С кем не следует работать: Parallel Comics
Добавлено: 17 май 2018, 21:29
Репост коллективного обращения авторов, работавших для Parallel Comics: https://vk.com/@localcomics-parallel-text Привет, это пост-обращение от авторов антологии «Диссонанс». «Диссонанс» — это 224-страничный сборник из 13 разнообразных отечественных комиксов, который был издан в сентябре 2017 года издательством Parallel Comics. Над этим проектом работало 24 человека. Мы гордимся нашей работой.
Проблема в том, что Издательство нам за неё не заплатило.
Бюджет и договора
Прежде чем начать работу над книгой мы оговорили с Издательством бюджет, отведённый авторам. Так как это антология, в которой было задействовано более двух дюжин авторов, выплачивать отчисления от тиража было бы затруднительно, поэтому выплаты авторам были фиксированными и одноразовыми. Общий размер гонорара несколько раз как увеличивался, так и уменьшался по различным внутренним причинам, но в конечном итоге составил 91 000 рублей и 152 копий сборника «Диссонанс». Сумма не то чтобы мелкая, но вы учитывайте, что она делилась между 24 членами нашей команды (то есть, в среднем меньше 3800 р. на человека).
Был также составлен договор о предоставлении права на обнародование произведения, подписанный представителем каждой из 12 авторских команд и заверенный директором Издательства Саем Есенбаевым. В пункте 2.2. договора сказано:
2.2. Издательство обязуется выплатить компенсацию не позднее 2 (двух месяцев) со дня поступления Сборника в продажу.
Но спустя 8 месяцев Издательство так и не выплатило денежные гонорары 20 авторам «Диссонанса» — суммарно это 78 000 рублей. К вопросу, почему нескольким авторам они всё же выплатили 13 000 рублей, мы вернёмся чуть попозже.
Бизнес-план
Издатели Максим Чумин и Сай Есенбаев на вопросы авторов предпочитают давать пустые обещания и отговорки: «выплатим до конца текущего месяца», «финансами занимается бухгалтерия, а не я», «сейчас праздники, банки не работают», «буду держать в курсе по оплате», «только заплатили налоги, считаем остаток по прибыли». С особой частотой они используют фразу «комикс не продаётся, лежит на складе», как будто это даёт повод не выплачивать людям фиксированные гонорары, которые от продаж тиража никак не зависят. Между прочим, никаких точных цифр о продажах «Диссонанса» ни один член нашей команды от Издателя так и не получил.
Подобная история с неоплаченными гонорарами была и с другой антологией от этого же издательства, «Параллельные Комиксы». Авторам той антологии тоже пришлось постоянно выпытывать деньги за собственный труд месяцами, а то и целый год, и нам неизвестно, выплатили ли они гонорары всем авторам.
С отправкой авторских экземпляров издатели тоже не торопились. Большинство авторов получило их спустя несколько месяцев, а паре человек и вовсе пришлось ждать до мая.
С четырьмя членами нашей команды издательство всё же рассчиталось — двое по собственной инициативе обменяли денежные гонорары на сборники, один грозился написать пост о них, поэтому во избежание скандала ему всё же выплатили денежный гонорар, ещё одному заплатили по схожей причине.
Сейчас издатели предпочитают игнорировать наши сообщения и вопросы о денежной компенсации.
Чем занято издательство
Если бы издательство было на грани банкротства, пожалуй, разговор бы обстоял иначе. Но судя по их последней активности, всё совсем не так. Не так давно они открыли собственный офис. Издатели умудряются вливать средства в производство слипкейсов, плакатов, пинов и прочей мишуры для комиксов, на печать которых они год назад не могли найти деньги. Дело даже не ограничивается комиксами — Параллели открывают собственное производство пинов, а также, судя по всему, «открыток, наклеек, блокнотов», и даже предлагают сотрудничество авторам «Диссонанса». Да-да, которым они задолжали деньги.
А ещё издательство планирует расширяться до маркетинговой фирмы, предоставляющая услуги «комплексного интернет-маркетинга», «продвижение сайтов» и «web-разработки». Напоминаем, что в прошлом году они открыли интернет-магазин комиксов.
Другими словами, дело вовсе не в недостатке средств. Дело в отсутствии долгосрочной стратегии и бизнес-плана у Издателя и регулярной смене приоритетов. И делается это постоянно за чужой счёт.
Почему мы пишем этот пост
Ситуация с невыплатой гонораров, разумеется, неприятная, мягко выражаясь. Но для нас главное, чтобы она больше ни с кем не повторилась. Судя по заявлениями Parallel Comics, они собираются и дальше выпускать авторские антологии, а также они планировали делать ряд совместных авторских сборников с другим отечественным издательством. Помимо этого Издатели предлагают авторам работать над собственными книгами под предлогом, что они их опубликуют.
