Наталья Монастырева: "Робски могла бы стать комиксом"
"Прагматика культуры" продолжает разговор о комиксах и мультфильмах.О том, как обстоят дела с комиксами в России рассказала Игорю Садрееву генеральный продюсер фестиваля "КомМиссия" Наталья Монастырева.
Пока комиксы до сих пор называют «картинками для дебилов», но искусство это постепенно набирает в России обороты. Фестиваль комиксов «КомМиссия» в этом году прошел уже в пятый раз. И хотя индустрия рисованных историй у нас еще не сложилась, Наталья Монастырева уверена, что это случится в ближайшее время.
В Америке это называется комикс, во Франции — бэ дэ, в Японии — манга. Три лидера индустрии, три названия, три идеологии. Чем они отличаются друг от друга?
Если японцев еще можно как-то выделить, то европейцев с американцами я бы не стала делить. В манга все должно быть разжевано. Они хотят, чтобы каждое движение было показано до конца. Чтобы показать, как человек сидел, затем встал со стула и упал, японцам потребуется, допустим, пятнадцать картинок. Там будет показан кувырок, часть пятки, палец на ноге, блеск лака на ногте и так далее. У американцев это тоже будет разжевано, только не так подробно. А у европейцев вполне могут быть только две картинки. Зато европейский комикс комичней, чем американский.
Когда в России появится свое название для рисованных историй?
Людмила Петрушевская, которая тоже рисует комиксы, предложила назвать их «ристории». Мы отказались от слова «комикс». Либо это будет история в картинках, либо рисованная история, либо графическая новелла. Пока точной идеи нету.
А как Петрушевская-то в комиксы попала?
Я давно дружу с ее сыном. И он как-то сказал: «Моя мама тоже рисует комиксы». Я ее терзала-терзала, и в итоге в этом году на фестивале мы представили ее комиксы про Ленина. И самое интересное, что теперь она освоила программу на компьютере и сама делает мультфильмы. Они такого комиксового стиля, ироничные очень.
У наших ристорий есть какие-то свои национальные особенности?
Многие говорят, что нет. Как раз в этом и причина задержки в развитии русского комикса. Пока не появился Дисней или еще кто-то, кто стал бы отцом-основателем целой школы. Как я себе представляю, типичный наш комикс — это скорее стрип, короткая история на страницу или даже короче, смешная обязательно. Это для России подходит. Но пока то, что я вижу — вот Аскольд Акишин сделал достаточно успешный комикс по «Мастеру и Маргарите», хорошо продающийся сейчас во Франции. Но это на самом деле абсолютно европейский комикс. Есть люди с Украины, которые делают нечто мистическое, завязанное на восточных философиях — это британский комикс получается, очень похоже на Нила Геймана. Мне вообще кажется, что Россия чего-то своего в данном случае не родит, а будет двигаться либо по американскому, либо по европейскому, либо по японскому пути. Точно также поступают и в других странах: нет никакого специального итальянского комикса, испанского или немецкого. Они, конечно, имеют какие-то минимальные национальные особенности, но их всегда можно четко классифицировать.
То есть российские комиксисты сейчас занимаются стилизацией?
Да. Но самая большая проблема отечественных художников — отсутствие внятных историй. Рисовать-то все умеют, и школа художественная у нас очень серьезная. И все изучают передачу движений, пластики, времени, а рассказать красивую историю, которая к тому же была бы еще и продажной, практически никто не может. Есть люди, которые могут рассказать очень замороченную, очень авангардную и странную историю — их достаточное количество. А людей, которые могли бы рассказать коммерческую историю… Я вот помню, меня потрясла в свое время историю про девушку, сохранявшую свою молодость, имея отношения с мужчинами, а они все умирали. Это не тупая история для идиотов, а вполне качественная. Лучше гораздо, чем любой сериал на ТВ. Такого рода вещи, которые можно сравнить, скажем, с фантастикой Стругацких, единицы могут рисовать. У нас художники вообще не привыкли работать со сценаристами, очень плохо слушают друг друга. Нет рынка, только добрая воля их может соединить.
А какие черты у хорошей коммерческой комикс-истории?
Такие же, как для хорошей коммерческой литературы. Что тут далеко ходить: Оксана Робски вполне могла бы стать комиксом, Борис Акунин. Сделать его в стиле манго, да с японским художником, да с нашим сценаристом… Комикс вообще — это жанр на стыке кино и литературы. Ровно те же самые законы там действуют. Чуть-чуть переборщил со спецэффектами, и от тебя уже отвернулась интеллигентная часть публики. Переборщил с заумью, с диалогами — от тебя отвернулся массовый зритель.
Значит комикс идет от сценария прежде всего?
Это большой спор. Как с курицей и яйцом. Как человек, заточенный под литературу и представляющий поколение тридцатилетних, я говорю, что от сценария. Люди, которые выросли на телевизоре и представляют поколение двадцатилетних, считают, что на рисунке. И те, и те правы. Ведь бывают комиксы, где текста нет как такового, но история все равно присутствуют, замысел. Но сценарий должен быть. Комиксы, с моей точки зрения, читают все-таки.
