Добавлено: 31 авг 2011, 22:29
Игорь теперь сам выкладывает картинки в блог, посему сообщения здесь могут сильно опаздывать.
http://baranko.blogspot.com/
http://baranko.blogspot.com/
О создании, издании и популяризации комиксов. Возможность заказать авторский комикс у художника-комиксиста.
https://forum.comicsnews.org/
Художник комиксов Игорь Баранько: "Комикс-бум в Украине возможен через 10 лет"
Татьяна Потапова
26 ноября 2008
Сейчас Баранько известный общей с Жан-Пьером Дионнетом работой над серией "Exterminateur 17", продолжением труда всемирно известного художника Энки Билала, который снял по своим работам фильм "Бессмертные".
Несколько лет назад художник выиграл в лотерею Green Card и время прожил в США. Там приложил руку к созданию серии про Симпсонов в американском издательстве "Bongo Comics". Для издательства "Slave Labor Graphics" художник нарисовал приключенческие истории о викингах "Pifitos" и "Skaggy the Lost".
Сегодня Игорь Баранько ведет довольно уединенную жизнь, живет и работает под Киевом. Интервью с ним могло вообще не состояться, поскольку печальные опыты из прошлого привели к тому, что художник стал избегать контактов с журналистами.
На вопросы художник отвечал осторожно и неохотно, однако уже в середине разговора тон беседы заметно смягчился.
На просьбу предоставить свои фото для иллюстрации материала Баранько ответил, что фотографировался последний раз лет десять назад и сказал, что фотографии, как учит Карлос Кастанеда, похищают душу.
На слова художника комиксов "Еще узнавать меня на улицах начнут, ужас какой!" наш ответ таков: страна должна знать своих героев.
- Когда Вы начали рисовать комиксы и имеете художественное образование?
- У меня среднее специальное образование, высшей нет. Рисовать учился давно, в художественной школе в Киеве.
- Когда были опубликованы Ваши первые рисунки?
- Где-то в году 1991-м, в какой-то очень задрипанной газете, названия даже не помню. Тогда я создал иллюстрацию к рассказу Дэшила Хемете, американского детективиста 1930-х годов. Тогда я рисовал таких серьезных мужчин, в плащах, шляпах и с пистолетами.
- Вы имеете опыт сотрудничества с французскими и американскими издательствами. Расскажите, как наладили с ними контакт?
- Началось все с того, что я эмигрировал в Америку, где нашел французское издательство. Почему американское? Потому что они мне не понравились, и я им так же. В Америке предпочитают именно развлекательным, несколько туповатым, комиксам, а вот действительно интересных, умных проектов там мало. Поэтому мне с ними получилось не по пути.
А вот с французами я познакомился на фестивале в Сан-Диего, в Калифорнии, куда съехались касаются сферы комикса люди со всего мира. Тогда выяснилось, что они ищут талантливых художников, и у нас есть нечто общее, после чего и началась наше сотрудничество.
- У Вас есть свой блог - планируете его вести дальше и используете его для поиска клиентов?
- Блог - это такая небольшая свалка того, что я рисовал в 1990-е. У меня дома есть целая куча каких-то картинок с тех времен, которые сейчас никому не нужны. Я их выкладываю на страницы блога, потому что, возможно, найдутся такие люди, которым это будет интересно. Но блог сам по себе не является для меня инструментом пиара или средством для поиска клиентов, особого значения я ему не даю.
- Кстати, на Вашем блоге недавно появился комикс "Святослав и викинг", напечатанный в Тернополе в девяностые достаточно большим тиражом. Расскажите об истории его создания.
- Тот комикс я создал по сценарию Святослава Яворивского в 1993 году для журнала "Гуляйполе". Причем с тем связана довольно смешная история. Я должен был приехать во Львов перед тем, как комикс запустят в печать. В поезде моими соседями были двое хороших таких львовских ребят, которые имели 2 литра самогона и предложили присоединиться. Поэтому утром я пришел в издательство не в лучшем настроении и виде.
