Классика мирового протокомикса

Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13813
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Классика мирового протокомикса

Сообщение Mishazas »

Дима, сдвину всё в Иллюстрации:
viewtopic.php?f=13&t=2991&p=126420#p126420
Хорошо?
Протокомиксы — это те же рассказы в картинках, с текстом или без, но во времена, когда комиксов ещё не было или только зарождались: от наскальных рисунков и колонны Траяна до изорепортажей или лубков,
Но никак не стилистически близкие или даже в чём-то программные для комиксов одиночные иллюстрации!
А классика мирового протокомикса — это, соответственно, классика.
Как пример, см. материалы главного мирового сайта о протокомиксах "Тёпфериана" (он как раз о них).
http://www.topfferiana.fr/
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13813
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Классика мирового протокомикса

Сообщение Mishazas »

Mishazas писал(а):
29 ноя 2023, 23:13
Дима, сдвину всё в Иллюстрации:
viewtopic.php?f=13&t=2991&p=126420#p126420
Хорошо?
Или, может, сделать тебе свою тему в "Уроках", что-нибудь вроде "Мастера иллюстрации"?
А то, например, Клей, Флэгг — они имели отношение к протокомиксам, т.е. рисовали их.
Первый — виммельбух и бильдербоген, второй — графические сериалы.
А Дороти Флэк и Лейендекер — нет, они ни комиксами, ни протокомиксами не занимались.
И неважно, что Лейендекер вдохновил определённое число комиксистов.
Протокомиксы — это не о стиле и мастерстве рисования, а о форме визуализированной литературы!
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 38045
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Re: Классика мирового протокомикса

Сообщение Tzratzk »

Это можно позиционировать как протознамя классических мировых протокомиксистов?
Вложения
The Shahdad Flag (Kerman, Iran) from 4500 years ago, is the oldest known flag in the world. It is made of bronze and belongs to an unknown civilization during the 3rd millennium BC.jpg
The Shahdad Flag (Kerman, Iran) from 4500 years ago, is the oldest known flag in the world. It is made of bronze and belongs to an unknown civilization during the 3rd millennium BC.jpg (2.23 МБ) 747 просмотров
Аватара пользователя
Дмитрий Марков
Предводитель
Сообщения: 4540
Зарегистрирован: 08 май 2006, 16:35

Re: Классика мирового протокомикса

Сообщение Дмитрий Марков »

Первые комикситсы (без всяких "прото"). Тут уже не придерешься. Тексть есть, графика есть, покрас есть, история есть... Но надо признать, что с той поры настоящий монументальный комикс сильно деградировал )))
Вложения
murals-on-the-walls-of-the-tomb.jpg
murals-on-the-walls-of-the-tomb.jpg (166.15 КБ) 746 просмотров
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 38045
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Re: Классика мирового протокомикса

Сообщение Tzratzk »

Дмитрий Марков писал(а):
30 ноя 2023, 08:54
Первые комикситсы (без всяких "прото"). Тут уже не придерешься. Тексть есть, графика есть, покрас есть, история есть... Но надо признать, что с той поры настоящий монументальный комикс сильно деградировал )))
Ну уж прям и сильно. Так, чуть-чуть только...

4503599641409194_a66f.jpg
4503599641409194_a66f.jpg (143.79 КБ) 734 просмотра
0963.jpg
0963.jpg (329.89 КБ) 732 просмотра
1608.jpg
1608.jpg (287.86 КБ) 735 просмотров
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13813
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Классика мирового протокомикса

Сообщение Mishazas »