Да, тут еще один большой спор: нужно читать комиксы или смотреть.
Но смотрят все равно некую последовательность кадров, хотят узнать историю. Если нет истории, никакие красивые картинки не помогут.
А можно сказать, что Мария Семенова в этом смысле стала прорывом? Ведь сперва появилась книга «Волкодав», затем серия комиксов, а скоро и фильм выходит.
Мы посмотрим, как он будет продаваться. Сильно зависит от таланта тех, кто будет продвигать это все. Я читала эту книжку, она мне казалась вполне коммерческой. Я не поклонник такой литературы, но понимаю, почему ее любят, и для комикса это очень хороший сюжет. Но лично я взяла бы другую историю, не фэнтези. Что-то более киношное: «Миссия Серенити», «Матрица». Что-то фантастическое, но связанное с некими духовными практиками, исканиями. И второе, что могло бы пойти, это типа «Ксения Собчак спасает чихуа-хуа на Луне».
Есть уже герои, которые стали культовыми в среде российских художников?
Есть. Это «Люди четверга», Даниил Кузьмичёв рисует. Просто офигенный комикс. Таня людоедка — моя любимейшая героиня. Если бы Кузьмичев хотел, он мог бы отлично продаваться в Европе. Потому что история потрясающая, герои потрясающие, прорисовано отлично. У него куча поклонников. Плюс в манге есть история от Богдана — «Ника», она сто раз издавалась уже. «Розовый зайчик» Хихуса.
Что им мешает приобрести мировую известность?
У нас это пока не индустрия. У человека может быть творческий кризис, застой. Даже рисование персонажей для шоколадных конфет — в какой-то момент может застопориться. И второе — нужны менеджеры. Если бы, к примеру, у Кузьмичева была продвинутая жена, говорящая по-английски, а также желательно по-итальянски и по-французски, да если бы она еще умела писать настойчивые письма, выбивать... В принципе я знаю, что мне нужно сделать, чтобы продвинуть комиксы, допустим, моего бойфренда. Но мой бойфренд — Хихус, чьи комиксы никогда не станут мейнстримом. Их можно через галереи и фестивали продвигать. С мейнстримом проще, есть вполне определенные способы. Но для того нужна либо жена-подвижница, либо кто-то бескорыстный, кто бы взялся за это с надеждой лет через пять, возможно, заработать денег.
В России комиксы идут из арт-хауса в мейнстрим?
В России вообще нет мейнстрима. Вернее у нас мейнстрим в комиксах — это «человек-паук». Мой сын, например, покупают все комиксы такого рода. Это новый потребитель, скоро он дорастет, ему станет скучно читать это и он либо перестанет вообще читать комиксы, либо будет читать то, что будем издавать мы. Искусство для маленьких взрослых — это как раз то, что я продвигаю. Потому что, если не закрепить эту систему чтения и разглядывания картинок одновременно, мозг утрачивает связи между двумя полушариями к 30 годам. И человек уже не может воспринимать комиксы нормально. Это физиология, доказано все. А сейчас у нас и арт-хаус и мейнстрим не продаются абсолютно. Комиксы в России вообще находится где-то на задворках цивилизации. Мы пока не знаем, откуда произойдет прорыв. Но это будет точно.
Откуда такая уверенность?
Вот одно из самых крупных издательств заказывало моим друзьям огромное маркетинговое исследование, как дети относятся к комиксам и т.п. Реклама уже пошла в этом стиле, комиксные герои висят на билбордах, в телевизоре, журналы рисуют обложки, поклонников достаточное количество. Но что выстрелит первым, я не знаю.
Индустрии комиксов у нас нет, а Гильдия издателей комиксов есть. Это как?
Нет уже гильдии, это было пять лет назад. Тогда издательство «Дед Мороз», журнал «Ровесник», мы и еще кто-то собрались все вместе и решили продвигать комиксы. Гильдию сделали, провели первый фестиваль «КомМиссия» и на этом все остановилось. Следующий фестиваль мы уже вдвоем с Хихусом делали.
Если вы сейчас самоустранитесь, фестиваль прекратит существование?
Да, абсолютно. Это ведь каждый раз выходит в ноль. Мы не тратим своих денег, удается найти спонсоров, но и прибыли нет. Любой арт-проект держится на кураторе. С другой стороны, это принесло нам известность, другие заказы, которые не имеют отношения к искусству, но имеют отношение к коммерции и комиксам, и это сделано нам некоторое имя в художественной тусовке. Хочется сделать из этого машину, но такого не бывает на пятый год. Пятнадцатый — может быть.
Комиксы вообще могут приносить прибыль?