Мы хотим сказать: не ведитесь. Мы не первые, кто почувствовал подобное пренебрежительное отношение к себе, но мы бы хотели быть последними. Даже если вы готовы работать на бесплатной основе — а это, кстати, вредит не только вам, но и всем остальным художникам — подумайте: оно вам надо? У Издательства не налажена система распространения («Диссонанс», например, попал в большинство магазинов только спустя полтора месяца после старта продаж), оно никак не занимается продвижением книг, его приоритеты меняются по щелчку, и оно ни во что не ставит своих наёмных работников.
Поверьте, есть масса других вариантов опубликовать свою работу.
Я комиксист и меня кинули. Что делать?
Всё просто: не молчать. Даже если вам самим проще плюнуть и не конфликтовать, подумайте о том, как это влияет на остальных авторов. Ваше бездействие только убедит виновную сторону в том, что об художников можно и дальше вытирать ноги. Если мы хотим создавать благоприятные условия для комиксистов, то подобные инциденты просто недопустимы.
В США есть фонд CBLDF, занимающийся подобными вопросами. К сожалению, в ближайшем будущем аналогичных инициатив в отечественной индустрии можно не ждать. Но если вам нужна площадка для освещения подобных правонарушений, паблик LOCAL COMICS ART готов вам её предоставить. Присылайте свои истории и подкрепляйте их доказательствами, мы разберёмся и опубликуем их.
В заключение мы бы хотели попросить вас распространить эту статью. Ситуация касается не только нас и не только издательства Parallel Comics, это лишь одна из проблем, которая ставит под угрозу благосостояние всей творческой сферы отечественного рынка. Чем чаще и чем больше такие случаи будут придаваться огласке, тем быстрее мы сможем добиться добросовестного отношения к художникам и построить конкурентоспособную и благоприятную комикс-сферу. Давайте начинать с самых азов.
Благодарим за ваше внимание,
Авторский коллектив сборника «Диссонанс»:
Александр Уткин
Андрей Лукин
Артём Топилин
Артём Траханов
Асет Кайрамбаев
Влад Легостаев
Глеб Липаткин
Дима Иванов
Камилла Мамедова (KAMEEELLAH)
Константин Соколовский (Kosko)
Марина Андриишина
Михаил Гришечкин
Роман Титов
Филя Братухин
Чарли О'Конар
Юрий Плисенко
Яна Устюгова (Урюрюк)
Проблема в том, что Издательство нам за неё не заплатило.
Бюджет и договора
Прежде чем начать работу над книгой мы оговорили с Издательством бюджет, отведённый авторам. Так как это антология, в которой было задействовано более двух дюжин авторов, выплачивать отчисления от тиража было бы затруднительно, поэтому выплаты авторам были фиксированными и одноразовыми. Общий размер гонорара несколько раз как увеличивался, так и уменьшался по различным внутренним причинам, но в конечном итоге составил 91 000 рублей и 152 копий сборника «Диссонанс». Сумма не то чтобы мелкая, но вы учитывайте, что она делилась между 24 членами нашей команды (то есть, в среднем меньше 3800 р. на человека).
Был также составлен договор о предоставлении права на обнародование произведения, подписанный представителем каждой из 12 авторских команд и заверенный директором Издательства Саем Есенбаевым. В пункте 2.2. договора сказано:
2.2. Издательство обязуется выплатить компенсацию не позднее 2 (двух месяцев) со дня поступления Сборника в продажу.
Но спустя 8 месяцев Издательство так и не выплатило денежные гонорары 20 авторам «Диссонанса» — суммарно это 78 000 рублей. К вопросу, почему нескольким авторам они всё же выплатили 13 000 рублей, мы вернёмся чуть попозже.
Бизнес-план
Издатели Максим Чумин и Сай Есенбаев на вопросы авторов предпочитают давать пустые обещания и отговорки: «выплатим до конца текущего месяца», «финансами занимается бухгалтерия, а не я», «сейчас праздники, банки не работают», «буду держать в курсе по оплате», «только заплатили налоги, считаем остаток по прибыли». С особой частотой они используют фразу «комикс не продаётся, лежит на складе», как будто это даёт повод не выплачивать людям фиксированные гонорары, которые от продаж тиража никак не зависят. Между прочим, никаких точных цифр о продажах «Диссонанса» ни один член нашей команды от Издателя так и не получил.
