колористика без "тумана" и "воды" (только проверенная, полезная информация)

Аватара пользователя
Дмитрий Марков
Предводитель
Сообщения: 4546
Зарегистрирован: 08 май 2006, 16:35

колористика без "тумана" и "воды" (только проверенная, полезная информация)

Сообщение Дмитрий Марков »

Решил создать эту рубрику, т.к. по моим наблюдениям колористика сейчас является наиболее проблематичной частью комикостроения, как отечественного так и зарубежного. Особенно обидно за американские комиксы, в которых прекрасная графика напрочь убивается ужасающей цветной "раскраской". Помню как-то видел интервью, которое брали у одного из таких "раскрасчиков" студии Дарк Хорс. Сидит этот, буду назвать его Перцем т.к. другие слова окажутся уже нецензурными. В общем сидит этот Перец и красит штаны супергероя в ярко красный цвет, куртку в ярко зеленый ... дальше можно не продолжать. Когда его спросили нравится ли ему эта работа, он ответил - Конечно нравится, т.к. это все-же лучше чем торговать гамбургерами, да и подружка от комиксов тащится...

В общем тема эта создана для тех, кто не хочет быть вот такими Перцами из Дарк Хорс. Лично я не хочу.

Если у вас есть действительно полезная информация по колористике - выкладывайте. Это могут быть примеры грамотной покраски (даже не гениальной, а просто грамотной, например как в "Sky Doll"), советы от известных мастеров или ваши собственные наблюдения.

P.S. Я как обычно буду давать небольшие рецензии и ссылки на действительно полезные книги (и выдержки из них), авторы которых действительно знают о чем пишут. Ну и свои наблюдения, если таковые будут...
Не смотри на жизнь так же мрачно, как она на тебя! :p
Аватара пользователя
Дмитрий Марков
Предводитель
Сообщения: 4546
Зарегистрирован: 08 май 2006, 16:35

Сообщение Дмитрий Марков »

Выпуск 1. Посвящен цветовому кругу.

Ох, сколько ж всего про этот цветовой круг начитался... Первые сомнения у меня закрались, когда я увидел импортную палитру для смешивания красок разделенную на 10 частей. Почему не 12 (как во всех, виденных мною до этого, пособиях по рисованию)??? Был мой внутренний вопрос. Ответа не было. Потом попалась книга "Гармония Цвета" профессора колледжа изобразительных искусств Мусасино (Япония) Хидеяки Чидзиива (полезные советы из этой книги я выложу в следующем "выпуске"). И там тоже был 10(!) частный цветовой круг, но уже с некоторыми комментариями по этому поводу (хотя и весьма туманными)... Затем мне попалась книга "Синий и Желтый не дают Зеленый. или Как правильно получить цвет, который действительно нужен" Майкла Уилкокса. В которой объяснялось почему при смешивании "канонических" цветов из "художественного" (а не спектрального) цветового круга мы имеем слегка не те результаты, о которых повествует теория...

И наконец мне попалась простая книжка "Акварель" В.А. Лепикаша изданная в начале прошлого века, в которой я наконец прочитал какие же цвета должны быть в действительно работающем цветовом круге, да еще и с четкими объяснениями, как и зачем эти цветовые сочетания можно использовать.

Глава из книги приводится ниже.

А это табличка, которую я составил, подобрав (по возможности) контрастные акварельные краски из "невской палитры", которые и составляют этот самый 10 частный цветовой круг.

Изображение

P.S. В общем и целом понял я одно. Есть один единственный цветовой круг по которому надо подбирать цветовые сочетания. Это тот самый обычный спектральный цветовой круг, который находится в любом современном графическом пакете вроде Painter. Единственный его недостаток, это ограниченный цветовой диапазон дисплея на котором он выводится (поэтому подбор некоторых цветов может оказаться затрудниткльным). Ждем цифровую бумагу. :)

P.S.S. К слову физическим "краскам" больше подходит понятие "шейдеров" (из 3д) т.к. кроме собственно цвета, они имеют много других особенностей (вроде мелких крапинок, переливов, цветных градиентных переходов и необычных эффектов, получаемых при их смешивании) :) (я сейчас с акварелькой балуюсь)
Вложения
Contrast_01.jpg
Contrast_02.jpg
Contrast_03.jpg
Contrast_04.jpg
Не смотри на жизнь так же мрачно, как она на тебя! :p
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 38537
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Сообщение Tzratzk »