См. о протокомиксах у Макклауда — ёмко и наглядно :)
Вложения
Скотт Макклауд. Понимание комикса [перевод Mishazas]. Стр. 010.jpg
Скотт Макклауд. Понимание комикса [перевод Mishazas]. Стр. 010.jpg (617.04 КБ) 730 просмотров
Скотт Макклауд. Понимание комикса [перевод Mishazas]. Стр. 011.jpg
Скотт Макклауд. Понимание комикса [перевод Mishazas]. Стр. 011.jpg (597.57 КБ) 730 просмотров
Скотт Макклауд. Понимание комикса [перевод Mishazas]. Стр. 012.jpg
Скотт Макклауд. Понимание комикса [перевод Mishazas]. Стр. 012.jpg (525.33 КБ) 730 просмотров
Скотт Макклауд. Понимание комикса [перевод Mishazas]. Стр. 013.jpg
Скотт Макклауд. Понимание комикса [перевод Mishazas]. Стр. 013.jpg (500.49 КБ) 730 просмотров
Скотт Макклауд. Понимание комикса [перевод Mishazas]. Стр. 014.jpg
Скотт Макклауд. Понимание комикса [перевод Mishazas]. Стр. 014.jpg (619.35 КБ) 730 просмотров
Скотт Макклауд. Понимание комикса [перевод Mishazas]. Стр. 015.jpg
Скотт Макклауд. Понимание комикса [перевод Mishazas]. Стр. 015.jpg (517.87 КБ) 730 просмотров
Скотт Макклауд. Понимание комикса [перевод Mishazas]. Стр. 016.jpg
Скотт Макклауд. Понимание комикса [перевод Mishazas]. Стр. 016.jpg (625.26 КБ) 730 просмотров
Скотт Макклауд. Понимание комикса [перевод Mishazas]. Стр. 017.jpg
Скотт Макклауд. Понимание комикса [перевод Mishazas]. Стр. 017.jpg (591.1 КБ) 730 просмотров
Скотт Макклауд. Понимание комикса [перевод Mishazas]. Стр. 018.jpg
Скотт Макклауд. Понимание комикса [перевод Mishazas]. Стр. 018.jpg (580.33 КБ) 730 просмотров
Скотт Макклауд. Понимание комикса [перевод Mishazas]. Стр. 019.jpg
Скотт Макклауд. Понимание комикса [перевод Mishazas]. Стр. 019.jpg (579.83 КБ) 730 просмотров
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13813
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Классика мирового протокомикса

Сообщение Mishazas »

Tzratzk писал(а):
30 ноя 2023, 09:16
Ну уж прям и сильно. Так, чуть-чуть только...
Хорошие примеры :)
Однако ж, если сравнивать с колонной Траяна :e-laugh:
Вложения
Горельефы колонны Траяна.jpg
Горельефы колонны Траяна.jpg (284.66 КБ) 729 просмотров
Реконструкция колонны Траяна.jpg
Реконструкция колонны Траяна.jpg (275.9 КБ) 729 просмотров
Аватара пользователя
Дмитрий Марков
Предводитель
Сообщения: 4540
Зарегистрирован: 08 май 2006, 16:35

Re: Классика мирового протокомикса

Сообщение Дмитрий Марков »

Вот, еще очень интересный пример. Настоящая индийская монументальная протоанимация и проторебусы (по поводу дат создания индийских храмов лично у меня есть большие сомнения в пользу их гораздо большей древности, но не суть, в любом случае они тоже были комиксами в камне "для народа")...
https://www.youtube.com/watch?v=r0uaK7IDQ3k
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13813
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Классика мирового протокомикса

Сообщение Mishazas »

Mishazas писал(а):
27 ноя 2023, 15:18
Джеймс Монтгомери Флэгг
Немало интересного сделал и в комиксах, вернее, если быть точным, в их протокомиксных формах, поскольку за всю свою долгую жизнь (1877—1960) не оскоромился облачками, предпочитая не мешать литературу с графикой.
Ещё одна околокомиксная работа Джеймса М. Флэгга: иллюстрации, точнее, своего рода комикс-трейлер к сокращённой газетной «продолженческой» публикации романа Синклера Льюиса «Касс Тимберлэйн», драматической истории об уважаемом провинциальном судье, влюбившемся в простую девушку с непростым характером. Представленные анонс и первый выпуск печатались в монреальской еженедельной газете «Пти журналь», поэтому на французском.
Вложения
James M. Flagg. Cass Timberlane, novel by Sinclair Lewis (ad from Le Petit Journal).jpg
James M. Flagg. Cass Timberlane, novel by Sinclair Lewis (ad from Le Petit Journal).jpg (133.2 КБ) 676 просмотров
James M. Flagg. Cass Timberlane, novel by Sinclair Lewis (from Le Petit Journal, 11 november 1945)..jpg
James M. Flagg. Cass Timberlane, novel by Sinclair Lewis (from Le Petit Journal, 11 november 1945)..jpg (560.25 КБ) 676 просмотров
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13813
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Классика мирового протокомикса

