Работа с изообразами

Аватара пользователя
popolago
Местный
Сообщения: 554
Зарегистрирован: 18 янв 2010, 13:52
Контактная информация:

Работа с изообразами

Сообщение popolago »

Изображение

Нам нравятся объекты, которые внешне напоминают людей: куклы, роботы, мягкие игрушки. Но с ростом сходства, наступаем момент, когда такой объект начинает выглядеть пугающе.

Этот психологический эффект называется эффектом «зловещей долины». Когда сходство, куклы или робота и человека, становится очень сильным, мы готовы принять эту куклу за человека. Но мелкие несоответствия во внешности вызывают тревогу. Начинает казаться, что существо, которое перед нами вроде бы человек, но какой-то он не такой и лучше с ним на всякий случай не связываться. Все становится еще хуже, если объект движущийся.

Люди уже давно пытаются разработать робота, который бы походил на человека. Но все-таки он не способен двигаться так же естественно, как живое существо. И мы глядя на него невольно думаем: «О нет, оно неживое, но движется! Что ты такое?!»

Кстати, создатели фильмов ужасов часто используют этот эффект, чтобы нас напугать.

https://spark.ru/startup/logo/blog/1907 ... n-i-rabotu
Мне кажется, что принцип ЗЛОВЕЩЕЙ ДОЛИНЫ, довольно поверхностно описывает ситуацию.
Привожу выдержки из эссе, уже не помню кого - когда-то были записаны мной на каких-то клочках - озаглавленного КУКЛЫ И МАРИОНЕТКИ (полного текста не имею):

" Куклы, это неисчислимые копии-двойники, чьи оригиналы утрачены. Кукла, маска - вещь, марионетка - тень.
Когда мы говорим, что кукла подражает человеку, то сразу образуется ,запретная область, в которую нам нет доступа, как нет доступа к душам автоматов, мёртвых вещей, к природным явлениям, их тайнам. Иной мир - и это мир кукольного, в полном смысле, мир мёртвых жизней.

Кукла подражает человеческому. Марионетка чистому движению. Марионетка не "вещь", а лишь тень, отображение. Не имеющая трёхмерных параметров она не часть материального мира. Она идея, ментальная функция, элемент, часть машины, машина. В марионетке нет подобия человеческого, она не ограничена, но абстрактна. Она противоземное существо. Машина, создающая определённые виды движений, которым манипулятор может подражать, но овладеть ими не может.

Марионетка движется, кукла может лишь перемещаться. Кула имеет тяжесть, точки заземления, "свой" дом и род.

Марионетка экстерриториальна, кукла терреториальна, она такая же вещь, как и маска. Ей необходим свой фон, рамка, окружение, благодаря чему она способна быть.

Кукла часть реально-вещественного мира, марионетка является частью виртуального, мнимого мира, "кинетический монстр" - способ производить движения вне тела.

Если на одном полюсе марионетка, как предел чистого движения, то на другом кукла - самодостаточное, и абсолютно неподвижное бытие, оживающее тогда, когда его касаются.

Марионетка элемент протогенеза, трансформации кукольного(театрального) в мировое(информационное) представление.

Прежде всего совершенно ясно, что марионетка не в силах имитировать органические, "человеческие" движения, её двигательное превосходство в ином: она способно производить бесконечно медленные и бесконечно быстрые движения. То есть, именно те, которые всегда находятся или выше, или ниже нормального порога восприятия - движения предельной или минимальной интенсивности.

Одно из удивительных свойств марионетки как раз и состоит в том, что она легко выражает чистые аффекивные состояния и движения (страх, боль, грусть, радость), не допуская в своём движении никаких оттенков или сомнений, ничего внутреннего, ничего, подобного "переживанию"."

Я непомню уже выводы автора эссе, но от себя могу добавить, что кукла, из-за того, что мы подозреваем в ней некий, неведомый нам внутренний мир, содержит в себе потенциальную комедию, или потенциальную трагедию. А вот свойство марионетки лишь безупречность. Пугающая безупречность.
Кстати, почему-то вспомнил момент из воспоминаний Владимира Березина. Там был такой заслуженный ветеран-тренер в области какого-то единоборства. Так вот он, видимо в следствии перенесённых травм, всегда оборачивался не с помощью шеи, а всем корпусом. Причём, подобно варану, с некоторыми небольшими рывками. Это движение производило довольно устрашающее впечатление. Видимо именно из-за некоторого "марионеточного" характера.
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13775
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Занимательное человековедение

