Издатель одной книги. Как издать книгу и продать тираж

Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 38055
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Издатель одной книги. Как издать книгу и продать тираж

Сообщение Tzratzk »

Издатель одной книги. Как издать книгу и продать тираж


http://constitution.livejournal.com/1468.html#comments





Здравствуйте, читатели.
Привет, издающие и издаваемые.
Хаюшки, авторы!



- Что значит чечако? — спросил Кит.
- Вы, например, чечако, я — чечако, — был ответ.
- Быть может, это и так, но все же мне не ясно. Что значит слово чечако?

Джек Лондон «Смок Беллью».




Вообще-то я чечако в книжном сообществе, значит много чего не знаю, но наверняка и сейчас по нему бродят немало жаждущих издания писателей и некоторое количество желающих получить работу иллюстраторов. Собственно, я к тому, что ведь можно не ждать милости от издательств, а издать тираж самому и даже наладить продажу собственных книг совсем не хуже заправского издателя. Поскольку я так и сделал, то поделюсь некоторыми соображениями, вы уж извините, на примере нашей, с художником Натальей Худяковой, книги «Иллюстрированная Конституция России», соавтором и издателем которой я и являюсь.

Библио-Глобус

Эта фотография из «Библио-Глобуса» заряжена на избавление от зависимости (водка, издатели, курение).


1. Маркетинг

На мой взгляд новичка книжного дела, заранее следует грамотно определиться с направлением издания, даже если подобная расчетливость и кажется неинтеллигентной, короче, если о теме постоянно говорят, то уже следует задуматься, как применить свои писательские или художественные навыки в популярном направлении. Поскольку я сам обучался в художественном училище, соответственно, не писатель, то иллюстрирование книги каким-то образом следовало связать с интересным, но не обладающим авторской защитой текстом, к примеру, Конституцией России. Немаловажное значение играл и тот факт, что в тот момент на рынке было пятьдесят иллюстрированных Библий, которые не проходят в школах, и ни одной иллюстрированной Конституции, которую мало-мальски изучают в учебной программе, т.е. почти не было конкуренции.

К счастью, ситуация складывалась буквально по книге «Основы маркетинга» Филиппа Котлера: «Цель маркетинга — сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель — так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами».

Однако предостерегу от некоторых нелепостей. Я за маркетинг в том смысле, что нужно, в общих чертах, понимать творческое направление, а не бездумно копировать уже продающиеся вполне конкретные книги или обложки. Чрезмерно коммерциализированным художникам, да и писателям, следует перечитать повесть Гоголя «Портрет». Коммерция не должна доходить до абсурда, например, вспоминая небезынтересные практические советы руководителей издательства «Манн, Иванов и Фербер», профессиональных маркетологов, не стоит забывать, что, возможно, в отдаленном будущем, опираясь на данные маркетинговых исследований, основанных на изучении массового спроса, Иванову придется выстругать виселицу для Манна и Фербера. Шучу, не стоит ожидать невозможного, кстати, тот же издатель Иванов, дор своей эмиграции в США, утверждал, что в России приходилось еще поискать книги, способные продаваться тиражом не меньше 3000 экземпляров в год, книга же, продающаяся тиражом 5000 экземпляров, в 2014 году называлась магазинами лидером продаж, а то и бестселлером.

Народ
Нет ли тут фашизма?!
Cразу забегу вперед и сообщу, ориентируясь на начало 2010-х годов, цифру чистой прибыли с книги при хорошей перспективе реализации - она составляет, в среднем, 10% от цены в магазине, т.е. примерно 1$ от книги ценой в 10$ в каком-нибудь «Доме книги». Соответственно, если повезет продать пять тысяч экземпляров в год, то, после уплаты налогов, вы получите сверх вложенной и вернувшейся суммы еще 5000 долларов на мороженое. Ну а теперь подумайте, стоит ли вообще связываться за чуть больше чем 400 долларов в месяц? А если «самиздатчиков» двое или, того хуже, трое и все они равноправные партнеры? Вот я решил, что стоит и теперь могу издавать десяток хороших книг в год, хотя начал с туманных перспектив и одной книжки – «Иллюстрированной Конституции».

