«Монд» 27 декабря 2017
https://www.lemonde.fr/blog/bandedessin ... le-doubli/
Ж. Ри — сто лет забвения
Издатели комиксов вряд ли спешат выводить в свет наследие, которое считается непродаваемым. Это не оно непродаваемое, это они его не продают, потому что не верят в него и никогда не читали. Как в литературе, если бы не решались переиздать Бальзака, Шекспира или Рембо. Даже Приз наследия в Ангулеме почти никогда не получают иные произведения, нежели те, которые члены жюри читали, когда были подростками, лет двадцать тому назад. Поэтому, когда нам попадается мужественный издатель, который не опускает руки, мы благословляем его.
«2024» — страсбургское издательство, которое уже сотворило чудеса с Гюставом Доре. Теперь оно берется за еще более сложную задачу — издать автора, который никогда не публиковался при жизни, но является одним из гениев комикса 1900-х. Экзегеты помнят из этого периода только Бенжамена Рабье — Каран д'аш уже находился на закате своей карьеры, Фортон и Пиншон только начинали, а о других они и зать не хотят. Но столпами жанра в этот период являются Жорж Омри и Ж. Ри. Другие замечательные авторы, еще более забытые, такие как Имер, Вальверан, Фалько и Ле Ривенд, также заслуживают изучения.
Что касается Виктора Жозефа Луи Мусселе, то он подписывал свое имя G.Ri, с присущим тому времени плоским юмором, без особого изящества. Несколько его работ вошли в коллективную коллекцию рисунков Le Chat Noir несколько лет назад. Но Ри был очень продуктивен. Он родился в Нанте 12 мая 1853 года и умер в Париже 16 октября 1940 года.
Помимо работы для Le Chat noir, где он был неистощим на выдумки, он оказал неизгладимое влияние на другие журналы Fayard - Les Belles images и La Jeunesse illustrée, где обложка всегда представляла собой первую страницу рассказа в цвете, а вторая - черно-белую, иногда на полстраницы, на посредственной бумаге и в цветах, изготовленных в типографии по указаниям художников. Ри создал множество таких комиксов, особенно продолженческих — в общей сложности листов на двадцать.
Ри начинал в журнале Робиды "La caricature", от которого он воспринял фантазию, безграничное воображение и вкус к необычному. Он был пионером рисованной научной фантастики — жанра, в котором в то время работали в основном иллюстраторы. Но Ри ещё и первоклассный рассказчик. В обсуждаемый сборник вошли три повести из "Прекрасных картинок", все НФ, под общим названием первой - "Dans l'infini" (В бесконечности), датируемой 1906-1907 гг. Два других («Ученый диплодок на протяжении веков» и «На планете Марс») датируются 1912 и 1914–1915 годами. Скажем попросту: они великолепны! Истории, которые заставят любителей старой НФ восхищаться! Образы, не так далеко ушедшие от его учителя Робиды, но с меньшей научностью и большей бредовостью.
Ри был в расцвете сил, потрясающий рисовальщик, великий рассказчик и поэт. Его рисунок иногда граничил с гравюрой, но он оставался в рамках журнала, который был очень традиционным, с текстом под изображениями в квадратах одинакового размера. Это напоминает изображения типа Пеллерена или Куантена, а иногда даже иллюстрации в больших журналах о путешествиях, которые были так популярны в то время. Ри, как Робида и Верн, заботился о просвещении, что также соответствовало времени и заставляло его использовать солидную научную, историческую и техническую документацию даже для научной фантастики.
Ри перестал рисовать в старости, вскоре после войны, но его рисунки можно найти, просматривая классические журналы того времени, такие как Le Pêle-mêle, Le Rire, Le Bon vivant, L'Album comique de la famille и так далее. Не все комиксы в этих безоблачковых изданиях скучно читать — у Ри хорошие истории, а его тексты-подписи достаточно лаконичны. Критики презирали эти журналы, энциклопедии умалчивали о них, а справочники обходили стороной, подобно тем, кто рассуждает о кино, но игнорирует немые фильмы. Презрение распространялось и на авторов, их считали ремесленниками.
Работ о Г. Ри очень мало. Мы почти ничего не знаем о его жизни, кроме его творчества. Однако известно, что он сделал военную карьеру и был нанят в качестве технического чертежника в Ecole de Guerre в Париже, где работал топографом. Его родители были торговцами. Сам он рисовал комиксы в свободное от «настоящей» жизни, в армии, время.
Пришло время вернуть великих пионеров комиксов во Франции (под которым я подразумеваю прежде франко-бельгийские комиксы) на их законное место, и Ри должен быть в их первых рядах.
Чтобы выпустить этот широкоформатный альбом, издательство проделало замечательную редакторскую работу. Перекомпоновка всех историй из плохо напечатанных, устаревших журналов с использованием роскошных цветов, таких верных и ярких, какими они никогда не были, - это настоящий подвиг. Печать безупречна, верстка идеальна, а книга - просто жемчужина. Это стало возможным благодаря BNF, который является ее соиздателем. Мы хотели бы видеть больше подобных издательских предприятий и партнерств, потому что зрелость жанра заключается не в умножении названий, а в издании хороших книг.
Ив Фремион