Наш читатель может указать на недемократичность подобной экспертизы. В какой-то мере это действительно так. Однако коммерция далеко не всегда соседствует с демократизмом. Следует также иметь в виду, что оплата труда в США значительно выше, чем у нас. И так называемый средний класс, который у нас только нарождается, является в Америке мощной и многочисленной социальной группой.
Книги дорого стоят и в Европе, причем цена их непрерывно повышается. В Федеративной Республике Германии в 1997 году книга в среднем стоила 40,46 марок. Цена одного экземпляра книги по сравнению с 1996 годом увеличилась на 4,7%. Средняя цена книг по математике и естественным наукам в ФРГ в 1997 году составляла 61,04 марки, по изобразительному искусству 73,60 марки, по технической химии 101, 40 марки. Дороже всего обходятся читателю библиографические указатели в среднем по 211,21 марок.
В качестве примера приведем цены на книговедческую литературу, выпускаемую штуттгартским издательством «Anton Hiersemann». Библиографический указатель «Книгопечатание в XV веке», выпущенный в свет в 1988 году (книга в твердом переплете объемом в 699 страниц), стоил 1300 марок. По официальному курсу на начало февраля 2000 года это составляет 18 538 рублей. Не только специалист, но даже крупная государственная библиотека в нашей стране не может себе позволить приобрести подобную книгу. Неудивительно, что даже в Российской государственной библиотеке практически отсутствует зарубежная научная литература за 1990-2000 годы.
И еще один пример. Каждый том выпускаемой тем же издательством «Anton Hiersemann» многотомной «Энциклопедии книжного дела» обходится читателю в 390 марок, или в 5560 руб.
Если пробный тираж в твердом переплете расходится хорошо, издатель производит допечатку, выбрасывает на рынок новую партию. А затем наступает пора выпустить произведение в мягкой обложке. Тираж таких книг исчисляется многими тысячами, а иногда и миллионами. Цена же экземпляра по сравнению с той же книгой в твердом переплете значительно снижается. Средняя цена книги в бумажной обложке с учетом книготорговых наценок составляла в США в 1977 году в среднем 5,93 долл., а в 1987 году 14,53 долл.
За 10 лет книги этой категории подорожали на 145%.
Бывает, что обычная практика, так сказать, пробного выпуска произведений художественной литературы изданиями в твердых обложках нарушается. Так происходит, если издатель заранее уверен в том, что книга будет хорошо расходиться. В этом случае одновременно выпускаются издания в твердом переплете и в мягкой обложке и сразу большим тиражом. Так, например, в 1991 году произошло с романом «Скарлетт» Александры Риплей. Это продолжение знаменитого романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», который в свое время стал бестселлером и долго удерживал пальму первенства по части наибольших тиражей. Легко понять, что издательская фирма «Warner», решившая выпустить «Скарлетт», рассчитывала на немедленный и небывалый успех. Первичный тираж романа Александры Риплей был установлен в 2,1 млн. экз. Фирма не ошиблась. Продавая книгу по немалой цене в 24 доллара 95 центов, она моментально реализовала весь тираж и тут же произвела допечатку, и не одну. Роман был переведен на многие языки, в том числе и на русский. Любопытно отметить, что «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл ждали русского перевода более 30 лет.
Но вернемся к спискам бестселлеров, публикуемым в журнале «Publishers Weekly». В конце каждого года составляются итоговые перечни, в которые попадают книги в твердых переплетах, удержавшиеся в еженедельных списках свыше 15 недель, и книги в мягких обложках, сохранявшие титул бестселлера в течение 10 недель.
Дадим представление о количественных оценках. Например, на протяжении 1989 года в еженедельных списках побывало 291 произведение литературы, в 1990 году 319, в 1991 году 287. Отсев для ежегодных списков идет более строгий и более придирчивый. Из 287 книг, названных бестселлерами в 1991 году, в суммарный годовой список вошло лишь 39.
