Протокомиксы в дореволюционной России

Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13818
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

Tzratzk писал(а):
02 апр 2024, 19:05
С тех пор ни на одну оперу не ходил. Как вариант, может, и правда надо было для начала пойти на итальянскую.
За итальянцев не скажу, а вот нью-йоркский "Призрак оперы" был очень увлекательный. Не исключено, вероятно, что саспенсу добавлял факт нашего сидения в аккурат под люстрой, коя, согласно нашим сведениям, должна была в какой-то момент упасть :)
Вложения
Affiche pour Le fantôme de l'Opéra, 1925.jpg
Affiche pour Le fantôme de l'Opéra, 1925.jpg (109.9 КБ) 260 просмотров
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 38089
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Tzratzk »

У меня самые сильные впечатления остались от балета.

От мексиканского фольклорного ансамбля, когда сначала мужики широко раскрутили на веревках ведра с водой и набрызгали в зал, а потом прибежали девчонки и стали трясти многочисленными верхними и нижними юбками и посыпали с них пылью всю эту налитую в зал воду.

И ещё от кубинского балета "El Güije" ("Водяной"), где главную героиню раскачивают и под овации зала кидают к водяному в реку - (к оркестру в оркестровую яму).

И еще когда я смотрел Танец маленьких лебедей в малюсеньком зале в Доме дружбы с народами зарубежным стран. Там четыре тетки - маленьких лебедя - отплясывали практически у меня прямо перед носом, громко топоча балетными тапочками. Было смешно аж до судорог.
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13818
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

Работа тандема легендарного главреда "Осколков" Николая Лейкина и главного карикатуриста и комиксиста журнала Василия Порфирьева в красочном описании Лейкина и в не менее красочном отображении Порфирьева же :)
Про первого известно довольно много, про второго — пока ничего не нашёл, кроме даты рождения 1853 г. Единственное, из данной картинки можно предположить, что он был одноглазый.
Вложения
Порфирьев В.И. Н. Лейкин. 1882. imgupscaler.jpg
Порфирьев В.И. Н. Лейкин. 1882. imgupscaler.jpg (1.33 МБ) 228 просмотров
Лейкин Н.А. [текст]; Порфирьев В.И. Благонамеренная карикатура. Оск. 1882 №18 (1 мая). С. 1.jpg
Лейкин Н.А. [текст]; Порфирьев В.И. Благонамеренная карикатура. Оск. 1882 №18 (1 мая). С. 1.jpg (2.15 МБ) 228 просмотров
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13818
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

В продолжение, ещё комиксы Порфирьева на цеховые, околожурналистскую и художническую, тематики.
Кто придумывал, не указано, но уже в "Осколках" практиковали "темистов", авторов тем и текстов.
Осколкинским темистом начинал свою литературную деятельность Антон Чехов.
Впрочем, рисунками он был недоволен, в письме от 22 мая 1885 выговаривал редактору Лейкину:
Всё хорошо в «Осколках», но художеств<енный> отдел критикуется даже в мещанском училище <...> по рисункам публика привыкла судить и о всем журнале, а бывают ли в «Осколках» рисунки? Есть краски и фигуры, но типов, движений и рисунка нет...
Вложения
Порфирьев В.И. Менуэт журналистики.jpg
Порфирьев В.И. Менуэт журналистики.jpg (567.88 КБ) 228 просмотров
Порфирьев В.И. Газетная школа.jpg
Порфирьев В.И. Газетная школа.jpg (457.04 КБ) 228 просмотров
Порфирьев В.И. Интервьюеры.jpg
Порфирьев В.И. Интервьюеры.jpg (531.28 КБ) 228 просмотров
Порфирьев В.И. Газеты и журналы в лицах.jpg
Порфирьев В.И. Газеты и журналы в лицах.jpg (585.81 КБ) 228 просмотров
Порфирьев В.И. VI выставка общ-ва выставок. Оск. 1882 №15 (10 апр.). С. 8.jpg
Порфирьев В.И. VI выставка общ-ва выставок. Оск. 1882 №15 (10 апр.). С. 8.jpg (2.31 МБ) 228 просмотров
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 38089
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Tzratzk »

Краски и фигуры есть... Типов и движений нет...