2. Юридическое оформление

Для желающих наладить торговлю своими книгами самостоятельно совершенно необходимое дело – юридическое оформление. Для того, чтобы выйти на рынок, даже и книжный, нужно стать индивидуальным предпринимателем (ИП), либо зарегистрировать фирму. Я предпочел ИП, но, по ряду причин, скажу, что лучше бы я сразу зарегистрировал юридическое лицо, впрочем, для начала не суть важно, особенно, если автор, он же издатель, один. Отмечу, что мало какой серьезный магазин возьмет книги от частного лица, будь он трижды гениальный писатель или иллюстратор. Например, московская «Молодая гвардия» и «Библио-глобус» берут книги напрямую от авторов, но только от ИП или юридических лиц, да и то не все и не от всех, а прибыль переводят безналичными деньгами на расчетный счет. Есть исключения, пара-тройка альтернативных магазинов принимает книжки у авторов невзирая на лица и паспорт, платят наличными, но подобный hardcore еще надо поискать.

3. Печать

Для начала следует получить в Книжной палате ISBN (штрих-код) на книгу, он недорогой, быстро делается, а с недавнего времени выдается любому гражданину. Я упускаю тему верстки книги и ее художественного оформления, потому что подобным навыком мы обладали сами, так же как писатели, желающие издавать свои книги, должны уметь эти книги писать.
Очевидно, напечатать книгу сможет любая типография, даже если Вы не являетесь ни частным предпринимателем, ни юридическим лицом, но есть одна особенность, - даже, казалось бы, небольшая разница в цене печати книги может стать фатальной. Дело в том, что пройдя цепочку от Вас, через дистрибьюторов (о них я скажу позже) и магазины, до потребителя, книга прибавит в цене в несколько раз, в результате «лишний» доллар превратится в несколько лишних долларов, что почти наверняка снизит количество покупателей. Следует выбирать как можно дешевле, я, например, работаю с типографией из Можайска, так как типографии в Москве незначительно, но дороже региональных, надо сказать, пришлось разослать десяток электронных писем с просьбой рассчитать тираж, что бы найти наилучший вариант.

4. Самостоятельные продажи VS Книжные дистрибьюторы

Когда я, уже издав книгу, явился с ней в «Московский Дом книги» на Арбате, то товароведы мне в достаточно категоричной форме отказали в работе напрямую, вручив визитку, по их мнению, надежного книжного посредника – дистрибьютора «У Сытина», одно время осуществлявшего логистику. Кстати, это мировая практика книжных сетей – не работать напрямую с издателем, с похожей проблемой столкнулся в Европе издатель Мещеряков. Вот тут я понял, что допустил ошибку, надо было заранее знакомиться с дистрибьюторами, возможно, ехать лично к ним в офис, но я лишь смутно знал про существование подобных структур и зачем они нужны. Короче, я написал электронные письма нескольким дистрибьюторам и не получив ответа, решил продать самостоятельно, ведь у меня лежала груда этой самой «Иллюстрированной Конституции», кроме того, я был страшно горд изданием, однако, намучавшись с мелкими магазинами, исчезающими торговыми точками, книжными выставками и ярмарками я пришел к выводу, что мне форменный конец. По всему было видать, что никакая «Иллюстрированная Конституция» в России не нужна, я, впав в полное отчаяние, взял раздвижной столик и отправился продавать тираж на стихийной книжной тусовке у магазина «Библио-Глобус» с целью больше никогда, в дальнейшем, не связываться с книжным делом.

4.1. Уличная торговля
- Ваша книга – дерьмо! Дайте две.

Волшебный столик Горелова

Волшебный столик.
Достаточно стукнуть, чтобы отправить его владельца в местное отделение полиции.

