Протокомиксы в дореволюционной России

Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13813
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

Mishazas писал(а):
28 сен 2023, 19:36
В «Огоньке» Сергей Васильевич Животовский практиковал многокадровые изорепортажи в изысканном обрамлении, иногда в комбинации с фоторепортажными снимками.
Зачастую комментируя уже проиллюстрированные темы и в карикатурах и комиксах под псевдонимом Пьер-О.
Комикс Животовского—Пеьр-О в хромолитографии Сытина.
Иван Сытин
ЖИЗНЬ ДЛЯ КНИГИ


В батальной картине считалась почти обязательной значительная доля наглости, бахвальства и политического ухарства.
Вложения
Пьер-О (C. Животовский). Немецкая хитрость и казачья смекалка. Лубок. Изд. И.Д. Сытина. 1914-1915.jpg
Пьер-О (C. Животовский). Немецкая хитрость и казачья смекалка. Лубок. Изд. И.Д. Сытина. 1914-1915.jpg (769.88 КБ) 3150 просмотров
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13813
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

Эстетически выверенные, тщательно исполненные, плотно заиллюстрированные подарочные детские книги издательства Иосифа Кнебеля.
Мне пока из виденного больше всего приглянулись басни Крылова с рисунками Василия Порфирьевича Тиморева:
https://runivers.ru/lib/book4776/
Всего издано 4 книжки, по 2-3 басни в каждой.
Вложения
Тиморев В.П. [рис.], Крылов И.А. Три басни, изд. Кнебеля, 1913. С.01.jpg
Тиморев В.П. [рис.], Крылов И.А. Три басни, изд. Кнебеля, 1913. С.01.jpg (729.87 КБ) 3125 просмотров
Тиморев В.П. [рис.], Крылов И.А. Три басни, изд. Кнебеля, 1913. С.02.jpg
Тиморев В.П. [рис.], Крылов И.А. Три басни, изд. Кнебеля, 1913. С.02.jpg (734.69 КБ) 3125 просмотров
Тиморев В.П. [рис.], Крылов И.А. Три басни, изд. Кнебеля, 1913. С.03.jpg
Тиморев В.П. [рис.], Крылов И.А. Три басни, изд. Кнебеля, 1913. С.03.jpg (772.36 КБ) 3125 просмотров
Тиморев В.П. [рис.], Крылов И.А. Три басни, изд. Кнебеля, 1913. С.04.jpg
Тиморев В.П. [рис.], Крылов И.А. Три басни, изд. Кнебеля, 1913. С.04.jpg (812.16 КБ) 3125 просмотров
Тиморев В.П. [рис.], Крылов И.А. Три басни, изд. Кнебеля, 1913. С.05.jpg
Тиморев В.П. [рис.], Крылов И.А. Три басни, изд. Кнебеля, 1913. С.05.jpg (787.69 КБ) 3125 просмотров
Тиморев В.П. [рис.], Крылов И.А. Три басни, изд. Кнебеля, 1913. С.06.jpg
Тиморев В.П. [рис.], Крылов И.А. Три басни, изд. Кнебеля, 1913. С.06.jpg (734.21 КБ) 3125 просмотров
Тиморев В.П. [рис.], Крылов И.А. Три басни, изд. Кнебеля, 1913. С.07.jpg
Тиморев В.П. [рис.], Крылов И.А. Три басни, изд. Кнебеля, 1913. С.07.jpg (728.6 КБ) 3125 просмотров
Тиморев В.П. [рис.], Крылов И.А. Три басни, изд. Кнебеля, 1913. С.08.jpg
Тиморев В.П. [рис.], Крылов И.А. Три басни, изд. Кнебеля, 1913. С.08.jpg (694.34 КБ) 3125 просмотров
Тиморев В.П. [рис.], Крылов И.А. Три басни, изд. Кнебеля, 1913. С.09.jpg
Тиморев В.П. [рис.], Крылов И.А. Три басни, изд. Кнебеля, 1913. С.09.jpg (795.6 КБ) 3125 просмотров
Тиморев В.П. [рис.], Крылов И.А. Три басни, изд. Кнебеля, 1913. С.10.jpg
Тиморев В.П. [рис.], Крылов И.А. Три басни, изд. Кнебеля, 1913. С.10.jpg (737.2 КБ) 3125 просмотров
Тиморев В.П. [рис.], Крылов И.А. Три басни, изд. Кнебеля, 1913. С.11.jpg
Тиморев В.П. [рис.], Крылов И.А. Три басни, изд. Кнебеля, 1913. С.11.jpg (717.36 КБ) 3125 просмотров
Тиморев В.П. [рис.], Крылов И.А. Три басни, изд. Кнебеля, 1913. С.12.jpg
Тиморев В.П. [рис.], Крылов И.А. Три басни, изд. Кнебеля, 1913. С.12.jpg (694.47 КБ) 3125 просмотров
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13813
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