В таких странах, как Америка, Япония, Франция это суперприбыльная индустрия. И там много сопутствующих товаров, куча журналов про комиксы, дайджестов. Чего говорить, если в Токио есть торговый центр, который с первого по восьмой этаж забит только комиксами. Но и у нас это будет. Либо со стороны кино, которое будут поддерживаться комиксами, либо кино будет по комиксам сниматься. Явно это с кино будет завязано. Мы с Хихусом познакомились на студии Горького в 96-97 году. Там тогда постоянно что-то открывалось и закрывалось, какие-то проекты малобюджетного кино и так далее. Сколько потребовалось лет для того, чтобы русское кино начало выходить из кризиса.
Можно представить ситуацию, что когда-нибудь государство будет спонсировать не только кино и театр, но и комиксы?
Я думаю, мы уже очень близки к этому. Просто мы пока не умеем общаться с государством. С этого года пытаемся учиться. Начинаем плотно изучать эту сферу, учимся общаться с московским правительством, с чиновниками. Они вроде как заинтересованы. Вот этим летом в рамках книжного фестиваля наша выставка целое лето висела в ЦДХ. И там куча народа постоянно болталась.
Комиксы можно использовать, скажем, в политике?
Да где угодно. Могут быть короткие истории, как карикатуры, растянутые во времени. Или наоборот большие истории. В свое время всю Америку потряс комикс про Холокост. Очень простенький по рисунку, но насколько пронзительный… Меня как-то спросили: вы же не думаете, что комиксами можно про Беслан. Я думаю, что как раз можно. Возможно, это единственная форма, которая будет понятна, потому что здесь можно с образами работать, а не только с фактурой. Надо к этому относится как к жанру. Комикс может быть порнографический, идиотский, интеллектуальный, фотографический — какой угодно. Касательно политики: у нас просто-напросто нет комиксистов, которые бы ей интересовались. Вот у Хихуса блестящие чувство юмора и именно та манера рисования, которая подошла бы для газеты. Да только он политику терпеть не может. Он не знает, чем отличается Явлинский от Новодворской.
Вы собираетесь продвигать наши комиксы на международных фестивалях?
Да, конечно. С этого года мы хотим активно включиться. Тем более, это всем интересно. Меня недавно пригласили на фестиваль в Лозанне. Я хочу там показать комиксы как раз Людмилы Петрушевской про Ленина. Мне кажется, они там пойдут. Швейцарцы вообще отличаются от всей Европы тем, что у них комиксы — в чистом виде искусство, никакого конформизма. И если заменить таких персонажей, как Алла Пугачева, скажем, на Мадонну, то комиксы Петрушевской наверняка с руками оторвут. Но это опять же арт-проекты. Это не значит, что мы будем выдвигаться как индустрия.
15 сентября 2006, 10:42
http://www.polit.ru/culture/2006/09/15/kommissija.html
Наталья Монастырева: интервью о комиксах в России для Полит.ру
Фонд "Прагматика культуры": кратко об истории комиксов
С картинками и разговорами
"Прагматика культуры" начинает разговор о том, что мы привыкли считать истинно детским развлечением комиксах и мультфильмах. Как показывает практика, на самом деле аудитория мультфильма, и тем более комикса, растет. Все больше людей не вылезают с Cartoon Networks и выбирают комиксы своим единственным чтением. О том, как истории с картинками и разговорами стали для миллионов людей источником морали и знаний, рассказывает Василий Шевченко.
Сложно поверить, но современному формату комиксов истории в картинках, где реплики персонажей расположены в специальных текстовых баллонах уже более ста лет. За это время, комиксы прошли путь от юмористических миниатюр в газетах до самостоятельных графических новелл, причем далеко не всегда детских.
А начиналось все еще в 1890-е, в эпоху расцвета массовой печати в США. Титул «родителей комиксов» делят немецкий эмигрант Рудольф Диркс, автор комикса Katzenjammers Kids, и Ричард Ауткольт, создатель Yellow Kid. Работы Ауткольта появились в 1894 году, но сохраняли многие элементы традиционных комических рисунков. Katzenjammers Kids Диркса появились позже, но были уже настоящим комиксом. Само название жанра, «комикс», выдает характер первых произведений это были небольшие комические (англ. comic) зарисовки для развлечения читателя крупных газет.
Ситуация меняется к 1930-м годам, когда в комиксы приходит жанровое разнообразие: помимо комедий появляются приключения, детективы, фантастика. В феврале 1935 года выходит Fun: The Big Comic Magazine первый ежемесячный 36-страничный комикс, завершивший становление формата комиксов. А уже через два года, в феврале 1938 в серии Action Comics дебютирует, вероятно, самый известный супергерой в мире «Человек из Стали» Супермен. В 1939 к нему присоединяется Бэтмен, созданный художником Бобом Кейном. Все права на них принадлежали молодому издательству Detective Comics Inc, которое вскоре сменит свое название на DC Comicsи станет одним из двух крупнейших издательств, специализирующихся на комиксах.
Начинается Золотой век в истории комиксов, продлившийся до конца 1940-х годов.
