Trubys Blockbuster screenwriting

Александр Ремизов

Trubys Blockbuster screenwriting

Сообщение Александр Ремизов »

http://truby.com/

Сайт товарища Джона Труби. Матёрый сценаристище, судя по этому тексту:
Over the course of 3 decades, John Truby has taught more than 20,000 students the art of screenwriting. Providing the knowledge and expertise he has applied as a consultant on over 1,000 movie scripts, Truby offers an approach to storytelling that has earned acclaim for his instructional classes and screenwriting software from students and critics alike:

"If you're ready to graduate from the boy-meets-girl league of screenwriting, meet john Truby...(His course draws) epiphanies that make you see the contours of your psyche as sharply as your script."
LA Weekly
На сайте помимо саморекламы курсов сценаристов есть демка программы - пятнадцатидневный триал. Прога ветхая, под ХР глючит страшно, кириллицу понимает плохо. Но в ней есть очень неплохие файлы помощи (в pdf и chm), которые фактически описывают план работы над сценарием с подробными пояснениями чего делать рекомендуется, а чего не стоит.

К сожалению, на английском. Вот ежели организовать перевод, то очень неплохой сценарный туториал мог бы получиться. И матерьял для сайта (мастерская), буде он когда-нибудь доделан.

Прямая ссылка на прогу: http://www.truby.com/demo/bb4demo.exe
Александр Ремизов

Сообщение Александр Ремизов »

Парадигма Джона Труби: 22 шага структуры. Спинной хребет истории.

1. Самореализация / Потребность /Желание

Чему герой научится сам или от других к концу истории?

В чём герой неправ в отношении себя или других в начале истории?

2. "Призрак" и контекст

Кто (в чём) "призрак" героя?

Каков контекст истории? (На фоне чего она разворачивается?)

3. Проблема / Потребность

Проблема героя

3 слабости героя

Психологическая потребность

Моральная потребность

4. Побуждающее происшествие

Какое событие является толчком к началу истории?

5. Желание

Желание-цель

Желание-мотив

Каковы ставки в игре?

6. Союзники

Кто союзники героя?

7. Противник

Кто противник героя?

8. Скрытый враг

Кто скрытый враг, который притворяется союзником?

9. Первое открытие

Открытие

Решение

Изменение желания

Изменение мотивировки

10. План героя

В чём состоит план героя?

11. План противника

В чём состоит план противника?

12. Действия героя (Hero's Drive)

Последовательное описание действий героя в истории

13. Атака союзника

Обвинение / Критика

Оправдание

14. Очевидное поражение

Герой сталкивается с большими трудностями

15. Второе открытие

Открытие

Решение

Изменение желания

Obsession drive

Изменение мотивировки

16. Открытие аудитории

Что узнаёт аудитория и что остаётся скрытым от героя?

17. Третье открытие

Открытие

Решение

Изменение желания

Изменение мотивировки

18. Ворота / Визит смерти

Символ смерти и воскрешения героя

19. Битва

Характеры в конфликте

Точка схода всех линий

Герой похож на противника

Глубинные значения в конфликте

Последовательность конфликта

20. Самореализация

Самореализация психологическая

Самореализация моральная

21. Моральный выбор

Самореализация - моральный выбор

Самореализация - раскрытие темы

22. Новое равновесие

Герой на более низком или на более высоком уровне
Александр Ремизов

Сообщение Александр Ремизов »

Джон Труби: Ошибки и контрольные вопросы.
===================================

Самореализация / Потребность /Желание
Ошибки:

Вы пишете историю, не отталкиваясь от конечной точки. Идёте не от конца к началу. Это может оказаться самой дорогостоящей ошибкой, которую вы можете сделать. И даже лучшие авторы делают эту ошибку. Не зная конечной точки пути вы не сможете сделать ни первый, ни какой-либо последующий шаг. Потому что нет уверенности, что именно этот путь приведёт к финалу. Этот путь приводит к истории без середины, без изменения характера и без глубины.

У вашего героя нет никакой психологической потребности. Никакая личная слабость не делает его менее положительным.




Потребность

Ваш герой не имеет моральных потребностей. Его потребность является сугубо психологической и не имеет никакого отрицательного эффекта на кого-либо ещё. Он действует морально с самого начала, так что никакой моральный рост невозможен.
Вопросы:
Есть ли у героя явная слабость, которая является источником его психологических и моральных потребностей?

Наносил ли герой какой-либо моральный ущерб кому-либо в начале истории?

Как неправильно (недостойно) он поступал в начале истории?


Самореализация

Ваш герой не учится ничему новому.
Вопрос: Какой новый курс действия выберет ваш герой после понимания надлежащего способа жить?

