо. Тот, кто умеет им пользоваться – молодец. Лукас – дипломированный молодец. Общеизвестен то факт, что визуальное решение, использованное Кубриком в "Одиссее", сформировало сегодняшний стереотип относительно того, как должна выглядеть реалистичная научная фантастика о космосе. До сих пор ничего нового не придумали. Пусть с первого взгляда "Войны" не похожи на "Одиссею", но ведь заимствований – тьма. Без "Одиссеи", возможно, не было бы "Войн". Без первооткрывателя Кубрика, возможно, не было бы экспроприатора Лукаса.

Шаблоны в сценарии, шаблоны в рисунке. Шаблоны, шаблоны, шаблоны. От них и так некуда деться, зачем их еще и пропагандировать?

А Структура, она хитрая вещь. Напиши какой угодно бред, и все равно в нем будут угадываться элементы Структуры. Дальняя Дорога, Казенный Дом…

Я не спец, и не Тарантино, просто говорящая башака на форуме, поэтому очень может быть что я и неправ, но пока кажется вот так.
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 37962
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Сообщение Tzratzk »

Александр Ремизов писал(а):Поэтому я не покупаю комиксы на том языке, который понимаю. Впрочем... Я вообще не покупаю комиксы.
Ндя...Если даже сами комиксисты не покупают, а только качают, то что уж говорить о простых гражданах...
Аватара пользователя
Bessonov
Новичок
Сообщения: 232
Зарегистрирован: 30 июл 2006, 20:59

Сообщение Bessonov »

Александр Ремизов писал(а):Мне вот что интересно. Почему структура истории объявляется "шаблоном" (хотя это, естественно, на самом деле не так), а структура полосы шаблоном не оъявляется. Будьте уж последовательными до конца и объявите, что вот это - http://comicsnews.ru/forum/showthread.php?t=121 тоже есть шаблон, который тормозит Ваш полёт творческой мысли.
Я вообще мало последователен в своих мыслях, поэтому постоянно оговариваюсь де мол, то, что я говорю - ни на что не претендует. Спорю наверно только из-за того, что в споре пытаюсь нащупать истину. Примерно так же, как двое торгующихся на базаре нащупывают реальную стоимость товара.

Действительно, Вы совершенно правы, Александр. Я переборщил с воплями относительно шаблонов. Если придерживаться такой логики, то, не долго думая, пропорции персонажей тоже можно будет охарактеризовать, как "ненавистный шаблон". Только вот ощущения дежа вю, при просмотре фильмов\комиксов не отпускает. Кажется: где-то я это видел и видел вчера. Все прозрачно, видится наперед. Я наверно об этих шаблонах. Просто во многих статьях на тему Структуры приводятся конкретные попсовые примеры, вроде закованного в цепи протагониста и главгада, пересказывающего концепцию своего зловещего плана и, перед вынужденной отлучкой, роняющего ключи от кандалов. Я против слепого копирования этой ситуации (ели только это не делается автором, как бы это сказать, намеренно, с целью стилизации, что ли).

Я отдаю себе отчет в том, что Структура, это сборник выстроенных в наиболее выгодной последовательности драматургических приемов, позволяющих построить правильное (пропорциональное) произведение и улучшить его качество. Пи этом сюжетное наполнение и стилистика, могут быть какими угодно.

Только вот Вам не кажется, что человек знающий Структуру, может в некоторой степени прогнозировать события. Я лишь хочу сказать, что не вредно иной раз что-нибудь аккуратно нарушить. Так для разнообразия :)

Александр Ремизов писал(а):Логика коротко: "то, что я не готов принять - это шаблон, то, я готов принять - это не шаблон"
Да не... Ну неправда это! Разнаобразия хочу просто, а не опять-25...
Аватара пользователя
Bessonov
Новичок
Сообщения: 232
Зарегистрирован: 30 июл 2006, 20:59

Сообщение Bessonov »

Александр Ремизов писал(а):Да, в какой-то мере это так. Но человек во многом может прогнозировать события, даже не являясь медиумом. Например...
Если кто-то переходит Кольцо днем с постоянной скоростью, и этот кто-то является героем комикса, то с сорокапроцентной уверенностью можно рассчитывать на его чудесное спасение от тотального травматизма загадочными зелеными человечками с планеты Фаэтон :) Даже не знаю, хорошо это или плохо
Александр Ремизов писал(а):Я бы сравнил хорошо структурированное произведение с шахматной партией...