Научно-популярный журнал Петра Сойкина «Природа и люди» в числе прочих изредка публиковал и сканлейт, неавторизованную перепечатку западных комиксов с переводом (или пересказом, или же вовсе рерайтингом), и без указания автора, источника. Тем не менее для тогдашней аудитории это была возможность познакомиться с качественными мировыми образцами жанра.
На "Джойреакторе" опубликована пара интересных примеров за 1904 год. Градус т.н. патриотизма высок, поэтому множество тогдашних материалов было посвящено Японии. «Похождения англичанина» возможно (предполагаю по качеству рисунка и тематике) взяты из британского The Graphic публиковавшего классные изорепортажи. Второй изофельетон — легендарного "отца паропанка", титана французского протокомикса Альбера Робиды, самолично и писавшего тексты, и иллюстрировавшего их.
Вложения
Природа и люди 1904-ХХ, с. ХХХ. Изофельетон «Похождения англичанина в Японии».jpeg
Природа и люди 1904-ХХ, с. ХХХ. Изофельетон «Похождения англичанина в Японии».jpeg (1.45 МБ) 2826 просмотров
Природа и люди 1904-40 (5 августа). Мечты.jpeg
Природа и люди 1904-40 (5 августа). Мечты.jpeg (3.16 МБ) 2826 просмотров
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13813
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

Пятнадцать акварельных картин к сочинениям Ф.М. Достоевскаго.jpg
Пятнадцать акварельных картин к сочинениям Ф.М. Достоевскаго.jpg (25.67 КБ) 2360 просмотров
* * *
Распространённый в XIX веке протокомиксный (или паракомиксный) жанр — графический альбом, сборник репродукций, посвящённый конкретной теме, часто с текстом — от лаконичных подписей к графическим листам, до развёрнутых описаний. Кроме традиционных видовых или событийных были и сюжетные альбомы, и физиологические очерки, и просто сборники иллюстраций. Ко многим из перечисленных направлений относятся альбомы Николая Николаевича Каразина, отставного капитана с мундиром, известного одновременно и обширными литературными трудами и не менее многочисленными изорепортажами, батальными зарисовками, иллюстрациями к литературной классике и другими графическими произведениями. Его цикл из 15 акварелей по произведениям Достоевского, ставший, похоже, первым опытом их комплексного иллюстрирования, является своего рода паракомиксной экскурсией по книгам писателя:
https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_008356636/
(PDF в высоком разрешении).
Пятнадцать акварельных картин к сочинениям Ф. М. Достоевского (Приложение к журналу «Живописное обозрение» за 1893 год) / Рисовал Н. Н. Каразин. Изд. С. Добродеева. СПб.: Тип. и хромолит. С. Е. Добродеева, 1893.
При всём своём трудолюбии и богатом жизненном опыте Каразин умудрился чем-то разгневать не то Брокгауза, не то Ефрона, не то Андрея Сомова, отвечавшего у означенных издателей за статьи об изящных искусствах, но в главную дореволюционную энциклопедию художник вошёл с не самой лестной характеристикой:
В своих литературных произведениях Каразин больше стремится к эффектности и занимательности, чем к художественной и этнографической правде. Одновременно с появлением своим на литературном поприще, он выступил перед публикой в качестве рисовальщика и виньетиста. Первые его рисунки, воспроизведенные в политипажах, были помещены во "Всемирной Иллюстрации" за 1871 г. С тех пор он не перестает снабжать иллюстрациями русские, а отчасти иностранные издания, изображая преимущественно баталические и этнографические сюжеты, смело трактуя также и темы всякого другого рода. Число нарисованных им картинок, эскизов и виньеток огромно. Они свидетельствуют о несомненной талантливости художника, который, однако, слаб по части рисунка и гонится больше всего за бойкостью техники и эффектностью композиции, в ущерб правде и серьезности содержания. Всего лучше удается ему пейзажный элемент, хотя и он бывает по большей части преувеличенно-эффектен. Тоже самое должно сказать и о многочисленных акварелях, вышедших из-под кисти Каразина. В последнее время (с 1887) он стал пробовать свои силы в живописи масляными красками: но в ней недостатки художника еще заметнее, чем в его прочих произведениях.
Вложения
Николай Каразин. Иллюстрация к роману «Преступление и наказание», 1893, л. 4.jpg
Николай Каразин. Иллюстрация к роману «Преступление и наказание», 1893, л. 4.jpg (123 КБ) 2360 просмотров
Николай Каразин. Иллюстрация к роману «Преступление и наказание», 1893, л. 5.jpg
Николай Каразин. Иллюстрация к роману «Преступление и наказание», 1893, л. 5.jpg (73.06 КБ) 2360 просмотров
Николай Каразин. Иллюстрация к роману «Преступление и наказание», 1893, л. 6.jpg
Николай Каразин. Иллюстрация к роману «Преступление и наказание», 1893, л. 6.jpg (84.71 КБ) 2360 просмотров
Авантитульный портрет Николая Каразина из «Мои сказки», 1912.jpg
Авантитульный портрет Николая Каразина из «Мои сказки», 1912.jpg (163.81 КБ) 2360 просмотров
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13813
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

