ярмарка малых издательств «сделай сам!»

Аватара пользователя
Дмитрий Марков
Предводитель
Сообщения: 4540
Зарегистрирован: 08 май 2006, 16:35

ярмарка малых издательств «сделай сам!»

Сообщение Дмитрий Марков »

P.S. К слову: В Москве завершился второй фестиваль вольных издателей «Бу!фест»
http://www.comicsnews.ru/forum/showthread.php?t=1820


Ярмарка малых издательств «Сделай сам!»

В последние дни февраля в Москве прошла ярмарка малых издательств «Сделай сам!». Перспективы создания альтернативного книжного рынка изучили «Новости культуры».

Более тридцати процентов россиян вообще не читают книг – таковы результаты социологических исследований. Но может ли эта цифра быть меньше, если издателю и читателю, порой, просто негде встретиться? По данным Ассоциации книгоиздателей России – в стране, входящей в мировую пятёрку лидеров книгоиздания, - книжных магазинов в два раза меньше, чем издательств. Особенно велика пропасть между производителем и потребителем, если оба ориентированы на так называемую некоммерческую литературу. В условиях кризиса независимые издатели пробуют сократить дистанцию без помощи посредников. В последние дни февраля в Москве прошла ярмарка малых издательств «Сделай сам!». Перспективы создания альтернативного книжного рынка изучили «Новости культуры».

Так выглядит альтернатива коммерческому книжному магазину. Из этого ящика можно выудить новую книгу за 20, 30 или 50 рублей. Такие цены возможны, когда книга покупается напрямую у издателя, а издатель не платит за аренду хозяину торговых площадей или организатору ярмарки.

«Мы не берем денег с участников, скидываемся только на уборку помещения. Такая операция – кооперация, назад в девяностые», - рассказывает организатор ярмарки Михаил Котомин. Михаил Котомин - сотрудник издательства Ad Marginem. У издательства был свой магазин. Уже два года, как ему это не по карману.

«Книжных магазинов нет, потому что арендные ставки для них не отличаются от продуктовых вещевых магазинов, а там совсем другие обороты и рентабельность», - говорит президент Ассоциации книгоиздателей России Константин Чеченев. Это во Франции книжникам дают льготы на аренду, у нас нет. Поэтому в одном Париже книжных магазинов 3600, а на всю огромную Россию всего лишь десять тысяч. С точки зрения продаж наиболее успешны – сетевые.

«Легче выбрать в большом магазине, точно так же, за продуктами мы предпочитаем ходить в супермаркет», - уверена директор книжного магазина Светлана Буланкина. Супермаркетов с таким рубрикатором и ценовой политикой по стране уже 350. Они продают книги только одного издательства,- того, что построило эту сеть.

«Заниматься профессионально, как мы, книгоизданием, не имея собственной сети, это практически невозможно. У нас много наименований…не имея собственной сети, продвигать их, это очень тяжелая задача», - объясняет издатель Юрий Дейкало.

Пока акулы книжного бизнеса строят свои сети и продают там свои книги, - малым и средним издательствам остается надеяться только на независимые книжные магазины. Но сколько их? Например, в Москве. «В девяностых их было десять, сейчас на пальцах одной руки пересчитать, не живут, а выживают, и точно не развиваются», - сетует основатель независимого книжного магазина Борис Куприянов.

Никакого парадного входа, никакой рекламы, зазывает простым словом «книги». Тот, кто в ней нуждается, знает, как войти в арку и по темной лестнице подняться на второй этаж. Что отличает его от сетевого? «Независимый книжный магазин - это авторский подбор книг, за который человек несет ответственность», - рассказывает Борис Куприянов. Если в прочих магазинах торговая наценка больше ста процентов, здесь меньше сорока. А еще здесь можно найти книги самых разных издательств, в том числе и те, которые изданы десять лет назад. Коммерсанту держать такие в магазине особенно невыгодно. «Новый "Гарри Поттер", конечно, продается лучше, чем Беккет, Фуко или что-то еще», - говорит Борис Куприянов.

Между Гарри Поттером и Мишелем Фуко разница примерно такая же, как между голливудским блокбастером и авторским кино. Чтобы второе окупилось, его надо прокатывать не две недели, а десятилетия, зато и эффект долгосрочный. Ярмарки вроде «Нон-фикшн» или «Сделай сам» показывают, что книги не для развлечения, а для развития людям нужны, но попробуй, переубеди сетевых книготорговцев.

Михаил Котомин, организатор ярмарки «Сделай сам!»: «Все сети построены под продажу бестселлеров, и исчезает та питательная среда маленьких издательств, для которых книга не товар, а коммуникация». Маленькие издательства – передовые легкие «разведотряды». Пока крупные издательства переиздают беспроигрышную классику, маленькие и независимые экспериментируют, переводят в России пока неизвестное, ставят на дебютантов. Их ценности: вкус и качество.

