колористика без "тумана" и "воды" (только проверенная, полезная информация)

Аватара пользователя
Дмитрий Марков
Предводитель
Сообщения: 4546
Зарегистрирован: 08 май 2006, 16:35

Сообщение Дмитрий Марков »

Вообще хорошим примером такого подхода является комикс [Xoco] By Ledroit & Mosdi . Там каждая сцена (разворот или два) выдержана в своем собственном цветовом колорите (для этого использовалось "специальное постановочное освещение").


К слову, вот ссылка для тех кто интересуется грамотным использованием освещения.
У этого оператора есть книга (John Alton "Painting with Light"), которую сильно рекомендовал для прочтения Мартин Скорсезе. Он говорил, что все режиссеры старой школы учились именно по ней. Достать саму книгу пока не удалось, но в процессе поиска я наткнулся на этот сайт:

http://www.celtoslavica.de/chiaroscuro/dop/alton.html


Изображение

Суть заключается в том, что там даны названия фильмов, на которым можно поучиться грамотной постановке света в сцене. Как пользоваться торрентом, думаю все знают. Эти фильмы там есть.
Не смотри на жизнь так же мрачно, как она на тебя! :p
Аватара пользователя
Дмитрий Марков
Предводитель
Сообщения: 4546
Зарегистрирован: 08 май 2006, 16:35

Сообщение Дмитрий Марков »

Сидел сегодня пол дня, перепроверял цветовой круг Лепикаша. Мало того, что он совпадает со спектральным цветовым кругом (см. Painter), так еще и все дополнительные цвета (находящиеся на противоположных сторонах круга) в смеси всегда дают нейтрально серые тона (т.е. именно то, что и должны делать дополнительные цвета в смеси). Напрашивается вопрос, откуда художники взяли свой цветовой круг, основными цветами которого являются Синий, Красный и Желтый? Я специально экспериментировал и Синй (не голубой) в смеси с Желтым дает насыщенный серый тон. В общем похоже на то, что в отличие от художников, в типографиях всю эту мудрость уже давно освоили т.к. стандартную полиграфическую триаду составляют как раз Циан, Маджента и Желтый (что полностью соот-ет спектральному цветовому кругу Лепикаша). Я даже дополнительный экспериментик провел, в котором нарисовал лепесток с переходом оранжевого тона в желтый и соот-но небо рядом с оранжевым тоном сделал голубым, а рядом с желтым - синим. Все сработало как и было указано в пособии Лепикаша. Листик теперь аж "горит".

Единственный момент - я там в таблице немного исказил данные. Вместо Лимонной краски надо использовать Желто-Зеленую. Т.е. У фиолетовой краски дополнительной является Желто-Зеленая. А в качестве оранжевой лучше всего себя показал Кадмий оранжевый.

Такие вот дела.

Если кто-то захочет составить себе аналогичный кружок, вот список цветов на 10 частном цветовом круге (ве остальные пары можно легко найти т.к. они будут лежать между этими цветами). Кому лень, могут использовать стандартный спектральный круг Painter.

Круг составлен из палитры акварельных красок "Невская палита"

1. Желтый (Кадмий желтый)
2. Желто-Зеленый (Желто-зеленая)
3. Зеленый (Зеленая, Зеленая светлая)
4. Голубо-Зеленый (Лазурно-голубая; Бирюзовая)
5. Голубой (Голубая)
6. Синий (Спектральный синий; Лак синий; Индиго)
7. Фиолетовый (Фиолетовый)
8. Пурпурный (Розовый хинакридон; Сиреневый хинакридон)
9. Красный (Киноварь)
10. Оранжевый (Кадмий оранжевый)

Может кто в курсе, откуда взялся художественный цветовой круг (Желтый, Синий, Красный) т.к. судя по моим "экспериментам" он совершенно не соот-ет действительности?
Не смотри на жизнь так же мрачно, как она на тебя! :p
Аватара пользователя
Дмитрий Марков
Предводитель
Сообщения: 4546
Зарегистрирован: 08 май 2006, 16:35

Сообщение Дмитрий Марков »

Может кто в курсе, откуда взялся художественный цветовой круг (Желтый, Синий, Красный) т.к. судя по моим "экспериментам" он совершенно не соот-ет действительности?
1. Статья про "Art School's Dark, Dirty Secret" (краткая история цветовых кругов)
http://www.daviddeen.com/imprint/issue25/issue25.html