Желание

Линия желания героя недостаточно определённа.

Вопрос: Есть ли определённый момент, когда аудитории понятно, преуспел ли ваш герой или оказался не в состоянии достичь своей цели?


"Призрак" и контекст
Ошибки

Нет никакого "призрака", никакого случая из прошлого, преследующего главного героя. Результат: история, которая не имеет фундамента, основы, "внутренностей".

"Призрак" не болезненный для героя. Случай должен быть причиной нынешних проблем!

"Призрак" не связан с потребностью героя.

Герой преодолевает "призрака" очень легко. А призрак не должен исчезнуть в начале истории.

Мир вашей истории мелок. Он не включает большие силы, которые бы влияли на героя.

Вопросы:

Глубоко ли травмировал героя случай в прошлом?

Требует ли история, чтобы герой противостоял множеству противоборствующих сил, влияющих на него?


Проблема / Потребность
Разница между моральной и психологической потребностью:

Психологическая потребность сугубо личная. У героя есть слабость или он теряет что-то, но это не имеет отрицательного эффекта на кого-либо ещё кроме самого героя.

Моральная потребность характера всегда имеет прямой отрицательный эффект на кого-либо ещё.



Побуждающее происшествие
Ошибки:

Побуждающее происшествие (провоцирующее событие) не вынуждает вашего героя в конце истории противостоять его потребности. (Чтобы победить, герой должен перешагнуть через свои слабости)

Побуждающее происшествие не вынуждает вашего героя немедленно придумывать линию желания.
Вопрос: Какой случай будет толчком к истории, ведущей к самой трудной борьбе в жизни героя?



Желание
Ошибки:

У героя нет сквозной линии желания. Это приводит к эпизодическому повествованию.

У героя мимолётное, реактивное желание

Желание героя настолько мелкое, что это не захватывает аудиторию

Желание героя столь огромно, что никогда не может быть осуществлено кроме как с натяжкой.

Вопросы:

Будет ли в истории момент, когда аудитория будет знать точно: достиг ли герой цели?

Линия желания не отклоняется от курса и не видоизменяется по ходу, оставаясь по существу той же самой?


Союзники
Ошибки:

Союзники интереснее, чем главный герой.

У союзников нет собственной линии желания.

Вопрос: Как различие между союзником и героем позволяет объёмнее определить героя?


Противник
Ошибки:

У вас нет главного противника. Это вторая причина эпизодичности действия.

На роль главного противника выбран не тот персонаж

Ваш главный противник не истинный противник. Он не хочет ту же самую вещь, что и герой.

Главный противник не имеет убеждений, которые входят в конфликт с убеждениями героя.

Главный противник является АБСОЛЮТНЫМ злом. Он неисправимо зол и неспособен к моральным действиям.

Вопросы:

Кто хочет остановить главного героя и почему?

Что хочет получить противник?

Ваш противник конкурирует с героем за ТУ ЖЕ САМУЮ вещь?


Скрытый враг
Ошибки:

В истории нет скрытого врага. Противостояние недостаточно накалено, если нет характера, работающего против главного героя под прикрытием.

Вопросы:

Чем скрытый враг по существу отличается от главного врага?

от героя?


Первое открытие
Ошибки:

Открытие не заставляет героя изменить первоначальную цель.

Изменения цели слишком кардинальны. Вы дали герою АБСОЛЮТНО новую линию желания

Первое открытие слишком мощно. Вы не можете превзойти этот пик в дальнейшем.

Вопросы:

Действительно ли это открытие так важно для героя?

Выстроено ли оно логически?



План героя
Ошибки:

У героя нет плана действий

План недостаточно определённый

Первоначальный план сразу приводит к успеху

Вопросы:

Как противник опрокинет этот план?

Какой новый план придумает герой, чтобы обойти противника?

План героя содержит безнравственные действия, чтобы победить? ДОЛЖЕН, чтобы союзник критиковал героя.


План противника
Ошибки:

У противника нет плана

Противник неактивно атакует героя

Противник недостаточно прессует героя, чтобы тот отказался от своего первоначального плана и изобрёл новый

Противник не побеждает в середине истории

Вопросы:

Какие шаги предпринимает противник, чтобы достигнуть цели?

Какие скрытые уловки он использует, чтобы нанести ущерб герою?


Действия героя (Hero's Drive)
Ошибки:

Герой предпринимает множество действий, которые не ведут к цели.

Повторение тех же действий снова и снова. Если не разнообразить действия, то середина окажется скучна

Конфликт между героем и противником не усиливается к середине истории

Герой побеждает в течении движения.