Сообщение Mishazas »

Мировозренчески Флэгг, похоже, состоял с паном Анджеем в той или иной степени сродственности. В 1946-м опубликовал биографию «Розы и картечь», где комиксам достались явно не розы :)
Я уважаю комиксистов. Это высокоразвитая разновидность людей с единственной, пожалуй, странностью: практически все они считают, что умеют рисовать. И настолько искренни в этом заблуждении, что называют свои офисы «студиями». И у них даже есть натурщицы, что весьма мило... Здесь в Америке, наряду с бейсболом, комиксы стали самым популярным из наших увлечений. На меня же смотрят как на прокажённого, раз мне не нравится ни то, ни другое. Каждое воскресное утро я жду не дождусь, когда принесут газеты, чтобы выхватить из них вкладки с комиксами и запихнуть в корзину для мусора. Понятно, что со мной что-то не в порядке — не могут же 130 000 000 человек так ошибаться! Или могут?
Вложения
James Montgomery Flagg poses with a girl manikin, 1913.jpg
James Montgomery Flagg poses with a girl manikin, 1913.jpg (137.78 КБ) 674 просмотра
James Montgomery Flagg al lavoro.jpg
James Montgomery Flagg al lavoro.jpg (90.16 КБ) 674 просмотра
President Roosevelt accepts the painting made by James Montgomery Flagg. 1937.jpg
President Roosevelt accepts the painting made by James Montgomery Flagg. 1937.jpg (231.1 КБ) 674 просмотра
James M. Flagg. A Momentary Qualm' (Life magazine, 13 April 1922).jpg
James M. Flagg. A Momentary Qualm' (Life magazine, 13 April 1922).jpg (166.35 КБ) 671 просмотр
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13813
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Классика мирового протокомикса

Сообщение Mishazas »

Дмитрий Марков писал(а):
02 дек 2023, 00:18
Ну, рисовать ребята умели. Особенно те что в газетах работали (в отличие от тех, кто остальную американскую муть штамповал). Надо признать, что оригинальный Флеш выглядел не хуже Принца Валианта (я бы себе точно прикупил такой альбом...).
Что называется, с языка снял — только-только дооформил статью о Рэймонде на Комиксолёте :)
Но Гордон не протокомикс, а самый что ни на есть полноценный комикс, причём этапный, для НФ разновидностей — краеугольный! Т.о. Рэймонд переезжает в собственную тему:
viewtopic.php?f=2&t=4021
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13813
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Классика мирового протокомикса

Сообщение Mishazas »

Спасибо Црацку за наводку — французский протокомиксный журнал «Прекрасные картинки» :)
Собственно, во французской историографии рисованных полос (BD) он проходит как комиксный и входит в число нескольких основных детских журналов с историями в картинках, которые в таком виде и выходили вплоть до середины 1930-х, пока их не увели в кювет периодики журналы с перепечатками американских комиксов.
Вложения
Les Belles images, 1912-08-01.zip
(17.19 МБ) 12 скачиваний
Les Belles images, 1912-08-01, p.01.jpeg
Les Belles images, 1912-08-01, p.01.jpeg (529.83 КБ) 642 просмотра
Les Belles images, 1912-08-01, p.02.jpeg
Les Belles images, 1912-08-01, p.02.jpeg (522.59 КБ) 642 просмотра
Les Belles images, 1912-08-01, p.06.jpeg
Les Belles images, 1912-08-01, p.06.jpeg (561.49 КБ) 642 просмотра
Les Belles images, 1912-08-01, p.07.jpeg
Les Belles images, 1912-08-01, p.07.jpeg (559.16 КБ) 642 просмотра
Les Belles images, 1912-08-01, p.12.jpeg
Les Belles images, 1912-08-01, p.12.jpeg (546.31 КБ) 642 просмотра
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13813
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Классика мирового протокомикса

