- Comixscience.jpg (213.6 КБ) 4022 просмотра
Конференция "Наука о комиксах" - IV
Понимание комикса - это серьезное дело.
Начало: 1 октября в 13:00
Окончание: 2 октября в 19:00
https://vk.com/comixstudies_bk?w=wall-122200061_66
Программа четвертой конференции исследователей комикса «Наука о комиксах» (1 октября 2016) в рамках юбилейного фестиваля рисованных историй «Бумфест»
Дорогие коллеги и все, кто неравнодушен делу комиксологии в России!
Проект «ComixStudies» открывает осенний сезон. 1 октября 2016 года в Библиотеке комиксов в Санкт-Петербурге при поддержке фестиваля «Бумфест» пройдет IV конференция исследователей комикса «Наука о комиксах». Изучение комиксов – это необъятное поле, но с каждым разом мы стремимся все отчетливей заявлять тему, которая бы интересовала всех. И на этот раз – это «Многообразие комиксных форм».
Какие функции несет (или несла) та или иная комиксная форма? Какими были и остаются ее «условия чтения»? Почему одни комиксные формы уходят в небытие, а другие приходят и остаются надолго? В чем принципиальное отличие одной комиксной формы от другой и в чем их родство? Что ждали от комиксных форм в далеком и недавнем прошлом и какие возможности таят комиксные формы в цифровую эпоху? Мы приглашаем участников «Науки о комиксах» обсудить эти и другие волнующие вопросы и определить, чем является комиксная форма не только на уровне искусства, но и на уровне письма – письма, потенциально доступного каждому, письма, которому надо учиться и обучать.
Большая гордость для нас – это то, что на IV «Науке о комиксах» проведет свою творческую встречу художник Алексей Никитин. Замечательный автор, обогативший русский комикс такими произведениями как «Рассказы Зощенко», «Хармсиада», «Britolz» и «Жизнь Чернышевского», в этом году отмечает двадцать лет комиксной деятельности. Это немалый срок и для истории современного комикса в России имеет большое значение. На нашем мероприятии вы сможете задать А. Никитину все интересующие вас вопросы о его творчестве и о том, как он прошел долгий путь в этом искусстве.
1. Вступительный блок (13:00 – 13:30)
Приветствие организаторов – Павловский А.Ф. (ComixStudies: Наука о комиксах), Тарасюк Ю.А. (куратор Библиотеки комиксов в Санкт-Петербурге), Яковлев Д. (организатор фестиваля «Бумфест», издательство «Бумкнига»).
Павловский А.Ф. (ЕУ СПб) «Многообразие комиксных форм»: комиксная культура и общество
2. «Взгляд в прошлое»: Русские комиксные формы XVI-XX вв. (13:30-15:00)
Плешак Д. Г. (СПбГУ) «Ремезовская летопись (конец XVII в.): между лицевой летописью и комиксом»
В докладе обсуждается Ремезовская летопись, русскоязычное произведение конца XVII века, которое посредством синтеза текста и изображения рассказывает о походе Ермака в Сибирь. Несмотря на немалый интерес исследователей к "Летописи", она доселе рассматривалась только как литературное произведение без особого обращения к изображению. Цель нашего доклада - устранить этот зияющий пробел: типологически охарактеризовать визуально-повествовательный синтез "Рукописи", определить направления русской культуры, которые привели к ее появлению, и соотнести летопись знаменитого картографа Сибири С. У. Ремезова с современным комиксом.
Веретнова Ю.В. (независимый исследователь) Специфика, создатели и потребители старообрядческого лубка
Антанасиевич И. (доктор филологических наук, Белградский университет). Место журналов «Ёж» и «Чиж» в несостоявшейся истории советского комикса
Автор монографий «Русский комикс королевства Югославия» и «Русская классика в картинках» расскажет об одном из «белых пятен» в истории русского комикса – о комиксах Б. Антоновского, Н. Олейникова, Б. Малаховского, Д. Хармса, которые в 1930-е годы публиковали журналы «Чиж» и «Ёж».