Вопросы:

Действительно ли эти шаги следует предпринимать герою для достижения цели?

Какие новые действия предпримет герой, когда его первые усилия провалятся?


Атака союзника
Ошибки:

Союзник не критикует героя. Если союзник полностью согласен с героем, нет нового измерения в конфликте истории.

Союзник отличается в стратегии, но не в этике (морали) от действий героя.

Вопросы:

Как по мнению союзника должен действовать герой?

Как это отличается этически от того, что делает герой?


Очевидное поражение
Ошибки:

Герой не имеет очевидного поражения, когда ему кажется, что цель вот-вот будет достигнута.

Герой имеет слишком много очевидных поражений.

Очевидное поражение недостаточно разрушительно.

Вопрос: Как противник добивается поражения героя, когда герой уже уверен в своей победе?


Второе открытие
Открытие

Решение

Изменение желания

Obsession drive

Изменение мотивировки

Ошибки:

Герой не получает никакой новой информации в середине истории.

Второе открытие не превосходит по силе первое

Вопросы:

Как второе открытие связано с первым?

Почему ваш герой поглощён достижением цели?


Открытие аудитории
Ошибки:

Аудитория знает не больше, чем герой и абсолютно не посвящена в скрытые уловки врага. В результате аудитория не понимает полную мощь противника и не видит рост героя.


Вопросы:

Какую информацию получает аудитория до того, как об этом узнает герой?

Как эту информацию лучше дать: визуально или через диалог?


Третье открытие
Ошибки:

Герой не получает никакой новой информации перед битвой.

Третье открытие не сильнее второго.

Третье открытие не ведёт к изменению линии желания героя на первоначальный курс.

Вопросы:

Что является заключительной частью информации, которую герой узнаёт о противнике?

Что является ключом, который даёт эту информацию?


Ворота / Визит смерти
Ошибки:

Герой не испытывает сопротивления, приближаясь к битве.

Герой не противостоит собственной смертности, что могло бы усилить конфликт.

Вопросы:

Находится ли герой под давлением?

Находится ли он на пороге смерти (или символа смерти)?


Битва
Ошибки:

В финале истории нет столкновения героя с противником.

Сражение слабое или неадекватное.

Сражение - не самый интенсивный конфликт в истории.

Сражение не является конфликтом ценностей.

Сражение не ведёт к самореализации.

Вопросы:

Это самый интенсивный конфликт в истории?

Является ли битва прежде всего конфликтом между героем и противником?

Похож ли герой на противника в этой точке истории?

Чей набор убеждений и ценностей является превосходящим - героя или противника?


Самореализация
Ошибки:

Герой не получает самореализации.

Самореализация наступает в истории слишком рано

Самореализация не является моральным актом: герой не осознаёт свои ошибки в прошлом и не понимает, как достойно жить дальше.

Персонаж изменяется, но это не изменение характера. (Например: добился личного успеха, вылечил болезнь)

Размышления о теме как о предмете, а не как о Способе.

Вопросы:

Учится ли герой понимать людей как личности, а не только как инструменты для соей игры?

Действительно ли герой получает новую часть информации?


Моральный выбор
Ошибки:

Вы не даёте герою сделать в конце истории моральный выбор. Персонаж, который не выбирает в конце истории между двумя способами действия, не скажет аудитории, какой образ жизни (в который вы верите) является превосходящим.

Вы даёте герою ложный выбор. Выбор между добром и злом. Правильный выбор - между двумя позитивами или уход от двух негативов.

Вопросы:

Вы создали вашу тему заключительного морального выбора между двух позитивов?

Может ли аудитория сделать этот выбор в повседневной жизни?


Новое равновесие
Ошибки:

Нет ощущения окончания истории.

Окончание не следует логически (притянуто за уши)

Вопрос: окончание даёт аудитории понимание более глубинной проблемы, вовлечённой в историю?

Char. List
У вас слишком много персонажей в истории

Вы не представляете ясно роль и функцию каждого персонажа.

Вопрос: Все ли персонажи необходимы, чтобы рассказать эту историю?


Char. Web
У вас нет четырёх-точечного противостояния. Вам нужно как минимум три противника, с которыми будет сражаться герой.

Второстепенные характеры абсолютно недетализированы или же наоборот - столь же сложны, как и главный герой.

Конфликт между героем и противником поверхностный

Герой не обеспечен детальным набором ценностей и убеждений.

Противник не обеспечен детальным набором ценностей и убеждений.

Вопросы:

Кто главный противник и кто вторичные противники?

Как противник использует основные слабости героя?

Что является самым главным, за что борются между собой герой и противник?

