Страница 5 из 5

Re: Классика мирового протокомикса

Добавлено: 19 фев 2024, 21:57
Mishazas
Grandville, 1841.jpg
Grandville, 1841.jpg (3.01 МБ) 529 просмотров
* * *
Великий Гранвиль.
Кстати, понятно теперь, откуда Фёдор Михалыч взял сюжет «Преступления».
У Гранвиля в комиксе Crime et expiation всё уже было изложено.
Оставалось только добавить разговоров и всяких ответвлений.

Re: Классика мирового протокомикса

Добавлено: 24 фев 2024, 14:46
Mishazas
Cham (Charles Amédée de Noé, 1818 - 1879).jpg
Cham (Charles Amédée de Noé, 1818 - 1879).jpg (701.61 КБ) 479 просмотров
* * *
Несколько хамских комиксов из опубликованного у нас :)
Кстати, не исключено, что вполне законно приобретённых журналом "Иллюстрация", а не традиционное Made off in Russia.
Издатель француз А. О. Бауман писал, что наладил контакты с парижскими коллегами на предмет предоставления печатных клише.
https://www.lambiek.net/artists/c/cham.htm
Он родился в 1818 году в Париже под именем Шарль Амеде де Ноэ. Его отец был графом и президентом Французского общества друзей искусств. С ранних лет юный Ноэ любил рисовать, но родители не поддерживали его. Юноша учился в генеральном секретариате министерства финансов, но отказался от этой профессии в пользу того, чтобы стать учеником художников Николаса-Туссена Шарле и Поля Делароша. Среди его других графических влияний были Оноре Дёмье и Родольф Тёпффер.

Повзрослев, Ноэ устроил скандал, влюбившись в служанку Жанну Леруа, с которой открыто жил вместе. Позже пара переехала в район рабочего класса Батиньоль, где они оставались вместе до самой его смерти. Многие друзья и родственники Ноэ из числа артистов и представителей высшего класса испытывали к ней отвращение. В частности, Александр Дюма-младший в своих письмах писал только плохие отзывы о ее внешности и отсутствии манер. Поэтому тем более впечатляет тот факт, что Ноэ никогда не оставлял ее, хотя и женился на ней только в 1866 году, через несколько лет после смерти отца, чтобы не ставить его в неловкое положение. Историки часто задавались вопросом, почему Ноэ отдалился от своих аристократических корней? Некоторые искали скрытый смысл в его псевдониме "Хам", который взял первые две буквы из его имени Шарль Амедей, а его фамилия Ноэ - это французское имя библейского персонажа Ноя. В Библии второго (и непокорного) сына Ноя звали... Хам, что может намекать на бунтарское отношение к своей семье.

С другой стороны, Хам никогда не разрывал свои аристократические связи полностью. Он продолжал пользоваться канцелярскими принадлежностями с фамильным гербом на протяжении всей своей жизни. Он часто ездил в замок своей семьи во французской глубинке и к родственникам матери в Англии. Хотя он так и не сделал карьеру в Министерстве финансов, один из членов кабинета свел его с Шарлем Филипоном, главным редактором журнала Le Charivari, в котором он дебютировал. В дальнейшем Хам использовал свои английские связи в своих интересах, продвигая свои работы и в популярных английских журналах. Учитывая любовь карикатуриста к игре слов и грубым шуткам, его псевдоним, вероятно, не имел никакого глубокого смысла, кроме остроумного каламбура. Хам был отъявленным шутником. Однажды поклонник прислал ему письмо с просьбой о фото. Хам просто отправил в ответ чужую фотографию. В другой раз он присутствовал на свадьбе друга и поздравил священника, который вел церемонию, «комплиментом»: «Моему другу очень понравилась ваша служба: он обязательно вернется». И последнее, но не менее важное: отец Хама никогда не стыдился карьеры своего сына. Несмотря на свое прежнее нежелание, он с гордостью собирал карикатуры сына. Он даже посещал редакцию Le Charivari, чтобы приобрести предварительные пробные версии его рисунков.
Всего через несколько лет после его смерти Феликс Рибейр написал о нем биографию "Cham, Sa Vie et Son Oeuvre" (1884) с предисловием Александра Дюма-младшего. Немногие карикатуристы XIX века удостоились такой чести. Даже Оноре Домье, умершему в тот же год, что и Хам, пришлось ждать до 1888 года, прежде чем Арсен Александр посвятил ему биографию. Драматург Людовик Халеви однажды сказал о Хаме: "Нужно не просто иметь талант, нужно иметь его талант".

