блог игоря баранько

Образцы работ и координаты комиксмейкеров России и ближнего зарубежья
Аватара пользователя
SerJoe
Рупор эпохи
Сообщения: 1536
Зарегистрирован: 11 май 2006, 12:02
Контактная информация:

Сообщение SerJoe »

Игорь теперь сам выкладывает картинки в блог, посему сообщения здесь могут сильно опаздывать.

Изображение Изображение Изображение
Изображение Изображение

http://baranko.blogspot.com/
Изображение
Аватара пользователя
SerJoe
Рупор эпохи
Сообщения: 1536
Зарегистрирован: 11 май 2006, 12:02
Контактная информация:

Сообщение SerJoe »

На сайте rus-bd.com выложен "Танец Времени", том1- "Поцелуй Змеи"


Изображение

http://rus-bd.com/component/content/art ... danse.html
Изображение
Аватара пользователя
SerJoe
Рупор эпохи
Сообщения: 1536
Зарегистрирован: 11 май 2006, 12:02
Контактная информация:

Сообщение SerJoe »

"Танец Времени", том 2 - "Оружие Демонов"

Изображение



http://rus-bd.com/component/content/art ... danse.html
Изображение
Аватара пользователя
SerJoe
Рупор эпохи
Сообщения: 1536
Зарегистрирован: 11 май 2006, 12:02
Контактная информация:

Сообщение SerJoe »

В сети появились сканы 1-го тома "Египетской Принцессы".
Скачать можно здесь:
http://www.mediafire.com/?jexb1n9cle36ytv

Найдено на форуме rus-bd.com
Изображение
Аватара пользователя
SerJoe
Рупор эпохи
Сообщения: 1536
Зарегистрирован: 11 май 2006, 12:02
Контактная информация:

Сообщение SerJoe »

если кто еще не в курсе - на rus-bd.com выложен третий, заключительный том Танца Времени:

Изображение

http://rus-bd.com/component/content/art ... danse.html
Изображение
Аватара пользователя
SerJoe
Рупор эпохи
Сообщения: 1536
Зарегистрирован: 11 май 2006, 12:02
Контактная информация:

Сообщение SerJoe »

Представляем вашему вниманию первый том из серии "Темная сторона солнца" Игоря Баранько!

120 страниц, ч\б

Изображение

История судеб двух принцесс эпохи Рамзеса III, которого считают последним великим фараоном (после него Египет стал медленно и неуклонно идти к упадку). Египтяне уже чувствуют давление извне, опасный враг - "народы моря", союз азиатских, эгейских, сардинских и других племен - жаждет захватить "благословенную землю" и ее богатства. После кровопролитной битвы Рамзес III сумел остановить вторжение, но его ждал удар в спину - заговор среди высших государственных кругов и покушение на убийство. Заговорщики были раскрыты и преданы суду, самым суровым наказанием для преступников была смена имени, например, имя, означающее "любимец солнца", обращалось в "ненавидимый солнцем", навечно, отбирая "Я" человека.

Приятного чтения!

http://rus-bd.com/component/content/art ... ncess.html
Изображение
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13780
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: блог игоря баранько

Сообщение Mishazas »

Очень обстоятельное интервью с Баранько на сайте RE:INVENT
http://reinvent.platfor.ma/igor-baranko/

Анастасия Гавришова
Автор комиксов Игорь Баранько: «Украинского как такового сделано мало - дыры во всех жанрах и областях»


Изображение

В Украине жанр комиксов пока только начинает развиваться. При этом в мире графические романы — огромная индустрия. И одним из ее ярких представителей является украинец Игорь Баранько, которые уже долгие годы сотрудничает с ведущими мировыми издательствами. Автор «Максима Осы», «Орды», художник «Симпсонов» и множества других заметных произведений рассказал нам о том, как он начал рисовать, почему украинских художников ценят за границей, а не у нас и своем эпическом труде над индийским эпосом «Махабхарата».

Игорь Баранько родился в Киеве в 1970-м году, но уже долгие годы путешествует по всему миру: от Тувы и Бурятии до Кореи и Мексики. С самого детства он мечтал рисовать комиксы, и сумел исполнить свою мечту. В Украине его знают в основном как автора и художника графической новеллы о казаке Максиме Осе — на основе этой мистико-детективной истории сейчас даже снимают фильм.

За время своих странствий по миру Баранько успел посотрудничать с ведущими мировыми комикс-издательствами: от американского «DC Comics» до французского «Les Humanoides Associes», а также рисовал «Симпсонов», хрупкий космос, ламаистов, индейцев лакота, египтянок эпохи Рамзеса III и фантасмагорическую Украину. Сейчас Игорь осел в Таиланде, где работает над действительно эпическим трудом.