Юлия Загачина, издатель: «У нас нет гонки за тиражом, а только за качеством». Этому детскому издательства два года, и его основатели полны оптимизма. Те, кто поопытней, знают, как маленькому разорится легко. А если это произойдет, крупным некого будет переиздавать. Разорится же маленькие рискуют, если рынок заполонят сетевые монополисты, и независимая книготорговля исчезнет.

Константин Чеченёв, президент Ассоциации книгоиздателей России: «Сейчас, в чем главная проблема, люди встречаются и, о чем говорят, не о новых проектах, никто не хвастается, какую хорошую книгу издал, а о том - продал или не продал книгу, тебе деньги вернули или не вернули».

Книгоиздание в России - процесс не лицензируемый, поэтому издательства никто не считает. Неизвестно, сколько их было, сколько стало, с какой скоростью они вымирают или возникают. Результат может быть неожиданным и необратимым. В этой ситуации утопающие сами берутся за свое спасение, зовут друзей, и продают книги по стоковым ценам на ярмарке «Сделай сам!». Корни идеологии «сделай сам» антикапиталистические. Антикапиталистическая книжка выглядит так: дешевые картон и бумага. Переводил, верстал, печатал, переплетал, - всё сам Кирилл Медведев – поэт, переводчик, активист в одном лице. Тираж двести экземпляров. Попросят – допечатают. Это очень близко к самиздату. Он жив. Осваивает новые технические средства. Например, станок print on demand. По просьбе читателей эта машина допечатывает книги, чьи тиражи уже много лет как распроданы. Такая может стоять во Владивостоке, и не нужно будет тратиться на транспортировку, останется просто макет переслать. Такие свежие маркетинговые идеи – один из побочных продуктов ярмарки «Сделай сам».

Александр Бикбов, социолог: «Это событие напоминает по своей атмосфере сбор европейских, самоуправляемых инициатив, чем какую-то ярмарку коммерческих издательств, заинтересованных в продвижении продукта».

Влад Тупикин, активист: «Самый главный идеологический посыл таких событий, что, оказывается, человек может делать даже такие вроде бы сложные вещи, как издание и продажа книг, сам».

Людная ярмарка в заводском цехе - пример успешной самоорганизации независимых издателей и эффективной работы социальных сетей, которые привели на «Фабрику» бумаг огромную аудиторию единомышленников, для которых книга - не товар, не роскошь и не вещь.

Михаил Котомин, организатор ярмарки «Сделай сам!»: «Книга – это разговор, это друг, а не количество бумаги, картон, цена и транспорт, в этой алгебре чудо не рождается, а мы за чудесное». Создаваемый такими ярмарками капитал не денежный, а социальный. Люди, купившие здесь то, что залежалось на складах малых издательств, завтра будут охотиться за новинками. Если издательства доживут, и магазины, где их книги можно купить, выживут.

Источник: «Новости культуры»

http://www.tvkultura.ru/news.html?id=429450&cid=178
Не смотри на жизнь так же мрачно, как она на тебя! :p
Аватара пользователя
Eruialath
Новичок
Сообщения: 458
Зарегистрирован: 26 май 2006, 12:00

Сообщение Eruialath »

вместо того, чтобы нормально в полный рост выйти в интернет (и агрегироваться там), мелкие издатели решили потусоваться и водочку попить в оффлайне. а казалось бы, просто проблема решалась... ну, книжные люди, что с них взять.
Аватара пользователя
Дмитрий Марков
Предводитель
Сообщения: 4540
Зарегистрирован: 08 май 2006, 16:35

Сообщение Дмитрий Марков »

В случае книг довольно спорно (т.к. рынок перенасыщен). Лично я в интернете покупаю лишь то, о чем уже хорошо знаю и лишь в том случае, когда другие варианты исчерпаны (ибо дорого). Т.е. даже в случае существования гипотетического интернет-магазина классынх-странных книжек (наверное уже есть, где-то... к примеру вот тут) я бы вряд-ли что-то там приобрел, без возможности подержать продукт в руках.

Опять-же случай с мангой показывает, что печатную книгу хоронить еще рано. Да и японские ярмарки додзинси ни куда ведь не делись (наверное)... Кроме всего это хороший способ познакомиться с продукцией других участников, заключать пакты и союзы. Выход в интернет тоже денег стоит. Не знаю даже имеет ли он вообще смысл для небольшого издательства, которое не сможет обеспечить себе достаточный уровень рекламы (в случае манги ситуация немного иная т.к. рынок маленький, все всех знают).
Не смотри на жизнь так же мрачно, как она на тебя! :p
Аватара пользователя
Eruialath
Новичок
Сообщения: 458
Зарегистрирован: 26 май 2006, 12:00

Сообщение Eruialath »

то, что рынок перенасыщен - как раз аргумент в пользу интернета. в нём книгу можно найти и случайно, а вот в большой магазин мелкотиражное не поставят - полки не резиновые. в интернете - резиновые.