Сообщение Mishazas »

popolago писал(а):Привожу выдержки из эссе, уже не помню кого - когда-то были записаны мной на каких-то клочках - озаглавленного КУКЛЫ И МАРИОНЕТКИ (полного текста не имею):
Погуглил — это из книги-анализа творчества Гоголя.
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3282120
Т.е. тут, скорее, речь не о реальных людях, а о методах перенесения их в литературные образы на примерах Гоголевских персонажей.
__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
Аватара пользователя
popolago
Местный
Сообщения: 554
Зарегистрирован: 18 янв 2010, 13:52
Контактная информация:

Re: Занимательное человековедение

Сообщение popolago »

Интересно. Нужно будет пролистать. Такую книгу я точно в руках не держал. А держал, кажется, СИНИЙ ДИВАН, из которого и почерпнул про кукол и марионеток.
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13775
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Занимательное человековедение

Сообщение Mishazas »

popolago писал(а):Интересно. Нужно будет пролистать. Такую книгу я точно в руках не держал. А держал, кажется, СИНИЙ ДИВАН, из которого и почерпнул про кукол и марионеток.
Ага, тогда понятно. Автор книги Валерий Подорога печатается в "Синем диване", значит, опубликовал там и главу про кукол и марионеток отдельной статьёй.

Меня тема кукол интересовала в контексте комиксов, поскольку, похоже, многие приёмы в них сходны с правилами кукольного театра. Не совсем понятно полярное противопоставление автором кукол марионеткам, кроме, естественно, объёмности первых и двухмерности последних.
Если взять классику перекладной (т.е. марионеточной) анимации, «Капитана Врунгеля», упоминающегося в книге Норштейна, и классику кукольной (Роман Качанов, Иржи Трнка, Джим Хенсон, Иво Каприно), то нельзя же сказать, что плоские персонажи воздействуют на зрителей иначе, чем объёмные. Возможности, естественно, разные, визуальная эстетика отличается, но не настолько же, чтоб сказать, что первые — лишь тени, а материальны только вторые.
__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
Аватара пользователя
popolago
Местный
Сообщения: 554
Зарегистрирован: 18 янв 2010, 13:52
Контактная информация:

Re: Занимательное человековедение

Сообщение popolago »

Меня эта кукольная тема интересовала, так как у меня был игровой проект про кукол (БУРАТИЛО) совместно со студией МУХА, где я выступал ещё и сценаристом.
А сценарий изначально был сделан для мультфильма, но позже я адаптировал его под игру. Неважно. Про полярность. Она как раз проявляется жанрово именно на комиксной площадке. Я вот часто замечал, что комиксные авторы - сценаристы в основном - пытаются использовать киноприёмы в комиксах. Где они если и работают, то с большой натяжкой, не смотря на всяческую поддержку озвучкой и спецэффектами. Я имею ввиду, когда по замыслу нужно показать некоторый момент многократно повторяемого механического действия. Если в кино (мультипликации) это выглядит естественно, так как там передача образа происходит через видеоряд (особенно после изобретения летающей камеры), то в комиксе используется скорее чётко выстроенная экспозиция ключевых сцен - типа как в кино времён "великого немого". Котое, в свою очередь, композиционно отталкивалось от фотографии, оживляя её, которая имитировала живописные полотна.
Есть фильм Годара семидесятых годов. Там режиссёр в павильонах выстраивает декорации и мизансцены великих живописных полотен, типа ВХОД КРЕСТОНОСЦЕВ В ИЕРУСАЛИМ Делакруа, или РАССТРЕЛ ПАТРИОТОВ Гойи. То есть он наряжает людей в соответствующие костюмы, расставляет их в тех позах и в той среде, как это выглядит на полотне. А затем, они начинают действие, как бы придавая полотну дополнительное измерение. А он снимает это дело. Вот это на мой взгляд, абсолютно кукольный (контр марионеточный) подход. Есть зафиксированное состояние события в его наиболее проявленной фазе, содержащей в себе потенциалы развития по любому хронологическому направлению. Это образ события. И этот подход, на мой взгляд, наиболее органичен для комикса: демонстрация череды состояний - время, не как процесс длительности (марионетка), а как смена событий (кукла).
Ведь и кино(мультипликация), и комикс, работают со временем, но только в первом случае время эксплицировано (напоказ), а во втором имплицитно (сокрыто). И из-за этой таинственности меня лично притягивает именно комикс - почему я и забросил всяческую мультипликацию и прочий видеоряд.
Прошу прощения за неуклюжесть изложения. В качестве демонстрации привожу пример "кинемотографичности" ( так неодобряемой мной) в области комикса, выполнненый мной собственноручно, но по чужому замыслу.
Вложения
6 polosa1.jpg
6 polosa1.jpg (123.83 КБ) 29786 просмотров
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 37891
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Re: Занимательное человековедение

Сообщение Tzratzk »

Из своей практики тоже припоминаю что-то такое по теме кукол.
Вложения
0021.jpg
0021.jpg (274.55 КБ) 29783 просмотра
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13775
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Занимательное человековедение