Вчера (22-11-23) РГДБ дополнила свою простирающуюся в глубь веков электронную мега-коллекцию прессы для детей и юношества прекрасно отсканированной годовой подшивкой еженедельника «Галчонок» за 1912 год:
https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/12345 ... ilter=1912

Это уникальное дореволюционное издание для детей, созданное на базе «Сатирикона» (главного юмористического журнала России тех времён), реформировало детскую периодику, заложив новую типологическую модель , принципиально отличную от конкурентных «Галчонку» изданий:
— более качественно, обширно и разнообразно проиллюстрированную;
— менее дидактичную и более лаконичную, демократичную и созвучную детским интересам в литературном плане;
— интерактивную, нацеленную на интенсивный диалог с маленьким читателем;
— по максимуму использующую возможности современной изданию полиграфии для создания многофункционального, зрелищного макета;
— размещающую в каждом номере не менее трёх оригинальных, не переводных, рассказов в картинках, тем самым знаменуя очередной этап в историографии отечественного комикса.

Немаловажным фактором, способствовавшим выдвижению «Галчонка» на первый план, стало назначение на должность главреда высококвалифицированного художника. Если для взрослой журналистики подобное не было новшеством (достаточно вспомнить «Художественный листок» Василия Тимма или «Будильник» Николая Степанова), то все без исключения детские журналы, вне зависимости от их достоинств или отсутствия оных, страдали избыточной литературностью — в очевидный ущерб наглядности.

«Надо вспомнить то время — 1910–1915 годы. Двадцать лет сюсюкало «Задушевное слово» на радость почтенных родителей, мудро и скучно поучал «Родник», выходили безличные «Тропинки» и «Светлячки». Вот почти всё, что тогда преподносилось детям. Юмор в детских журналах считался зубоскальством, юмористический рисунок, карикатура были изгнаны со страниц детских журналов, как рассадник плохого вкуса, чуть ли не хулиганство, упрощение рисунка считалось его извращением, а о политике и общественной жизни в детском журнале и думать было нечего. Ни художников, ни писателей для детей, в том смысле, как мы их сейчас знаем, тогда не было» , — размышлял главный художник «Сатирикона» Алексей Радаков 30 лет спустя.

При выборе редактора для нового детского еженедельника издатель развлекательных журналов Михаил Корнфельд колебался между профессиональным педагогом и Радаковым. В пользу последнего чашу весов склоняет рецензия самого Александра Бенуа, позиционирующего художника как выдающегося мастера рассказов в картинках: «Радаков был бы чудесным рисовальщиком для детей. Он один из крайне редких русских людей, которые умеют говорить на языке, не только понятном для детей, но и милом для них. Это — рассказчик по природе. Он, как Каран д'Аш, слабеет в тех случаях, когда задается изображением одного характерного момента и вполне овладевает материей, когда дает серию изображений. Это не символист, а эпик».

Достигнув рекордного в своей категории тиража 18 тыс., журнал Радакова сталкивается с волной жёсткой критики. Попытка издателя выхолостить содержание в надежде сбить эту волну приводит к резкому спаду продаж. Слишком прогрессивный и эпатажный для своих современников «Галчонок» в 1913 году прекращает свой экстравагантный полёт. Но именно его модель оказалась наиболее преемственной у последующих советских изданий для ребят. Напрямую или опосредованно, но многое из наработок «Галчонка» находит своё развитие в «ЧИЖе», «Еже», «Сверчке», «Весёлых картинках», «Мурзилке», «Трамвае» — словом, на протяжении всей истории нашей детской печати.