сорь, но я не понял вообще ничего из выступлений предыдущего оратора. хотя тема эта меня интересует давно и упорно.
Аватара пользователя
Дмитрий Марков
Предводитель
Сообщения: 4546
Зарегистрирован: 08 май 2006, 16:35

Сообщение Дмитрий Марков »

оратора можешь не слушать, просто почитай сканы. табличка идет в качестве иллюстрации. Хотя тумана и воды, похоже, осталось не меньше чем было... :)

Вот, в качестве альтернативы, 12 частный цветовой круг Йоханеса Иттена с пояснениями Люмбрикус. Там Красному соответствует зеленый (а не голубо-зеленый как в книге Лепикаша; в спектральном цветовом круге из Painter; и книге японского автора). Я акварельки посмешивал и вроде именно красный с голубо-зеленым дают нейтрально серый тон, а красный с зеленым не дают... С другой стороны желто-зеленый это наверное не кадмий лимонный, а что-то чуть более салатное... Короче говоря нужно читать Майкла Уилкокса (у него там целая теория на этот счет изложена, с кучей примеров) :). Но в любом случае практические советы из книги Лепикаша мне показались очень интересными.
Не смотри на жизнь так же мрачно, как она на тебя! :p
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 38537
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Сообщение Tzratzk »

Дмитрий Марков писал(а): Вот, в качестве альтернативы, 12 частный цветовой круг Йоханеса Иттена с пояснениями Люмбрикус.

Вот что мой броузер написал, когда я пошел по этой ссылке:


Имеется информация, что этот сайт атакует компьютеры!

Имеется информация о том, что сайт miu-mau.org используется для атак на компьютеры пользователей. В соответствии с вашими настройками безопасности он был заблокирован.

Сайты, атакующие компьютеры, пытаются установить программное обеспечение, которое похищает персональную информацию, вредит вашей системе или использует ваш компьютер для атак на другие компьютеры.

Некоторые сайты намеренно созданы для распространения зловредного программного обеспечения, однако многие сайты были взломаны и делают это без ведома или разрешения своих владельцев.
Аватара пользователя
Дмитрий Марков
Предводитель
Сообщения: 4546
Зарегистрирован: 08 май 2006, 16:35

Сообщение Дмитрий Марков »

Ладно, оставим пока цветовой круг в покое. Вот, на мой взгляд, две самые интересные книги по колористике, где теория и практика изложены четко, без воды, на большом количестве конкретных примеров. Автор этих книг является прекрасным художником, так что это вовсе не очередные "теоретические" изыскания, а вполне конкретные советы как лучше решать ту или иную проблему. К тому же и стоят они всего по 100р-200р (в таганроге).

Разберемся в цветовой гамме
Уильям Ф. Пауэлл
Изображение
Из этой книги Вы узнаете о том, как смешивать масляные краски, чтобы получить тот или иной цвет. Без знаний в данной области не может обойтись ни один художник. Вы поймете, почему масляные краски пользуются неизменной любовью художников в течение...
Цвет и как его использовать
Пауэлл У.Ф.
Изображение
Можно ли вообразить мир бесцветным? Черно-белое небо и облака, серые реки и леса. Унылая, удручающая картина. Нам свойственно воспринимать цвета как должное, поскольку мы не затрачиваем никаких усилий на их восприятие, и, тем не менее, оно у каждого свое. Нам нравятся разные цвета. О наших предпочтениях свидетельствует обстановка в доме и одежда, которую мы носим. Цвет создает настроение и может успокаивать или волновать. Мы видим цвета и пользуемся ими каждый день, не придавая им особого значения. Однако необычно ярким, живописным закатом любуются все, а не только ценители искусства. Цвет – одно из важнейших средств изображения. Мы должны иметь представление о цвете, чтобы правильно и разумно применять его в картинах. Как бы мы ни создавали цвета, каждому из нас свойственен свой способ цветового восприятия и передачи. И все-таки прежде, чем использовать цвет, следует понять, что же это такое.
http://www.bookvoed.ru/searching_for_shop203740.html
http://www.bookvoed.ru/searching_for_shop190406.html
Не смотри на жизнь так же мрачно, как она на тебя! :p
Аватара пользователя
Дмитрий Марков
Предводитель
Сообщения: 4546
Зарегистрирован: 08 май 2006, 16:35

Сообщение Дмитрий Марков »

Tzratzk писал(а):Вот что мой броузер написал, когда я пошел по этой ссылке:
А мой ничего не написал... (видно смерти моей хочет) :)

Вот альтернативная ссылка:
http://lumbricus.livejournal.com/952364.html
Не смотри на жизнь так же мрачно, как она на тебя! :p
Аватара пользователя
Дмитрий Марков
Предводитель
Сообщения: 4546
Зарегистрирован: 08 май 2006, 16:35

Сообщение Дмитрий Марков »

И еще одна книга, которую стоит приобрести.