Сообщение Mishazas »

popolago писал(а):Я вот часто замечал, что комиксные авторы - сценаристы в основном - пытаются использовать киноприёмы в комиксах. Где они если и работают, то с большой натяжкой, не смотря на всяческую поддержку озвучкой и спецэффектами. Я имею ввиду, когда по замыслу нужно показать некоторый момент многократно повторяемого механического действия. Если в кино (мультипликации) это выглядит естественно, так как там передача образа происходит через видеоряд (особенно после изобретения летающей камеры), то в комиксе используется скорее чётко выстроенная экспозиция ключевых сцен - типа как в кино времён "великого немого". Котое, в свою очередь, композиционно отталкивалось от фотографии, оживляя её, которая имитировала живописные полотна.

Есть фильм Годара семидесятых годов. Там режиссёр в павильонах выстраивает декорации и мизансцены великих живописных полотен, типа ВХОД КРЕСТОНОСЦЕВ В ИЕРУСАЛИМ Делакруа, или РАССТРЕЛ ПАТРИОТОВ Гойи. То есть он наряжает людей в соответствующие костюмы, расставляет их в тех позах и в той среде, как это выглядит на полотне. А затем, они начинают действие, как бы придавая полотну дополнительное измерение. А он снимает это дело. Вот это на мой взгляд, абсолютно кукольный (контр марионеточный) подход. Есть зафиксированное состояние события в его наиболее проявленной фазе, содержащей в себе потенциалы развития по любому хронологическому направлению. Это образ события. И этот подход, на мой взгляд, наиболее органичен для комикса: демонстрация череды состояний - время, не как процесс длительности (марионетка), а как смена событий (кукла).

Ведь и кино(мультипликация), и комикс, работают со временем, но только в первом случае время эксплицировано (напоказ), а во втором имплицитно (сокрыто). И из-за этой таинственности меня лично притягивает именно комикс - почему я и забросил всяческую мультипликацию и прочий видеоряд.
Так и есть. Эрже, например, подолгу работал над каждым альбомом "Тинтина" из-за того что тщательно просчитывал каждый кадр и их взаимодействие друг с другом: искал оптимальный стоп-кадр, оптимальную композицию, позы, движения, образы, характеризующие ту или иную сцену, — вплоть до нервного истощения (как известно из его биографии).

Наиболее хорошо и наглядно комикс в контексте работы с изообразами и межкадровыми связками разобран у Маклауда в "Понимании комиксов". "Фанатский" перевод лежит на торрентах:
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4126971
Но если есть возможность, то лучше, конечно, разжиться недавним изданием с переводом Василия Шевченко и леттерингом Захара Ящина:
http://www.labirint.ru/books/554074/
__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13775
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Работа с изообразами

Сообщение Mishazas »

Обсуждения, связанные с изообразами вообще и в комиксах, переношу из "Человековедения" в отдельную профильную тему.
__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13775
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Занимательное человековедение

Сообщение Mishazas »

Tzratzk писал(а):Из своей практики тоже припоминаю что-то такое по теме кукол.
В материале, процитированном, Алексеем, куклы, насколько понимаю, трактуются в более широком понимании: как персонификации каких-то человеческих функций, черт, особенностей, и в этом смысле "куклой" воспринимается любой рисованный образ. Например, у тебя с Петрушкой всё понятно (известный типаж), но и мужик — тоже распространённый образ. Если абстрагироваться от характерных физиономических деталей, то в целом он для читателя представляет героический типаж, своего рода куклу, символизирующую определённый характер, образ, от которой ждёшь определённой игры, атрибутов, действий. Такой типаж может стрелять, драться, допрашивать подозреваемых. А если начнёт сморкаться, предводительствовать на детском утреннике или примерять чулки, то у зрителя возникнет когнитивный диссонанс :)
(Кстати, ещё и поэтому необходимо читать сценарии до конца, прежде чем рисовать.
Чтобы случайно не выбрать на роль Петрушки Арлекина или Пьеро.)
__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
Аватара пользователя
popolago
Местный
Сообщения: 554
Зарегистрирован: 18 янв 2010, 13:52
Контактная информация:

Re: Занимательное человековедение

Сообщение popolago »

Интересно, что за "Понимании комиксов" я принимался несколько раз, но далеко ни разу не продвинулся. Всё во мне восстаёт против авторского видения. Хотя я отлично понимаю, что по сути предъявить мне нечего - автор формально во всём прав, причём в степени. Но вот комиксы, изготовленные по правилам мне скушны своей нарочитой технологичностью. Это как книгу не хочется читать, когда чувствуешь, что сюжет сконструирован. После очередной моей неудачной попытки осилить Понимание комикса", я просто решил, что это книга для зрителей\читателей, а не для авторов, и на том успокоил себя.
Нет, книга нужная, и талантливая, но очень похожа на отдельный комикс про комиксы. Большой художник создаёт некую собственную вселенную, и после норовит натянуть её на глобус реальности в попытке создать действительность.
Скажем, гениальный в высшей степени режиссёр ( и художник с большой буквы) Александр Сокуров, когда начинает говорить на "актуальные темы", я сразу расстраиваюсь. Но это всё офтоп с моей стороны - так, заметки на полях.