В числе прочих рекомендую №5, посвящённый зверюшкам. Ниже привожу в основном комиксы и художественные страницы из него, но и литературная часть весьма познавательна.
Вложения
Галченокъ. 1912. № 05 (4-го февраля)_Страница_01.jpg
Галченокъ. 1912. № 05 (4-го февраля)_Страница_01.jpg (439.66 КБ) 2240 просмотров
Галченокъ. 1912. № 05 (4-го февраля)_Страница_04.jpg
Галченокъ. 1912. № 05 (4-го февраля)_Страница_04.jpg (309.19 КБ) 2240 просмотров
Галченокъ. 1912. № 05 (4-го февраля)_Страница_05.jpg
Галченокъ. 1912. № 05 (4-го февраля)_Страница_05.jpg (298.96 КБ) 2240 просмотров
Галченокъ. 1912. № 05 (4-го февраля)_Страница_08.jpg
Галченокъ. 1912. № 05 (4-го февраля)_Страница_08.jpg (382.72 КБ) 2240 просмотров
Галченокъ. 1912. № 05 (4-го февраля)_Страница_13.jpg
Галченокъ. 1912. № 05 (4-го февраля)_Страница_13.jpg (335.26 КБ) 2240 просмотров
Галченокъ. 1912. № 05 (4-го февраля)_Страница_17.jpg
Галченокъ. 1912. № 05 (4-го февраля)_Страница_17.jpg (373.57 КБ) 2240 просмотров
Галченокъ. 1912. № 05 (4-го февраля)_Страница_18.jpg
Галченокъ. 1912. № 05 (4-го февраля)_Страница_18.jpg (320.79 КБ) 2240 просмотров
Галченокъ. 1912. № 05 (4-го февраля)_Страница_20.jpg
Галченокъ. 1912. № 05 (4-го февраля)_Страница_20.jpg (320.67 КБ) 2240 просмотров
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13813
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

Ещё один интересный тематический номер, целиком посвящённый главным властителям дум реалистов и гимназистов начала ХХ века (речь, разумеется, об индейцах):
https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/12345 ... 1/mode/2up
В номере и переводной рассказ по теме, и рассказ в жанре "производство студия ДЕФА", написанный лично Радаковым, и исторический экскурс, и стихотворный пафлет, обличающий коварство бледнолицых.
А комиксы в основном, неожиданно, все в жанре деконструкции жанра, «гуд бай, Америка», так сказать :)
Александр Грин
Автобиографическая повесть


В пятом отделении, по странной прихоти, я написал для себя статью: «Вред Майн Рида и Густава Эмара», в которой развивал мысль о гибельности указанных писателей для подростков. Вывод был такой: начитавшись живописных страниц о далеких, таинственных материках, дети презирают обычную обстановку, тоскуют и стремятся бежать в Америку. Примером я выставил театральный спектакль, после которого еще мрачнее и незавиднее кажется дом, участь бедняка.

Собрав после классов несколько человек слушателей, я прочел им эту галиматью. Они выслушали, возражать не умели или не хотели; тем дело и кончилось. До сих пор не понимаю, зачем я это сделал, – я, даже теперь с волнением думающий о путешествиях.
Вложения
Галченокъ. 1912. № 47 (24 ноября)_Страница_01.jpg
Галченокъ. 1912. № 47 (24 ноября)_Страница_01.jpg (371.62 КБ) 2199 просмотров
Галченокъ. 1912. № 47 (24 ноября)_Страница_03.jpg
Галченокъ. 1912. № 47 (24 ноября)_Страница_03.jpg (369.73 КБ) 2198 просмотров
Галченокъ. 1912. № 47 (24 ноября)_Страница_04.jpg
Галченокъ. 1912. № 47 (24 ноября)_Страница_04.jpg (357.45 КБ) 2198 просмотров
Галченокъ. 1912. № 47 (24 ноября)_Страница_09.jpg
Галченокъ. 1912. № 47 (24 ноября)_Страница_09.jpg (366.93 КБ) 2198 просмотров
Галченокъ. 1912. № 47 (24 ноября)_Страница_16.jpg
Галченокъ. 1912. № 47 (24 ноября)_Страница_16.jpg (340.81 КБ) 2198 просмотров
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 38043
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Tzratzk »

