Страница 1 из 8

Протокомиксы в дореволюционной России

Добавлено: 25 май 2018, 13:17
Mishazas
Завёл отдельную тему на всё, что было до революции и ранее, буду потихоньку перекидывать в неё всё, что относится к теме.

http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456 ... 3/mode/2up
Протокомисная новинка в онлайн-архиве НЭДБ: «”Дѣлу — время, потѣхѣ — часъ” — шуточныя исторiи съ картинками и картинки безъ слов»; С.-Петербург: Издание Е.В. Лавровой и Н.А. Попова, 1898 г.; дозволено цензурою 10 марта 1898; отпечатано в паровой скоропечатне Я.И.Либермана на Фонтанке. Судя по рисункам и содержанию, это, скорее всего, «сканлейт», перепечатка европейских рисованных историй.
00005[1].jpg
00005[1].jpg (1.01 МБ) 37750 просмотров
00010[1].jpg
00010[1].jpg (644.65 КБ) 37750 просмотров
00025[1].jpg
00025[1].jpg (571.57 КБ) 37750 просмотров

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Добавлено: 25 май 2018, 15:06
Tzratzk
В те времена, конечно, кайф от чтения этого всего был несравним с нынешним...

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Добавлено: 27 авг 2021, 19:53
Mishazas
Лубок Т-ва И.Д. Сытина Водка есть кровь сатаны и от ея ужасные последствия.Литография. М., конец XIX в. 43 х 32,5 см.jpg
Лубок Т-ва И.Д. Сытина Водка есть кровь сатаны и от ея ужасные последствия.Литография. М., конец XIX в. 43 х 32,5 см.jpg (1.74 МБ) 37151 просмотр

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Добавлено: 27 авг 2021, 22:26
Tzratzk
Красиво нарисовали пьянство. Прям завлекает. )

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Добавлено: 28 авг 2021, 21:58
Mishazas
Tzratzk писал(а):
27 авг 2021, 22:26
Красиво нарисовали пьянство. Прям завлекает. )
Чувствуется, что художник был в теме :)

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Добавлено: 29 авг 2021, 11:15
Tzratzk
Хорошее слово "протокомиксы". Под него хоть Онегин, хоть Репин катят.

Если взять на вооружение ещё, например, "посткомиксы", то становятся актуальны давно предложенные мной разделы анимации и игр.

:be-laugh:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Добавлено: 30 авг 2021, 19:44
Mishazas
Tzratzk писал(а):
29 авг 2021, 11:15
Хорошее слово "протокомиксы". Под него хоть Онегин, хоть Репин катят.

Если взять на вооружение ещё, например, "посткомиксы", то становятся актуальны давно предложенные мной разделы анимации и игр.

:be-laugh:
А также можно придумать термин «недокомиксы» и отнести к нему литературу, театр, кино :)

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Добавлено: 07 окт 2021, 20:52
Mishazas

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Добавлено: 07 окт 2021, 21:20
Mishazas
Тема "Кот казанский, ус астраханский" отнюдь не исчерпывается сатирой на Петра Первого, поскольку сей герой народных комиксов существовал ещё со времён Ивана Грозного:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0 ... 0%B8%D0%B9

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Добавлено: 07 окт 2021, 21:27
Mishazas
Лубки с Котом Казанским широко тиражировались в XVII—XIX веках, вплоть до начала XX-го[35]. Отмечая, что в XX веке персонаж надолго оказался в забвении, С. Ф. Фаизов указывает на пример стилизации образа в карикатурах начала века — в образе Кота изображался В. И. Ленин, которого пытаются «хоронить» «мыши-меньшевики»[40].
Карикатура появилась после II съезда РСДРП, где произошёл раскол членов партии на большевиков и меньшевиков, и статьи Ю. О. Мартова «Вперёд или назад» с подзаголовком «Вместо надгробного слова», обозначающим «политические похороны» Ленина. Автором карикатуры был П. Н. Лепешинский. Рисунок, изображающий главного героя повешенным, состоял из трёх частей:[41]

На первой из них был изображён Ленин в виде будто бы мёртвого кота, вокруг которого пляшут торжествующие мыши — Мартов, Троцкий, Дан и прочие меньшевики, а также и «премудрая крыса Онуфрий» — Плеханов.

