Генри Филдинг о критиках

Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13808
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Генри Филдинг о критиках

Сообщение Mishazas »

Сюжет книги Генри Филдинга "История Тома Джонса, найдёныша" перемежается отступлениями, в которых автор размышляет о различных аспектах литературного ремесла.

Одно из таких отступлений посвящено критикам. В нём Филдинг выстраивает логическую цепочку, приравнивающую критиков к наитягчайшей разновидности убийц — к отравителям. (С точки зрения старых английских законов убийство посредством яда неопровержимо доказывало злой умысел, в то время как другие орудия преступления, будь то огнестрельные или режущие, столь же неопровержимо свидетельствовать о предумышленности и преступном расчёте не могли.)

К мнению Филдинга стоит прислушаться, поскольку мужик был всесторонне компетентен в рассматриваемом вопросе. Если сейчас он известен большей частью как классик английской литературы, мастер плутовского романа, то при жизни он исполнял обязанности мирового судьи, заслужил уважение современников своей неподкупностью, а также, на пару со своим братом, стоял у истоков создания лондонской полиции — ранее отловом разбойников занимались охотники за наградами, которых горожане зачастую боялись едва ли не больше, чем самих разбойников. Привожу главу целиком.
Генри Филдинг
Корка для критиков


Может показаться, что в нашей последней вступительной главе мы обошлись с грозным цехом людей, именуемых критиками, более непринужденно, чем нам приличествует: ведь они требуют от писателей большой угодливости, и это требование обыкновенно удовлетворяется. Поэтому в настоящей главе мы изложим этой высокой корпорации резоны нашего поведения, причем, может статься, представим господ критиков в таком свете, в каком до сих пор еще их не видели.

Слово "критика" происхождения греческого и означает — суд. Отсюда, я полагаю, люди, не понимающие оригинала и знакомые только с переводом, заключили, что оно означает суд в юридическом смысле, зачастую понимая это слово как синоним осуждения.

Я склоняюсь именно к этому мнению, так как значительнейшая часть критиков в последние годы состоит из юристов. Многие из этих господ, отчаявшись, может быть, занять место на скамье в Вестминстер-Холле, расположились на театральных скамьях, где и принялись проявлять свои судейские способности и творить суд, то есть беспощадно осуждать.

Господа эти были бы, вероятно, чрезвычайно польщены, если бы мы ограничились этим сравнением их с одной из самых важных и почетных должностей в государстве, и мы бы так и поступили, если бы искали их расположения; но так как мы намерены обращаться с ними искренне и с прямотой, то должны им напомнить о другом должностном лице судебного ведомства, гораздо низшего ранга, с которым у них тоже есть некоторое отдаленное сходство, поскольку они не только произносят приговор, но и приводят его в исполнение.

Однако нынешних критиков можно с большой справедливостью и верностью представить также и в другом освещении, а именно: как публичных клеветников. Если субъект, сующий нос в дела других с единственной целью открыть чужие промахи и разгласить их всему свету, заслуживает названия клеветника, порочащего репутацию людей, то почему же критика, читающего книги с тем же злобным намерением, нельзя назвать клеветником, порочащим репутацию книг?

Мне кажется, нет более презренного раба порока, общество не порождает более отвратительной гадины, и у дьявола нет гостя, более его достойного и более ему желанного, чем клеветник. Свет, боюсь я, и наполовину не гнушается этого чудовища так, как оно заслуживает; и еще больше боюсь я объяснить причину этой преступной снисходительности к нему; несомненно, однако, что вор по сравнению с клеветником кажется невинным; даже убийца редко может с ним соперничать в отношении тяжести преступления: ведь клевета — оружие более ужасное, чем шпага, так как наносимые ею раны всегда неизлечимы. Один только способ убийства, самый гнусный и подлый из всех, имеет точное сходство с пороком, против которого мы здесь ополчаемся, именно: отравление — способ мести, настолько презренный и отвратительный, что законы наши некогда мудро отличали его от всех других видов убийства особенно строгим наказанием.