Изображение

Так же как и Пауэлл, Вики Макмарри является художницей, поэтому книга содержит большое количество полезных советов и иллюстраций выполненных маслом (к примеру одна и та-же картина написана в нескольких цветовых сочетаниях с соот-ми пояснениями).

Однако цена издания уже не столь демократична, что впрочем полностью искупается отличным качеством полиграфии.


«ИСКУССТВО ВЛАДЕНИЯ ЦВЕТОМ. Все, что необходимо знать о цвете в масляной живописи.» (Автор: Вики Макмарри)

Цвет по праву считается важнейшим инструментом художника. Цвет приковывает к себе взгляд зрителя и заставляет учащенно биться его сердце. Цвет не только создает образ, но и отражает красоту окружающего нас мира. О цвете в живописи написано немало книг, однако именно работа Вики Макмарри впервые выводит нас за границы привычных представлений о нем и учит создавать цвет не в рамках традиционного цветового колеса, но так, как диктует художнику его чувства. Прочитав эту книгу, вы откроете для себя много нового: узнаете, например, о материнских цветах, переходных тонах, о теории угла и новой концепции дополнительного цвета. Ни одного из этих вопросов еще ни разу не был затронут ни одним другим автором. Раскройте эту книгу - и она раскроет вам глаза на новый, неведомый мир цвета!

ISBN: 978-5-91469-006-6
Технические данные: Формат 215х280 мм, 144 стр., цв. иллюстрации, мелованная бумага, переплет

http://www.bookvoed.ru/searching_for_shop384754.html
Не смотри на жизнь так же мрачно, как она на тебя! :p
Аватара пользователя
Дмитрий Марков
Предводитель
Сообщения: 4546
Зарегистрирован: 08 май 2006, 16:35

Сообщение Дмитрий Марков »

А это для тех, кто хочет "углубиться" в вопрос смешивания цветов.

Изображение

Синий и желтый не дают зеленый
Уилкокс М.
Более двухсот лет в мире преобладала идея о том, что красный, желтый и синий – основные цвета живописи – при смешивании дают новые цвета и оттенки. И более двухсот лет художники пытались смешивать цвета, основываясь на этом предположении. Эта книга изменила взгляд художников и всех, кто имеет дело с цветом, на работу с палитрой. Переведенная на многие языки, она впервые предлагает новый способ мышления и творчества, пересматривающий все существовавшие прежде подходы. Достигнув объема продаж в 400 000 экземпляров, она стала обязательным пособием по цветоведению. Отмечая ошибки и вскрывая заблуждения, свойственные традиционному подходу к смешиванию цветов, Майкл Уилкокс превратил работу с палитрой из череды случайностей в интел-лектуальную задачу. Богатый иллюстративный материал, новые сведения о степени прозрачности и составе красок делают это издание непре-взойденным руководством для тех, кто так или иначе работает с цветом.

http://www.books.ru/shop/books/219450
Не смотри на жизнь так же мрачно, как она на тебя! :p
Аватара пользователя
Дмитрий Марков
Предводитель
Сообщения: 4546
Зарегистрирован: 08 май 2006, 16:35

Сообщение Дмитрий Марков »

и снова к цветовому кругу. вот цитата из книги "рисунок и живопись. учебное пособие." (автор кирцер ю. м.) 1992 г.

смешение цветов - одна из самых главных проблем теории и практики начального этапа постижения искусства живописи. установлены три основных закона оптического смешения цветов.

главной особенностью любого цветового круга является соотношение противолежащих (относительно центра круга) цветов, которое при их смешении дает ахроматический цвет (т.е. серый). такие цвета назваются дополнительными. взаимодополнительные цвета строго определены: к красному малинового оттенка - зелено-голубой, к красному огненному - голубой, близкий к голубовато-зеленому, к желтому зеленого оттенка - пурпурно-фиолетовый, к желтому лимонному - синий ультрамариновый, к голубовато-синему - оранжево-желтый.