И хотя история Золотого Века комиксов это в первую очередь история DC Comics, тогда же дебютирует и будущий конкурент создателей Бэтмена и Супермена, Timely Comics. Широкая известность к компании придет позже, когда она станет называться Marvel Comics.Но в 40-е, Timely Comics проигрывали DC, в первую очередь из-за недостатка ярких и запоминающихся героев, на которых строится большая часть успеха любого комикса. Главная звезда Marvel, Капитан Америка, был создан по запросам военного времени, и после 1945 ему потребовалась болезненная смена амплуа. А другие персонажи, в том числе андроид Человек-Факел и король Атлантиды мутант Нэмор не смогли конкурировать с харизматичными героями DC...
Конец Золотого Века комиксов в США пришелся на начало 50-х годов одну из самых консервативных эпох в истории страны, печально знаменитую благодаря комиссии по расследованию антиамериканской деятельности сенатора Маккарти. Конечно, супергероев было сложно заподозрить в симпатии к СССР, но и на комиксы нашелся свой Маккарти. Им стал доктор Фредерик Уортхем, опубликовавший в 1954 году книгу «Совращение невинных», где комиксы обвинялись почти во всех смертных грехах, включая пропаганду гомосексуализма (отношения между Бэтменом и Робином) и излишней сексуальности (персонаж DC Comics Чудо-Женщина). Стараниями Уортхема была организована фактическая цензурная служба надзора за комиксами, правда, в рамках ассоциации издателей. Был выработан особый Кодекс Комиксов, в соответствии с которым запрещались сцены пыток и насилия, проявления женской сексуальности. Под запрет попала также всевозможная нечисть вампиры, оборотни и зомби, а также открытая и скрытая реклама табака и алкоголя. Но главное добро всегда должно было побеждать зло.
Несмотря на введение цензуры, комиксы развивались и в 1950-е годы, хотя расцвет пришелся на 1960-е годы Серебряный век комиксов. Символом эпохи стали новые персонажи Marvel Comics. В 1961 году сценарист Стэн Ли и художник Джэк Кирби публикуют первый выпуск Фантастической Четверки, предлагая публике новый тип супергероя. Если персонажи DC Comics, и особенно Супермен, были практически неуязвимыми сверхсуществами, которые в одиночку могли изменить ход истории, то супергерои Ли и Кирби, оказались гораздо более человечны. Персонажи Фантастической Четверки помимо сверхспособностей наделены и человеческими слабостями они влюбляются, женятся, ссорятся, расходятся, да и злятся не только на злодеев. Их сверхспособности не абсолютны, что заставляет их работать в команде. По схожему принципу «человечности» были построены и другие комиксы, принесшие популярность Marvel Человек Паук, Люди Икс, Мстители.
Постепенно, комиксы о супергероях вытесняли других жанры с американской сцены. Способствовало этому и повсеместное распространение телевидения, которое переманило основную аудиторию юмористических и романтических комиксов, а для полноценного освоения супергеройской тематики еще не было готов технически. Единственная попытка была предпринята в 1966, когдаNBC запустило шоу про Бэтмена, добившееся определенного успеха, но закрытое из-за спада популярности уже через два года после старта. Шоу продемонстрировало превращение комиксов из маргинального увлечения в одно из влиятельнейших явлений американской поп-культуры, чутко реагировавшее на изменения в общественных настроениях. Первыми по это тропе пошли Marvel Comics, чьи Люди Икс помимо привычного спасения мира от сверхзлодеев (без него в комиксах никуда) разбирались с человеческой нетерпимостью в отношении мутантов как раз в момент, когда в США шла борьба за установления расового равноправия.
В 1970-е начинается «взросление» комикса. Повозрослевшие читатели все еще хотели смотреть на супергероев, но прежнее зло уже не внушало ужас. Даже «ядерный холокост», которого так боялась Америка 60-х, был забыт бытовые проблемы оказались гораздо страшнее, и этот постепенно отражалась на комиксах, чутко реагирующих на страхи общества. Так, один из второстепенных героев «Человека-Паука» оказывается в больнице с передозировкой LSD(публикация комикса вызывает скандал, в результате которого изменяются цензурные правила Кодекса Комиксов). В 1971 году: впервые погибает один из основных персонажей Гвен Стейси, возлюбленная Человека-Паука. Принцип «добро всегда побеждает зло» уже не соблюдается столь прямолинейно как в 1960-х. Так начался Бронзовый Век комиксов, в котором Marvel на голову опередил своих конкурентов.
Комиксы продолжали проникать в жизнь, и опять Marvel и DC шли сходными путями, все дальше «очеловечивая» своих героев. Персонажи Marvel лучше походили для этого, потому компания постепенно увеличивала свою долю рынка, став самым крупным издателем комиксов в мире. Дело даже дошло до попытки купить DC вместе с правами на всех персонажей, но DC хотела сохранить права на двух своих самых популярных героев Супермена и Бэтмена. Естественно, сделка сорвалась, потому что именно эта парочка делала львиную долю прибыли DC. Но и без покупки конкурентов, Marvel неплохо чувствовала себя на рынке, поглощая небольшие независимые компании и создавая все больше разнообразных персонажей.