Те кто, начитавшись, таки сбежал, оказались не так уж и не правы...
Вложения
Alex Klonoff 2nd Hand Goods, 208-210 NW Couch St Portland, OR (Circa 1931).jpg
Alex Klonoff 2nd Hand Goods, 208-210 NW Couch St Portland, OR (Circa 1931).jpg (328.62 КБ) 2195 просмотров
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13813
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

Tzratzk писал(а):
24 ноя 2023, 15:46
Те кто, начитавшись, таки сбежал, оказались не так уж и не правы...
Ну, это и к Нострадамусу ходить не надо :e-laugh:
Вложения
ERU-009_Zworykin3_by_Ask Akishin & Mishazas.jpg
ERU-009_Zworykin3_by_Ask Akishin & Mishazas.jpg (847.14 КБ) 2193 просмотра
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13813
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

Меньшиков М.О..jpg
Меньшиков М.О..jpg (202.57 КБ) 1717 просмотров
Вложения
Меньшиков М.О. в комиксе Ре-Ми. Сатирикон, 1908, №25 (студенческий выпуск).jpg
Меньшиков М.О. в комиксе Ре-Ми. Сатирикон, 1908, №25 (студенческий выпуск).jpg (673.17 КБ) 1717 просмотров
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13813
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

Комикс Шарлеманя «Святочные гадания» в «Русском художественном листке» художника и литографа Василия Тимма.
Архив с пидиэфкой оригинального издания прилагаю.

Кстати, если кто не знает, Адольф Иосифович Шарлемань — величайший русский художник.
Это если считать критерием величия просматриваемость произведения.
Поскольку, начиная, с 1862 г. с произведением художника "Атласная колода игральных карт" знакомы практически все без исключения россияне, а некоторые любовались его творчеством чуть ли не половину сознательной жизни, да ещё зарабатывали на этом :)
Вложения
Русский_художественный_листок_Г12_1862_№_03, А. Шарлемань, святочные гадания.zip
(3.94 МБ) 20 скачиваний
А. Шарлемань, В. Тимм [гр.]. Cвяточные гадания. Русский художественный листок. Г12, 1862, №_03.jpg
А. Шарлемань, В. Тимм [гр.]. Cвяточные гадания. Русский художественный листок. Г12, 1862, №_03.jpg (278.15 КБ) 1654 просмотра
%D0%90%D1%82%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA_003.jpeg
%D0%90%D1%82%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA_003.jpeg (160 КБ) 1654 просмотра
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 38043
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Tzratzk »

Шарлемань - это ж Charlemagne. В смысле, Карл Великий. Какие люди в нашем захолустье... :e-eek:
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13813
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

Комиксы Михаила Егоровича Малышева (1852–1912) на тему образования.
Кроме комиксов обращался и к живописи, в том числе и образовательной тематики.
Вложения
Малышев М.Г. Изображение наук — Стрекоза_1879_№_48, с. 5.jpg
Малышев М.Г. Изображение наук — Стрекоза_1879_№_48, с. 5.jpg (614.58 КБ) 1461 просмотр
Малышев М.Г. Ботанический атлас — Стрекоза_1879_№_49, с. 5.jpg
Малышев М.Г. Ботанический атлас — Стрекоза_1879_№_49, с. 5.jpg (741.43 КБ) 1461 просмотр
Малышев М.Г. Популярная физика — Стрекоза_1879_№_02, с. 5.jpg
Малышев М.Г. Популярная физика — Стрекоза_1879_№_02, с. 5.jpg (788.23 КБ) 1461 просмотр
Малышев М.Г. Первый дебют, 1883.jpg
Малышев М.Г. Первый дебют, 1883.jpg (216.72 КБ) 1461 просмотр
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13813
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

Выяснил, что М.Г. Малышев как раз и был визуализатором обращения Толстого к чертякам.
В 1885 г. Толстой проходит мастер-класс по маркетингу у офень (торговцев лубочной литературой и «картинами» — лубками), задокументированный издателем Д.И. Сытиным.
Ему объясняют, что нужно писать про "чертяк", иначе брать не будут.
Писатель прислушивается к рекомендациям, и в 1886 г. выходит лубочная комедия Толстого «Первый винокур» с оформлением Малышева, представляющим различную нечисть.
И. Д. Сытин
ИЗЪ ПЕРЕЖИТОГО. АВТОБiОГРАФИЧЕСКiЕ НАБРОСКИ ЮБИЛЯРА
1916