А вот разнополюсность в плане: кукла-марионетка можно преодолеть, как и любой дуализм, выводом проблемы парадоксальным образом на новый уровень.
В комиксном проявлении например, представить и нарисовать, как бы выглядела инструкция для пылесоса в эпоху высокого возрождения. Чем собственно и занимается постмодерн, как если бы отражение из зеркала кривлялось вслед удаляющемуся объекту, прибывающему в уверенности, что он субъект.

Наверняка возможны и более изящные вариянты, из области магического. Скажем, куольно-марионеточный комплекс, как путь к Адаму Кадмону С удовольствием бы о таких вариантах узнал.
Аватара пользователя
popolago
Местный
Сообщения: 554
Зарегистрирован: 18 янв 2010, 13:52
Контактная информация:

Re: Занимательное человековедение

Сообщение popolago »

Mishazas писал(а):[quote Если абстрагироваться от характерных физиономических деталей, то в целом он для читателя представляет героический типаж, своего рода куклу, символизирующую определённый характер, образ, от которой ждёшь определённой игры, атрибутов, действий.
Согласен. Кукольный мир - чистейший театр душ. Физиология тут мнимая.
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 37891
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Re: Занимательное человековедение

Сообщение Tzratzk »

popolago писал(а):Согласен. Кукольный мир - чистейший театр душ. Физиология тут мнимая.
Я бы поспорил, но Миша снова перетащит в профильную для данного уточнения ветку. :be-laugh:
Аватара пользователя
popolago
Местный
Сообщения: 554
Зарегистрирован: 18 янв 2010, 13:52
Контактная информация:

Re: Занимательное человековедение

Сообщение popolago »

А что касается вычитки художником сценария, то. Если бы я был сценаристом ( а мне приходилось), то я не давал бы художнику сценария целиком, а выдовал бы продуманно-дозированно, тем самым сужая его и без того небогатый угол обзора, и исподволь манипулировал бы его оптикой. Но тогда бы я превратился в режиссёра, а художник в куклу.
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13775
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Занимательное человековедение

Сообщение Mishazas »

Tzratzk писал(а):Я бы поспорил, но Миша снова перетащит в профильную для данного уточнения ветку. :be-laugh:
Это нормальная практика модерации форумов. Лучше, когда всё по одной теме находится под рукой, а не раскидано по отвлечённым темам. Как часто пользующийся поисками по форумам, могу это засвидетельствовать :)
popolago писал(а):Интересно, что за "Понимании комиксов" я принимался несколько раз, но далеко ни разу не продвинулся. Всё во мне восстаёт против авторского видения. Хотя я отлично понимаю, что по сути предъявить мне нечего - автор формально во всём прав, причём в степени. Но вот комиксы, изготовленные по правилам мне скушны своей нарочитой технологичностью. Это как книгу не хочется читать, когда чувствуешь, что сюжет сконструирован. После очередной моей неудачной попытки осилить Понимание комикса", я просто решил, что это книга для зрителей\читателей, а не для авторов, и на том успокоил себя.
Мне очень интересен у него был раздел, посвящённый достраиванию образов, или, попросту говоря, их монтажу. Позднее узнал, что кинотеорией это давно освоено и носит название "Эффект Кулешова".
mVfKJb[1].png
mVfKJb[1].png (417.25 КБ) 29762 просмотра
a13e3ad00fba670756beb716d0eb5a10[1].jpg
a13e3ad00fba670756beb716d0eb5a10[1].jpg (192.48 КБ) 29762 просмотра
__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13775
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Занимательное человековедение

Сообщение Mishazas »

popolago писал(а):А что касается вычитки художником сценария, то. Если бы я был сценаристом ( а мне приходилось), то я не давал бы художнику сценария целиком, а выдовал бы продуманно-дозированно, тем самым сужая его и без того небогатый угол обзора, и исподволь манипулировал бы его оптикой. Но тогда бы я превратился в режиссёра, а художник в куклу.
Как сценарист, я б и рад согласиться :e-laugh:
Но практика показывает, что правильней, когда основные режиссёрские функции лежат на художнике.
При условии, естественно, что у него есть опыты работы в медиуме.
Мало кто из пишущих, особенно у нас, представляет все приёмы и возможности визуального повествования.
__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
Ответить