Помимо страшного вреда, причиняемого клеветой, и гнусности средств, ею употребляемых, есть и другие обстоятельства, придающие ей еще более отвратительный характер: ведь часто сеется она без всякого повода и почти никогда не сулит клеветнику награды, если исключить те черные, адские души, для которых наградой служит одна мысль о чужой гибели и несчастьях.

Шекспир великолепно обрисовал этот порок, говоря:

Кошель стащить — стащить пустяк, ничто:
Был мой — чужим стал раб мильонов;
Но, имя доброе мое похитив,
Богатым вор не станет, а меж тем
Он разорит меня.

Со всем этим, без сомнения, согласится почтенный мой читатель; но многое из сказанного, вероятно, покажется ему слишком суровым в применении к людям, которые клевещут на книги. Так пусть учтено будет, что в обоих случаях клевета имеет источником один и тот же злобный умысел и одинаково не может быть оправдана соблазном. И мы не вправе сказать, что ущерб, причиняемый такой клеветой, ничтожен, если рассматривать книгу как порождение автора, как дитя его мозга.

Читатель, муза которого находится в девственном состоянии, может составить себе лишь весьма несовершенное представление об этом роде родительской любви. Для такого читателя мы можем пародировать нежное восклицание Макдуфа: "Увы, ты не написал ни одной книги". Но автор, муза которого уже рожала, поймет всю патетику этих слов и даже, может быть, прольет слезы (особенно если его любимчика нет уже в живых), когда я расскажу, с каким трудом муза вынашивает свое бремя, с какими муками разрешается от него и, наконец, с какой заботливостью и любовью нежный отец холит своего баловня, пока его не вырастит и не выпустит в свет.

И ни один из видов родительской любви не является менее безотчетным и слепым, ни один так хорошо не согласуется с житейской мудростью. Такие дети по всей справедливости могут быть названы богатством отца, многие из них с истинно сыновней преданностью кормили родителя в преклонные его годы; таким образом, не только заветные чувства, но и материальные интересы писателя могут быть сильно задеты этими клеветниками, ядовитое дыхание которых поражает книгу преждевременной смертью.

Наконец, кто чернит книгу — чернит в то же время ее автора, потому что, как нельзя назвать кого-нибудь ублюдком, не назвав мать его потаскухой, так нельзя сказать о книге: "жалкая сплетня, чудовищная нелепость", не назвав автора ее болваном, что в нравственном смысле хотя и предпочтительней наименования подлец, по в отношении житейских выгод, пожалуй, вреднее. Как ни смешно все это может показаться иным читателям, однако я не сомневаюсь, найдется немало и таких, которые почувствуют и признают правоту моих слов и даже, пожалуй, подумают, что я рассуждаю об этом предмете недостаточно торжественно,- но, право же, истину можно говорить и с улыбкой на лице. Обесславить книгу из злобы или даже ради шутки — поступок по меньшей мере весьма неблаговидный; и угрюмый, брюзгливый критик справедливо, мне кажется, должен почитаться дурным человеком.

Я постараюсь поэтому в заключительной части настоящей главы охарактеризовать его и показать, какую критику я отвергаю, ибо, надеюсь, никто, кроме разве господ, о которых здесь идет речь, не понял меня так, будто я вообще не допускаю существования компетентных судей литературных произведений или пытаюсь устранить из области литературы кого-нибудь из тех благородных критиков, трудам которых столько обязан ученый мир. К числу их принадлежат Аристотель, Гораций и Лонгин — среди древних, Дасье и Боссю — у французов да, пожалуй, кое-кто у нас; все они обладали должной компетентностью для исполнения судебных обязанностей in foro litterario*.

Но, не устанавливая всех качеств, какими должен обладать критик, о чем я говорил в другом месте, я смело могу, мне кажется, протестовать против хулы людей, не читавших осуждаемых ими сочинений. Подобные хулители, высказываются ли они на основании собственных догадок или подозрений или же на основании отзывов и мнения других, справедливо могут быть названы клеветниками, порочащими репутацию осуждаемых ими книг.