К началу 1980-х годов казалось, что господство Marvel незыблемо, и скоро Человек-Паук сам захватит мир. Но разразился кризис, поставивший под сомнение все существование индустрии читатели перестали покупать комиксы. Часть аудитории просто забросила их, переключив внимание на появившийся канал MTV или компьютеры. А многие начинали путаться в огромном количестве различных серий комиксов и повторяющихся сюжетах каждый персонаж как успевал потерять память, сойти с ума, перейти на сторону зла/добра или просто погибнуть, после чего «неожиданным» образом воскреснуть. Читатели продолжали взрослеть, а комиксы не успевали за этим. Выход из сложившейся ситуации первым нашла DC Comics. Во-первых, компания выпускает серию из 12 комиксов Crisis on Infinite Earth, где проводит «чистку рядов», устранив множество второстепенных героев, сложную систему параллельных вселенных и многое другое, накопившееся за 50-летнюю истории вселенной. Во-вторых, DC приглашает на работу двух самых талантливых авторов 1980-х Фрэнка Миллера и Алана Мура.
Фрэнк Миллер создал для DC Comics культовую серию Batman: The Dark Knight Returns, превратив костюмированную сказку в мрачную и жестокую историю для взрослых, знакомую нам по фильмам Тима Бертона. Алан Мур(создатель «V значит Вендетта») стал автором знаменитого комикса Watchmen, где очеловечивание персонажей дошло до абсолюта, а действие разворачивалось в далеко не радостной Америке времен конца Холодной Войны.
К началу 1990-х и Мур, и Миллер покидают DC Comics, разочаровавшись в строгой цензурной политике компаний-мейджоров, что не мешает приобрести еще большую популярность. Выросшие на комиксах люди не стали развращенными преступниками, как обещал доктор Уортхем, а обзавелись работой и детьми. Многие из них уже знали, что такое постмодернизм и радостные картинки эпохи Серебряного века комиксов могли вызвать разве что слезу ностальгии по своему яркому детству, но никак не стать адекватной заменой хорошей беллетристики, хотя сам формат комиксов оставался интересен. Возник очевидный спрос на «серьезные» комиксы.
В этой сфере Marvel однозначно проигрывает DC Comics, запустившей для этого несколько специальных брэндов, и в первую очередь Vertigo. Под этим логотипом были изданы два самых интересных «серьезных» комикса последнего времени: экспрессионистский «Sandman» Нила Геймана о боге Сна и «Y The Last Man» Брайана Вона, о вирусе, уничтожившем всех мужчин кроме одного. Впрочем, существование издательства вроде Vertigo не мешает развитию большого количества разнообразных независимых студий, и в первую очередьDark Horse Comics, подаривших миру Sin City.
В России индустрия комиксов до сих пор не сложилась, и хотя с начала 1990-х не прекращались попытки перенести на отечественную почту популярные американские брэнды, осуществить это в полной мере не удалось никому. Во многом, это объясняется полной неготовностью аудитории. Если в США представить детство без комиксов почти невозможно, то в России знают только несколько персонажей Бэтмена, Человек-Паука и Супермена. Ситуацию исправляют фильмы по комиксам, заполнившие киноэкраны в 2000-х годах, начиная с «Маски» и вплоть до недавнего «Возвращения Супермена». Так, после фильма была опубликована первая часть миллеровского Sin City (о качестве «гоблинского» перевода и всего издания в целом тактично умолчим сам факт публикации важнее), набирают популярность официально издаваемые у нас комиксы Marvel. Существуют и независимые отечественные комиксы, правда, судьба их незавидна. Они ориентированы, в первую очередь, на знатока жанра, а их аудитория по численности примерно совпадает с посетителями фестиваля «КомМиссия», а потому говорить о каких-то массовых тиражах можно будет нескоро. Сначала читатель должен привыкнуть к самому жанру «картинок и разговоров». Не до изысков.
http://polit.ru/culture/2006/09/13/komiksy.html
13 сентября 2006, 08:00
Василий Шевченко
"Прагматика культуры" начинает разговор о том, что мы привыкли считать истинно детским развлечением комиксах и мультфильмах. Как показывает практика, на самом деле аудитория мультфильма, и тем более комикса, растет. Все больше людей не вылезают с Cartoon Networks и выбирают комиксы своим единственным чтением. О том, как истории с картинками и разговорами стали для миллионов людей источником морали и знаний, рассказывает Василий Шевченко.
Сложно поверить, но современному формату комиксов истории в картинках, где реплики персонажей расположены в специальных текстовых баллонах уже более ста лет. За это время, комиксы прошли путь от юмористических миниатюр в газетах до самостоятельных графических новелл, причем далеко не всегда детских.