Подобная история с неоплаченными гонорарами была и с другой антологией от этого же издательства, «Параллельные Комиксы». Авторам той антологии тоже пришлось постоянно выпытывать деньги за собственный труд месяцами, а то и целый год, и нам неизвестно, выплатили ли они гонорары всем авторам.
С отправкой авторских экземпляров издатели тоже не торопились. Большинство авторов получило их спустя несколько месяцев, а паре человек и вовсе пришлось ждать до мая.
С четырьмя членами нашей команды издательство всё же рассчиталось — двое по собственной инициативе обменяли денежные гонорары на сборники, один грозился написать пост о них, поэтому во избежание скандала ему всё же выплатили денежный гонорар, ещё одному заплатили по схожей причине.
Сейчас издатели предпочитают игнорировать наши сообщения и вопросы о денежной компенсации.
Чем занято издательство
Если бы издательство было на грани банкротства, пожалуй, разговор бы обстоял иначе. Но судя по их последней активности, всё совсем не так. Не так давно они открыли собственный офис. Издатели умудряются вливать средства в производство слипкейсов, плакатов, пинов и прочей мишуры для комиксов, на печать которых они год назад не могли найти деньги. Дело даже не ограничивается комиксами — Параллели открывают собственное производство пинов, а также, судя по всему, «открыток, наклеек, блокнотов», и даже предлагают сотрудничество авторам «Диссонанса». Да-да, которым они задолжали деньги.
А ещё издательство планирует расширяться до маркетинговой фирмы, предоставляющая услуги «комплексного интернет-маркетинга», «продвижение сайтов» и «web-разработки». Напоминаем, что в прошлом году они открыли интернет-магазин комиксов.
Другими словами, дело вовсе не в недостатке средств. Дело в отсутствии долгосрочной стратегии и бизнес-плана у Издателя и регулярной смене приоритетов. И делается это постоянно за чужой счёт.
Почему мы пишем этот пост
Ситуация с невыплатой гонораров, разумеется, неприятная, мягко выражаясь. Но для нас главное, чтобы она больше ни с кем не повторилась. Судя по заявлениями Parallel Comics, они собираются и дальше выпускать авторские антологии, а также они планировали делать ряд совместных авторских сборников с другим отечественным издательством. Помимо этого Издатели предлагают авторам работать над собственными книгами под предлогом, что они их опубликуют.
Мы хотим сказать: не ведитесь. Мы не первые, кто почувствовал подобное пренебрежительное отношение к себе, но мы бы хотели быть последними. Даже если вы готовы работать на бесплатной основе — а это, кстати, вредит не только вам, но и всем остальным художникам — подумайте: оно вам надо? У Издательства не налажена система распространения («Диссонанс», например, попал в большинство магазинов только спустя полтора месяца после старта продаж), оно никак не занимается продвижением книг, его приоритеты меняются по щелчку, и оно ни во что не ставит своих наёмных работников.
Поверьте, есть масса других вариантов опубликовать свою работу.
Я комиксист и меня кинули. Что делать?
Всё просто: не молчать. Даже если вам самим проще плюнуть и не конфликтовать, подумайте о том, как это влияет на остальных авторов. Ваше бездействие только убедит виновную сторону в том, что об художников можно и дальше вытирать ноги. Если мы хотим создавать благоприятные условия для комиксистов, то подобные инциденты просто недопустимы.
В США есть фонд CBLDF, занимающийся подобными вопросами. К сожалению, в ближайшем будущем аналогичных инициатив в отечественной индустрии можно не ждать. Но если вам нужна площадка для освещения подобных правонарушений, паблик LOCAL COMICS ART готов вам её предоставить. Присылайте свои истории и подкрепляйте их доказательствами, мы разберёмся и опубликуем их.
В заключение мы бы хотели попросить вас распространить эту статью. Ситуация касается не только нас и не только издательства Parallel Comics, это лишь одна из проблем, которая ставит под угрозу благосостояние всей творческой сферы отечественного рынка. Чем чаще и чем больше такие случаи будут придаваться огласке, тем быстрее мы сможем добиться добросовестного отношения к художникам и построить конкурентоспособную и благоприятную комикс-сферу. Давайте начинать с самых азов.
Благодарим за ваше внимание,
Авторский коллектив сборника «Диссонанс»:
Александр Уткин
Андрей Лукин
Артём Топилин
Артём Траханов
Асет Кайрамбаев
Влад Легостаев
Глеб Липаткин
Дима Иванов
Камилла Мамедова (KAMEEELLAH)
Константин Соколовский (Kosko)
Марина Андриишина
Михаил Гришечкин
Роман Титов
Филя Братухин
Чарли О'Конар
Юрий Плисенко
Яна Устюгова (Урюрюк)