и снова цифра 10 и снова похоже на спектральный круг...

Ага. Вот еще цитату нашел.
Лучше представить различние в результатах оптического и механического смешения цветов и красов поможет еще один пример: на вращающемся диске желтое и синее стекла дадут серую смесь ахроматического цвета, в то время как механическое смешение тех же цветов даст зеленую краску.
Т.е. художественный цветовой круг используется для смешивания физических красок и получения нужных оттенков. Но подбор "совместимых" цветовых сочетаний осуществляется уже по спектральному цветовому кругу. А т.к. в компьютере мы имеем дело лишь со спектральным кругом и физически краски мешать нам не надо, то это сильно упрощает задачу подбора верных колористических сочетаний.

Ну вот, уже как-то понятнее. :)
Не смотри на жизнь так же мрачно, как она на тебя! :p
Аватара пользователя
Eremin
Предводитель
Сообщения: 4260
Зарегистрирован: 16 май 2006, 07:27
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Eremin »

теория цвета наверное очень хорошая штука.
но если кадр холодный то низкое освещение. значит при работе с синим неоткуда не возмется желтый. по тому что при низком освещении теплые цвета пропадают.
если актавный зеленый тобишь листва получается одежда у героя должна быть красная или араньжевая. что само по себе большая редкость.
если освещение или окружение поменялось то надо перекрашивать одежду?
мне кажется для комикса эта теория не применима.
покажи мне хоть один комиксный пример где она работает нормально.
плиззз!
Аватара пользователя
Andrzej
Ремесленник комиксов
Сообщения: 17507
Зарегистрирован: 22 май 2006, 18:27
Откуда: Москва

Сообщение Andrzej »

Eremin писал(а):теория цвета наверное очень хорошая штука.
но если кадр холодный то низкое освещение. значит при работе с синим неоткуда не возмется желтый. по тому что при низком освещении теплые цвета пропадают.
если актавный зеленый тобишь листва получается одежда у героя должна быть красная или араньжевая. что само по себе большая редкость.
если освещение или окружение поменялось то надо перекрашивать одежду?
мне кажется для комикса эта теория не применима.
покажи мне хоть один комиксный пример где она работает нормально.
плиззз!
Помню, Саш, как от нас с тобой, один старичок требовал, чтобы в нашей ч\б графике мы передавали освещением не только время суток, но и время года... Забавный был... Изображение
«Инакомыслие это высшая форма патриотизма» (с) Томас Джефферсон
Jeszcze Polska nie zginęła!
Авторская галерея: http://wilkowski.daportfolio.com/
Правила рисования Вуда:
1. Никогда не рисуйте то, что можно скопировать.
2. Никогда не копируйте то, что можно обвести.
3. Никогда не обводите то, что можно вырезать и наклеить.
Аватара пользователя
Дмитрий Марков
Предводитель
Сообщения: 4546
Зарегистрирован: 08 май 2006, 16:35

Сообщение Дмитрий Марков »

А вот эту штучку посмотри. Я после нее прямо очень китайцев зауважал... :) http://www.mangablog.net/wp-content/upl ... review.pdf

тут остальное, у китайцев вообще очень своеобразное цветовое видение (http://www.comicsnews.ru/forum/showthread.php?t=120)

Вот, кстати, пример сине-желтого сочетания (был у меня еще один, где синие слоны бредут в желтом рассветном свете, но сейчас не найду). Понятно что цвета не должны быть чистыми, иначе получится та самая "расскраска". Будет время, я отсканирую советы из японской книжки, там тоже много интересных идей по данному поводу было.