THE REAL COLOR TRIANGLE
Изображение

Кому интересно, в википедии по этой теме тоже много информации.
http://en.wikipedia.org/wiki/Color_triangle
http://en.wikipedia.org/wiki/Color_vision
http://en.wikipedia.org/wiki/Color_wheel#Gallery



2. Блог цветофилов (по другому я их назвать не могу, так как там уже 71 страница сообщений! :) )
http://www.colourlovers.com/blog/?s=&page=1
Не смотри на жизнь так же мрачно, как она на тебя! :p
Аватара пользователя
Дмитрий Марков
Предводитель
Сообщения: 4546
Зарегистрирован: 08 май 2006, 16:35

Сообщение Дмитрий Марков »

Самые правильные цветовые круги (RGB и CMYK).
Проверял на большом наборе акварельных красок, дополнительные цвета (в смеси) всегда давали серый, сбоев не было.

http://www.realcolorwheel.com/colorwheel.htm

Для цвета (отраженного света).
Изображение

Для чистого света.
Изображение


P.S. Видеопособия по колористике, которые мне попадались в сети:
Daniel Greene - The Color Method
ILLUMINATION SERIES #1 Understanding Color - by Johnnie Liliedahl
ILLUMINATION SERIES #2 Color Solutions - by Johnnie Liliedahl
ILLUMINATION SERIES #5 Light & Shadow - by Johnnie Liliedahl
Riven Phoenix - The Structure of Color
Gnomon Workshop "Practical Light & Color"
Gnomon Workshop "Color Theory - Mechanics of Color"
Gnomon Workshop "How To Render Matte Surfaces" (Scot Robertson)

P.S.S. Некоторые книги по колористике, которые можно найти в сети :
Н. Н. Волков "Цвет в живописи"
Агостон "Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне"
Йоханнес Иттен - Искусство цвета
Йоханнес Иттен - Искусство формы
Betty Edwards "Color"

Ко всем этим пособиям нужно относиться с осторожностью, т.к. там вместе с полезными сведениями они репродуцирют и некоторые старые заблуждения.
Помню как сильно удивился, когда учительница по рисованию получила зеленую краску, смешав золотистую (желто-оранжевую) и черную. В своей обучалке
(Daniel Greene - The Color Method) показыает подобные настандартные использования цветовых смесей (раскрывает секреты портретистов старой школы, активно использовавших черную и белую краски). Лекции "Mechanics of Color" рассказывают о том, как нужно правильно использовать цветовые схемы (тоже на примерах работ старых мастеров).
Не смотри на жизнь так же мрачно, как она на тебя! :p
Аватара пользователя
Дмитрий Марков
Предводитель
Сообщения: 4546
Зарегистрирован: 08 май 2006, 16:35

Сообщение Дмитрий Марков »

Вот, кстати, хороший пример одного из цветовых решений, которое настоятельно рекомендовал использовать лектор "Mechanics of Color". В своей лекции (в случае возникновения сомнений) он советует использовать "монохромную" цветовую гамму, как наиболее приемлемую для глаз и не создающую цветового хаоса. В комиксе "сталкер" как раз и применялся такой примем. Т.е. в работе использовались лишь смежные цвета и их яркостные градации (рис. 1). На рисунке 2 я добавил к ним дополнительный цвет (на самом деле можно так-же использовать несколько смежных) что бы обеспечить разброс по планам, но при этом не вызывать цветового диссонанса.

В общем отличные лекции, очень рекомендую послушать, что человек говорит.
Вложения
s1.jpg
s2.jpg
Не смотри на жизнь так же мрачно, как она на тебя! :p
Аватара пользователя
Дмитрий Марков
Предводитель
Сообщения: 4546
Зарегистрирован: 08 май 2006, 16:35

Сообщение Дмитрий Марков »

вот еще один пример того, как работают с цветом профессионалы (рис. 1). здесь схема более сложная. вернее этих схем на самом деле 2. для заднего плана использовалась схема из 2-х дополнительных цветов (желтый - фиолетовый). а для переднего из двух других, смежных первым (красновато-оранжевого и синего). т.е. если бы надо было ввести еще один план, то можно было бы взять еще два смежных цвета (соответственно цвета одежды актеров в фильмах всегда подбираются по колориту сцены, или просто делаются монохромными). Кстати массивные черные массы переднего плана (в одежде), тоже помогают отбить его от заднего.