Этой характеристики, сдается мне, заслуживают также критики, которые, не указывая определенных недостатков, осуждают все произведение целиком, клеймя его ходячими поносными словами: гадость, глупость, дрянь и тому подобное, особенно эпитетом "низкий" — вовсе неприличным в устах критика, если только он не сиятельная особа.

Далее, пусть даже в произведении действительно обнаружены некоторые погрешности, но если они находятся не в самых существенных его частях и возмещаются большими красотами, то суровый приговор всему произведению единственно на основании некоторых неудачных частностей продиктован скорее злобой клеветника, чем суждением истинного критика. Это прямая противоположность взглядам Горация:

Verum ubi plura nitent in carmine, non ego paucis
Offender maculis, quas aut incuria fudit,
Aut humana parum cavit natura.**

Ибо, как говорит Марциал, aliter non fit, Avite, liber — ни одна книга не пишется иначе. Всякая красота в характере, в наружности, а также во всем, что касается человека, должна оцениваться только таким образом. В самом деле, было бы жестоко, если бы произведение вроде этой истории, на сочинение которого ушло несколько тысяч часов, подверглось осуждению оттого, что одна какая-нибудь глава или даже ряд глав могут вызвать вполне справедливые и разумные возражения. Между тем сплошь и рядом суровейший приговор книге основывается только на таких возражениях, которые, если они справедливы (а это бывает не всегда), нисколько не подрывают ее достоинства в целом. Особенно на театральных подмостках отдельное выражение, пришедшееся не по вкусу публике или какому-нибудь критику из публики, наверняка будет освистано, а одна не понравившаяся сцена может провалить всю пьесу. Писать, подчиняясь столь строим требованиям, так же невозможно, как жить согласно правилам желчных ригористов: послушать некоторых критиков и некоторых набожных христиан, так ни один писатель не спасется в этой жизни и ни один человек — в будущей.

* В литературном трибунале (лат.).
** Если большая часть творенья блестяща, к чему мне малых пятен искать, небрежностью только разлитых иль неизбежных в природе людской. (Перевод А. Фета.).
Вложения
kinopoisk.ru-Tom-Jones-1608151.jpg
__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13808
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Сообщение Mishazas »

Наткнулся в одной статье на цитату из польского классика Бой-Желеньского:
Критик сродни евнуху. И тот и другой знают, как, но сами не могут.
:e-smile:
__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 38022
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Сообщение Tzratzk »

Mishazas писал(а):Наткнулся в одной статье на цитату из польского классика Бой-Желеньского:
Критик сродни евнуху. И тот и другой знают, как, но сами не могут.
:e-smile:
Бывают же и играющие критики. :e-smile:
Аватара пользователя
Игорь
Новичок
Сообщения: 345
Зарегистрирован: 07 май 2006, 01:34
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Игорь »

Молодец Генри Филдинг. :-)
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13808
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Алекс Хачетт о критике

Сообщение Mishazas »

Продолжая тему, интересный пост Алекса Хачетта о критике:

http://alex-xatchett.livejournal.com/27 ... ote]Критик – это тот, кто говорит «Фанаты выпечки! В той булочной зашибись какие сдобные булочки, там есть изюм!» или «Фанаты выпечки! В другой булочной сдоба хреновая, потому что там пекарь сменился». И это не «Я не люблю выпечку, от неё толстеют».

«Мнение» же значит только одно – человеку лично понравилось или не понравилось. И либо ты подстраиваешься под его потребности, или нет. И тут интерес представляет лишь одно – важен ли для тебя, как автора, этот человек. И тут мы возвращаемся к первому вопросу – будет ли он вас читать?[/quote]
__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
Аватара пользователя
kilamov
Местный
Сообщения: 969
Зарегистрирован: 28 авг 2012, 10:55
Откуда: Россия, Тамбов
Контактная информация:

Re: Генри Филдинг о критиках

Сообщение kilamov »

Да, толково пишет.
Я тоже для себя давно определил, что личность критика очень важна. Если это значимый для тебя человек - слушай его, если просто посторонний - пропускай мимо ушей.
Аватара пользователя
Павел Лорд Горг
Новичок
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 11 ноя 2015, 19:11
Откуда: Новосибирск

Re: А.Kharn.Хромов

Сообщение Павел Лорд Горг »

Черно-белый рисунок очень красив!!