Что по мнению героя включает в себя понятие "жить правильно"?

Чем ценности противника отличаются от таковых героя?


Char. World
Вы не смогли создать детализированный мир истории

Мир не выражает глубоких слабостей героя.

Мир не меняется из-за действий героя.

История развивается в мире, который не выходит за пределы семьи.

Вопросы:

Продумали ли вы мир так же тщательно, как и героя?

What are the larger ramifications of the hero's struggle?

What are the largest ramifications that the hero's actions could have?


Контекст / Общество / Институты

Вы не смогли соединить уникальное созданное общество с большим миром. Это значит, что арена действия слишком узка и специализирована.

Вопрос: Сможет ли широкая аудитория ассоциировать себя с уникальным обществом или институтом вашей истории?

Социальная среда

Не показано, как социальные силы воздействуют на героя.

Вопрос: Осознаёт или не осознаёт герой воздействие социальных сил?


Natural Setting

Нет набора символов (символических значений), закреплённых в мире истории.

Вопрос: Какие глубокие значения закреплены за установками вашего мира?

Время года / Праздник

Использованное время года или праздник являются клише или предсказуемо.

Вопрос: Какой глубокий смысл или философия заключены в использовании времени года или праздника и как это относится к истории?

Диапазон изменения мира

Мир не меняется с течением истории.

Вопрос: Есть ли фундаментальный сдвиг в том, как выглядит мир на протяжении истории?


Визуальные семь шагов

Места, где происходит каждое из основных событий не слишком отличаются друг от друга.

Вопрос: Какие уникальные места ассоциированы с каждой ключевой точкой сюжета?


Диалоги

Сцена не сфокусирована на главном

В цене лидирует не тот характер.

Нет противостоящих характеров с разными целями.

У ведущего в этой сцене характера нет стратегии движения к цели.

У сцены нет ясной концовки.

Диалоги имеют значение, но не двигают историю.

Нет аргументов"правильного" и "неправильного".

В диалогах нет индивидуальности характеров.

Вы пишете диалоги, которые не отражают уникальное значение каждого характера.


Моральные действия

На протяжении истории характер не растёт и не падает морально.

Другие характеры не реагируют, если герой действует аморально.

Вопросы:

Как далеко может зайти герой, пытаясь достичь цели?

Как ваш герой критикуется другими за свои поступки?

Достигает ли герой к концу истории понимания того, как надо жить достойно?


Предпосылка

Затёртая до дыр предпосылка. Аудитория видела это уже тысячу раз.

Мелкая идея растянута на два часа.

Предпосылка не является чем-то личным для сценариста. (Не то, что прочувствовано)

Предпосылка слишком личная: приемлема и понятна только для вас, но не для широкой аудитории.

Вопросы:

Почему вас волнует эта проблема?

Интересует ли лично вас решение этой проблемы?

Насколько хорош характер, чтобы выразить эту идею?

Может ли идея выйти за пределы двух-трёх хороших сцен? (может ли идея занять два часа времени?)

Затронет ли аудиторию на личностном уровне решение этой проблемы?

Действительно ли эта сюжетная линия настолько универсальна, чтобы заинтересовать людей кроме вас?


Scene List

В сцене используется более одной сюжетной линии.

Описание поверхностных элементов вместо сути действия.

Включаются сцены, которые не требуются для драматического развития истории.

Вы озабочены хронологическим порядком больше, чем структурой.

Вопросы:

Можно ли объединить несколько сцен в одну?

Расставлены ли сцены по порядку?

Нет ли промежутков в списке сцен?


Scene Weave

Ваши сцены не расположены согласно "22 step" - самому драматургическому пути развития истории :)

Вы не в состоянии проверить "спинной хребет" истории.

В сценах нет символов.



Symbol

Нет символов, ключевых фраз чтобы фокусировать диалог.

Ваши символы не связаны с темой.

Вы не в состоянии найти символ, который может быть связан с миром, обществом или институтом.

Нет символа, который выражает основной аспект характера вашего героя.

Вопрос:

Имеется ли объект, который выражает визуально мир истории?

Какой символ выражает изменение характера вашего героя?

Имеется ли имя или объект, который может выразить сущность вашего персонажа?


Тема

Неправильно выбрана структура или жанр, чтобы рассказать вашу историю.

Повествование не сосредоточено на самом глубоком конфликте в истории.

Не знаете свою тему.

Не имеете стратегии, чтобы лучше рассказать историю.

Характеры не выражают уникальный взгляд на центральную проблему истории.

Нет единственной линии диалога, который повторяется несколько раз в течении истории, чтобы выразить тему.
Ответить