Комиксы в СССР до 80-х

Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13787
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Сообщение Mishazas »

Andrzej писал(а):2. Ты на дату печати взгляни. 1937 г. Курицу, съели говоришь?
Угу :e-frown:
Художник "Умной Маши"Бронислав Малаховский был расстрелян в 1937-м. Так же, как и Николай Олейников, автор другого популярного ленинградского комикс-сериала тех времён "Макар Свирепый".
__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
Аватара пользователя
maksimsharaev
Рупор эпохи
Сообщения: 1783
Зарегистрирован: 08 июн 2010, 19:06

Сообщение maksimsharaev »

Коллеги, если считаете, что я не прав (или - в корне не прав), то выскажетесь. Вот моё мнение (ИМХО!"!))) что классический комикс, именно тогда комикс, когда есть кадр-баллон-текст. Никаких там подписей внизу кадра и уж, тем паче, без подписей и баллонов. В этом плане лично я не считаю комиксом ни "Принц Вэлиант" ни "Мурзилка" и "Весёл. к-ки" тоже имели такое же отношение к комиксам, как повествования на стенах египетских гробниц. В этом смысле и Херлуф наш всеми любимый Бидструп тоже никакие не комиксы. Ну да, рассказы в картинках. Но не все рассказы в картинках , это комиксы. Понимаю, запреты-цензура и прочее. Ну так и чего было тужиться? Иные и этого не делали, но рисовали таким образом, что походило на кадры комиксов по графике (Геннадий Новожилов, журнал "Смена") Миша щас меня порвёт! И правильно сделает! Не исключено, что я пургу прогнал.))))))) ps - к примеру, что помешало в "Принце Вэлианте" вставить баллоны? Ведь есть же они в "Приключения Немо в стране снов"! вот последний и есть, исходя из моей извращенной логики, настоящий комикс
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13787
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Сообщение Mishazas »

maksimsharaev писал(а):Коллеги, если считаете, что я не прав (или - в корне не прав), то выскажетесь. Вот моё мнение (ИМХО!"!))) что классический комикс, именно тогда комикс, когда есть кадр-баллон-текст. Никаких там подписей внизу кадра и уж, тем паче, без подписей и баллонов.
Объективно, с точки зрения исследователей жанра рассказы в картинках -- тоже полноценные классические комиксы, просто более ранние, менее изощрённые по форме, да и назывались по-другому: лубок, билдерборген, картинки Эпиналя, изорассказ, "рассказъ со многимя картинками" etc :e-smile:

Если посмотреть любую энциклопедию комиксов: американскую, европейскую, "Комиклопедию" Lambiek, -- то знаменитые авторы старых, "лубочных" историй присутствуют там наравне со всеми остальными: Буш, Кристоф, Каран д'Аш, Тёпфер etc. И почитаются за классиков, отцов современного комикса.

Про комикс в России и СССР я как раз недавно писал для нашей экспозиции на болгарском фестивале:
История современного российского комикса ведёт отсчёт с конца 1980-х годов. Именно тогда появились первые творческие, издательские, предпринимательские проекты, вдохновлённые опытом классических западных образцов рисованных историй. Последующую динамику развития характеризуют чередующиеся подъёмы и спады, основные этапы которых можно выделить в три периода: студийный (1989—1998), сетевой (1999—2010), субкультурный (с 2011).
Предыстория
В России практика совмещения литературной и художественной информации в самостоятельное произведение имеет глубокие корни. Еще с раннехристианской эпохи рисованный рассказ присутствовал в оформлении иконостасов церквей, в житийных иконах, а с XVII века обрёл популярность в форме лубочных ксилографических листов, представлявших картинки на самые разнообразные сюжеты, от религиозных и новостных до сказочных и сатирических. К концу XIX века лубок стал одной из самых востребованных разновидностей народной литературы.

В советский период широкое распространение получили диафильмы – отпечатанные на плёнках для просмотра через проектор рисованные рассказы агитационного, информационного, образовательного, беллетристического содержания. В 1956 году художник Иван Максимович Семёнов добивается разрешения на издание первого и единственного журнала комиксов советского периода «Весёлые картинки», тираж которого к 80-м годам достигает 9,5 миллионов экземпляров.