---

Я ничего не понял. Море же и типов и движений. По-моему, он просто вредничает (-ал). Или ему какие-то не такие (были) нужны?
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13818
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

Tzratzk писал(а):
09 апр 2024, 18:50
Я ничего не понял. Море же и типов и движений. По-моему, он просто вредничает (-ал). Или ему какие-то не такие (были) нужны?
Хороший вопрос. У Чехова был этакий ницшеанский комплекс неполноценности окружающих (на себя он его не распространял). Тезисы фон Корена в "Дуэли" о "выродках" — это, похоже, и его собственные мысли. Чехов мечтал о могучих, отважных героях. Гиляровский, например, воплощал идеальный для него тип, судя по воспоминаниям Гиляровского:
Ещё в начале нашего знакомства он с удовольствием выслушивал мои стихи про Стеньку Разина, про запорожцев, которые еще тогда напечатаны не были.
Я уже говорил о том впечатлении, которое произвела на меня "Степь", напечатанная впервые в "Северном вестнике" в конце 80-х годов. При первой же встрече я высказал Чехову свой восторг:
- Прелесть! Ведь это же настоящая, настоящая степь! Прямо дышишь степью, когда читаешь.
- Скучно тебе было читать, скажи по совести!
- Тихо все, читаешь, будто сам в телеге едешь, тихо-тихо едешь.
- Вот оттого-то она и скучна тебе, так и быть должно. Моя степь - не твоя степь. Ведь ты же опоздал родиться на триста лет... В те времена ты бы ватаги буйные по степи водил, и весело б тебе было. Опоздал родиться...
Он засмеялся. А потом задумался и, глядя мне в глаза, медленно проговорил:
- Будет еще и твоя степь. И ватаги буйные будут. Все повторится, что было... Только мы с тобой не доживем до этого. А будет, будет это... И Гонты, и Гордиенки, и Стеньки Разины будут... Все будет... И шире и грознее еще разгуляется. Корка вверху лопнет, и польется; ведь в каждой станице таится свой Стенька Разин, в каждой деревне свой Пугачев найдется... Сорвется с цепи - а за ним все стаей, стаей...

Повторение этого разговора было у нас опять в Ялте, через несколько лет [...].
- Твои герои - в прошлом, сильные, могучие, с порывами; а мои нынешние - все кислота, киснут и скулят; как ты выражаешься - чеховщина.
Он надолго закашлялся.
- Да ведь так гнить без конца нельзя... Гниет болото, гниет, да и высохнет... И запылает от искорки торф в глубине и лес наверху. Только после нас это будет. Не вовремя ты родился. Или опоздал на триста лет, или раньше явился на сто.
Попросту говоря, мужик грезил о суперах. Чехов не подозревал, что не пройдёт и десятка лет, как понабегут и стеньки разины, и емельки пугачёвы, но в натуре, а не в перспективе, они б ему вряд ли понравились бы. Вот персонажей "Марвел", вероятно, он одобрил бы :)
Вложения
MAD [М. Дризо]. ИР 1929 № 29 с. 03. Чеховские пьесы.jpg
MAD [М. Дризо]. ИР 1929 № 29 с. 03. Чеховские пьесы.jpg (1.09 МБ) 225 просмотров
А. Долженко, В. А. Гиляровский, И. П. Чехов (стоят); Ан. П. Чехов, М. П. Чехов (сидят). Мелихово. 1892.jpg
А. Долженко, В. А. Гиляровский, И. П. Чехов (стоят); Ан. П. Чехов, М. П. Чехов (сидят). Мелихово. 1892.jpg (149.97 КБ) 222 просмотра
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13818
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

Весёлая история из «Развлечения» :e-laugh:
В жанре крайне распространённых до революции комикс-дуплетов — реприз в двух картинках.
За неподписанностью работы автора комикса опознать пока не получилось.
Исходя из инфы Владимира Гиляровского в «Москве газетной» и сверки с уже наверняка атрибутированными рисунками можно предположить, что это Лавр Белянкин, но далеко не наверняка. Реалистические, хорошо проработанные рисунки в "Развлечение" делали ещё и Михаил Башилов, Павел Шмельков, Владимир Шервуд.
Вложения
РЗВ. 1865. 18 сент. (№37). С.188. Три грации.jpg
РЗВ. 1865. 18 сент. (№37). С.188. Три грации.jpg (519.48 КБ) 196 просмотров
РЗВ. 1865. 18 сент. (№37). С.189. Три грации.jpg
РЗВ. 1865. 18 сент. (№37). С.189. Три грации.jpg (496.89 КБ) 190 просмотров
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 38089
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Tzratzk »

Народ и тогда любил, невзирая на конскую цензуру, раскрывать тему сисек.