Там мне сказали, что я опорочил исторических героев (княгиню Ольгу и князя Святослава) и чуть ли не всю украинскую историю. Комикс он был стебный, даже элементы были из известного комикса про Астерикса, но не поняли. Его выдали, хоть и со скандалом.
Кстати, заплатили за работу, причем на те деньги я прожил где-то года два. Кроме того, для того издательства я нарисовал огромный проект о скифах. Это была интересная работа, я люблю работать с историческими сюжетами, выискивать какие-то интересные детали. Однако этот проект свернули.
- Встречались Вам коллекционеры комиксов?
- В 1990 была телепрограмма "Пост" на одном региональном киевском канале, к которой был причастен Алексей Ковжун. Его я мог бы назвать человеком, который готов платить за комиксы.
Добавлю, что коллекционеры отличаются от читателя. Например, я читателем комикса. Интересно - я читаю, нет - выбрасываю. Читатель просто покупает книгу, напечатанную в издательстве, а коллекционер хочет купить рукопись книги, написанный пером автора. Даже если первый выпуск комиксов о Супермене плохо нарисован, коллекционер все равно его приобретет.
- Вы пробовали рисовать детские комиксы? Возможно, есть такие планы были предложения?
- Я очень хорошо отношусь к детской литературе, Астрид Линдгрен, например, Туве Яннсон, но сам бы не смог нарисовать что-то детское. Не смог бы придумать. Вот давно уже мечтаю прочитать "Гарри Поттера", но все никак руки не доходят.
Из современного мне нравится то, что делает издательство "А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА". Кроме Ерко, там есть художник Кость Лавро, хорошо рисует. Я бы так не смог, просто не получилось бы.
- Как Вы относитесь к специальным программам для создания комиксов, например, Comic Life?
- не пользуюсь. Компьютер умею включать и выключать, интернетом недавно научился пользоваться. Я все по старинке делаю: перо, чернила, бумагу ...
- В Украине исторически сложилась собственная культура комиксов и особо не прижились иностранные. В современных условиях здесь, на Ваш взгляд, комиксам нужны PR и реклама?
- Сейчас ситуация такова, что люди очень открытые ко всему разнообразного, нового. Им сказали о пользе японской еды - все стали ее есть. А как было, например, в 70-е? Зафукали бы. Им сказали, что Мураками и Пелевин - это круто, они все читают и соглашаются. Люди открывают для себя глобализированный мир.
Сейчас в Киеве есть Алексей Олин, который издает журнал "К9", его сейчас покупают подростки, через каких-то 10 лет вырастут и будут покупать настоящие книги комиксов. Чтобы они стали модными и популярными, нужно, чтобы сегодняшние 20-летние начали зарабатывать деньги и могли их покупать. Чтобы СМИ писали, что это хорошо. Ибо кто на самом деле понимает, о чем пишет Мураками или тот же Пелевин? Один из сотни.
Зато все СМИ написали, что это круто, а кто не прочитал - тот дурак. Напишут, а там умный или глупый - все поймут, что это классно. Кстати, эти дураки очень полезны для нас, художников. Это масса, которая покупает.
"Одиночество" Игоря Баранько
- Имеете планы выдаваться в Украине?
- Ну, я не выдаю, я только рисую.
- То есть инициатива должна быть от издательств?
- У меня есть инициатива, но не к кому обращаться. Те, у кого есть деньги, не понимают, что такое комикс. Те, у кого нормально с головой, нет денег. А бесплатно рисовать у меня просто не хватит денег. Потому что, знаете, рисовать - это еще труднее, чем писать, это очень долгий процесс. Я не могу работать, например, 2 года для украинского издателя бесплатно, а затем ждать прибыли неизвестно как долго.
- Когда вы в последний раз контактировали с украинскими издательствами?
- Это было в девяностых, затем с 2000 по 2004 я жил в Америке. После этого я вернулся, но особо ничего здесь не изменилось.