на рисунке 2 показан пример использования монохромной цветовой схемы (такой-же как в сталкере), а на рисунке 3 более сложный вариант "монохромной" схемы (со смежными цветами), когда цвета отличаются по своей температуре (холодный - теплый), что обеспечивает создание "глубины" заднего плана без использования черного цвета (этот примем вообще часто в аниме используется т.к. создает воздушную перспективу и позволяет отбить передний план черной окантовкой персонажей). Эта техника отказа от черного цвета хорошо описана в пособиях Johnnie Liliedahl (на сколько я понял, это изобретение импрессионистов). Именно отказ от черного она называет "колористикой" (а таких художников "колористами").

P.S. Эх. Хотел бы я поучиться у этих преподавателей, наверняка узнал бы еще много всего интересного...

P.S.S. Вот, кстати, еще дна забавная история на тему колористики. С участием известного английского художника Уиляма Тёрнера и другого живописца, с которым он находился в натянутых отношениях.

"Констебл выставил "Открытие моста Ватерлооо"; холст повесили в одном из маленьких залов Сомерсет-Хауса, при этом рядом с ним была вывешена марина Тёрнера ("Хельвётслей, город Утрехт, 64, вид на море") - прекрасное, реалистичное творение, но серого цвета и никаких светлых или ярких тонов. При взгляде на "Ватерлоо" Констебла возникало впечатление, что оно написано жидким золотом и серебром. Тёрнер несколько раз заходил в зал, наблюдая за тем, как Констебл усиливал эффект красного цвета, расписывая кинварью и покрывая лаком праздничные декорации и флаги на городских баржах. Наконец Тёрнер встал рядом, переводя взгляд с "Моста Ватерлоо" на свой холст и обратно, потом принес свою палитру, нанес на серый цвет моря свинцовой краской красное пятно величиной не больше шиллинга и ушел, не говоря ни слова. Сверкание красного свинца стало еще заметнее на холодном фоне его картины; по сравнению с этим контрастом даже киноварь и лак утратили свой блеск. Я зашел туда сразу после ухода Тёрнера. "Он только что был здесь, - сказал Констебл, - и сделал пушечный залп". Великий человек появился в этом зале лишь через полтора дня, в самый последний момент, когда еще разрешалось заканчивать картины, - он переделал красное пятно, придав ему форму бакена".

Уильям Тёрнер "Биография".

А почему эффект свечения красного на сером (в затемненной комнате !) оказался столько впечатляющим... можно узнать из книги Йоханеса Иттена... :p
Вложения
300_290.JPG
L2.JPG
L3.JPG
Turner.jpg
Green Wing - SE1E02[02-04-29].JPG
Не смотри на жизнь так же мрачно, как она на тебя! :p
Аватара пользователя
Дмитрий Марков
Предводитель
Сообщения: 4546
Зарегистрирован: 08 май 2006, 16:35

Сообщение Дмитрий Марков »

кстати, среди старого американского "палпа" можно много хороших примеров найти. (загрузите эти картинки в паинтер и пощелкайте по ним пипеткой. конечно случаи эти самые простые, но кто говорит что простота это плохо?)
Вложения
1930_03_01_adventure_howardbrown.jpg
Love Story v105n05 (1934-03-10) cover.jpg
Redbook v66n06 (1936-04) sample b.jpg
Saturday Evening Post v226n32 1954-02-06.jpg
Stevie-300dpi_1.jpg
Не смотри на жизнь так же мрачно, как она на тебя! :p
Аватара пользователя
Дмитрий Марков
Предводитель
Сообщения: 4546
Зарегистрирован: 08 май 2006, 16:35

Сообщение Дмитрий Марков »

Для тех, кто интересуется историей изучения вопроса.

BBC: Что такое свет (2 DVD)

Изображение

От издателя

Свет - основа жизни на нашей планете. Отвечая на вопросы "Почему небо голубое?" и "Почему трава зеленая?" можно давать однозначный ответ - "Благодаря свету". Эта неотъемлемая часть нашей жизни, но мы все еще стараемся понять феномен света. Многие известные ученые, начиная с Аристотеля, Галилео Галилея, Ньютона и Леонардо да Винчи, и включая Эйнштейна, прилагали все силы, чтобы раскрыть все тайны света. Этот фильм рассказывает о попытках проникнуть в секреты света, понять его сущность; о том, как менялись взгляды на его природу, благодаря новым открытиям; о том, как в результате многочисленных исследований этого явления расширялся кругозор человечества. И сейчас мы с уверенностью можем сказать, что свет в прямом и переносном смысле проникает во все уголки нашего бытия. Иными словами, свет - это жизнь.