– Как случилось, что ты начал рисовать комиксы?

– В Советском Союзе комиксов не было, но лет в семь ко мне в руки попала газета французской коммунистической партии – «L’Humanité». Она пылилась в углу среди изданий в духе «Работницы». Но на последней странице газеты каждый раз печатался комикс. Так я узнал об их существовании.

Когда художники учатся рисовать, то они обязательно у кого-то что-то заимствуют. У меня есть свои боги, которым я все детство подражал и пытался рисовать как они. Таким был и остался для меня великий гений мирового комикса и мэтр европейского – Уго Пратт. Тогда я еще не знал, кто он, но видел, как он делал свои атмосферные приключенческие истории. И я запал. Я понял, что можно рассказывать истории в картинках, и что ничем другим в жизни заниматься я не хочу. Когда говорил бабушке, что буду рисовать комиксы, она называла меня психом, а комиксы – полным безобразием. Но я был упрямым ребенком. Все детство рисовал комиксы в тетрадках, рисовал их дома, на уроках. И до сих пор так и не выздоровел.

Когда я вырос, то понял, что зарабатывать на комиксах в Советском Союзе невозможно, а после его развала ни у кого не было денег, из чего следовало, что никому ничего не нужно. И тогда я уехал в Америку. Специально за этим. Потом хотел переехать во Францию, оформил все документы, но неожиданно компания, на которую я должен был работать, разорилась. И я остался – мне надоело ездить в никуда.

– В Украине тебя в первую очередь знают как автора «Максима Осы». Вот только заказчиком истории, действия которой разворачиваются в Украине ХVII века, была Бельгия. Почему это не пришло в голову украинским издателям? Нам не интересна собственная культура в новых интерпретациях?

– Во-первых, не интересна. Никто никогда не выделял на это деньги. Вторая причина – жанр. Наш народ знает кино и литературу, но наш народ не знает комиксов. Во Франции и Бельгии комикс – серьезный жанр. В любом книжном магазине огромные стеллажи комиксов. Взрослому интеллигентному человеку совсем не стыдно читать bande dessinée (комикс – в пер. с франц.), потому что они действительно умные и интересные. У нас такого жанра нет как такового, а значит, за него никто и не готов платить. Чтобы заниматься тем, чем ты хочешь – нужно зарабатывать на это, параллельно чем-то питаться.

– По «Максиму Осе» сейчас снимают фильм. Не боишься, что с его появлением пропадет первоначальная ценность работы?

– Украина – это непаханное поле, поэтому я был не против. Что получится – то получится. Вначале они переписали сценарий, который в итоге получился очень плохим и никому не понравился. Потом сценарий дали писать Ивану Сауткину, моему приятелю лет с 13. И он его еще раз переписал. «Максим Оса» – очень камерная книжка, действия там происходят либо в одном помещении, где несколько комнат, либо в лесу, на кладбище. Плюс мелькают отдельные картинки, например, монастырь. И персонажей там немного. Поэтому фильм получился бы очень дешевым. А они, наоборот, так развернулись, что теперь в этой истории участвует чуть ли не половина Европы. Ну, а сценарий – ничего так. Это, конечно, уже не моя история. Они меня, кстати, познакомили с главным героем, когда я приезжал в Киев.

– Он похож на персонажа, которого ты нарисовал?

– На самом деле, кто действительно похож – так это вокалист Gogol Bordello Евгений Гудзь. Вспомни его лицо, глаза, усища. С ним пытались связаться, но он жутко забит своими гастролями, у него нет времени.

– Пока ты стучал в двери украинских издателей, европейский комикс с радостью открыл для себя свои. Когда ты вернулся из США в Украину уже известным в определенных кругах – появились какие-то предложения?

– Как и в начале, никто ко мне потом не стучался. Кроме, конечно, Макса Прасолова (автор граф. новеллы «Даогопак» – Platfor.ma), который носился и безумствовал с идеей комиксов еще лет пятнадцать назад. Он – единственный издатель, который серьезно занимается этим, платит художникам. Во Франции есть жанр в духе «Трех мушкетеров», плаща и шпаги, и он всегда хотел создать произведение в подобном, только украинском, стиле. А «Максима Осу» вообще издал парень-энтузиаст из Одессы, у которого был легкий доступ к печатному станку. Всем украинским художникам комиксов он сказал: «А давайте я буду вас печатать», и они ответили ему, не задумываясь: «А давай». Но прибыли в этом нет – он издает, продает и таким образом просто отбивает то, что ушло на печать.