18 сентября какого года?
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13818
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

Tzratzk писал(а):
11 апр 2024, 10:37
18 сентября какого года?
Спасибо, пофиксено — 1865 :)
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 38089
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Tzratzk »

А теперь перепутал порядок появления картинок.
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13818
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

Спасибо, пофиксен и порядок.
Насчёт цензуры там хохма в том, что она, насколько понимаю, в основном гнобила за политику, а о нравственности не шибко пеклась. Как видим из вышеприведённой передовицы Лейкина и Порфирьева, будуарная тематика была самой безопасной. Ну, ещё про пьянство — появился даже такой термин «трактирный журнал». Из соц. слоёв наименее защищёнными от комиксистов оказались купцы и женщины.
Вложения
РЗВ. 1865. 9 апр. (№ 14). С. 220. [Цензурная реформа 1865 г.].jpg
РЗВ. 1865. 9 апр. (№ 14). С. 220. [Цензурная реформа 1865 г.].jpg (413.5 КБ) 189 просмотров
РЗВ. 1865. 7 авг. (№ 31). С. 92. Из нижегородской ярмарки ([гр.] ТБ [Т. Баранов]).jpg
РЗВ. 1865. 7 авг. (№ 31). С. 92. Из нижегородской ярмарки ([гр.] ТБ [Т. Баранов]).jpg (535.92 КБ) 189 просмотров
РЗВ. 1865. 7 авг. (№ 31). С. 93. Из нижегородской ярмарки ([гр.] ТБ [Т. Баранов]).jpg
РЗВ. 1865. 7 авг. (№ 31). С. 93. Из нижегородской ярмарки ([гр.] ТБ [Т. Баранов]).jpg (519.7 КБ) 189 просмотров
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 38089
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Tzratzk »

Здоровый подход, я считаю!
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13818
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

Tzratzk писал(а):
11 апр 2024, 17:39
Здоровый подход, я считаю!
Это если рассуждать линейно. С другой стороны, когда государство законодательно криминализирует любую ерунду вплоть до печатных букв и весёлых картинок, то что происходит с обществом? — правильно, градус его криминализации возрастает. Любой шпак типа инженера Достоевского или ешиботников-недоучек становится экспертом в понятиях. Сначала они, а следом приходят и профессионалы мёртвого дома. Общество думает, что изгоняет негатив в тюрьму, а на самом деле запускает её в себя. Тут и чихнуть не успеешь, как на руководящих постах одни рецидивисты, а вместо законов не пойми что :e-frown:
Вложения
MAD [М. Дризо]. ИР 1930 № 04 с. 03. Старые фото.jpg
MAD [М. Дризо]. ИР 1930 № 04 с. 03. Старые фото.jpg (1.14 МБ) 185 просмотров
MAD [М. Дризо]. ИР 1929 № 50 с. 03. Фото Совнаркома.jpg
MAD [М. Дризо]. ИР 1929 № 50 с. 03. Фото Совнаркома.jpg (1.05 МБ) 185 просмотров
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13818
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

Mishazas писал(а):
11 апр 2024, 08:30
Весёлая история из «Развлечения» :e-laugh:
В жанре крайне распространённых до революции комикс-дуплетов — реприз в двух картинках.
За неподписанностью работы автора комикса опознать пока не получилось.
Исходя из инфы Владимира Гиляровского в «Москве газетной» и сверки с уже наверняка атрибутированными рисунками можно предположить, что это Лавр Белянкин, но далеко не наверняка. Реалистические, хорошо проработанные рисунки в "Развлечение" делали ещё и Михаил Башилов, Павел Шмельков, Владимир Шервуд.
Прочитал интересную статью искусствоведа с обзором карикатур в «Развлечении», включая установление авторства:
https://antiqueland.ru/articles/1072/
Оказалось всё-таки, что «Трёх граций» рисовал Михаил Башилов, а инфа Гиляровского, при всей яркости изложения, оказалась неточной. Что, впрочем, объяснимо, поскольку в 1860-х он был подростком, в журналистику пришёл позже, и основная часть его рассказа о Белянкине основана на редакционных легендах. Если б я был повнимательнее, то заметил бы, что Белянкин в те времена рисовал относительно [трёх граций] слабее и практически всегда подписывался: LB — латинскими буквами. Это уже к 1880 — 1890-м он основательно вырос как художник-график, что заметно, например, по его этнографическим реконструкциям.
Вложения
РЗВ. 1867-01-04 (№ 1). С. 4. Белянкин Л.Л.; Брауне К. [гр.] Сюрпризы 1867.jpg
РЗВ. 1867-01-04 (№ 1). С. 4. Белянкин Л.Л.; Брауне К. [гр.] Сюрпризы 1867.jpg (566.99 КБ) 139 просмотров
РЗВ. 1867-01-04 (№ 1). С. 5. Белянкин Л.Л.; Брауне К. [гр.] Сюрпризы 1867.jpg
РЗВ. 1867-01-04 (№ 1). С. 5. Белянкин Л.Л.; Брауне К. [гр.] Сюрпризы 1867.jpg (657.62 КБ) 139 просмотров
Белянкин Л.Л. Северный край. Великоросы. Поморы. 1894.jpg
Белянкин Л.Л. Северный край. Великоросы. Поморы. 1894.jpg (1.82 МБ) 139 просмотров
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 38089
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Tzratzk »

Классные картинки.
Ответить