Рассчитывая продавать самостоятельно, я встал на улице, на пятачке недалеко у музея Маяковского, надо сказать, я был вежлив с торгующей там публикой, не бычил, а спросил разрешения присоединиться. Примерно, каждый час у меня покупали по книге, и очень быстро я понял, что, похоже, все не так и хреново, как казалось. Проторговав на улице, к ужасу моих родителей и друзей, два с небольшим месяца (октябрь-ноябрь) я распродал около половины первого тиража, а он составлял чуть более тысячи экземпляров, и написал еще одно письмо дистрибьютору «Книжный клуб 36,6» с результатами продаж и они решили попробовать. Кроме того, подтвердился сам факт того, что я действительно активно продавал книги, книжку купил кто-то из их сотрудников или партнеров. Конечно, в уличной торговле книгами есть свои недостатки, она незаконна, иногда даже опасна, но есть и свои преимущества. Главное из преимуществ это продажа книги по цене в два, а то и три раза превышающей ее стоимость в типографии, кроме того, общение с покупателями дает возможность более четко представить целевую аудиторию продукта, в данном случае книги.

4.2. Целевая аудитория.

«Все эти конституции с картинками и кодексы есть чистой воды сувенирка, к издательскому бизнесу отношения не имеющая».

— Юрий Гаврюченков, редактор и издатель
книги про собаку-телепата по кличке Грозный.

Изначально, мы не могли рассчитать целевую аудиторию, понимали лишь общее направление, потому решили сыграть в своеобразное книжное казино. Если сравнить с рулеткой, то мы поставили и на сувенирную продукцию, и на школьную программу, и на любопытного читателя, и на студента, и на гражданские настроения. Выпало на школьную программу, из дести покупателей, вернее покупательниц, восемь берут «Иллюстрированную Конституцию России» детям в школу.

4.3. Награды, выставки и журналисты.

ММКВЯ

Бессмысленная и беспощадная ММКВЯ

Выставки и награды штука приятная, но непрактичная. Народ не интересует членство в творческих союзах, дипломы издания нужны покупателю, как медали на банке сметаны или упаковке сухарей, то есть очень слабо. Люди не читают хвалебные отзывы депутатов всевозможных дум, даже и размещенные на форзацах. Все участие в различных книжных выставках, общение с государственными деятелями ничего не стоит по сравнению с массовыми продажами, большую часть которых, по крайней мере, в данный момент, можно произвести без дружбы с чиновником. Хороший магазин важнее всей Государственной Думы, хороший продавец лучше депутата. Не советую тратить время на поиск лобби, лучше сделать нужный товар – продаваемую книгу.

Депутаты

«Московский Комсомолец» № 26185 от 14 марта 2013, Александр Набоков: «Издатели этого «шедевра» пытались преподнести конституцию подростающему поколению в забавно-игровой форме. Мягко говоря, у них это не очень получилось...»

Впрочем, на выставке можно познакомиться с кем-то полезным, хотя лично я все полезное видел по интернету, разве что на выставке можно познакомиться лично. На мой взгляд, в целом, книжные выставки это такая же пустая трата времени, как и поиск спонсора для издания книги, иногда везет, большей частью нет. Если у кого-то из издателей окупилась книжная выставка я за него рад.

По поводу журналистов. Надежды на то, что журналист захочет помочь Вам неожиданно впечатлившись книгой должны развеяться, возможно, Вам предложат выступить в рамках издания или программы, но так, чтобы было хорошо СМИ, а не Вам. Единственное, что возможно бесплатно, так это критика, я не поленился выставить сам себя на антипремию «Абзац», признаюсь в этом сейчас Набокову, редактору «Книжного обозрения» - номинирующий «Иллюстрированную Конституцию России» Абрам Семизадов это был я, но я все же благодарен за «Почётную безграмоту», без нее не было бы статьи о нас в Википедии.