– А ты как первопроходец чувствуешь свое влияние на культуру украинского комикса?

– Поскольку украинского комикса нет как такового то мне не на что и влиять. Меня знают люди, которые этим увлекаются, по крайней мере, слышали, что есть какой-то непонятный Баранько. Точно так же меня знают любители комиксов в России, Польше. Но это очень маленькие рынки.

– Почему ты остановился именно на BD – европейском стиле?

– Все просто – он мне нравится. Но точно так же я до этого увлекался в детстве супергероями, рисовал Спайдермена и Капитана Америку. Каким-то образом мне доставали через знакомых американские комиксы, давали посмотреть. Причем комиксы эти были изданы и переизданы в Югославии, американские достать было нельзя. Тогда Спайдермен и Бэтмен были безумной ценностью, я их очень любил и пытался рисовать. В какой-то период начал увлекаться Японией, мангой. Позже стилизовал под мангу и некоторые свои картинки. Сильное влияние Азии можно увидеть в моем «Эпсилоне». Но лучше всего у меня получается европейский стиль. Он ближе всего к литературе. Американский стиль — это в основном экшн, наивнячок.

– Первые попытки украинских художников – патриотические мотивы с уклоном в национальный колорит. Ты считаешь, это правильная линия развития для комикса там, где люди имеют о нем очень плохое представление?

– Патриотизм патриотизму рознь. Например, «Максим Оса» – совершенно не патриотический комикс, как многие считают. Это – приключенческая история на украинскую тематику. Я вообще терпеть не могу любую патриотическую литературу, комиксы, книги, фильмы. Я люблю просто хорошие вещи.

– Как появился «Максим Оса»?

– Повлиял на «Осу» Акунин, а именно – серия про Фандорина. Я прочитал и мне ужасно понравилось! Я решил – придумаю что-то подобное. До этого я никогда не придумывал детективы, это была моя первая попытка. В идеале, чтобы придерживаться жанра, нужно было действовать так: сначала придумать некое таинственное убийство, подозреваемых, размышления, сомнения, и в конце – «ага, так вот кто, оказывается, гад!».

– На середине истории я уже знала, кто окажется гадом.

– Точно? Из моих знакомых догадались только несколько человек, когда у меня была готова половина. Казус был в том, что так как до этого я никогда не придумывал детектив, то и не подумал о том, как правильно его писать. Все нормальные люди сначала придумывают, кто убийца, продумывают сюжет, а уже после – запутывают его. У меня же случилось не так. Я придумал тайну, нарисовал уже где-то треть, и когда все начали выпытывать «Кто убийца?», я смог лишь, не соврав, ответить «Я не знаю».

– Можешь сказать, что образ Осы отражает твое представление о культуре казачества?

– Все казаки были разные, с разными характерами и статусами: бедные, богатые. Типаж Осы – в духе американского хард-бойдла детектива 30-х, где есть шляпы, плащи и пистолеты. Это образ лихого, расслабленного, чуть приблатненного ковбоя, но при этом – позитивного и душевного. Это образ простого человека, на который наложены украинские мотивы. Он – герой с хитрецой, с одной стороны – ленивый, с другой – крутой и решительный, с третьей – пьяница. Все как полагается.

– А какие образы и персонажи нужны сегодня Украине, как думаешь?

– Все! Нужны комичные, трагичные, нужны героические, пародийные. Украинского как такового сделано очень мало – дыры во всех областях культуры, во всех жанрах. Если взять даже какой-то легкий жанр, детектив, и взять ту же Францию, Англию или Америку – написаны тонны. Исторический роман у нас вообще на уровне бесконечной шароварщины. Какие-то призывы, воззвания, желание всех в чем-то убедить. Сначала убеждали, что поляки были плохие, а русские хорошие, теперь – наоборот. Все это – какие-то пропагандистские вещи. А исторический роман требует независимого подхода, как, например, «Имя розы» Умберто Эко. В данный момент нам нужны героические образы. И у нас есть, кому этим заняться. Правда, эти люди не рисуют комиксов. Есть Ермоленко, который делает плакаты, есть Пащук, который делает пин-апы. Я просто не умею этого делать, не умею уходить в пропагандизм.

– Твоя «Орда» – это целая солянка из образов, народов, культур. Там и ламаисты, и русские империалисты, и чеченцы, и пресловутая «бандеровщина». Расскажи про нее.