http://www.ozon.ru/context/detail/id/2428867/

P.S. А вот как оказывается выглядела первая "ручная видеокамера". На самом деле это еще не видеокамера, а настоящий фотоавтомат предназначенный для съемки движущихся объектов, вроде птиц в полете (со сменной кассетой, делавший тысячи фотографий одним нажатием...) Братья Люмьер были позже. К слову, в отечественном космическом аппарате, cфотографировавшем обратную сторону луны, использовалась "трофейная" американская фотопленка, которой они заправляли фотокамеры воздушных своих шаров-шпионов... У нас эту пленку назвали соот-но "АШ" (Американские Шарики)... : )
Вложения
Light.Fantastic.2004.x264.tRuAVC[21-57-07].JPG
Light.Fantastic.2004.x264.tRuAVC[21-44-49].JPG
Не смотри на жизнь так же мрачно, как она на тебя! :p
Аватара пользователя
Дмитрий Марков
Предводитель
Сообщения: 4546
Зарегистрирован: 08 май 2006, 16:35

Сообщение Дмитрий Марков »

несколько интересных цитат из книги я.и. перельмана "знаете ли вы физику" 1935 г. (3-е переиздание "наука" "квант" 1992 г.)
Вложения
01.jpg
02.jpg
03.jpg
04.jpg
Не смотри на жизнь так же мрачно, как она на тебя! :p
Аватара пользователя
Дмитрий Марков
Предводитель
Сообщения: 4546
Зарегистрирован: 08 май 2006, 16:35

Сообщение Дмитрий Марков »

Еще одна хорошая книга, жаль на английском...

Изображение

Автор: Jenny Rodwell / Дженни Родвелл
Название: Artist's Guide To Mixing Colours (Watercolour) / Пособие по смешиванию цветов для художников
Издательство: North Light Books
Год: 1996
Страниц: 127
Формат: Pdf
Язык: английский
Размер: 53.08 Мб

Это доступное пособие поможет художникам - акварелистам научиться уверенно выбирать и смешивать цвета. В книге 140 цветных иллюстраций.

http://mirknig.com/knigi/risovanie/1181 ... nikov.html
Не смотри на жизнь так же мрачно, как она на тебя! :p
Аватара пользователя
Дмитрий Марков
Предводитель
Сообщения: 4546
Зарегистрирован: 08 май 2006, 16:35

Сообщение Дмитрий Марков »

"Моне - Это просто глаз, но, Боже, что за глаз!"
Именно так охарактеризовал великого художника, своего друга и соратника, французский импрессионист Поль Сезанн. В годы жизни Клода Моне (1840-1926) в искусстве и в науке произошло формирование нового представления о цвете. В искусстве - это период между романтической изобразительной традицией и абстрактным экспрессионизмом. В науке именно в это время были открыты физические законы, касающиеся света и цвета, и выяснены особенности восприятия цвета человеческим глазом и мозгом.

Глаз и свет


В 1874 году тогда еще малоизвестный художник Оскар Клод Моне представил на выставку общества анонимных художников картину, первоначальное название которой - "Порт Навре", но у нее есть подзаголовок "Впечатление: Восход". Именно этот подзаголовок картины, вызвавшей бурю неодобрительных отзывов в прессе, дал название новому направлению в живописи - импрессионизму ("импресьон" - по-французски "впечатление"). Теперь, когда все битвы за новое искусство отшумели, любой ценитель скажет, что картина очаровывает зрителя светом, атмосферой и красками.

Известно, что зрение Клода Моне ухудшалось на протяжении всей его жизни. Изменения зрения у Моне многие специалисты связывают с переменами в его манере изображения, хотя цель художника всегда заключалась в передаче неуловимых модуляций света без каких-либо интерпретаций. Однако процесс изменения зрения и манеры письма великого художника позволяет многое узнать о старении органов зрения.

На первый взгляд, ухудшение зрения - атрибут старости, но это впечатление обманчиво: органы зрения постоянно меняются на протяжении всей жизни человека.