По результатам 1990 года лидером стала изданная в твердом переплете книга Чарлза Гивенса «Здоровье без риска», которая находилась в списке бестселлеров в 1989 году в течение 48 недель, а в 1990 году в течение 41 недели. В 1991 году она продержалась в списке наиболее популярных книг ту же 41 неделю, но уступила пальму первенства работе Роберта Блая «Железный Джон: книга о человечестве», которая числилась бестселлером в течение 47 недель.
Среди произведений художественной литературы, изданных в 1991 году в твердом переплете, лидировал роман Джона Гришэма (John Grisham) «Фирма» («The Firm»), который находился в списке бестселлеров 41 неделю. Гришэм сравнительно молод; он родился в 1955 году в небольшом провинциальном городке Джонсборо в южном штате Арканзас. По образованию он юрист, все его романы так или иначе связаны с судебно-правовой тематикой. Первый роман он назывался «Пора убивать» («A Time to Kill») вышел в свет в 1989 году. Это отнюдь не детектив, как можно было бы подумать, судя по названию романа. Как и всякий роман нового писателя, имя которого еще не известно на книжном рынке, «Пора убивать» был выпущен сравнительно небольшим тиражом в твердом переплете и продавался по немалой цене. Книга имела успех, что позволило издателям уже без всяких опасений отпечатать ее массовым тиражом в бумажной обложке. Основной тираж вышел одновременно в двух странах: США и Великобритании. Кроме того, книга была выпущена в Австралии, Новой Зеландии и Южно-Африканской Республике.
Отныне все произведения Джона Гришэма были «обречены» на успех. Первый, сравнительно небольшой тираж (55 тыс. экз.) романа «Фирма», появившегося в марте 1991 года, был моментально распродан. В 1991 году понадобилось 24 допечатки, после чего общий тираж дошел до 520 тыс. экз. Бестселлерами стали и другие романы Джона Гришэма - «Дело о пеликанах» («The Pelican Brief», 1991), «Клиент» («The Client», 1993), «Камера» («The Chamber», 1994), да и те, что последовали за ними. Все они были экранизированы. Для русского читателя Джона Гришэма открыло издательство «Новости», начавшее печатать его в 1993 году в серии «Мировой бестселлер». Выходили эти книги как в мягкой обложке, так и в твердом переплете. Их тираж составлял 50-100 тыс. экз. Надо сказать, что популярность романов Гришэма в России не поражала воображение. Основной массе читающей публики имя этого автора осталось неизвестным, хотя экранизации его романов и показывали по телевидению. Значительно большим успехом пользуются у нас Стивен Кинг (Stephen Edwin King, род. в 1947) и Сидни Шелдон (Sidney Sheldon, род. в 1917), хотя по уровню писательского мастерства они значительно слабее Гришэма.
И совсем незамеченным прошел у нас прекрасный роман Роберта Джеймса Уоллера «Мосты округа Мэдисон». Этот первый роман никому не известного писателя в 1992 году рискнуло выпустить издательство «Warner Books». Никто вроде бы не ожидал столь головокружительного успеха, однако он пришел. За три с половиной года книга разошлась в количестве 10 млн. экз. Ее перевели на многие языки, а в 1995 году экранизировали. В списках бестселлеров роман продержался 164 недели больше трех лет. Такого успеха в течение последних десятилетий не имела ни одна книга. Роберт Уоллер в одночасье стал миллионером.
В России «Мосты округа Мэдисон» вышли в конце 1994 года в московском издательстве «РИПОЛ». Немалый по сегодняшним меркам тираж 100 тыс. экз. разошелся, но широкого резонанса книга не вызвала. Допечаток не последовало, шквального обвала рецензий и критических статей тоже.