– «Орда» – абсурдно-фантастическая история, такой себе постмодерн. Это я в Америке дурака валял. И я действительно задумывал сделать из «Орды» солянку: туда вошло все, что попадалось мне на глаза. Например, там по сюжету Чечню разбомбили атомным оружием. Это пришло мне в голову, когда я прочитал в конце 90-х в какой-то российской газете абсолютно серьезную статью о том, что нужно ударить по Чечне атомным оружием. Охренев от этого, я подумал, что такое подойдет только для комикса. Потом тувинцы – они были у нас в армии. Правда, к сожалению, не девочки. Они рассказывали мне про Кызыл, столицу Тувинской республики, поэтому позже я использовал ее в «Орде». А украинский полковник, который маньячит о том, что жидомассоны все воруют, – ну, все когда-нибудь встречали такого дядьку, который занимается подобной конспирологией.

– Кого, по итогу, заинтересовала «Орда»?

– Она хорошо продалась в Америке и во Франции. Ее издавали еще в Испании и в Греции, но там не было особых эмоций по этому поводу. Но зато в Греции издатель-грек рассказывал мне, что после того, как «Орда» вышла в свет, ему пришло письмо на сорок страниц от греческого коммуниста, в котором он написал, что роман – полнейшее безобразие, что я позорю коммунистическую идею и меня нужно в срочном порядке запретить.

– Почему именно Америка и Франция оценили эту работу?

– Она бы, наверное, была больше оценена в России, если бы ее там издали. Потому что даже в интернете она устроила там скандал. Меня вовсю проклинали за то, что для кого-то она оказалась русофобской, а кто-то просто нашел, на что обидеться. «Орда» задевает понятные нам темы. Иван Апельсинов явно похож на Лимонова, на весь уклад большевизма. Оно же все такое родное и близкое. Как киевская Родина-мать, под которой по сюжету похоронен лама. А во Франции и Америке просто есть рынок. Это не были мега-продажи, их, скорее, зацепила его постсоветская аура. Там почти любой комикс находит читателя. А американские россияне или мусульмане комиксов как раз и не читают. В основном их читает англосаксонское население.

– В конце истории про Осу князь-утопист Кричевский предлагает Максиму вместе строить «страну философов». Может быть, такой власти нам не хватает? Идеалистов европейских ценностей?

– Нам не хватает людей, которые, с одной стороны, имеют власть и деньги, а с другой – интерес к стране. Да, это ближе к европейской политике. Но Украине нужен сильный политик, а не европейский. Хорошо, что выбрали президентом не правого радикала, а буржуя, но, с другой стороны, буржуй не может справиться с войной. Путин – КГБист, он хитрый, а Порошенко – простой, продавал конфеты всю жизнь. Перевелись великие личности. Такие, как в середине XX века: де Голь во Франции, Пилсудский в Польше, Черчилль в Англии. Мощные личности, которые не пытались стать диктаторами и всех задавить, при этом поднимая свои страны. В Украине таких людей пока нет. И в Европе нет – там у власти стоят бюрократы, которые системно ходят на работу. Они не могут грохнуть кулаком по столу, и сказать: «Все! Провожу реформу!» Только разница в том, что им оно и не надо, а вот нам – необходимо.

– Во время революции здесь, ты был там – в Азии. Что увидел со стороны?

– В самом начале, когда еще не разгорелась война, мне было стыдно. Сижу тут, под пальмой, лайкаю посты в Facebook. Будь я в Киеве – принял бы во всем этом участие. С одной стороны, революция – это прекрасно. Но с другой – нельзя идеализировать украинцев при том, что мы знаем, какое количество быдла в стране.

– В одном из комментариев на Facebook, кстати, ты назвал революцию «праздником освобождения от говна». Как бы ты назвал сегодняшнюю войну?

– Сегодняшнюю войну я бы назвал ошибкой. Людям внушили какую-то хрень, они воюют и сами не понимают, за что. За какой-то мифический «русский мир». Война призраков. Люди Донбасса воюют за то и против того, чего не существует. У всех разные цели, но в голове, в основном, одно и то же – совок. Они хотят его восстановить, но это невозможно – совок уже сдох. Эту ошибку уже никто не может остановить – люди зарабатывают на войне большие деньги, ее выгодно затягивать. Но не все воюют по финансовым причинам, многие просто не нашли себя в мирной жизни. Это мужики, которые нашли свой рай в войне. Они берут в руки автомат и чувствуют, что живут.

– То, о чем ты сейчас говоришь, похоже на твою раннюю работу из серии «Шизоиды», «Окруженный врагами». Может, наши враги живут только в наших головах?