Вот-вот! Прекрасное сравнение! И это тот случай, где автор сценария должен быть уровнем выше оппонента читателя/зрителя А теперь представьте, что будет, если автор получит возможность самому изобретать правила. Уделает зрителя, как монашку :)
Александр Ремизов писал(а):Тут вот ещё какой интересный аспект...
Просмотр "Властелина" или "Войн", это, на мой взгляд, такой священный ритуал. И неважно - приносит он удовольствие или нет. Ты должен сделать татуировку на всю спину, хотя это и чертовски больно, иначе ты не мужик

А вообще, я о своем, частном случае. Иногда очень хочется поглумиться над правилами. Сделать что-то странное. Не имеющее аналогов. Надо же чем-то отличаться от других. Только не напускайте на меня Никитина :)

В общем, даст Бог, сделаю свой экспериментальный "Limbo", тогда хоть будет на что сослаться. А то так все теоретизирую и ни подкрепляю свои слова делом. Переливать из пустого в порожнее, да выражать свое несогласие с философией Фридриха Ницше, так это любой может. Не помню, что там говорил Заратустра по этому поводу :)
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 37962
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Сообщение Tzratzk »

Bessonov писал(а): Переливать из пустого в порожнее, да выражать свое несогласие с философией Фридриха Ницше, так это любой может. Не помню, что там говорил Заратустра по этому поводу :)


Заратустра говорил, что процесс создания комикса целиком - от начала и до конца - сделает автора этого комикса сильнее, если не убьет до окончания работы над комиксом. :)
Аватара пользователя
Bessonov
Новичок
Сообщения: 232
Зарегистрирован: 30 июл 2006, 20:59

Сообщение Bessonov »

Tzratzk писал(а):Заратустра говорил, что процесс создания комикса целиком - от начала и до конца - сделает автора этого комикса сильнее, если не убьет до окончания работы над комиксом. :)
:) Умный чувак, этот Заратустра! :D
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 37962
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Сообщение Tzratzk »

Александр Ремизов писал(а): Автор должен контролировать своё произведение, а не наоборот. Если что-то делается, то делается с умыслом, с целью, а не потому что так получилось. И читатель не должен чувствовать себя идиотом, когда он вообще не может ориентироваться в произведении. Два полюса: полностью угадываемое течение сюжета без единого поворота и сплошные повороты, лишённые логики и смысла. "Уделать как монашку" - это запросто, но оценит ли читатель такое обращение с собой?


"Писатели, по-моему, делятся на две категории. Одни заранее все продумывают, а потом садятся и записывают. Другие, а я отношусь к этой категории, не знают заранее, чем книга кончится, иначе им неинтересно. Пока я пишу, все меняется, иначе мне становится скучно."

Интервью с Киром Булычевым на встрече с читателями
в Торговом Доме "Библио-Глобус".

Copyright © 1997 ТОО ТД "Библио-Глобус"*
http://www.book-mekka.ru
Date: Jan 1997
------------------------


Помнишь уже набившую оскомину фразу Пушкина:
"Экую штуку учинила моя Татьяна - выскочила замуж!"
---
http://watermill.livejournal.com/104758 ... o=13072158

Примерно, как Пушкин писал своему приятелю: надо ж что моя Татьяна выкинула - замуж вышла!
---
http://www.ourtx.com/?a=1640&fr_fid=80931

Как писал Пушкин, что натворила моя Татьяна!
---
http://yacht.zamok.net/Essay/hiroklyu1.html

Как у Пушкина: знаешь, что моя Татьяна учудила?
---
http://www.dreamhachers.ru/literature/? ... onov_N&t=3

РАЗГОВОРЫ С ПУШКИНЫМ. Вот МОЯ Татьяна что учудила!
---
http://www.interda.ru/erotikon/cool/bronze.html

"Представьте себе, что сделала моя Татьяна?"
---
http://www.ssga.ru/cgi-bin/page.pl?fold ... ry&cnt=551

Это же изумление звучит и в его словах к П. Вяземскому "Ты не представляешь, что "удрала" моя Татьяна"
---
http://www.blagoslovenie.su/izdat/books/olesa/43.php


Как писал Пушкин ( не помню дословно ) - "Знаете, что сотворила моя Татьяна".
---
http://www.7days.ru/Forum1.nsf/Forum/Fo ... ent&Page=5


Разговор Ельцина с Пушкиным: Твоя Татьяна - цветочки! Вот МОЯ Татьяна что учудила!..
---
http://www.interda.ru/erotikon/cool/bronze.html
.
Аватара пользователя
Bessonov
Новичок
Сообщения: 232
Зарегистрирован: 30 июл 2006, 20:59

Сообщение Bessonov »

Александр Ремизов писал(а):Увы, но "всё уже украдено до нас" (С). Сделать странное - не вопрос. А вот насколько оно будет "не имеющим аналогов"... Это уже относится к эрудиции читателя. И как правило, публика которая смотрит "странные вещи" эрудирована весьма. Удивить её невозможно.
Ну, это мы еще посмотрим. Эрудированная публика всегда ищет подтекст (даже там, где его нет) в ее глазах произведение обретает дополнительные этажи, в общем, обращаться с ней еще легче. Если б еще самому дотягивать до ее уровня...
Аватара пользователя
Bessonov
Новичок
Сообщения: 232
Зарегистрирован: 30 июл 2006, 20:59

Сообщение Bessonov »

Александр Ремизов писал(а):"Русский мужик задним умом крепок" (с) народная поговорка...
Так-то оно - так, но, как грится, на скорость не влияет :) (с) молодежный сленг.
Ответить