Сообщение Mishazas »

Немного информации из французской Википедии:
Les Belles Images - французский еженедельный иллюстрированный журнал для молодежи, издававшийся Librairie Arthème Fayard с 21 апреля 1904 года по 3 декабря 1936 года.
Успех Les Belles Images в сочетании с успехом La Jeunesse illustrée, созданного в предыдущем году тем же издательством, позволил ему навязать модель издания цветных комиксов - иллюстрированный еженедельник для детей, — которая доминировала во Франции до 1960-х годов. Однако с самого начала своего существования эта графическая модель была основана на традициях эпинальских картинок [популярной разновидности французских лубков].
В июне 1935 года, не меняя нумерации, журнал объединился с журналом La Jeunesse illustrée и стал называться Les Belles images et Jeunesse illustrée, который выходил до 3 ноября 1936 года (№ 1681).
Последний номер "Прекрасных картинок" прилагается.
Как видим, структурно и стилистически он практически не изменился.
Попросту говоря, продолжали хлебать щи лаптем, не замечая, что из-за океана подвезли столовые ложки.
Вложения
Les Belles images, 1936-12-03.zip
(10.42 МБ) 12 скачиваний
Les Belles images, 1936-12-03, p.01.jpeg
Les Belles images, 1936-12-03, p.01.jpeg (531.83 КБ) 641 просмотр
Les Belles images, 1936-12-03, p.04.jpeg
Les Belles images, 1936-12-03, p.04.jpeg (458.38 КБ) 641 просмотр
Les Belles images, 1936-12-03, p.08.jpeg
Les Belles images, 1936-12-03, p.08.jpeg (461.08 КБ) 641 просмотр
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13813
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Классика мирового протокомикса

Сообщение Mishazas »

В ранних "Прекрасных картинках" бесподобен, как можно заметить, автор с псевдонимом "Ж. Ри", в русском написании образующим неудачный каламбур :)
Недавно, в 2017-м, как говорится, не прошло и сто лет (вернее, прошло), во Франции была опубликована первая книга этого мастера: Dans l’infini, 1906-1915, de G. Ri, éditions 2024, 88 pages, 35 €.
Перевёл через DeepL познавательную рецензию на книгу парламентария, исследователя комиксов и редактора Ива Фремиона. Как оказалось, Ри начинал с Робидой, так что неудержимый полёт фантазии художника получает вполне материалистическое обоснование.
«Монд» 27 декабря 2017
https://www.lemonde.fr/blog/bandedessin ... le-doubli/
Ж. Ри — сто лет забвения

Издатели комиксов вряд ли спешат выводить в свет наследие, которое считается непродаваемым. Это не оно непродаваемое, это они его не продают, потому что не верят в него и никогда не читали. Как в литературе, если бы не решались переиздать Бальзака, Шекспира или Рембо. Даже Приз наследия в Ангулеме почти никогда не получают иные произведения, нежели те, которые члены жюри читали, когда были подростками, лет двадцать тому назад. Поэтому, когда нам попадается мужественный издатель, который не опускает руки, мы благословляем его.

«2024» — страсбургское издательство, которое уже сотворило чудеса с Гюставом Доре. Теперь оно берется за еще более сложную задачу — издать автора, который никогда не публиковался при жизни, но является одним из гениев комикса 1900-х. Экзегеты помнят из этого периода только Бенжамена Рабье — Каран д'аш уже находился на закате своей карьеры, Фортон и Пиншон только начинали, а о других они и зать не хотят. Но столпами жанра в этот период являются Жорж Омри и Ж. Ри. Другие замечательные авторы, еще более забытые, такие как Имер, Вальверан, Фалько и Ле Ривенд, также заслуживают изучения.