– Может. Я не понимаю этой накрученной ненависти. В Таиланде, например, у меня есть знакомые – четверо парней из Донецка. Двое – на стороне Украины, двое – за ДНР. Все четверо – обычные русскоязычные ребята из Донецка. Но сейчас они в глубокой ссоре.

– А как ты относишься к сегодняшней мобилизации? Когда-то ты служил в под Киевом.

– В Украине я, кстати, служил противозаконно. Зато с момента армии знаю, сколько я стою. Я стою ровно литр спирта. В Советском Союзе было запрещено служить близко от дома. Я был в «учебке», приехал прапорщик из-под Киева и сказал, что ему срочно нужен художник, плакаты рисовать: советский воин, все дела. Меня тогда уже собирались отправить на границу с Афганистаном, в Туркмению. Но приехал прапорщик, купил меня за литр спирта и незаконно увез под Киев. Поэтому я сидел там в «художке» и рисовал всякую дрянь. Насчет сегодняшней мобилизации – не знаю. Армию разворовали, а теперь все эти дыры просто пытаются заткнуть живыми людьми.

– Украинского художника Сергея Захарова взяли в плен ДНР за карикатуру на Стрелкова. егодня опасно быть честным художником?

– Если человек во время войны, во время захвата города практически бандформированиями, ходит и рисует карикатуры на его главарей – вполне можно ожидать, что им это как минимум не понравится. Он знал, что рискует. И это было даже рискованнее, чем «Эбдо», потому что «Эбдо» существует в свободной стране и делает то, что разрешено законом.

– Что думаешь о работе в команде? Ты работал с Алехандро Ходоровским в проекте «Incal». Как ты туда попал и чем там занимался?

– Я приехал в Америку, чтобы познакомиться с французами. А французы как раз только приехали туда, чтобы издавать свои комиксы на английском, и познакомились со мной. Я подошел к американцам, они сказали: «Какой-то у тебя европейский стиль». Я подошел к французам, и они сказали мне: «О, европейский стиль!» Так я стал с ними работать.

В тот момент они как раз переиздавали «Incal» для американцев. В самом начале я занимался тем, что дорисовывал персонажам всякие трусы и лифчики. В Америке такой закон – если есть обнаженное тело, половые органы, это сразу перестает быть доступным для несовершеннолетних, а значит отсекает часть покупателей. Поэтому всю обнаженку пришлось позакрывать какими-то костюмами, трусами. Так и работал: дорисовывал трусы персонажам Мебиуса. Потом уже рисовал по сценарию Ходоровского. Там была короткая история, страниц на 15, как обычно бывает у Алехандро – в стиле «красивое фэнтези-сюр». А так вообще в команде не работаю практически никогда. Не люблю. Но это не касается работы с колористами, конечно. Здесь без командной работы не получится, цветом я не занимаюсь.

– В Америке ты приложил руку к «Симпсонам». Что именно делал?

– Параллельно с мультиками, «Симпсоны» выпускают тонкие комиксы. Я их рисовал. Мне прислали невероятных размеров коробку, наполненную ксерокопиями-инструкциями «как рисовать Симпсонов», там была целая анатомия – как рисуются пальцы, сколько у Барта иголок на голове. Я сделал две такие книжки.

– Чем ты сейчас занимаешься в Таиланде?

– Уже несколько лет я живу здесь и рисую Её. «Махабхарату». Это – очень древний индийский эпос. История о великой войне между двумя кланами родственников, в которых участвовали все тогдашние герои Индии, а все выдающиеся личности и боги им помогали. Своеобразная индийская «Илиада» и «Одиссея», но при этом – в разы больше. Гигантское произведение, в котором у каждого персонажа – своя линия, по которой он идет к финальной битве. Кто-то из персонажей был перерожден, кто-то был полубогом. Это огромное произведение я сейчас и адаптирую в комиксы. Для меня эта работа – что-то невероятное.

– Когда планируешь закончить?

– Сроков нет. Я вообще не уверен, что успею закончить ее до конца жизни. Там очень много сюжетных линий, поэтому каждая история делается отдельно, с продолжением, по три книги. Каждая книга – это страниц 150. Но существует вероятность, что первая книга будет издана уже в следующем году.

– А кто спонсирует этот проект?

– Свободный издатель, он фанат древней Индии. У него даже есть звание – махараджа. Он – гуру вайшнавизма. Поэтому, не исключено, что скоро из меня начнет исходить сияние и я начну левитировать. В «Махабхарате» написано (открывает книгу): «Тот, кто в течение дня грешит чувствами или мыслью, на закате дня, читая ‘Махабхарату’, освобождается от греха. Тот человек, который будет читать ее, освободившись от греха, на земле обретя славу, высшего совершенства достигнет, – нет в том сомненья».