Левъ Николаевичъ смѣется, отходитъ къ прплавку, въ толпу:
— Здравствуйте! Ну, какъ торгуете?
— Ничего, торгуемъ помаленьку. Да тебѣ, что же, поучиться хочется? Старъ, братъ, опоздалъ, раньше бы приходилъ.
Павлычъ суетится, видитъ, что они дерзятъ ему, какъ простому мужику.
— Вы, ребята, понимаете, съ кѣмъ говорите? Это вѣдь самъ Л. Н. Толстой!
— Такъ зачѣмъ же онъ одѣлся по-мужицки? Иль барское надоѣло? Далъ бы намъ, мы бы поносили.
Искренно, отъ души смѣется Л. Н.
— Ну, Л. Н., побесѣдуй съ нами. Мы, братъ, работники, труженики. Мучаемся, таскаемъ вотъ сытинскій товаръ всю зиму, а толковъ мало: грамотеевъ-то въ деревнѣ нѣтъ. Картинишки [лубки] еще покупаютъ, а вотъ насчетъ книгъ плохо.
Л. Н. интересуется, какъ идутъ книги подъ девизомъ „Не въ силѣ Богъ, а въ правдѣ“.
— По новости плохо. Таскаешь ихъ въ каждый домъ. За зиму даже надоѣстъ. Спрашиваютъ вездѣ все пострашнѣе да почуднѣе. А тутъ все жалостливыя да милостивыя. Въ деревнѣ и безъ того оголтѣлая скучища. Только и ждутъ, какъ нашъ братъ, балагуръ, придетъ, — всю деревню взбаламутимъ. Только и выѣзжаемъ на чертякѣ. Во какого пзобразилъ Стрѣльцовъ* — зеленаго и краснаго! Цѣлую дюжину чертякъ! На весь вечеръ бесѣды хватитъ. Старухи каются, подъ образа вѣшаютъ, молятся и на чертяку косятся. Кому не надо, и то продадимъ.Пишите-ко, Л. Н., книжечки пострашнѣе. Ваши берутъ, кто поумнѣе: попы, писаря, мѣщане на базарѣ. Въ деревнѣ развѣ только большому грамотего всучишь.

* Старинный московскій издатель народныхъ картинъ [лубков].
Вложения
Малышев М.Г. Ил. к обл. I и IV «Первый винокур» Л.Н. Толстого_Страница_1.jpg
Малышев М.Г. Ил. к обл. I и IV «Первый винокур» Л.Н. Толстого_Страница_1.jpg (183.67 КБ) 1158 просмотров
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 38043
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Tzratzk »

Ага, которую про чертей, я бы купил. А которая про стариков, ну её к чёрту.
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13813
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

Mishazas писал(а):
10 фев 2023, 19:18
Миха́й Зи́чи, Михаи́л Алекса́ндрович Зи́чи (венг. Zichy Mihály; 14 или 15 октября 1827, Зала, Австрийская империя — 28 февраля 1906, Санкт-Петербург, Российская империя) — венгерский художник из знатного рода Зичи, много лет работавший в России. Писал портреты, жанровые сцены, акварели, иллюстрировал книги. Академик Императорской академии художеств (1858), почётный член АХ (1898).

В 1859 году Зичи был назначен придворным живописцем и оставался в этом звании до 1873 года. В этот 15-летний период своей деятельности он выполнил множество рисунков, изображающих различные происшествия придворной жизни, сцены императорской охоты, карикатуры на людей, близких ко двору, и т. п. (работы находились, в основном, в императорских дворцах и альбомах высочайших особ).
Бюст Михая Зичи в Будапеште на острове Маргит.

Ещё перед этим, в 1856 году, он воспроизвёл коронацию императора Александра II в серии акварелей, за которые Санкт-Петербургская академия художеств присудила ему звание академика. В 1869 году была устроена выставка его произведений.
Продолжая начатую тему... Комикс Михаила Зичи в альбоме "Знакомые" — ещё до звания академика и начала придворной службы.
Вложения
Зичи. «Медовый месяц выпущенного офицера» Лист 3 из альбома карикатур «Знакомые» 1858.jpg
Зичи. «Медовый месяц выпущенного офицера» Лист 3 из альбома карикатур «Знакомые» 1858.jpg (1.4 МБ) 1150 просмотров
Ответить