Следующие рисунки рассказывают, как Ленин взялся за расправу с меньшевистскими мышами и тем пришлось туго: бойкий мышонок Троцкий, который откалывал канкан, воротился домой без хвоста; Дан вместе с Мартовым достались Мурлыке на завтрак. А «премудрая крыса Онуфрий» — Плеханов, защемив хвост между дверьми, повис над бочонком с диалектикой, где обычно находил себе приют, как только ему приходилось круто. И кончился пир их бедою!..[42]
«Окружающие товарищи нашли идею карикатуры настолько удачной, что потребовали от автора перерисовать карикатуру литографскими чернилами, чтоб в количестве нескольких тысяч экземпляров пустить её в обращение среди партийной публики», — вспоминал Лепешинский[43].
Расшифровка комикса Пантелеймона Лепешинского:
https://vk.com/@aghistory-kak-myshi-kota-horonili

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Добавлено: 10 фев 2023, 19:18
Mishazas
Редкая, уходящая в прошлое профессия — придворный комиксист.
Как сказал бы классик, узок круг этих комиксистов, страшно далеки они от народа :)
Миха́й Зи́чи, Михаи́л Алекса́ндрович Зи́чи (венг. Zichy Mihály; 14 или 15 октября 1827, Зала, Австрийская империя — 28 февраля 1906, Санкт-Петербург, Российская империя) — венгерский художник из знатного рода Зичи, много лет работавший в России. Писал портреты, жанровые сцены, акварели, иллюстрировал книги. Академик Императорской академии художеств (1858), почётный член АХ (1898).


В 1859 году Зичи был назначен придворным живописцем и оставался в этом звании до 1873 года. В этот 15-летний период своей деятельности он выполнил множество рисунков, изображающих различные происшествия придворной жизни, сцены императорской охоты, карикатуры на людей, близких ко двору, и т. п. (работы находились, в основном, в императорских дворцах и альбомах высочайших особ).
Бюст Михая Зичи в Будапеште на острове Маргит.

Ещё перед этим, в 1856 году, он воспроизвёл коронацию императора Александра II в серии акварелей, за которые Санкт-Петербургская академия художеств присудила ему звание академика. В 1869 году была устроена выставка его произведений.

В 1860 году Зичи нарисовал акварелью шуточную колоду игральных карт с натурными изображениями Александра II и других участников любимого развлечения императора — зимней охоты в окрестностях Петербурга.

В 1874 году Зичи уехал в Париж, где написал, в том числе, картину «Австрийская императрица Елизавета возлагает венок на гроб политика Ференца Деака», а также помещал свои рисунки в иллюстрированных изданиях.

В 1880 году Зичи вернулся в Россию на прежнюю должность и жил в Санкт-Петербурге до своей смерти в феврале 1906 г. В эти годы он создал немало работ в качестве рисовальщика-хроникёра церемоний, развлечений и семейных событий высочайшего двора.

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Добавлено: 10 фев 2023, 21:42
Tzratzk
Бриллиантовые люстры, золотые стулья... Эх... "В парчу и бархат был одет, траля-ляля-ляля..." (с)

0-6.jpg
0-6.jpg (115.37 КБ) 35810 просмотров

Ну хотя, сейчас, наверно, у кого надо, тоже это всё есть.

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Добавлено: 11 фев 2023, 16:05
Mishazas
Tzratzk писал(а):
10 фев 2023, 21:42
Бриллиантовые люстры, золотые стулья... Эх...
Ничего хорошего в них не вижу: замучаешься пыль вытирать. А нанять кого-нибудь — где гарантия, что попутно не умыкнут деньги с тумбочки, специально отложенные на оплату ЖКХ? Или не подложат бомбу под столовую, как некогда Александру II? :e-eek:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Добавлено: 05 мар 2023, 14:57
Mishazas
Из живописных изображений Айно наиболее известен триптих «Легенда об Айно», написанный Акселем Галлен-Каллела в 1891 году. Моделью послужила его собственная жена. Триптих изображает историю Айно на трех панелях:
— левая — о первой встрече Вяйнямейнена и Айно в лесу;
— справа изображена скорбная Айно, плачущая на берегу и слушающая зов служительниц Велламо, пляшущих в воде;
— на центральной панели изображен рыбак Вяйнямейнен, выбросивший маленькую рыбку, которой оказывается Айно, которая смеется над ним и навсегда растворяется в воде.
(с) https://ru.wikipedia.org/wiki/Айно

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Добавлено: 05 мар 2023, 15:04
Tzratzk
Весьма увлекательно выглядящий эпос.