Однако и лубки, и диафильмы, и рисованные рассказы советских журналов использовали главным образом изобразительные и повествовательные методы «протокомиксов»: серии картинок с подписями или сцены в картинках без слов. Классическая же форма комикса, с интенсивными диалогами в баллонах, многовариантным кадрированием полос, кинематографической раскадровкой, сложной драматургией – та, что зародилась в американских газетных приложениях в конце ХIX века и утвердилась во всём мире – эта форма стала активно использоваться только с конца 80-х годов. Более ранние опыты были относительно редки и практически не выходили за пределы небольших одностраничных рубрик в нескольких детских и юмористических журналах. Так же редки были и переводные публикации зарубежных комиксов.
__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
Аватара пользователя
maksimsharaev
Рупор эпохи
Сообщения: 1783
Зарегистрирован: 08 июн 2010, 19:06

Сообщение maksimsharaev »

мне думается, людям свойственно копаться и искать всевозможные аналогии, особенно там, где их нет!)) предыстория, лубок, наскальные повествования, узелковое письмо "кипу"))) ну а что? тоже рассказ, с помощью разных узелков!) Так что, ИМХОООО!) и, кстати, "Малыш Нимо" 11 год, а "Принц Валиант" - что-то там, 30-е с чем-то? И в первом случае баллоны были, во втором нет. Да что я заладил - баллоны-не баллоны. Понято ж, и то комикс и это комикс. Интересно, конечно, исследовать и корни находить комиксов в глубокой древности, но давайте будем реалистами!) Печально только то, что относительно СССР и России - что раньше были невнятные попытки "комиксы" рисовать, что теперь (в глобальном смысле) невнятные. Меня другое бесит - у нас придумали этакую отмазку, мол, в Америке появились комиксы потому, что дескать, народ был необразован, читать не умел, а так хоть комиксы смотрел и духовно развивался. В то время, как Россия - нация "читающая"! Поэтому такой, с понтом, низкий жанр выше достоинства советского чела! И, сдаётся мне, в этих уважаемых энциклопедиях присутствие авторов, о которых Миша, ты говоришь, обусловленно тем, что благодаря им (лубку, в том числе) объём томиков больше, в плане страниц))) Вот этим и руководствуются - любят буржуи выдумывать и вводить народ в заблуждение путем явных инсинуаций!))))))))
Аватара пользователя
maksimsharaev
Рупор эпохи
Сообщения: 1783
Зарегистрирован: 08 июн 2010, 19:06

Сообщение maksimsharaev »

Щас пишу, а сам прикидываю, как-бы кого не обидеть, себя - в том числе. Но, Миша, ты вот, с присущей тебе вдумчивостью и глубинным (уникально-глубинным) знанием предмета, исследовал процесс, а, тем временем, Достоевского нарисовали буржуи (видел в книжном и дооооолго плевался) и "Дориан Грей" и что-то там ещё, настолько несущественное, что я и не помню. Скажу откровенно - не видел бы я (благодаря тебе) "Мастера" Аскольда, так и счёл бы, что небыло у нас комиксов, нет их и ныне! Я, кстати, серьёзно.
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13787
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Сообщение Mishazas »

maksimsharaev писал(а): И, сдаётся мне, в этих уважаемых энциклопедиях присутствие авторов, о которых Миша, ты говоришь, обусловленно тем, что благодаря им (лубку, в том числе) объём томиков больше, в плане страниц))) Вот этим и руководствуются - любят буржуи выдумывать и вводить народ в заблуждение путем явных инсинуаций!))))))))
Максим, ну это даже не смешно :e-laugh"

Если тебе действительно интересно, откуда что взялось, почитай историю комикса: как рисованная литература развивалась на протяжении веков, как кто и на кого влиял. Хотя бы рапидное изложение Маклауда:
http://understanding-comics.ru/the_invi ... med-9.html

Комикс родом из картинок с подписями. Без Кристофа с его "Семейством Фенуйяров" не было бы франко-бельгийской школы, без "Макса и Морица" Буша не было бы "Детей Катценджаммер" Рудольфа Диркса. А именно Диркс ввёл в активный оборот баллоны, звукоэффекты, современную динамику изложения.