- Есть ли Вам когда-нибудь предлагали дать образовательные лекции или мастер-классы для студентов специализированных художественных вузов? Или Вы согласились бы на такого рода ликбез?
- Зарплату мне, пожалуйста, тысячи две евро в месяц - и к вашим услугам.
- В Украине уже не впервые выходят комиксы на историко-политическую тематику ( "История УПА", "Убийства на заказ КГБ" об убийстве Степана Бандеры). В Америке недавно издали комиксы про Обаму и Маккейна. Что Вы об этом думаете?
- Почему бы и нет? И ничего, что предмет деликатный. Вот только тема Бандеры вообще очень политизирована. А то, что вызвала скандал, то это на самом деле хорошо для продаж. Это как в случае с книгой этой, "Код да Винчи", знаете ли? Так вот я бы, возможно, взялся за не столь однозначную тему.
- Но она, наоборот, не однозначна.
- Я так понял, что в издании о Бандере изложена только одна точка зрения. А я бы взялся осветить историческую ситуацию, где со всех сторон правы все. Что касается этой темы, то я не жил в Западной Украине, поэтому не могу уверенно утверждать, как это все было на самом деле. И самого издания не видел.
- А вот ваш комикс "Орда" ( "Horde") имеет политическую составляющую? В резюме к нему говорится о диктате Российской империи и борьбу с последним чеченцем.
- Он на самом деле очень странный и он о разном. Галлюциногенные такая история. Тему специально под Чечню я не подгонял, просто фантастика. История там такая, что в Киеве под монументом Родины-матери зарыты останки монгольского ламы, который является реинкарнацией Чингисхана, поэтому сохраняет всю его силу в себе.
В России побеждает диктатура, это 40-е годы, в Киев направляют войско, которое должно выкопать то, что от Ламы осталось. Причем это все - галлюцинация, которую видит некая странная женщина в Кызыле, республика Тува, на границе России с Монголией.
Эта история не получила большой популярности, но понравилась отдельном кругу людей. Такой вышел комикс "для своих", но заплатили хорошо. Во Франции его издали в Les Humanoides Associes, потом была в Испании, Греции, Америке.
- Сценарий был Ваш?
- Да.
- Расскажите о своих проектах, где Вы выступали и художником, и сценаристом.
- Потом был "Танец времени" в жанре альтернативной истории (что было бы, если бы история сложилась не так, а иначе). Сейчас работаю над проектом о древнем Египете - об Эхнатоне, исход евреев из Египта, о том, как Моисей Красное море раздвинул, там Геракл присутствует. Еще делаю Украинский детектив - 17 века, Речь Посполитая. Скоро выложу в интернет первую часть. Напечатают его за рубежом.
- Что бы Вы посоветовали молодым и амбициозным, которые имеют талант к рисованию комиксов?
- Рисуйте, находите работу неважно где - в рекламе, в анимации, сторожами, вышибалами в ночных клубах. При этом по вечерам рисуйте комиксы и прячьте их в стол. Второй вариант: дайте их Алексею Олину, он вас напечатает. Третий: рисуйте и отправляйте работы иностранным издательствам, французским, японским, американским.
Ищите информацию о конкурсах КОМИКСИСТОМ, берите в них, побеждайте. Вот наглядный пример - Светлана Чежина. Девушка, кажется, с Барнаула, если не ошибаюсь. Выиграла конкурс в Японии. Ее пригласили туда на работу, сейчас он живет там и работает. Или нарисуйте свой проект, страниц на 30-40, покупайте билет в Париж. Там походите, например, по Ангулемскому фестивалю, поищите издателей.
- Угрожает ли Украине комикс-бум? Если да, то когда-то произойдет, как думаете?
- Лет через 15.
- Но тогда современные 20-летние станут уже достаточно взрослыми.
- Ну хорошо, через 5-10. 5 лет - это минимум. Именно это время те, кто хотят стать популярными КОМИКСИСТОМ, смогут посвятить созданию гениальных проектов, которые люди будут покупать.