Изображение
Не смотри на жизнь так же мрачно, как она на тебя! :p
Аватара пользователя
Дмитрий Марков
Предводитель
Сообщения: 4546
Зарегистрирован: 08 май 2006, 16:35

Сообщение Дмитрий Марков »

вот еще один хороший пример. классическая триада из спектрального цветового круга. ;)
Вложения
11111.jpg
Не смотри на жизнь так же мрачно, как она на тебя! :p
Аватара пользователя
Дмитрий Марков
Предводитель
Сообщения: 4546
Зарегистрирован: 08 май 2006, 16:35

Сообщение Дмитрий Марков »

если актавный зеленый тобишь листва получается одежда у героя должна быть красная или араньжевая. что само по себе большая редкость. если освещение или окружение поменялось то надо перекрашивать одежду?
:p алексей соколов "монтаж":
о цвете написано много разных трактатов и работ, но лучше всего убеждают примеры. обеспечение комфортности восприятия требуется не всегда. напротив, в отдельных случаях, по режиссерскому замыслу, требуется активное воздействие на эмоциональность восприятия экранного рассказа. тогда следует идти на прямое нарушение этих условий. но пользоваться таким приемом следует весьма тонко и умело. у и.пырьева в фильме "идиот" есть сцена, где мышкин сидит в гостях у ганечки. интерьер, мебель, костюмы - словом, все, что есть в кадре, подобрано и окрашено в серо-голубые тона, несколько приглушенные и даже мрачноватые. во время разговора ганечка неожиданно достает красный платок и встряхивает его. это производит эффект вспышки и действует на зрителя почти, как взрыв на экране. в этом месте развития сюжета пырьеву как раз потребовалось взвинтить зрителю нервы, передать ощущение надвигающейся беды. красный платок здесь предзнаменование неизбежно приближающейся ссоры. все это блистательно удалось мастеру, благодаря неожиданному введению в кадр нового контрастного двигающегося цветового пятна. соблюдение цветового решения сцены - необычайно сложная задача для художника и оператора. чаще всего это удается при съемках в павильоне. среди лучших примеров - фильм г.чухрая "чистое небо". почти каждая сцена решена в своей собственной гамме. морозное утро в ленинграде - в лилово-голубых тонах. квартира героини - в серо-бурых. работа на натуре оставляет меньше возможностей для оператора и художника, но тем выше успех, если им удалось выдержать принцип сохранения единой цветовой гаммы всех кадров сцены. иногда для решения такой задачи прибегают к искусственному окрашиванию естественных объектов, чтобы они не нарушали общего цветового замысла художника и оператора. в других случаях для достижения подобных целей пользуются различными фильтрами. но, пожалуй, наиболее ярким примером высочайшего мастерства в использовании цвета в кино может служить фильм с. параджанова с оператором ю. ильенко 'тени забытых предков" эту работу именитых кинематографистов можно назвать поэмой в цвете. им удалось с помощью изменения гаммы красок от сцены к сцене, от эпизода к эпизоду на протяжении всего фильма тонко и как бы совсем не-навязчиво управлять эмоциональным переживанием зрителей. когда молодой герой, радуясь приходу весны в карпаты, бежит по пологому склону горы на общем плане, зал не может перевести дыхание, его душит спазм восторга. и не столько игра молодого актера производит впечатление, сколь сильно воздействует пейзаж, а точнее его погруженность в радостные, светло-зеленые, по-весеннему прозрачные тона. в этой сцене и трава, и деревья с листвой, и даже тени от деревьев и холмиков - все было пронизано солнечным духом, восторгом авторов, которые сумели передать его с помощью цвета. до них казалось, что такого эффекта можно достичь только в живописи с помощью кисти и красок. а они сняли целую сцену, состоящую из серии кадров, и поразили зрителей своим искусством цветописи в кино. фильм заканчивается трагедией. один герой убивает другого. последний кадр сцены снят с точки зрения того, кому суждено через мгновенье уйти из жизни. мы видим как противник заносит топор и бьет им. и вдруг из-за верхней границы экрана медленно начинают сползать вниз широкие струи темно-красного потока. это потрясает зрителя. все предшествующие кадры сцены были сняты на натуре в пасмурный день. снег без теней. свинцовое небо. а темные бурые стены деревянных построек еще больше сгущали мрачность предстоящих событий. красный цвет крови, разлившейся по экрану, срабатывал в этой сцене как диссонанс в музыке. уникальность подобных приемов воздействия на зрителя не позволяет их повторять в других фильмах, потому что это будет расценено как плагиат или реминисценция, но побуждает авторов искать новые выразительные приемы. критики могли бы сказать, что с. параджанову и ю. ильенко в этой работе блистательно удалось выстроить цветовую драматургию своего произведения. цвет - это музыка в пластике.
Не смотри на жизнь так же мрачно, как она на тебя! :p
Ответить