Мне кажется, что принцип ЗЛОВЕЩЕЙ ДОЛИНЫ, довольно поверхностно описывает ситуацию.
Нам нравятся объекты, которые внешне напоминают людей: куклы, роботы, мягкие игрушки. Но с ростом сходства, наступаем момент, когда такой объект начинает выглядеть пугающе.
Этот психологический эффект называется эффектом «зловещей долины». Когда сходство, куклы или робота и человека, становится очень сильным, мы готовы принять эту куклу за человека. Но мелкие несоответствия во внешности вызывают тревогу. Начинает казаться, что существо, которое перед нами вроде бы человек, но какой-то он не такой и лучше с ним на всякий случай не связываться. Все становится еще хуже, если объект движущийся.
Люди уже давно пытаются разработать робота, который бы походил на человека. Но все-таки он не способен двигаться так же естественно, как живое существо. И мы глядя на него невольно думаем: «О нет, оно неживое, но движется! Что ты такое?!»
Кстати, создатели фильмов ужасов часто используют этот эффект, чтобы нас напугать.
https://spark.ru/startup/logo/blog/1907 ... n-i-rabotu
Привожу выдержки из эссе, уже не помню кого - когда-то были записаны мной на каких-то клочках - озаглавленного КУКЛЫ И МАРИОНЕТКИ (полного текста не имею):
" Куклы, это неисчислимые копии-двойники, чьи оригиналы утрачены. Кукла, маска - вещь, марионетка - тень.
Когда мы говорим, что кукла подражает человеку, то сразу образуется ,запретная область, в которую нам нет доступа, как нет доступа к душам автоматов, мёртвых вещей, к природным явлениям, их тайнам. Иной мир - и это мир кукольного, в полном смысле, мир мёртвых жизней.
Кукла подражает человеческому. Марионетка чистому движению. Марионетка не "вещь", а лишь тень, отображение. Не имеющая трёхмерных параметров она не часть материального мира. Она идея, ментальная функция, элемент, часть машины, машина. В марионетке нет подобия человеческого, она не ограничена, но абстрактна. Она противоземное существо. Машина, создающая определённые виды движений, которым манипулятор может подражать, но овладеть ими не может.
Марионетка движется, кукла может лишь перемещаться. Кула имеет тяжесть, точки заземления, "свой" дом и род.
Марионетка экстерриториальна, кукла терреториальна, она такая же вещь, как и маска. Ей необходим свой фон, рамка, окружение, благодаря чему она способна быть.
Кукла часть реально-вещественного мира, марионетка является частью виртуального, мнимого мира, "кинетический монстр" - способ производить движения вне тела.
Если на одном полюсе марионетка, как предел чистого движения, то на другом кукла - самодостаточное, и абсолютно неподвижное бытие, оживающее тогда, когда его касаются.
Марионетка элемент протогенеза, трансформации кукольного(театрального) в мировое(информационное) представление.
Прежде всего совершенно ясно, что марионетка не в силах имитировать органические, "человеческие" движения, её двигательное превосходство в ином: она способно производить бесконечно медленные и бесконечно быстрые движения. То есть, именно те, которые всегда находятся или выше, или ниже нормального порога восприятия - движения предельной или минимальной интенсивности.
Одно из удивительных свойств марионетки как раз и состоит в том, что она легко выражает чистые аффекивные состояния и движения (страх, боль, грусть, радость), не допуская в своём движении никаких оттенков или сомнений, ничего внутреннего, ничего, подобного "переживанию"."
Я непомню уже выводы автора эссе, но от себя могу добавить, что кукла, из-за того, что мы подозреваем в ней некий, неведомый нам внутренний мир, содержит в себе потенциальную комедию, или потенциальную трагедию. А вот свойство марионетки лишь безупречность. Пугающая безупречность.
Кстати, почему-то вспомнил момент из воспоминаний Владимира Березина. Там был такой заслуженный ветеран-тренер в области какого-то единоборства. Так вот он, видимо в следствии перенесённых травм, всегда оборачивался не с помощью шеи, а всем корпусом. Причём, подобно варану, с некоторыми небольшими рывками. Это движение производило довольно устрашающее впечатление. Видимо именно из-за некоторого "марионеточного" характера.