Один из факторов изменения зрения, связанного с возрастом, - это воздействие солнечного света на глаз. Моне был первым, кто предпочитал рисовать свои картины только на открытом воздухе в любую погоду и во все времена года. (Хотя, конечно, и другие художники рисовали "на пленэре".) Видимо, поэтому уже в 1867 году, в 27 лет, у Моне были проблемы со зрением. Он заметил, что зрение его ухудшается после дня работы на свежем воздухе. Врачи посоветовали ему рисовать в помещении. Чтобы понять, почему ухудшалось зрение художника, попробуем разобраться в том, как действует солнечный свет на человеческий глаз.

К видимому спектру света относятся волны длиной примерно от 400 до 700 нанометров. При длине волны 400 нанометров свет фиолетовый, а волны с длиной меньшей, чем у фиолетового света, называют ультрафиолетовым излучением. С другого конца этого видимого спектра (длина волн 700 нанометров) свет красный, излучение с большей длиной волны называют инфракрасным.

Энергия, заключенная в одном кванте света, обратно пропорциональна длине его волны. В кванте света при ультрафиолетовом излучении содержится энергия, достаточная для того, чтобы возбудить последовательный ряд окислительных реакций в клетках сетчатки, что пагубно влияет на зрение. В принципе, свет любой длины волны может повредить глаз, но чем короче длина волны, тем больше энергия одного кванта света, тем выше вероятность повреждения чувствительных клеток глаза.

В нормальных условиях имеется несколько естественных защитных приспособлений, оберегающих глаз от фотохимического повреждения, вызываемого светом. Например, по всему глазу распределены разнообразные молекулы-антиокислители, которые нейтрализуют вредные для клеток реакции. Кроме того, клетки способны постоянно восстанавливать и замещать практически все свои части, поэтому поврежденные компоненты клеток постепенно заменяются новыми. Самое же главное защитное приспособление - это поглощение световых волн хрусталиком до того, как они смогут достичь сетчатки. Хрусталик новорожденного светлый и чистый, но он заметно желтеет у взрослых. Принято считать, что с возрастом хрусталик все более эффективно поглощает излучение наиболее коротких световых волн (ближе к фиолетовому). Дело в том, что плотность тканей глаза и особенно хрусталика увеличивается с младенчества до самой смерти.

Крайняя точка этого процесса - помутнение хрусталика, его еще называют радиоактивной катарактой. Именно это заболевание и развилось у Клода Моне. Позднее физиологи получили экспериментальные и эпидемиологические данные, указывающие на то, что старение и помутнение хрусталика частично обусловлено поглощением глазами ультрафиолетового излучения. Другими словами, длительное воздействие солнечного света на глаз ускоряет процесс старения хрусталика.

Что же такое цвет?

Чтобы ответить на этот вопрос, попытаемся разобраться, как мы воспринимаем цвет. Основы нашего понимания этих процессов были заложены физиками Джеймсом Клерком Максвеллом и Германом Гельмгольцем в середине XIX века. Они обосновали положение об аддитивном и субтрактивном сочетаниях цветов. Эту особенность немного позже "воплотили в жизнь" импрессионисты.

Субтрактивное сочетание цветов - это, например, соединение синей и желтой красок, которое дает зеленый оттенок. Этот эксперимент может провести любой ребенок, смешав на белом листе желтую и синюю краски. Если мы пропустим дневной свет через два последовательных фильтра, синий и желтый, то синий фильтр пропустит главным образом короткие волны и волны средней длины, в то время как желтый фильтр - длинные волны и волны средней длины. В результате оба фильтра пропускают в основном волны средней длины, которые мы обычно называем зелеными. При субтрактивном сочетании цветов всегда теряется часть света определенной длины волны.

В случае аддитивного сочетания цветов свет параллельно пропускается через желтый и синий фильтры таким образом, что оба луча достигают глаза. Сочетание, получившееся в результате, оказывается бесцветным. Если синее пятно расположить рядом с желтым таким образом, что свет от каждого параллельно отражается в глаз, то два отраженных пучка света не распадутся на отдельные пятна, а сочетание двух цветов окажется серым или бесцветным.

Исследуя аддитивное сочетание цветов, английский физик Максвелл подтвердил необходимость соотношения трех пучков света, чтобы получить ахроматическое, бесцветное пятно. Другой физик, Гельмгольц, доказал, что любой спектр можно подобрать с помощью соответствующего сочетания трех пучков света. Исходя из этих наблюдений, они верно заключили, что чувствительные клетки сетчатки глаза - рецепторы - должны быть трех видов. Предположения Гельмгольца были изложены в его книге "Руководство по физиологической оптике" (1867). Ученый был прав, однако в самом грубом приближении, так как связь между деятельностью трех типов чувствительных клеток и восприятием цвета гораздо сложнее. Более правильно классифицировать типы рецепторов по порогу их чувствительности при короткой, средней и длинной длине волны.