По поводу цветного проекта.
Выскажу мнение как потенциальный покупатель: из потенциального реальным бы не стал.
Что не нравится:
1) сюжет. особенно страницы аварии и до аварии мне не понятны. То, что происходит в принципе, тоже не впечатляет.
2) девушка с нарочито выделенной силиконовой грудью, перекаченный чувак с не очень понятной реакцией на происходящее. Излишний секс запихан везде. Поза девушки на обложке.
3) куски металла протыкающие головы - это жесть. Я такое вообще не перевариваю и не понимаю. Но это чисто моё восприятие. В машине, мне кажется, после аварии особенно лишнее.
4) очень много штриховки на лицах, которая далеко не всегда создает объем. Местами просто не читается правильная архитектура головы, мышц лица.
Напишу честно - текст почти не читал. Предпочитаю сначала весь сюжет понять из картинки. Если комикс классный, то это удается без проблем.
Здесь вроде тоже понятно, но совсем не заинтриговало и читать текст не захотелось.
Вот такой, к сожалению, отрицательный отзыв.

Такой стиль напомнил непонятно как у меня оказавшийся журнал "Баффи". Но там еще и качество рисунка было хуже.
Подчеркну, что это все личное мнение. Плюсов тоже можно разглядеть не мало и смотрится в общем масштабно.
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13808
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: А.Kharn.Хромов

Сообщение Mishazas »

Павел Лорд Горг писал(а):Выскажу мнение как потенциальный покупатель: из потенциального реальным бы не стал.
Вообще-то, мнение потенциальных покупателей -- это не сюда, это в другие двери. Для ИМХО существуют отличные ресурсы вроде Спайдермедии, огромное количество издательских и фандомных пабликов, где читатели могут обменяться мнениями.

Ваши замечания непрофессиональные, индивидуальные, в большинстве своём связаны с личными вкусам и предпочтениями, ничего конструктивного, полезного для развития автора не содержат. Не то чтобы это плохо, просто они субъективные и художнику не только не нужны, но и вредны, поскольку не стимулируют творческий рост, а, наоборот, подавляют.

Действительно, ну нафига автору знать, что кто-то, кого он знать не знает, его знать не хочет, но очень хочет, чтобы автор об этом узнал? :e-frown:

Это я к тому, что такие вот ИМХО обычно удаляются :)
__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 38022
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Re: А.Kharn.Хромов

Сообщение Tzratzk »

Не согласен с предыдущим оратором. Я бы приветствовал критику, тем более, от человека, который сам в этом направлении двигается и со стороны видит всякие детали. Лично мне что из критики не подходит, я обычно просто проминовываю, а что подходит, беру на вооружение. А от постов типа "Круто!" толку ноль. По факту, я процентов на сорок научился рисовать, слушая и используя случайно оброненные на этом форуме замечания насчёт моих опусов.
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13808
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: А.Kharn.Хромов

Сообщение Mishazas »

Tzratzk писал(а):Лично мне что из критики не подходит, я обычно просто проминовываю, а что подходит, беру на вооружение.
Опять ИМХО. Мало ли что тебе подходит. Может, ты садомазохист? Но это не значит, что и все остальные должны капать себе воск на уши.
__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
Аватара пользователя
Павел Лорд Горг
Новичок
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 11 ноя 2015, 19:11
Откуда: Новосибирск

Re: А.Kharn.Хромов

Сообщение Павел Лорд Горг »

Однако, я думаю, что здесь каждый высказывает именно свое мнение.
То, что я написал вначале, что выражаюсь как покупатель не означает, что я не имею своего мнения со стороны художника, пусть и непрофессионального. По сути, вы сами зацепились за пару слов в моем ответе, посчитав их главными, но это не так.