4.4. Торговые точки

Старайтесь не связываться с мелкими торговыми точками, палатками, и, особенно, лоточниками, сюда же можно отнести книжные ярмарки типа «Олимпийский», в принципе, это блошиный рынок. Если Вам не жалко несколько книг, конечно, можете попробовать ради эксперимента. И уж точно никогда не давайте продавать свои книги бродягам торгующим книгами в развал у магазинов, половина из них живут лишь тем, что разыскивают на помойках старые книги и продают их, как из «своей домашней библиотеки». Впрочем, работа с бездомным в некотором смысле менее затратна, чем с газетным киоском или лотком, книжный бродяга, скорее всего, исчезнет с книжкой сразу, а лоточник только после Ваших настойчивых звонков.

4.5. Магазины
«Публика, дама приятная во всех отношениях; кушает всё, что подают».
Чехов

У меня нет большого опыта работы с магазинами напрямую, однако, магазин «Фаланстер» в Москве и аналогичный питерский магазин «Все свободны», произвели на меня хорошее впечатление, кстати, эти магазины тоже работают с частными лицами. Не думаю, что большой магазин «Молодая гвардия» продавал наших книг больше, чем, к примеру, указанный мной альтернативный «Все свободны». На месте автора, готовящегося стать издателем, я бы попытался заранее выяснить у авторитетного в Фаланстере человека Бориса Куприянова, возможны ли продажи книги через их магазин, если да, то прекрасно, это неплохой выход для автора накопившего денег на издание своей книги. Наверняка есть еще какие-то магазины в стиле андеграунд, есть даже «Берроунз», дистрибьютор «медленных книг». В общем, начинающим стоит присмотреться к такому содружеству, как «Альянс независимых издателей и книгораспространителей».

4.6. Дистрибьюторы
«Пипл хавает!»
Титомир

Итак, дистрибьюторы. Если Вы хотите широкого распространения книги, то без книжного дистрибьютора не обойтись. Можно с определенной долей уверенности утверждать, что в нашем случае самостоятельные продажи проигрывают книжным дистрибьюторам, я вижу причину этого в том, что с момента изобретения печатного станка книга стала продуктом массового спроса, соответственно, распространения, и потому должна была иметь некоторые признаки товара широкого потребления. Разумеется, я не говорю о книгах намеренно издающихся малыми тиражами, всяческих «книгах художника», либо антикварных или уникальных изданиях.

Кстати, Вы знаете, что означают цифры в названии «Национальный книжный дистрибьютор «Книжный клуб 36,6»? Их наценку. Когда коммерческий директор этого дистрибьютора спрашивал меня, чем я руководствовался, когда делал «Иллюстрированную Конституцию» я ответил, что батончиками Mars, Snickers и Кока-Колой, в том смысле, что мы могли и имели силы изготовить только один качественный продукт. Что бы продавать через мощного дистрибьютора, без которого не обойтись, надо иметь качественный, с точки зрения рынка, товар, способный окупить наценку как дистрибьютора, так и магазина, да еще и принести прибыль.

Что же нужно сделать, чтобы распространиться через книжного посредника по всем магазинам? Интересный потребителю, продаваемый товар, вот и все.

5. Автор VS Издательство

— Заплатил бы мне «Эксмо» пять тысяч баксов за пять тысяч Конституций? Думаю, что хренушки.
— Хренушки, конечно. Тысячу, максимум, полторы.

Беседы с Аркадием Рухом.

Так зачем же нужно издательство? Небезызвестный интеллектуал Аркадий Рух убеждал меня в том, что издательства нужны авторам для экономии времени, и он прав. Кроме того, немногие авторы имеют удачное «геополитическое положение», к примеру, в Москве проще наладить книжное издание и сбыт, чем в Торжке, не все из авторов имеют и здоровье, хотя бы необходимое для разгрузки машины с книгами и еще есть куча обоснованных причин, по которым авторы необходимо обратиться к издателю, но… следует помнить, что в случае работы автора через издателя он получит лишь гонорар, чаще всего составляющий небольшую часть прибыли с реализации тиража.