Несколько лет назад американские физиологи В. Стил и Дж. Вернер показали, что чувствительность трех типов чувствительных колбочек - клеток, определяющих наше цветовосприятие, - линейно уменьшается с увеличением возраста. Факторы, способствующие потере чувствительности, многообразны, но главный - это воздействие солнечного света. Воздействие ультрафиолетовых лучей и видимого света с короткой длиной волны ускоряет процесс старения сетчатки глаза.

Кредо импрессионизма

Пока Максвелл и Гельмгольц развивали теории о физиологической основе сочетаний цветов, Моне, Мане и Ренуар экспериментировали с аддитивными и субтрактивными сочетаниями цветов на холстах. Именно здесь были заложены многие основы стиля Моне, включая живопись "на пленэре" и изображение сложной игры теней и света. Позже в 1921 году художник-неоимпрессионист Поль Синьяк написал исторический доклад "Эжен Делакруа в неоимпрессионизме". В этой работе он описал четыре аспекта технических приемов импрессионизма, подведя теоретическую базу под поиски нового искусства.

Первый аспект - палитра должна была состоять из однородных цветов, чистых красок. Импрессионисты старались использовать самые насыщенные красящие вещества. Второй аспект - особенность смешивания красок на палитре и получение оптических сочетаний, которые относились к использованию аддитивного и субтрактивного сочетания цветов. Следующий принцип: импрессионизм - это "метод вдохновения и интуиции", основанный на нежелании импрессионистов следовать строгим методам и канонам академического искусства. И, наконец, Синьяк придает особое значение манере импрессионистов класть мазки в виде запятой.

Эти мазки можно увидеть на многих картинах Моне, но он пользовался самыми разнообразными способами наложения мазка и специально подбирал их так, чтобы они наилучшим образом соответствовали текстуре полотна. Он использовал пестрые разнообразные краски, чтобы передать на холсте рябь на воде или изобразить клубы дыма или пар. На некоторых своих картинах Моне передал тени, отраженные в воде, главным образом, с помощью вертикальных линий, в то время как плавающие листья кувшинок, наоборот, переданы толстыми горизонтальными мазками. Эти рисунки можно считать первым шагом к абстракционизму.

Вспоминая период в своей жизни, когда он и Ренуар рисовали вместе, Моне говорил: "С моих глаз как будто сорвали завесу, и я понял, какой может быть живопись". Однако скоро другая завеса была сорвана с глаз Моне, когда он увидел работы Дж. М. Тернера, безусловно, одного из самых талантливых художников Англии.

Тернер пытался передать в своих картинах свечение и разнообразие яркости цвета. Он приблизился к тем тончайшим зрительным впечатлениям, которые возникают, когда свет отражается водой или просматривается сквозь дождь, пар или туман. Изображения такого рода - наиболее трудные для художников - блестяще удавались Тернеру. Как он достиг этого?

Тернер экспериментировал с группой цветов, размещенных рядом, чтобы изучить, каким образом цвета влияют друг на друга. Он фактически не имел специального художественного образования, но секрет его успеха, возможно, в другом - Тернер работал над переводом произведения Гете "К учителю рисования".

Гете в свое время хотел стать художником, но ему недоставало таланта. Он написал трактат "К учителю рисования", в котором предвидел современную теорию цветов.

Гете описал, как наилучшим образом использовать законы восприятия цвета в живописи. Тернер признал его точку зрения и использовал ее в своей живописи. Чтобы усилить участки светло-желтого цвета, он окружал их участками темно-синего цвета. Манера письма Тернера предвосхитила импрессионизм и экспрессионизм. Художник Поль Синьяк писал, что импрессионисты изучали работы Тернера и восхищались им.

Другой французский художник, Эжен Делакруа, так же, как и Tернер, смело использовал цвета и сочетания красок. Импрессионисты увлекались идеями Делакруа об одновременном контрасте. Он когда-то сказал: "Дайте мне грязь улиц, и я превращу ее в сочную плоть женщины, если вы мне позволите окружить грязь как мне угодно". Если предположить, что сочная плоть, которую имел в виду Делакруа, была белой, то экспериментальным образом можно доказать, что он был прав. Физиологи Ж. Валравен и Дж. Вернер провели такой эксперимент и показали, что любой цвет может казаться белым в зависимости от сочетания с окружающими его цветами.