А начиналось все еще в 1890-е, в эпоху расцвета массовой печати в США. Титул «родителей комиксов» делят немецкий эмигрант Рудольф Диркс, автор комикса Katzenjammers Kids, и Ричард Ауткольт, создатель Yellow Kid. Работы Ауткольта появились в 1894 году, но сохраняли многие элементы традиционных комических рисунков. Katzenjammers Kids Диркса появились позже, но были уже настоящим комиксом. Само название жанра, «комикс», выдает характер первых произведений это были небольшие комические (англ. comic) зарисовки для развлечения читателя крупных газет.
Ситуация меняется к 1930-м годам, когда в комиксы приходит жанровое разнообразие: помимо комедий появляются приключения, детективы, фантастика. В феврале 1935 года выходит Fun: The Big Comic Magazine первый ежемесячный 36-страничный комикс, завершивший становление формата комиксов. А уже через два года, в феврале 1938 в серии Action Comics дебютирует, вероятно, самый известный супергерой в мире «Человек из Стали» Супермен. В 1939 к нему присоединяется Бэтмен, созданный художником Бобом Кейном. Все права на них принадлежали молодому издательству Detective Comics Inc, которое вскоре сменит свое название на DC Comicsи станет одним из двух крупнейших издательств, специализирующихся на комиксах.
Начинается Золотой век в истории комиксов, продлившийся до конца 1940-х годов.
И хотя история Золотого Века комиксов это в первую очередь история DC Comics, тогда же дебютирует и будущий конкурент создателей Бэтмена и Супермена, Timely Comics. Широкая известность к компании придет позже, когда она станет называться Marvel Comics.Но в 40-е, Timely Comics проигрывали DC, в первую очередь из-за недостатка ярких и запоминающихся героев, на которых строится большая часть успеха любого комикса. Главная звезда Marvel, Капитан Америка, был создан по запросам военного времени, и после 1945 ему потребовалась болезненная смена амплуа. А другие персонажи, в том числе андроид Человек-Факел и король Атлантиды мутант Нэмор не смогли конкурировать с харизматичными героями DC...
Конец Золотого Века комиксов в США пришелся на начало 50-х годов одну из самых консервативных эпох в истории страны, печально знаменитую благодаря комиссии по расследованию антиамериканской деятельности сенатора Маккарти. Конечно, супергероев было сложно заподозрить в симпатии к СССР, но и на комиксы нашелся свой Маккарти. Им стал доктор Фредерик Уортхем, опубликовавший в 1954 году книгу «Совращение невинных», где комиксы обвинялись почти во всех смертных грехах, включая пропаганду гомосексуализма (отношения между Бэтменом и Робином) и излишней сексуальности (персонаж DC Comics Чудо-Женщина). Стараниями Уортхема была организована фактическая цензурная служба надзора за комиксами, правда, в рамках ассоциации издателей. Был выработан особый Кодекс Комиксов, в соответствии с которым запрещались сцены пыток и насилия, проявления женской сексуальности. Под запрет попала также всевозможная нечисть вампиры, оборотни и зомби, а также открытая и скрытая реклама табака и алкоголя. Но главное добро всегда должно было побеждать зло.
Несмотря на введение цензуры, комиксы развивались и в 1950-е годы, хотя расцвет пришелся на 1960-е годы Серебряный век комиксов. Символом эпохи стали новые персонажи Marvel Comics. В 1961 году сценарист Стэн Ли и художник Джэк Кирби публикуют первый выпуск Фантастической Четверки, предлагая публике новый тип супергероя. Если персонажи DC Comics, и особенно Супермен, были практически неуязвимыми сверхсуществами, которые в одиночку могли изменить ход истории, то супергерои Ли и Кирби, оказались гораздо более человечны. Персонажи Фантастической Четверки помимо сверхспособностей наделены и человеческими слабостями они влюбляются, женятся, ссорятся, расходятся, да и злятся не только на злодеев. Их сверхспособности не абсолютны, что заставляет их работать в команде. По схожему принципу «человечности» были построены и другие комиксы, принесшие популярность Marvel Человек Паук, Люди Икс, Мстители.
Постепенно, комиксы о супергероях вытесняли других жанры с американской сцены. Способствовало этому и повсеместное распространение телевидения, которое переманило основную аудиторию юмористических и романтических комиксов, а для полноценного освоения супергеройской тематики еще не было готов технически. Единственная попытка была предпринята в 1966, когдаNBC запустило шоу про Бэтмена, добившееся определенного успеха, но закрытое из-за спада популярности уже через два года после старта. Шоу продемонстрировало превращение комиксов из маргинального увлечения в одно из влиятельнейших явлений американской поп-культуры, чутко реагировавшее на изменения в общественных настроениях. Первыми по это тропе пошли Marvel Comics, чьи Люди Икс помимо привычного спасения мира от сверхзлодеев (без него в комиксах никуда) разбирались с человеческой нетерпимостью в отношении мутантов как раз в момент, когда в США шла борьба за установления расового равноправия.