Конечно, успех книги не приходит сам собой. Бестселлер во многом детище рекламы. Одним из главных рычагов, с помощью которых обеспечивается успех, является рекламирование книжной продукции, которое производится как до выхода книги в свет, так и после того, как она поступила в книжные магазины. Формы и методы рекламы, существующей на радио и телевидении, но главным образом в печати, могут быть различными. Выпускаются проспекты и буклеты, рассказывающие о содержании книги и о ее авторе. Шумно и с большой помпой проводятся презентации новых книг. И все же основной формой знакомства читателей с только что выпущенным изданием является рецензирование и реферирование книг.
В США, да и в других развитых капиталистических странах существует большое количество специализированных журналов и газет, по преимуществу еженедельных, которые знакомят потенциальных читателей, а также книготорговцев с новыми книгами. Как правило, книги регулярно рецензируются на страницах наиболее распространенных ежедневных газет, таких как «Чикаго Трибюн», «Чикаго Сан Таймс», «Лос-Анджелес Таймс». Некоторые газеты регулярно выпускают еженедельные приложения, специально посвященные издательским новинкам, «Нью-Йорк Таймс Санди Бук Ревю», «Вашингтон Пост Бук Уорлд». Подробно знакомит с новыми книгами еженедельный журнал книготорговцев и издателей «Паблишерз Уикли». Существуют также специализированные публикации, посвященные, например, детской и юношеской литературе.
Можно смело утверждать, что ни одна сколь-нибудь заслуживающая внимания новая книга не проходит мимо рецензентов. Количественные показатели рецензирования и реферирования в США поражают воображение. Так, в 1987 году журнал «Choice» («Выбор») опубликовал 6803 рецензии и реферата, журнал «Publishers Weekly» 6415, «Library Journal» 4500, «Los Angeles Times» 2725. Всего же в 1987 году на страницах 14 периодических изданий было прорецензировано 42 824 новые книги.
Нам обо всем этом можно только мечтать. В первой половине 90х годов в России был лишь один специализированный журнал, призванный знакомить читателей с новой художественной литературой, «Литературное обозрение». Газета «Книжное обозрение» публиковала лишь обзоры новых изданий; публикация же отдельных рецензий почти прекратилась. Когда-то очень интересные критико-библиографические отделы «толстых» журналов таких как «Новый мир», «Знамя», «Октябрь» практически перестали существовать. Да и тираж этих изданий снизился до минимума. Даже 16-полосная «Литературная газета» перестала уделять внимание этому важному жанру.
В последнее время положение несколько улучшилось. Появились новые периодические издания, например «Новое литературное обозрение» или же во всех отношениях превосходное еженедельное издание «Ex Libris Независимой газеты». Но всего этого крайне мало. В 1999 году примеру «Независимой газеты» решили последовать «Известия». Однако вышел один-единственный номер «Книжных известий». С недавнего времени выходит рекламная газетка «Что почитать?», но ее интересуют лишь произведения масскульта.
В 1993 году автор этих строк писал в «Книжном обозрении»: «В нашей издательско-книготорговой практике определение бестселлеров не проводится. А жаль! Ибо было бы это со всех точек зрения интересно, поучительно и полезно». После этого газета отвела страничку, где помещала списки бестселлеров, названия которых, впрочем, определялись лишь рядом московских книжных магазинов. В последнее время термин «бестселлер» с этой странички исчез. Его заменили «Лидеры продаж», которые также определялись двумя-тремя книжными магазинами. В первом номере за 2000 год «Книжное обозрение» опубликовало список «Лучшие книги 1999 года», составленный восемью экспертами писателями и литературными критиками. Речь в данном случае шла не о книгах, а о литературных произведениях, и к степени популярности и расходимости этих изданий данный список никакого отношения не имел.
Еще более огорчительным представляется тот факт, что Российская книжная палата прекратила работу в области так называемой персональной книжной статистики, то есть перестала подсчитывать, каким тиражом в течение года изданы те или иные произведения того или иного писателя. Таким образом, наше пожелание от 1993 года остается в силе.
КомпьюАрт 3'2000
http://www.compuart.ru/article.aspx?id=8496&iid=346