После смерти Хам, тем не менее, быстро погрузился в безвестность. Его современники Оноре Домье и Гюстав Доре сегодня пользуются гораздо большей репутацией среди художественных критиков. Поскольку его каталог так огромен, лишь немногие историки искусства нашли время, чтобы изучить его работы во всей их полноте. Лишь в 1990-х годах были предприняты серьезные усилия, благодаря которым замечательный талант Хама вновь получил заслуженное внимание.

Re: Классика мирового протокомикса

Добавлено: 24 фев 2024, 15:21
Mishazas
Полистал блог, целиком посвящённый Хаму: http://amedeedenoe.unblog.fr
Любопытно, что художник, не выводил свою изначально подругу, а затем жену в свет, чтобы не фраппировать общество, однако Дюма-сын специально прибегал к нему домой по нескольку раз на дню, чтобы потом повозмущаться на девушку знакомым:
Как бы вы ни были близки с Хамом, как бы ни привыкли к этому странному интерьеру, вы бы никогда больше не увидели без некоторого смущения эту толстую, простоватую, невежественную, невоспитанную, постыдно скупую и бестолковую женщину рядом с этим галантным мужчиной, этим джентльменом, с таким тонким умом, такой нежной душой, такой щедрой рукой".
Это существо, пришедшее в мир, чтобы стать женой и спутницей рабочего, познавшее ужасные страдания и видевшее в первых пороках своей жизни только выход из них, не хотело, чтобы тот, кто спас ее от этих пороков, когда-нибудь узнал эти страдания, которые так тяготили ее и которые, если заставляют женщин совершать дурные поступки, то иногда заставляют мужчин совершать еще худшие.
Вы то и дело упоминали об ужинах, на которых друзья Хама собирались каждую неделю в течение двадцати лет за столом на улице дю Бак, улице Винтимиль и улице Нолле, но очень сдержанно и очень тонко указывали, какому голоданию, иногда сопровождавшемуся простудой, подвергала мадам Манюэль гостей, сидевших за скудным столом в комнате без огня.
Последнее свидетельство особенно интересно: 20 лет спутница Хама морит его друзей (включая Дюму) голодом и холодом, но они стоически продолжают приходить и приходить, не взирая ни на какие лишения. Похоже на тайное общество мазохистов :e-laugh:

Re: Классика мирового протокомикса

Добавлено: 06 апр 2024, 20:28
Mishazas
George du Maurier.jpg
George du Maurier.jpg (274.07 КБ) 354 просмотра
* * *
Джордж Дюморье, автор визуальной концепции телевидения, а так же литературной — Призрака Оперы :)
Роскошные образчики его комиксов см. на Тёпфериане:
http://www.topfferiana.fr/2015/04/lart- ... u-maurier/

Re: Классика мирового протокомикса

Добавлено: 06 апр 2024, 22:26
Mishazas
Mishazas писал(а):
06 апр 2024, 20:28
Джордж Дюморье, автор визуальной концепции телевидения, а так же литературной — Призрака Оперы :)
Роскошные образчики его комиксов см. на Тёпфериане:
К числу многочисленных заслуг этого британского классика протокомикса стоит отнести и его внучку, писательницу Дафну Дюморье, автора классических детективов и триллеров, включая экранизированных Хичкоком «Птиц».