С другой стороны, издательство берет на себя все риски, ведь типография может напечатать не всегда сразу видимый брак, любой дистрибьютор имеет шанс обанкротиться, как, к примеру, «надежный дистрибьютер «У Сытина», магазин разориться, торговая точка исчезнуть с продавцом и книжками.

Сказки

6. Авторское и имущественное право.

Читайте, что подписываете, даже если Вы автор и издатель в одном флаконе. Я подписываю только два договора, один с типографией, а другой с дистрибьютором о поставке или реализации печатной продукции, но все равно читаю.

7. Samizdat forever!

В общем, за год, а вся эта эпопея длилась год, вышло два тиража «Иллюстрированной Конституции», причем второй тираж финансировал сам дистрибьютор, по нашим с ними подсчетам, есть ежегодный устойчивый спрос на пять тысяч экземпляров, что и подтвердили итоги 2013 года. Готовлю третий тираж сам, причем традиционно себе являясь издателем. А по поводу прибыли, так лишний доллар, а то и полтора с книги не помешает, тем более с пяти тысяч книг, верно? Да и приятно, что книга издается и переиздается.

8. Новое!

Дополняю. С 2014 года всех издателей детских книг заставляют проходить обязательную государственную сертификацию по ГОСТ в соответствии с требованиями Таможенного союза! Сам я еще не проходил, в третьем издании пришлось написать на обложке 18+ в кружочке, но в дальнейшем, к сожалению, придется выложить что-то около тысячи долларов и еще неизвестно, будет ли книга соответствовать новым требованиям (размер шрифта, полей, вес и прочее).

9. Реклама

Я совсем забыл сказать, хотя надо было сказать сразу, - без рекламы продать получится ровно столько, сколько покупают любители новинок и специалисты, отслеживающие литературу в своей области, другие же просто не узнают о новой книге, стоит отметить, что российские дистрибьюторы не занимаются продвижением книг, по сути это логистические компании. Почти не рекламируют книги и магазины, если повезет, возможен небольшой анонс в рубрике новинок на сайте, например, книжный магазин «Москва» таким способом и по собственной инициативе кратковременно вывел нашу Иллюстрированную Конституцию в лидеры продаж, результат был отмечен некоторыми СМИ:

«Любопытно, что эта книга вскоре после поступления в продажу возглавила рейтинг магазина «Москва» в том разделе, где продаются тексты кодексов».

— «Абзац» в картинках, «Газета.Ру», 2013

Но самый дешевый и, на мой взгляд, эффективный способ рекламы книг, это электронные почтовые рассылки, достаточный их объем увеличит, обычно, в течение месяца, продажи в пять-десять раз. Рассылки можно попробовать организовать самостоятельно, но можно обратиться и ко мне, так, в 2014 году, рассылку электронной почты на пару-тройку, а то и пяток миллионов свеженьких адресов я проводил всего-навсего за, навскидку, тысячу американских долларов. Проще говоря, обильный спам позволяет продать в месяц вместо обычных пятидесяти книг пятьсот ,конечно, при условии, что книги находятся в магазинах.

Вы скажете, возможно, воскликните, мол, как же так, ведь хороший товар сам себя должен продавать, ведь даже вначале об этом писалось! А он у Вас есть, этот продаваемый товар? Уверены? Так вот, возможно есть уверенность, а хорошего товара-то и нет! Да, маркетолог Филипп Котлер, на которого я ссылался чуть ли не в первых строчках своего повествования, действительно повторил слова Питера Друкера «Цель маркетинга — сделать усилия по сбыту ненужными»… Однако, от себя, Котлер немедленно добавил буквально следующее: «Это вовсе не означает, что усилия по сбыту и его стимулированию теряют свое значение. Речь скорее идет о том, что они становятся частью более масштабного «комплекса маркетинга», т.е. набора маркетинговых средств, которые необходимо гармонично увязать друг с другом, чтобы добиться максимального воздействия на рынок».