Убедили, я назову свое мнение мнением художника, который читал комиксы других, рисовал сам, включая раскадровки.
Мне не нравится композиция некоторых страниц. Мелькающие кадры конечно выражают динамичность происходящего, но когда за этой динамикой приходится вглядываться что вообще происходит, это я рассматриваю как минус. Именно поэтому я не очень люблю комиксы от "Марвел" или DC.По полминуты вглядываешься кто кого пнул, кто куда упал и для чего один пнул другого.

Пример к этому комиксу: женщина едет на машине, вдруг ужасается, закрывает лицо руками и т.п. Большая часть страницы - реакция женщины. На кадре до этого есть ракурс с дорогой впереди, но там ничего не происходит. Можно только гадать что вообще произошло: толи лось на дорогу выскочил, толи инопланетяне приземлились. И только на следующей странице понятно, что там машина. А на след. странице из текста понятно, что машина с главным героем выехала с какого-то шоссе №73 (кажется) и девушка не успела затормозить.
По поводу "мяса". Малоправдоподобно, что при аварии какая-то хрень пробьет человеку голову через рот, и все внутренности машины будут во внутренностях. Это нагнетание ужаса. Но комикс вроде не ужастик, а больше похож на боевик. Если это не контруктивно, то извините. Но я считаю лишним.

Надеюсь, я не на таком форуме, где мне в ответ будут присылать высказывания типа "да ты сам там не сможешь, твои рисунки вообще фуфло, сначала в школе поучись", ну, и тому подобное.
Хотелось бы более интеллектуальную дискуссию с доводами, а не прерывания "я знаю, а вы не знаете".
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 38022
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Re: А.Kharn.Хромов

Сообщение Tzratzk »

Mishazas писал(а):
Tzratzk писал(а):Лично мне что из критики не подходит, я обычно просто проминовываю, а что подходит, беру на вооружение.
Опять ИМХО. Мало ли что тебе подходит. Может, ты садомазохист? Но это не значит, что и все остальные должны капать себе воск на уши.
А зачем вообще тут постить работы, если ждать только возгласы одобрения? Я бы, например, хотел получать как раз развернутую критику по пунктам. Именно, как в данном случае. И причём тут садомазохизм. Я обычно не переживаю, а использую из критики всё, что мне представляется полезным использовать.
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13808
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: А.Kharn.Хромов

Сообщение Mishazas »

Tzratzk писал(а):А зачем вообще тут постить работы, если ждать только возгласы одобрения? Я бы, например, хотел получать как раз развернутую критику по пунктам.
Наверное, это прерогатива автора темы: зачем он постит свои работы. Я, например, -- в основном, в информационно-новостных целях, и Саша, наверное, тоже. Поскольку критики выше крыши хватает на стадии производства.
__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13808
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: А.Kharn.Хромов

Сообщение Mishazas »

Павел Лорд Горг писал(а):Мне не нравится композиция некоторых страниц. Мелькающие кадры конечно выражают динамичность происходящего, но когда за этой динамикой приходится вглядываться что вообще происходит, это я рассматриваю как минус. Именно поэтому я не очень люблю комиксы от "Марвел" или DC.По полминуты вглядываешься кто кого пнул, кто куда упал и для чего один пнул другого.
Это я и пытаюсь объяснить, что нет смысла делать вкусовые замечания к работе, если не принимаете её эстетику. Я, например, не люблю Сапковского, но очень многие любят, поэтому по комикс-вариациям "Ведьмака" что-то дельное могут посоветовать они, а я не могу. То же и с "Марвел" / ДиСи. Если они, их стиль, дух, эстетика, не нравятся, то зачем же анализировать работу, вдохновлённую в основном ими?
__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
Аватара пользователя
Павел Лорд Горг
Новичок
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 11 ноя 2015, 19:11
Откуда: Новосибирск

Re: А.Kharn.Хромов

Сообщение Павел Лорд Горг »

Я это понимаю и стараюсь от этого отойти и перейти к конкретике. Но на мою конкретику те же ответы. Стиль Марвел не должен быть оправданием для всего. Ошибка восприятия или совсем невосприятие происходящего - это не плюс.
Ответить