В 1970-е начинается «взросление» комикса. Повозрослевшие читатели все еще хотели смотреть на супергероев, но прежнее зло уже не внушало ужас. Даже «ядерный холокост», которого так боялась Америка 60-х, был забыт бытовые проблемы оказались гораздо страшнее, и этот постепенно отражалась на комиксах, чутко реагирующих на страхи общества. Так, один из второстепенных героев «Человека-Паука» оказывается в больнице с передозировкой LSD(публикация комикса вызывает скандал, в результате которого изменяются цензурные правила Кодекса Комиксов). В 1971 году: впервые погибает один из основных персонажей Гвен Стейси, возлюбленная Человека-Паука. Принцип «добро всегда побеждает зло» уже не соблюдается столь прямолинейно как в 1960-х. Так начался Бронзовый Век комиксов, в котором Marvel на голову опередил своих конкурентов.
Комиксы продолжали проникать в жизнь, и опять Marvel и DC шли сходными путями, все дальше «очеловечивая» своих героев. Персонажи Marvel лучше походили для этого, потому компания постепенно увеличивала свою долю рынка, став самым крупным издателем комиксов в мире. Дело даже дошло до попытки купить DC вместе с правами на всех персонажей, но DC хотела сохранить права на двух своих самых популярных героев Супермена и Бэтмена. Естественно, сделка сорвалась, потому что именно эта парочка делала львиную долю прибыли DC. Но и без покупки конкурентов, Marvel неплохо чувствовала себя на рынке, поглощая небольшие независимые компании и создавая все больше разнообразных персонажей.
К началу 1980-х годов казалось, что господство Marvel незыблемо, и скоро Человек-Паук сам захватит мир. Но разразился кризис, поставивший под сомнение все существование индустрии читатели перестали покупать комиксы. Часть аудитории просто забросила их, переключив внимание на появившийся канал MTV или компьютеры. А многие начинали путаться в огромном количестве различных серий комиксов и повторяющихся сюжетах каждый персонаж как успевал потерять память, сойти с ума, перейти на сторону зла/добра или просто погибнуть, после чего «неожиданным» образом воскреснуть. Читатели продолжали взрослеть, а комиксы не успевали за этим. Выход из сложившейся ситуации первым нашла DC Comics. Во-первых, компания выпускает серию из 12 комиксов Crisis on Infinite Earth, где проводит «чистку рядов», устранив множество второстепенных героев, сложную систему параллельных вселенных и многое другое, накопившееся за 50-летнюю истории вселенной. Во-вторых, DC приглашает на работу двух самых талантливых авторов 1980-х Фрэнка Миллера и Алана Мура.
Фрэнк Миллер создал для DC Comics культовую серию Batman: The Dark Knight Returns, превратив костюмированную сказку в мрачную и жестокую историю для взрослых, знакомую нам по фильмам Тима Бертона. Алан Мур(создатель «V значит Вендетта») стал автором знаменитого комикса Watchmen, где очеловечивание персонажей дошло до абсолюта, а действие разворачивалось в далеко не радостной Америке времен конца Холодной Войны.
К началу 1990-х и Мур, и Миллер покидают DC Comics, разочаровавшись в строгой цензурной политике компаний-мейджоров, что не мешает приобрести еще большую популярность. Выросшие на комиксах люди не стали развращенными преступниками, как обещал доктор Уортхем, а обзавелись работой и детьми. Многие из них уже знали, что такое постмодернизм и радостные картинки эпохи Серебряного века комиксов могли вызвать разве что слезу ностальгии по своему яркому детству, но никак не стать адекватной заменой хорошей беллетристики, хотя сам формат комиксов оставался интересен. Возник очевидный спрос на «серьезные» комиксы.
В этой сфере Marvel однозначно проигрывает DC Comics, запустившей для этого несколько специальных брэндов, и в первую очередь Vertigo. Под этим логотипом были изданы два самых интересных «серьезных» комикса последнего времени: экспрессионистский «Sandman» Нила Геймана о боге Сна и «Y The Last Man» Брайана Вона, о вирусе, уничтожившем всех мужчин кроме одного. Впрочем, существование издательства вроде Vertigo не мешает развитию большого количества разнообразных независимых студий, и в первую очередьDark Horse Comics, подаривших миру Sin City.
В России индустрия комиксов до сих пор не сложилась, и хотя с начала 1990-х не прекращались попытки перенести на отечественную почту популярные американские брэнды, осуществить это в полной мере не удалось никому. Во многом, это объясняется полной неготовностью аудитории. Если в США представить детство без комиксов почти невозможно, то в России знают только несколько персонажей Бэтмена, Человек-Паука и Супермена. Ситуацию исправляют фильмы по комиксам, заполнившие киноэкраны в 2000-х годах, начиная с «Маски» и вплоть до недавнего «Возвращения Супермена». Так, после фильма была опубликована первая часть миллеровского Sin City (о качестве «гоблинского» перевода и всего издания в целом тактично умолчим сам факт публикации важнее), набирают популярность официально издаваемые у нас комиксы Marvel. Существуют и независимые отечественные комиксы, правда, судьба их незавидна. Они ориентированы, в первую очередь, на знатока жанра, а их аудитория по численности примерно совпадает с посетителями фестиваля «КомМиссия», а потому говорить о каких-то массовых тиражах можно будет нескоро. Сначала читатель должен привыкнуть к самому жанру «картинок и разговоров». Не до изысков.