Да, "протокомиксы" часто были грубы, нелицеприятны, дурновкусны. Но это родословная комикса. А предков не выбирают :e-smile:
__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
Аватара пользователя
maksimsharaev
Рупор эпохи
Сообщения: 1783
Зарегистрирован: 08 июн 2010, 19:06

Сообщение maksimsharaev »

Да понимаю я всё!) Пофлудить нельзя маленько?) Просто сижу один, рисовать каждый день по 5 часов - мало кто выдержит. Вот и веселюсь тут!) Но про плачевную ситуацию в России с комиксами - я не пошутил. На самом деле так думаю. Но мы ж руки не опускаем, барахтаемся. Ещё и деньги нам платят за эти барахтанья)
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13787
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Сообщение Mishazas »

Изображение

Традиционно считается, что "Весёлые картинки" — первый советский журнал комиксов. Однако в 1937 под редакцией Николая Олейникова вышло пять номеров ежемесячного журнала "Сверчок" с подзаголовком "Весёлые картинки для маленьких ребят". Он печатался в 4 краски на 16 страницах и, похоже, был целиком посвящён рисованным историям. В исследовании "Советская сатирическая печать 1917-1963" указывается, что "Сверчок" стал преемником детской юмористической газеты"Ванька-Встанька":
Газета "ВАНЬКА-ВСТАНЬКА", Москва, СССР

Юмористическая газета с подзаголовком «Веселые странички для маленьких ребят» выходила в Москве с апреля по август 1936 г. (15 номеров). Издавалась Детиздатом ЦК ВЛКСМ. Печаталась на 4 полосах, с трехцветными иллюстрациями. Тираж первых номеров — 3—5 тыс. экз. Редактор — Н. Максимова.

Газета фактически была первым самостоятельным периодическим юмористическим изданием, предназначавшимся специально для пионеров и школьников. В юмористических стихах, баснях, рассказах, сценках, в многочисленных рисунках сотрудники и авторы касались вопросов детского воспитания. Осмеивались лентяи и обманщики, драчуны и трусишки, болтуны и т. п. Детям прививались такие качества, как трудолюбие, смелость, смекалка, честность.

В газете принимали участие крупнейшие детские писатели 30-х годов и художники, связанные с детской литературой. В первом номере публикуются главы из «Доктора Айболита» К. Чуковского. [...]
Газета была вскоре преобразована в детский юмористический журнал «Сверчок»

источник: статья из книги "Советская сатирическая печать 1917-1963" С. Стыкалина, И. Кременской, материал подготовил Сергей Репьёв
В сообществе ВК, посвящённом обэриутам, нашлось несколько скановстраниц "Сверчка" и информация:
«Сверчок» — юмористический детский журнал, выходивший под редакцией Н. Олейникова в 1937 году. Всего вышло 5 номеров. Имел подзаголовок «Весёлые картинки для маленьких ребят».

Авторы: С. Маршак, Д. Хармс, А. Введенский, Б. Житков, Л. Савельев, С. Михалков.
Художники: Б. Малаховский, В. Конашевич, Н. Радлов, Н. Травин, В. Горяев, А. Налётов, А. Успенский, Э. Будогоский.

В рубрике «Приключения маленьких человечков» публиковались истории в картинках с короткими подписями.