– Можешь назвать кого–то из молодых украинских художников, на которых сегодня стоит обратить внимание?

– Например, это Леша Чебыкин (рисовал «Даогопак», – прим. Platfor.ma) и его брат – Володя Чебыкин – очень хороший художник, но мало рисует, ленится. Еще это Пронин, который тоже давно ничего не рисует. Никто ничего не рисует! Нет, никого я больше не знаю. Все спились и забросили рисование.

– Ты можешь назвать себя мультикультурным художником?

– Я очень космополитичен. Мне нравятся другие народы, нравится путешествовать. Мне скучно делать что-то одно: родился в Киеве – рисуй Киев. Но, кстати, комикс про Киев я давно хотел сделать и сделаю. Только никому не говори. Нет, говори! Вдруг у кого-то родилась такая же идея, параллельно со мной, а я покажу ему это и скажу, что придумал ее раньше.

– Ты можешь назвать свою любимую работу, свое детище?

– Не думаю, что у меня есть любимая работа. Иногда, глядя на уже готовую работу, мне кажется, что ее придумал не я. Как будто это что-то чужое. Но пересматриваю – признаю. Знаешь что? Я знаю. Моей любимой работой будет «Махабхарата».
__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13780
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: блог игоря баранько

Сообщение Mishazas »

LtRyBR-nr0o[1].jpg
LtRyBR-nr0o[1].jpg (55.86 КБ) 7861 просмотр
Стопка оригиналов "Махабхараты" :)
__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13780
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: блог игоря баранько

Сообщение Mishazas »

baranko-cd7ac[1].jpg
baranko-cd7ac[1].jpg (76.43 КБ) 7437 просмотров
Интервью взято 10 лет назад: http://life.pravda.com.ua/society/2008/11/26/10270/

Копипаст из гугль-транслейта.
Художник комиксов Игорь Баранько: "Комикс-бум в Украине возможен через 10 лет"
Татьяна Потапова
26 ноября 2008

Сейчас Баранько известный общей с Жан-Пьером Дионнетом работой над серией "Exterminateur 17", продолжением труда всемирно известного художника Энки Билала, который снял по своим работам фильм "Бессмертные".

Несколько лет назад художник выиграл в лотерею Green Card и время прожил в США. Там приложил руку к созданию серии про Симпсонов в американском издательстве "Bongo Comics". Для издательства "Slave Labor Graphics" художник нарисовал приключенческие истории о викингах "Pifitos" и "Skaggy the Lost".

Сегодня Игорь Баранько ведет довольно уединенную жизнь, живет и работает под Киевом. Интервью с ним могло вообще не состояться, поскольку печальные опыты из прошлого привели к тому, что художник стал избегать контактов с журналистами.

На вопросы художник отвечал осторожно и неохотно, однако уже в середине разговора тон беседы заметно смягчился.

На просьбу предоставить свои фото для иллюстрации материала Баранько ответил, что фотографировался последний раз лет десять назад и сказал, что фотографии, как учит Карлос Кастанеда, похищают душу.

На слова художника комиксов "Еще узнавать меня на улицах начнут, ужас какой!" наш ответ таков: страна должна знать своих героев.

- Когда Вы начали рисовать комиксы и имеете художественное образование?

- У меня среднее специальное образование, высшей нет. Рисовать учился давно, в художественной школе в Киеве.

- Когда были опубликованы Ваши первые рисунки?

- Где-то в году 1991-м, в какой-то очень задрипанной газете, названия даже не помню. Тогда я создал иллюстрацию к рассказу Дэшила Хемете, американского детективиста 1930-х годов. Тогда я рисовал таких серьезных мужчин, в плащах, шляпах и с пистолетами.

- Вы имеете опыт сотрудничества с французскими и американскими издательствами. Расскажите, как наладили с ними контакт?

- Началось все с того, что я эмигрировал в Америку, где нашел французское издательство. Почему американское? Потому что они мне не понравились, и я им так же. В Америке предпочитают именно развлекательным, несколько туповатым, комиксам, а вот действительно интересных, умных проектов там мало. Поэтому мне с ними получилось не по пути.

А вот с французами я познакомился на фестивале в Сан-Диего, в Калифорнии, куда съехались касаются сферы комикса люди со всего мира. Тогда выяснилось, что они ищут талантливых художников, и у нас есть нечто общее, после чего и началась наше сотрудничество.