Что такое цвет для клеток и нервов

Эвальд Геринг, профессор физиологии в Вене, а затем в Праге и Лейпциге, сделал предположение, что существует четыре основных цвета: красный, зеленый, желтый и голубой, и все цветовые ощущения основываются на комбинациях указанных выше цветов. Дальше Геринг допустил, что восприятие цветов, с точки зрения физиологии, организовано в антагонистические пары, которые затрагивают процессы возбуждения и торможения нервов и чувствительных клеток. В результате восприятие, например, красного и зеленого цветов никогда не происходит одновременно в одно и то же время и в одном и том же месте. По этой причине он относил эту пару цветов к противоположным.

Современные данные физиологов подтверждают, что действительно существуют красно-зеленые и желто-голубые, противоположные друг другу каналы связи, формирующие наше представление о цветах. Американские физиологи Б. Вутен и Дж. Вернер обнаружили, что эти противоположные механизмы непосредственно формируют цветовую реакцию наблюдателя. Исследователи предположили, что противоположные процессы представляют собой особую сеть нервов, отвечающих за восприятие цвета.

Профессор физиологии в Фрайбурге Д. Иоханнес фон Крайс на пороге ХХ века выдвинул теорию зон. Согласно ей, зрительное восприятие цвета связано с деятельностью трех классов чувствительных клеток - колбочек. Более современная версия такой модели зоны - чувствительные клетки активизируют работу нервной системы либо при возбуждении, либо при торможении. Комбинации возбуждения и торможения всех трех видов рецепторов и вызывают разнообразные цветовые ощущения.

Б. Шефрин и Дж. Вернер определили точки равновесия этих противоположных механизмов восприятия цвета у людей в возрасте от 13 до 74 лет. Результаты оказались неожиданными: они доказывали, что не происходит значительного изменения в восприятии длин волн чисто голубого и желтого цветов, несмотря на разницу в возрасте. Эти данные показывают удивительную стабильность в восприятии цвета на протяжении жизни. По-видимому, органы зрения все же адаптируются к изменениям в освещении сетчатки глаза, которые происходят с возрастом.

Однако вернемся к Моне. С 1871 года по 1881 художник жил в Aржантее и Ветейле. В этот период жизни на многих его картинах - эпизоды безмятежной жизни за городом с женой и юным сыном Жаном, например на картине "Завтрак" или "Маки в Аржантее". Это было счастливое время жизни Моне, которое в 1879 году трагически оборвалось: умерла его жена Камилла. Неукротимая любовь Моне к изменяющимся эффектам цвета заставила его нарисовать ее портрет на смертном одре, показав изменение цвета ее лица. Он вспоминал: "Я пристально смотрел на трагическое выражение лица, непроизвольно пытаясь установить последовательность, пропорции света и тени в красках, которые смерть наложила на неподвижное лицо. Оттенки голубого, желтого, серого и я не знаю еще каких цветов. Я познал это".

Мир глазами Моне

К 1890 году в возрасте 50 лет Клод Моне, уже всемирно известный художник, перестроил старый жилой дом на ферме и нанял шесть садовников, чтобы ухаживать за цветами в саду. Он очень любил цветы, и его сад представлял великолепное зрелище: мы можем об этом судить по его многочисленным картинам. Кроме великолепия этого сада, Моне любил также рисовать стога сена за своим домом, передавая едва уловимые волнообразные движения света и цвета.

Моне подчеркивал: "Я пытался сделать невозможное - нарисовать сам свет".

Он нарисовал еще несколько серий картин, включая полотна с изображением собора в Руане. Каждая картина передает игру света и теней в разное время суток: раннее утро, когда солнце ласково пробивается сквозь туман, обволакивающий шпили собора, и полдень, когда весь фасад утопает в солнечном свете.

Картина, на которой изображен полдень, должна бы отражать в несколько тысяч раз больше света по сравнению с той, где запечатлено раннее утро. Моне не смог бы передать этого на полотне, но ему это не было нужно. Наши органы зрения нечувствительны к общему уровню света на большом расстоянии. Моне понял другие особенности человеческого зрения: общий уровень света увеличивается, когда вместе с ним увеличивается различимый контраст - желтый и голубые цвета становятся более насыщенными, черный - чернее и белый - белее.