насчёт стоимости выхода... я вас умоляю. фестиваль закрутить с ярмаркой (на который заведомо придёт меньше человек, чем в обозримой временной перспективе самый завалящий сайт соберёт) в москве - это фигня, а вот сайт - это, конечно, дорого. тут явная какая-то диспропорция целей и средств. т.е. маленькие издательства поняли, что поступают неэффективно, и решили повысить свою эффективность. но повышают её тоже неэффективно, что не удивительно, в принципе. интернет - это, с маркетинговой точки зрения, почти безграничный ресурс. если что-то заинтересует людей, можно собрать миллионную аудиторию. (кстати, продажи альфины на озоне - ярчайшее тому подтверждение. всем бы такие продажи!) а в оффлайне чтобы собрать миллион человек, надо колоссальные усилия и средства приложить. это как бы настолько очевидно, что даже спорить не о чем... <__<
Аватара пользователя
Дмитрий Марков
Предводитель
Сообщения: 4540
Зарегистрирован: 08 май 2006, 16:35

Сообщение Дмитрий Марков »

лично я считаю, что для продивжения и продаж все средства хороши. если книга стоит больше сотни, ее тираж не очень велик (как раз случай небольших издательств), а содержание необычно, то ярмарка очень хороший вариант для ее продвижения. к примеру появление обзоров в блогах (а значит реклама) инициируется именно посещением ярмарки (в случае буу!), а вот потом уже и сайт издательства находится (т.е. однин способ продвижения инициирует другой, создавая "круги на воде"). хорошо что у манги аудитория молодая, а значит активная и не ленится полезть лишний раз в интернет (что впрочем лишает возможности адекватно оценить интересные работы, т.к. мне нравится совершенно не то, что нравится этой аудитории).

лично я обычно нахожу книгу в магазине, потом читаю в интернете рецензии (в случае сомнений) и лишь после этого покупаю. т.е. мой случай это как раз вариант "обычного покупателя" который четко не знает что ему надо и не имеет достаточного количества времени для того, что бы просматривать весь ассортимент интеренет магазинов.

Можно представить гипотетическую ситуацию "из будущего". Когда все что выкладывается на аниманге на самом деле издается. Захожу я в такое место и если там нет кнопки Recomendation (а-ля бака-апдейт), просматриваю сначала топовые издания. Трачу время. Выясняется что все это не то что мне бы хотелось. Просматриваю несколько изданий случайным образом. Тоже что-то не то. Закрываю.
Не смотри на жизнь так же мрачно, как она на тебя! :p
Аватара пользователя
Eruialath
Новичок
Сообщения: 458
Зарегистрирован: 26 май 2006, 12:00

Сообщение Eruialath »

а я вот что скажу. тот, кто ленится в интернете поискать, и на ярмарку не пойдёт. в конце концов, о ярмарке проще всего как раз из интернета и узнать. чтобы встать и куда-то пойти нужен импульс больший, чем чтобы просто мышкою потыцать. а в ближайшем к дому магазине нужной книги нет гарантированно. ))
Аватара пользователя
Дмитрий Марков
Предводитель
Сообщения: 4540
Зарегистрирован: 08 май 2006, 16:35

Сообщение Дмитрий Марков »

я к тому, что такой способ тоже вполне оправдан. а на ярморку он может как раз и пойти (вылезши из блога в котором обитает). : ) я бы сходил, да некуда (у меня вместо ярмарки "ростов", куда раз в месяц и захаживаю).

вот, кстати, пример из реальной жизни. зашел в книжный и увидел там дореволюционное репринтное издание выпускаемое издательством (совсем маленьким) "школы акварели с. андрияки" - в.а. лепикаш "акварель". ни из каких других источников я бы о этой книге не узнал, а если бы даже узнал, то покупать без предварительного просмотра не стал (обложка очень страшная). в итоге теперь покупаю все репринтные пособия которые они издают (увы через интернет т.к. в книжные их не завозят).

Есть и другой, противоположный, пример. Интернет-магазин "цветные понедельники" http://colormondays.ru/. Прекрасный выбор всяких дорогих (а значит не завозимых в обычные магазины) предметов для рисования. Но покупаю я там лишь в том случае, когда не могу приобрести ни как иначе (т.к. наценка у них просто убийственная + доставка.) Но это как раз тот случай, когда выбор ограничен, а спрос существует (но размазан по всей стране). Да и карандаш не книга, т.е. можно в какой-то мере положиться на производителя (хотя одну кисточку они мне все-же с браком отправили... туды их...).
Не смотри на жизнь так же мрачно, как она на тебя! :p
Ответить