Третьяков Д.В. (ВЕИП) Диафильм как публичная форма комикса
Диафильмы (уникальный?) советский опыт превращения в комиксность формы. Опыт нашего детства. Опыт, связывающий агитку, политпросвет, сказку, роман и лубок в едином площадно-домашнем публичном акте единения людей вокруг проектора. Своё (но наше) маленькое кино. Своя (но наша) маленькая история. Опыт трансформации разрыва между кадрами из иллюзорно личного конструкта в отживаемо коллективный.
Сергеев И.В. (независимый исследователь) «Диафильмы – самый советский, самый комикс»
«Рисованный комикс всегда и во всех странах мира был очень тесно связан с кинематографом, в частности с мультипликацией, но только у нас в советском союзе было нечто удивительное – «комикс на кинопленке» – Диафильм». На лекции Ильи Сергеева вы сможете не только услышать о диафильмах, но и увидеть их, а также фильмоскопы и недавно изданные комиксы, сделанные на основе советских диафильмов.
Кофе-брейк (15:00 – 15:30)
3. «Взгляд в будущее»: Комиксные формы XX-XXI вв. (15:30-17:30)
Осьминин В.Э. (НИУ ВШЭ СПб) Американская супергероика (30—80-е годы ХХ в.) в культурно-историческом контексте американской истории
Тарасюк Ю.Б. (Библиотека комиксов в СПб) «Как комикс становится видеоигрой»: визуальные новеллы в современной Японии
VN (visual novel, визуальная новелла) - это новый формат видеоигр для России, наиболее популярный в Японии. Почему этот формат так близок к комиксу и почему некоторые визуальные новеллы можно причислить к интерактивному комиксу? Рассмотрим эти вопросы на примере серии "Danganronpa", "Arcana famiglia" и др.
Третьяков Д.В. (ВЕИП) Комикс как конструирование времени
Из тезисов: «Вытеснение редко может быть состоятельным. Так и комикс нет-нет, но проговаривается о серьезном. Например, о памяти. Другие формы искусства (кроме музейного) не имеют даже технических средств представить картинку развертывания человеческой памяти и, соответственно, восприятия времени. Комикс же не только может, но и с успехом пользуется этим регулярно. Память прошита символическим, но субъекту явлена в воображении. Так и комикс обращается с образами, связывая их нарративом, заключенном в нем самом».
Осипова Н.В. (кандидат филологических наук). Русский графический роман: рождение жанра
Доклад будет посвящен жанру графического романа, который выходит на доминирующие позиции сегодня в России и мире. В основе – опыт написания “Дела о Шинели” по повести Н.В. Гоголя совместно с художником Еленой Авиновой. Создание “Дела о Шинели” – это перевод текста в изображение. Тринадцать графических листов будут представлены в виде презентации и проанализированы с точки зрения перевода вербального текста в визуальный. Отношение источника – повести Гоголя “Шинель” – и нового текста – графического романа “Дело о Шинели” – предмет семиотического осмысления не с позиций исторического взгляда, а с позиций постмодернистского совмещения и наслаивания разновременных и разноязычных смыслов.
Кофе-брейк (17:30 – 18:00)
4. «Здесь и сейчас»: Комиксные формы как практика (18:00 – 20:00)
«От «Хармсиады» до наших дней: 20 лет комиксной деятельности» – творческая встреча с художником Алексеем Никитиным.
Комиксы воспитанников детских домов. Презентация участника проекта «Респект» Бориса Романова.
20:00 – Закрытие конференции
Организаторы:
Библиотека комиксов в Санкт-Петербурге
Проект «ComixStudies: Наука о комиксах»
Место проведения:
Библиотека комиксов в СПб, 7-я Красноармейская, д. 30 (через арку, вход со двора) (м. Технологический институт, Балтийская, Фрунзенская).
Время проведения:
1 октября 2016 (13:00 – 20:00)
Контакты:
vk.com/comixstudies_bk,
[email protected], vk.com/cinemao (Павловский А.Ф.)