- У Вас есть свой блог - планируете его вести дальше и используете его для поиска клиентов?

- Блог - это такая небольшая свалка того, что я рисовал в 1990-е. У меня дома есть целая куча каких-то картинок с тех времен, которые сейчас никому не нужны. Я их выкладываю на страницы блога, потому что, возможно, найдутся такие люди, которым это будет интересно. Но блог сам по себе не является для меня инструментом пиара или средством для поиска клиентов, особого значения я ему не даю.

- Кстати, на Вашем блоге недавно появился комикс "Святослав и викинг", напечатанный в Тернополе в девяностые достаточно большим тиражом. Расскажите об истории его создания.

- Тот комикс я создал по сценарию Святослава Яворивского в 1993 году для журнала "Гуляйполе". Причем с тем связана довольно смешная история. Я должен был приехать во Львов перед тем, как комикс запустят в печать. В поезде моими соседями были двое хороших таких львовских ребят, которые имели 2 литра самогона и предложили присоединиться. Поэтому утром я пришел в издательство не в лучшем настроении и виде.

Там мне сказали, что я опорочил исторических героев (княгиню Ольгу и князя Святослава) и чуть ли не всю украинскую историю. Комикс он был стебный, даже элементы были из известного комикса про Астерикса, но не поняли. Его выдали, хоть и со скандалом.

Кстати, заплатили за работу, причем на те деньги я прожил где-то года два. Кроме того, для того издательства я нарисовал огромный проект о скифах. Это была интересная работа, я люблю работать с историческими сюжетами, выискивать какие-то интересные детали. Однако этот проект свернули.

- Встречались Вам коллекционеры комиксов?

- В 1990 была телепрограмма "Пост" на одном региональном киевском канале, к которой был причастен Алексей Ковжун. Его я мог бы назвать человеком, который готов платить за комиксы.

Добавлю, что коллекционеры отличаются от читателя. Например, я читателем комикса. Интересно - я читаю, нет - выбрасываю. Читатель просто покупает книгу, напечатанную в издательстве, а коллекционер хочет купить рукопись книги, написанный пером автора. Даже если первый выпуск комиксов о Супермене плохо нарисован, коллекционер все равно его приобретет.

- Вы пробовали рисовать детские комиксы? Возможно, есть такие планы были предложения?

- Я очень хорошо отношусь к детской литературе, Астрид Линдгрен, например, Туве Яннсон, но сам бы не смог нарисовать что-то детское. Не смог бы придумать. Вот давно уже мечтаю прочитать "Гарри Поттера", но все никак руки не доходят.

Из современного мне нравится то, что делает издательство "А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА". Кроме Ерко, там есть художник Кость Лавро, хорошо рисует. Я бы так не смог, просто не получилось бы.

- Как Вы относитесь к специальным программам для создания комиксов, например, Comic Life?

- не пользуюсь. Компьютер умею включать и выключать, интернетом недавно научился пользоваться. Я все по старинке делаю: перо, чернила, бумагу ...

- В Украине исторически сложилась собственная культура комиксов и особо не прижились иностранные. В современных условиях здесь, на Ваш взгляд, комиксам нужны PR и реклама?

- Сейчас ситуация такова, что люди очень открытые ко всему разнообразного, нового. Им сказали о пользе японской еды - все стали ее есть. А как было, например, в 70-е? Зафукали бы. Им сказали, что Мураками и Пелевин - это круто, они все читают и соглашаются. Люди открывают для себя глобализированный мир.

Сейчас в Киеве есть Алексей Олин, который издает журнал "К9", его сейчас покупают подростки, через каких-то 10 лет вырастут и будут покупать настоящие книги комиксов. Чтобы они стали модными и популярными, нужно, чтобы сегодняшние 20-летние начали зарабатывать деньги и могли их покупать. Чтобы СМИ писали, что это хорошо. Ибо кто на самом деле понимает, о чем пишет Мураками или тот же Пелевин? Один из сотни.

Зато все СМИ написали, что это круто, а кто не прочитал - тот дурак. Напишут, а там умный или глупый - все поймут, что это классно. Кстати, эти дураки очень полезны для нас, художников. Это масса, которая покупает.

"Одиночество" Игоря Баранько

- Имеете планы выдаваться в Украине?

- Ну, я не выдаю, я только рисую.

- То есть инициатива должна быть от издательств?