Критика обвинила журнал в «клевете» и «вредительстве», и вскоре он был закрыт.
Вложения
y_7010efa0.jpg
y_01a70503.jpg
y_531c7369.jpg
oZwa-03uark.jpg
DoANhkfOCow.jpg
__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13787
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Сообщение Mishazas »

maksimsharaev писал(а): Иные и этого не делали, но рисовали таким образом, что походило на кадры комиксов по графике (Геннадий Новожилов, журнал "Смена")
Действительно, были потрясающие иллюстраторы, которые, если бы у нас существовало полноценное издание комиксов, могли бы удивительные вещи в этой области сотворить, по масштабу не уступающие зарубежной классике:

Геннадий Новожилов
О художнике
Иллюстрации к "Капитану Бладу"
Иллюстрации к "Мастеру и Маргарите"Иллюстрации к "Руслану и Людмиле"(Руслан нарисован с Алексея Котёночкина)

Павел Бунин
Подборка о художнике из разных источников
Иллюстрации к "Легенде об Уленшпигеле"

Юрий Макаров
О художнике
Иллюстрации к Казанцеву и Стругацким
Иллюстрации
Собрание иллюстраций к Стругацким
Альбом ВК

О Макарове, рассматривая иллюстрации в "Искателе", вообще думал, что он из молодого поколения и рисует, вдохновляясь американскими образцами — по духу напоминает Алекса Раймонда, но авторский, самобытный, ни с кем не спутаешь. Только лет тридцать спустя, дорвавшись до Интернета, выяснил, что он фронтовик, и стиль у него на протяжении жизни не сильно менялся.

Про Бунина не знаю, интересовался ли он комиксами, а Новожилову они были интересны -- вроде даже подумывал что-то сделать в последние годы.
Вложения
Resize of 0_9c4f8_a5bd3952_orig.jpg
0_8e31d_e473c83f_XL.jpg
sooma019.jpg
sooma020.jpg
__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
Аватара пользователя
Andrzej
Ремесленник комиксов
Сообщения: 17507
Зарегистрирован: 22 май 2006, 18:27
Откуда: Москва

Сообщение Andrzej »

Верейский Орест Георгиевич

http://illustrators.ru/posts/vereyskiy- ... -1915-1993

Один из моих любимых иллюстраторов.
«Инакомыслие это высшая форма патриотизма» (с) Томас Джефферсон
Jeszcze Polska nie zginęła!
Авторская галерея: http://wilkowski.daportfolio.com/
Правила рисования Вуда:
1. Никогда не рисуйте то, что можно скопировать.
2. Никогда не копируйте то, что можно обвести.
3. Никогда не обводите то, что можно вырезать и наклеить.
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13787
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Комиксы в СССР до 80-х

Сообщение Mishazas »

Изображение
Изображение

Олег Орлов "Приключения матроса Кошкина"
Вообще-то, это уже 80-е и 90-е, но всё равно классика советских комиксов :)

http://coollib.com/b/300471/read

Изображение
__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13787
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Комиксы в СССР до 80-х

Сообщение Mishazas »

mf_201106_st_com_sm[1].jpg
mf_201106_st_com_sm[1].jpg (128.33 КБ) 5322 просмотра
(с) Александр Ремизов
__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 37931
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Re: Комиксы в СССР до 80-х

Сообщение Tzratzk »

Мечтать не вредно. )
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13787
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Комиксы в СССР до 80-х

Сообщение Mishazas »

1941
a620251a4e5c097265[1].jpg
a620251a4e5c097265[1].jpg (157.64 КБ) 5295 просмотров
__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13787
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Комиксы в СССР до 80-х

Сообщение Mishazas »

Пионерская правда. 1926.45 (87).jpg
Пионерская правда. 1926.45 (87).jpg (346.44 КБ) 5052 просмотра
15 февраля 2017 РГДБ, главная детская библиотека страны, дополнила свой замечательный Национальный цифровой архив детских книг, периодики и диафильмов ещё и газетами, опубликовав 89 из 94-х номеров тогда ещё еженедельной газеты «Пионерская правда», начиная с премьерного выпуска от 6 марта 1925 г. и вплоть до конца 1926 г.
http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/39290

Нынешняя публикация позволяет отследить тенденции использования средств комикса на заре самого массового отечественного издания для детей.

Разместил в «Хронологии» Комиксолёта небольшой обзор первых комиксов «Пионерки»:
https://www.comicsnews.org/articles/chr ... rvye-shagi
Попытался также установить работавшего над ними художника (надеюсь, успешно) :)

Собрал подборку всех комиксов из газеты за период 1925—1926:
https://vk.com/album353536947_241344387
__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]
Ответить