Пейзаж, который привлекал внимание художника более 25 лет, это его садик в Живерни, особенно кувшинки и мостик в японском стиле. Мостик на одной картине был нарисован в 1899 году, а на другой - двадцатью годами позже. Между ними, кажется, нет ничего общего. Эта разница между картинами объясняется очень печально. Можно увидеть не только разницу в цветах, но и менее отчетливые линии - несомненно, из-за рассеивания света, вызванного помутнением хрусталика глаза художника.

В 1912 году, когда Моне было 72 года, доктор в Париже поставил диагноз, звучавший как приговор: двусторонняя катаракта. Так как катаракта прогрессировала, художник не мог больше рисовать при ярком свете или создавать картины с ярким фоном. Тем не менее он отказался от операции на хрусталике - из-за страха, что в результате его зрение еще больше ухудшится, а цветовосприятие станет искаженным.

Несмотря на плохое зрение, Моне попытался осуществить мечту давних лет - создать огромные полотна, которыми было бы заполнено все пространство внутри комнаты и на которых были бы изображены вода и цветы во всем их неуловимом блеске. Однако он не мог больше различать многие цвета своих красок, и в своем выборе цвета полагался на название, которое читал на этикетке тюбика, а потом запоминал точное расположение тюбиков на палитре. Он понимал, что многие его картины были слишком темными, поэтому часть их он изрезал или уничтожил.

Однажды Моне сказал, что хотел бы родиться слепым, а потом прозреть, чтобы передавать на полотне свои впечатления, не находясь под влиянием прошлого опыта. В 1922 году, в возрасте 82 лет, он, по существу, стал слепым на правый глаз и едва видел левым глазом. Тем не менее он говорил: "Я буду рисовать даже слепым, как и Бетховен, который сочинял музыку, будучи абсолютно глухим". Чтобы хоть как-то улучшить зрение хоть на несколько часов, он принимал специально прописанные лекарства, расширяющие зрачки. Моне практически не рисовал голубыми красками в этот период. Из-за сильной катаракты на его глаза падало малое количество света с короткой длиной волны, что делало невозможным отличить голубой цвет от черного. Компенсирующие процессы, поддерживающие восприятие цвета в старости, исчерпали себя. Вскоре он уже не мог рисовать.

В эти годы Моне часто посещал его старый друг Жорж Клемансо, который достиг поста премьер-министра Франции. К началу 1917 года, когда первая мировая война близилась к концу, Моне согласился передать в дар Франции два больших панно из "Больших Декораций", чтобы отпраздновать прекращение военных действий. Однако Клемансо убедил его отдать в дар не два панно, а все, что Моне запланировал создать, - с условием, что для их размещения будет специально построен музей по плану самого Моне. Именно Клемансо уговорил Моне сделать операцию по удалению катаракты.

В течение 6 месяцев после удаления катаракты у Моне развилась вторичная катаракта. Однако художник обнаружил, что зрение улучшалось, если он закрывал один глаз, обычно левый. В тот период Моне жаловался, что, смотря левым глазом, пораженным катарактой, он видел все в слишком желтых красках, в то время как, смотря прооперированным глазом, он видел мир в насыщенном голубом цвете. Некоторые картины были написаны то с одним закрытым глазом, то с другим. Разница между двумя видами поразительна.

В июле 1925 года, через три года после первого удаления катаракты, Моне заявил, что у него полностью восстановилось зрительное восприятие света: это произошло благодаря тому, что его органы зрения адаптировались к новым условиям. Он был в приподнятом настроении и полон энтузиазма. В 85 лет он снова стал рисовать и завершил не 19 обещанных картин, а 22. К сожалению, Моне не суждено было увидеть эти картины в музее, о котором он мечтал. Художник умер незадолго до открытия музея, 5 декабря 1926 года. В последние минуты его жизни Клемансо был рядом с ним. Однажды Моне сказал Клемансо: "Положи свою руку в мою и давай поможем друг другу увидеть вещи в лучшем свете". Через два месяца после смерти Моне Клемансо открыл музей Оранжери, где были выставлены знаменитые "кувшинки" Моне, и помог людям увидеть мир в лучшем свете - глазами Моне.

С. МАКАРОВА По материалам журнала "Alexander von Humboldt Stiftung. Mitteilungen".
© "Наука и жизнь", 1997

http://www.impressionism.ru/eye_light.html

P.S. Вот, хороший пример попался.
Изображение
Не смотри на жизнь так же мрачно, как она на тебя! :p
Ответить