Т.е. ежели Вы не изобрели что-то действительно востребованное и давно ожидаемое публикой, типа автомобиля движущегося на ослиной моче, то за рекламу все-таки придется платить, либо изворачиваться, продвигая продукт своими силами. В этом отношении подходит, как уже говорилось, банальный спам, характерные для голи, которая хитра, «вирусные ролики» и прочие хулиганства, любопытно, что экспертом по всякому подпольному продвижению и подобным мелким гадостям, типа «партизанского маркетинга», считается президент компании «Вымпел» Дмитрий Зимин, хотя его «Билайн» завалил нас вполне дорогостоящей рекламой. Не стоит забывать и о судьбе Pussy Riot, все-таки в саморекламе надо знать меру.
P.S.

Надеюсь, что безутешным писателям и отчаявшимся иллюстраторам мой небольшой опыт поможет, иногда лучше рискнуть самим, добавлю, что «Иллюстрированную Конституцию» отвергали не только книжные дистрибьюторы, но и издательства, она подергалась разрушительной критике и, тем не менее, книга издалась, жива и набирает обороты.

МДК

Продавец Василий охраняет Конституцию с картинками в «Московском Доме книги».

Максим Горелов, издатель.
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13815
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Издатель одной книги. Как издать книгу и продать тираж

Сообщение Mishazas »

Tzratzk писал(а):С 2014 года всех издателей детских книг заставляют проходить обязательную государственную сертификацию по ГОСТ в соответствии с требованиями Таможенного союза! Сам я еще не проходил, в третьем издании пришлось написать на обложке 18+ в кружочке, но в дальнейшем, к сожалению, придется выложить что-то около тысячи долларов и еще неизвестно, будет ли книга соответствовать новым требованиям (размер шрифта, полей, вес и прочее)
Преемник Санпина, мощнейший гвоздь в гроб нашего детского книгоиздания вообще и комиксов в частности. Все почему-то поднимают шум из-за закона об указании минимального возраста аудитории на обложке, который особо никому не вредит, но стоически умалчивают о требованиях Таможенного союза, который регламентирует всё оформление детских книг, и если верстать по их правилам, то собрать мало мальски приличную детскую книгу очень трудно, а комикс -- даже и нереально.
__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 38055
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Re: Издатель одной книги. Как издать книгу и продать тираж

Сообщение Tzratzk »

Кстати, забыл: в детском комиксе минимальный кегль шрифта должен быть 10 или 12?
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13815
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Издатель одной книги. Как издать книгу и продать тираж

Сообщение Mishazas »

Tzratzk писал(а):Кстати, забыл: в детском комиксе минимальный кегль шрифта должен быть 10 или 12?
12 для малышей, 10 для младшеклассников
Кстати, тоже бред сивой кобылы. Поскольку практически во всех комиксах одни прописные, 12 прописными по крупности примерно то же, что 14, а 10 -- то же, что 12. Но попробуй растолкуй это приёмочной комиссии.
__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 38055
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Re: Издатель одной книги. Как издать книгу и продать тираж

Сообщение Tzratzk »

Ну то есть 10 или 11 - норм. (Для младшеклассников)
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 38055
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Re: Издатель одной книги. Как издать книгу и продать тираж

Сообщение Tzratzk »

А вообще - продавать бумажные издания по нынешним временам, имхо, фигня полная. В инете надо пикселами торговать. ))
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13815
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Издатель одной книги. Как издать книгу и продать тираж

Сообщение Mishazas »

Tzratzk писал(а):А вообще - продавать бумажные издания по нынешним временам, имхо, фигня полная. В инете надо пикселами торговать. ))
Пиксели легко увести, и до авторов мало что доходит. В нашем юридическом пространстве. по крайней мере :e-frown:
__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
Ответить