http://polit.ru/culture/2006/09/13/komiksy.html
13 сентября 2006, 08:00
Василий Шевченко
- Mishazas
- Ремесленник комиксов
- Сообщения: 14498
- Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
- Контактная информация:
У Василия Шевченко замечательный материал: сжато и аккуратно изложена история американского комикса. Ни единой ошибки. Насчёт ситуации в России, мне кажется, информация устарела. Можно точно сказать, что существует рынок для детских комиксов. Ещё не делал расчётов (всё руки не доходят), но у нас по стране продаётся порядка миллиона экземпляров комиксов ежемесячно.
Саш, про «деревянный», это юмор такой, да? Для авторов там сейчас нормальный век: живут, работают, издаются, -- чего и нам желают
Больших денег, правда, не зарабатывают, но это накладывает своеобразный отпечаток на профессиональную среду -- в комиксы идут не за длинным долларом, а потому что любят это ремесло. Соответственно, с их комиксистами приятно общаться. Публика благожелательная, профессионально подкованная и без голливудских понтов.
Саш, про «деревянный», это юмор такой, да? Для авторов там сейчас нормальный век: живут, работают, издаются, -- чего и нам желают

__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
- Mishazas
- Ремесленник комиксов
- Сообщения: 14498
- Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
- Контактная информация:
Не «эра», а именно «век». Это культурологические термины. Если знать смысл понятий «золотой век», «серебряный», «бронзовый», то они идут в хронологически традиционном для себя порядке и довольно точно характеризуют каждый из рассматриваемых этапов истории американского комикса. Так же как когда в литературоведении пишут о «серебряном веке» русской поэзии, то имеют в виду не столетие, а только первые два десятилетия ХХ века, когда этот «серебряный век» имел место быть. Или у историков. Если они ссылаются на «Золотой век пиратства», то подразумевают вполне конкретный период, начавшийся после Утрехтского мира (оставил без работы тысячи военных моряков) и длившийся порядка 15 лет (а не сто, как подумали бы некоторыеАлександр Ремизов писал(а):Просто смешны эти пафосные Эры - по десять лет каждая. Причём - по нисходящей.

Для мировой истории комикса наиболее значимы «золотой век» и те полвека газетного комикса в Америке, что предшествовали ему. Именно созданным тогда произведениям обязаны комикс-индустрии всех стран, где эта индустрия развита. Динамика становления любой из национальных школ, будь то французская, бельгийская, аргентинская, итальянская, филиппинская школа, вписывается в следующий алгоритм: успех американских изданий --> появление отечественных аналогов --> формирование собственной национальной школы.
Если исторически, то «металлический век». В реале же, американский комикс утратил единое направление развития. Газетный рынок продолжал существовать сам по себе и почти не пересекался с книжно-журнальным. Появились фанзины, заявило о себе «андерграундное» движение, на профессиональную среду произвели сильное впечатление достижения франко-бельгийской школы (особенно «взрослые» издания), комиксы ушли из сетей периодики и торговли в специализированные магазины, появилась такая форма издания, как графический роман (с которым у нас перепутали новеллу), стал развиваться альтернативный, авторский комикс. Всё это в единую категорию уже не вместишь.Александр Ремизов писал(а): Вот и интересно - почему систематизаторы остановились на Бронзовой и что по ранжиру должно быть дальше.
__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
- Mishazas
- Ремесленник комиксов
- Сообщения: 14498
- Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
- Контактная информация:
Нет, «Золотой век» -- это такая расхожая метафора, что-то вроде Эдема, юношеской зрелости явления, к которому эта метафора применяется. «Бронзовый» не означает ювелирную ценность, а означает прогресс, переход с примитивных орудий на бронзовые. Если в Эдеме питекантропы кидались друг в друга еловыми шишками, то затем в ход пошли бронзовые копья и топоры. Исторически это считается движением вперёд. «Серебряный век» действительно подразумевает девальвацию по отношению к «Золотому». В контексте конкретной истории золотой век закончился с введением комикс-кодекса и потерей рынка. Комиксы не стали хуже, их качество прогрессировало, а «марвеловская» линейка сверхгероев нового поколения в 60-х стимулировала очередной бум, но по охвату аудиторию ему уже было далеко до успеха 30-х, 40-х.Александр Ремизов писал(а):Спасибо, Миша, это понятно. Я намекаю на то, то к действительности это понтование с "веками" не имеет ни какого отношения. Если исходить из логики, то серебро хуже золота. А бронза - хуже серебра. Иначе говоря, утверждается "удешевление", вырождение комикса. Что, естественно, не так. Судя по количеству и проработанности жанров именно сейчас золотые годы комикса - когда есть всё и для всех.
__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]