Что касается Виктора Жозефа Луи Мусселе, то он подписывал свое имя G.Ri, с присущим тому времени плоским юмором, без особого изящества. Несколько его работ вошли в коллективную коллекцию рисунков Le Chat Noir несколько лет назад. Но Ри был очень продуктивен. Он родился в Нанте 12 мая 1853 года и умер в Париже 16 октября 1940 года.

Помимо работы для Le Chat noir, где он был неистощим на выдумки, он оказал неизгладимое влияние на другие журналы Fayard - Les Belles images и La Jeunesse illustrée, где обложка всегда представляла собой первую страницу рассказа в цвете, а вторая - черно-белую, иногда на полстраницы, на посредственной бумаге и в цветах, изготовленных в типографии по указаниям художников. Ри создал множество таких комиксов, особенно продолженческих — в общей сложности листов на двадцать.

Ри начинал в журнале Робиды "La caricature", от которого он воспринял фантазию, безграничное воображение и вкус к необычному. Он был пионером рисованной научной фантастики — жанра, в котором в то время работали в основном иллюстраторы. Но Ри ещё и первоклассный рассказчик. В обсуждаемый сборник вошли три повести из "Прекрасных картинок", все НФ, под общим названием первой - "Dans l'infini" (В бесконечности), датируемой 1906-1907 гг. Два других («Ученый диплодок на протяжении веков» и «На планете Марс») датируются 1912 и 1914–1915 годами. Скажем попросту: они великолепны! Истории, которые заставят любителей старой НФ восхищаться! Образы, не так далеко ушедшие от его учителя Робиды, но с меньшей научностью и большей бредовостью.

Ри был в расцвете сил, потрясающий рисовальщик, великий рассказчик и поэт. Его рисунок иногда граничил с гравюрой, но он оставался в рамках журнала, который был очень традиционным, с текстом под изображениями в квадратах одинакового размера. Это напоминает изображения типа Пеллерена или Куантена, а иногда даже иллюстрации в больших журналах о путешествиях, которые были так популярны в то время. Ри, как Робида и Верн, заботился о просвещении, что также соответствовало времени и заставляло его использовать солидную научную, историческую и техническую документацию даже для научной фантастики.

Ри перестал рисовать в старости, вскоре после войны, но его рисунки можно найти, просматривая классические журналы того времени, такие как Le Pêle-mêle, Le Rire, Le Bon vivant, L'Album comique de la famille и так далее. Не все комиксы в этих безоблачковых изданиях скучно читать — у Ри хорошие истории, а его тексты-подписи достаточно лаконичны. Критики презирали эти журналы, энциклопедии умалчивали о них, а справочники обходили стороной, подобно тем, кто рассуждает о кино, но игнорирует немые фильмы. Презрение распространялось и на авторов, их считали ремесленниками.

Работ о Г. Ри очень мало. Мы почти ничего не знаем о его жизни, кроме его творчества. Однако известно, что он сделал военную карьеру и был нанят в качестве технического чертежника в Ecole de Guerre в Париже, где работал топографом. Его родители были торговцами. Сам он рисовал комиксы в свободное от «настоящей» жизни, в армии, время.

Пришло время вернуть великих пионеров комиксов во Франции (под которым я подразумеваю прежде франко-бельгийские комиксы) на их законное место, и Ри должен быть в их первых рядах.

Чтобы выпустить этот широкоформатный альбом, издательство проделало замечательную редакторскую работу. Перекомпоновка всех историй из плохо напечатанных, устаревших журналов с использованием роскошных цветов, таких верных и ярких, какими они никогда не были, - это настоящий подвиг. Печать безупречна, верстка идеальна, а книга - просто жемчужина. Это стало возможным благодаря BNF, который является ее соиздателем. Мы хотели бы видеть больше подобных издательских предприятий и партнерств, потому что зрелость жанра заключается не в умножении названий, а в издании хороших книг.