- У меня есть инициатива, но не к кому обращаться. Те, у кого есть деньги, не понимают, что такое комикс. Те, у кого нормально с головой, нет денег. А бесплатно рисовать у меня просто не хватит денег. Потому что, знаете, рисовать - это еще труднее, чем писать, это очень долгий процесс. Я не могу работать, например, 2 года для украинского издателя бесплатно, а затем ждать прибыли неизвестно как долго.

- Когда вы в последний раз контактировали с украинскими издательствами?

- Это было в девяностых, затем с 2000 по 2004 я жил в Америке. После этого я вернулся, но особо ничего здесь не изменилось.

- Есть ли Вам когда-нибудь предлагали дать образовательные лекции или мастер-классы для студентов специализированных художественных вузов? Или Вы согласились бы на такого рода ликбез?

- Зарплату мне, пожалуйста, тысячи две евро в месяц - и к вашим услугам.

- В Украине уже не впервые выходят комиксы на историко-политическую тематику ( "История УПА", "Убийства на заказ КГБ" об убийстве Степана Бандеры). В Америке недавно издали комиксы про Обаму и Маккейна. Что Вы об этом думаете?

- Почему бы и нет? И ничего, что предмет деликатный. Вот только тема Бандеры вообще очень политизирована. А то, что вызвала скандал, то это на самом деле хорошо для продаж. Это как в случае с книгой этой, "Код да Винчи", знаете ли? Так вот я бы, возможно, взялся за не столь однозначную тему.

- Но она, наоборот, не однозначна.

- Я так понял, что в издании о Бандере изложена только одна точка зрения. А я бы взялся осветить историческую ситуацию, где со всех сторон правы все. Что касается этой темы, то я не жил в Западной Украине, поэтому не могу уверенно утверждать, как это все было на самом деле. И самого издания не видел.

- А вот ваш комикс "Орда" ( "Horde") имеет политическую составляющую? В резюме к нему говорится о диктате Российской империи и борьбу с последним чеченцем.

- Он на самом деле очень странный и он о разном. Галлюциногенные такая история. Тему специально под Чечню я не подгонял, просто фантастика. История там такая, что в Киеве под монументом Родины-матери зарыты останки монгольского ламы, который является реинкарнацией Чингисхана, поэтому сохраняет всю его силу в себе.

В России побеждает диктатура, это 40-е годы, в Киев направляют войско, которое должно выкопать то, что от Ламы осталось. Причем это все - галлюцинация, которую видит некая странная женщина в Кызыле, республика Тува, на границе России с Монголией.

Эта история не получила большой популярности, но понравилась отдельном кругу людей. Такой вышел комикс "для своих", но заплатили хорошо. Во Франции его издали в Les Humanoides Associes, потом была в Испании, Греции, Америке.

- Сценарий был Ваш?

- Да.

- Расскажите о своих проектах, где Вы выступали и художником, и сценаристом.

- Потом был "Танец времени" в жанре альтернативной истории (что было бы, если бы история сложилась не так, а иначе). Сейчас работаю над проектом о древнем Египете - об Эхнатоне, исход евреев из Египта, о том, как Моисей Красное море раздвинул, там Геракл присутствует. Еще делаю Украинский детектив - 17 века, Речь Посполитая. Скоро выложу в интернет первую часть. Напечатают его за рубежом.

- Что бы Вы посоветовали молодым и амбициозным, которые имеют талант к рисованию комиксов?

- Рисуйте, находите работу неважно где - в рекламе, в анимации, сторожами, вышибалами в ночных клубах. При этом по вечерам рисуйте комиксы и прячьте их в стол. Второй вариант: дайте их Алексею Олину, он вас напечатает. Третий: рисуйте и отправляйте работы иностранным издательствам, французским, японским, американским.

Ищите информацию о конкурсах КОМИКСИСТОМ, берите в них, побеждайте. Вот наглядный пример - Светлана Чежина. Девушка, кажется, с Барнаула, если не ошибаюсь. Выиграла конкурс в Японии. Ее пригласили туда на работу, сейчас он живет там и работает. Или нарисуйте свой проект, страниц на 30-40, покупайте билет в Париж. Там походите, например, по Ангулемскому фестивалю, поищите издателей.

- Угрожает ли Украине комикс-бум? Если да, то когда-то произойдет, как думаете?

- Лет через 15.

- Но тогда современные 20-летние станут уже достаточно взрослыми.

- Ну хорошо, через 5-10. 5 лет - это минимум. Именно это время те, кто хотят стать популярными КОМИКСИСТОМ, смогут посвятить созданию гениальных проектов, которые люди будут покупать.
__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
Ответить

Вернуться в «Отечественные комиксисты: авторские портфолио, галереи, сайты, блоги»