Ив Фремион
Вложения
Les Belles images, 1905-12-28, p.01 par G. Re.jpeg
Les Belles images, 1905-12-28, p.01 par G. Re.jpeg (504.59 КБ) 632 просмотра
Les Belles images, 1905-12-28, p.02 par G. Re.jpeg
Les Belles images, 1905-12-28, p.02 par G. Re.jpeg (559.32 КБ) 632 просмотра
Les Belles images, 1914-08-20, p.01 par G. Re.jpeg
Les Belles images, 1914-08-20, p.01 par G. Re.jpeg (524.98 КБ) 632 просмотра
Les Belles images, 1914-08-20, p.02 par G. Re.jpeg
Les Belles images, 1914-08-20, p.02 par G. Re.jpeg (538.07 КБ) 632 просмотра
Les Belles images, 1915-02-04, p.01 par G. Re.jpeg
Les Belles images, 1915-02-04, p.01 par G. Re.jpeg (459.74 КБ) 632 просмотра
Les Belles images, 1915-02-04, p.02 par G. Re.jpeg
Les Belles images, 1915-02-04, p.02 par G. Re.jpeg (474.17 КБ) 632 просмотра
1905_g_ri_pele_mele.jpg
1905_g_ri_pele_mele.jpg (343.65 КБ) 632 просмотра
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13813
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Классика мирового протокомикса

Сообщение Mishazas »

Эмануил «Каран д'Аш» Пуаре, 1890 (фото Надара); Жорж «Кристоф» Коломб, ок. 1885.jpg
Эмануил «Каран д'Аш» Пуаре, 1890 (фото Надара); Жорж «Кристоф» Коломб, ок. 1885.jpg (169.22 КБ) 476 просмотров
* * *
Повстречал раритетный рождественский номер "Пти франсе иллюстре " за 1901 г.
Сам этот журнал, печатавший познавательные и развлекательные тексты для детей, знаменит тем, что от него есть пошёл современный французский комикс.
Вернее, не столько от самого журнала, сколько от комиксов Кристофа, нерегулярно печатавшихся в нём.
Уникален этот номер по трём причинам.
Во-первых, практически целиком отведён комиксам.
Во-вторых, тут редкий случай, когда Кристоф (см. обложку) использовал облачка.
В-третьих, под одной обложкой сошлись две в общем-то почти никак не пересекавшиеся фигуры: Каран д'Аш и Кристоф.

Каран д'Аша на самом деле звали Эммануил Яковлевич Пуаре. Эмигрировал из России, потому что был без ума от Наполеона, и стал профессиональным карикатуристом, невероятно талантливым. Наши искусствоведы недавно вспомнили о нём (не прошло и двести лет), и уже пишут, что на самом деле он не французский классик, а русский, поскольку русским был в душе (откуда взяли, не знаю, поскольку никаких свидетельств о душевном обследовании Пуаре не встречал).
Кристофа на самом деле звали Жорж Коломб. Доктор естествознания, преподавал ботанику в Париже сперва в лицее, потом в Сорбонне, зарекомендовал себя пассионарным популяризатором знаний о биологии, ботанике, растениеводстве, в частности заразил любовью к растениям Марселя Пруста, который потом вставлял растительные аллегории в свою прозу. А сам Коломб увлёкся рисованием комиксов, но взял псевдоним, чтобы не фраппировать академических коллег.

7 лет тянется дело Дрейфуса, до полного его оправдания осталось 5 лет.
Пуаре под него издавал собственный журнал, чтобы клеймить дрейфусаров и евреев, но закрыл на втором годе издания.
Был ли Коломб дрейфусаром, не знаю, но он берётся обучать детей Дрейфуса, пока отец в тюрьме.
Вложения
Le Petit Français Illustré №108 1901-12-21. Christophe & Caran d'Ache.zip
(2.97 МБ) 14 скачиваний
PFI №108 1901-12-21. Christophe. La Fontain.jpeg
PFI №108 1901-12-21. Christophe. La Fontain.jpeg (623.52 КБ) 466 просмотров
Le Petit Français Illustré  №108 1901-12-21. Caran d'Ache.jpg
Le Petit Français Illustré №108 1901-12-21. Caran d'Ache.jpg (309.2 КБ) 466 просмотров
Ответить