Самые рисованные инвестиции
Комиксы могут претендовать на звание самого древнего искусства: на стенах своих пещер первобытные люди рисовали именно их -- истории в картинках. С тех пор технологии изменились, но потребитель ценит в конечном продукте все то же -- интересный сюжет и качественную графику.
Истории желтого ребенка
Комикс в современном виде создали в Америке. В 1894 году рисованные "Приключения Желтого Малыша" с подписанными под картинками диалогами начали печататься в воскресных выпусках The New York World, которым владел сам Пулитцер, и моментально стали обожаемым развлечением, поднимавшим тиражи. Коммерческий успех был так очевиден, что сериал "Yellow Kid stories" захотел видеть у себя в The New York Journal медиамагнат Херст. Пулитцер возражал, Херст настаивал, и в конце концов соперничество титанов приняло столь неприглядные формы, что на свет помимо комиксов появился термин "желтая пресса" как обозначение некорректной журналистики.
Истории в картинках стали размножаться, из Америки попали в Европу, а после второй мировой войны -- и в Японию. Сейчас в мире три признанных центра комикс-цивилизации -- США, Франция и Япония, каждый имеет полноценную комикс-индустрию и свой взгляд на то, как делать и продавать рисованные истории.
Восток и Запад
Французы именуют это явление BD -- bande dessinee, "история в ленточках". BD создаются серьезными художниками тщательно и долго (на создание книги в среднем уходит год), строго вручную и издаются в основном как художественные альбомы -- с отличной полиграфией, твердой обложкой и ценой 15-60. Продаются такие альбомы в специальных магазинах и супермаркетах вместе с массой сопутствующих товаров -- маек, значков, конфет, карандашей и прочих предметов с BD-персонажами. Тем не менее французские истории в картинках считаются безусловно интеллектуальным развлечением. Существует даже авторитетный и эстетский BD-фестиваль в Ангулеме. Город, собственно, живет только фестивалем, а главный культурный объект в нем -- Музей изображений и комиксов.
Французский комикс позиционируется как "кино в картинках" и делится по киножанрам: фантастика, мелодрама, вестерн, боевик, хоррор. При этом порядка четырех альбомов комиксов ежегодно попадает в десятку книг-бестселлеров, поскольку BD рассматривается как сегмент литературного рынка. Кстати, все причастные к делу создания комиксов независимо от гражданства настаивают, что любые истории в картинках -- продукт для чтения.
То, что рисуют японцы, называется "манга". Это черно-белая графика, уникальная система символов, обозначающих характер, эмоции и амплуа персонажей (для "чайников"-иностранцев есть словари). Читается манга, с нашей точки зрения, наоборот -- справа налево. И ценится в ней не столько графика, сколько сюжет. Кстати, стиль манга-графики родился из попыток подражать мультипликации Диснея, которая в 1945 году потрясла воображение японцев.
Манга существует как часть прессы, издается недорогим способом и в гигантском ассортименте, что позволяет этой индустрии в заработках конкурировать на внутреннем рынке с автопромом. Производством отдельного сериала (в каждом журнале их не меньше четырех) занимается один художник с парой помощников. Бригада выпускает до сотни страниц в неделю, иначе читатели забудут. Для облегчения труда художника-мангаки продаются готовые задники (картинка-фон, на которой разворачивается действо) на все случаи жизни: джунгли, старый Токио, планета Марс и т. д. Персонажи вырезаются и вручную вклеиваются в фон. Самые популярные сериалы издаются в книжном формате (такой том состоит из 30-40 историй, объединенных главными персонажами).
Хихус: "Художник рисует одну страницу комикса один--четыре дня. Понятно, что лицензионный продукт обходится издателям дешевле"
Манга ориентируется на целевую аудиторию: есть сериалы для мальчиков и девочек (с градацией по возрастам), для спортсменов, бизнесменов, полицейских, домохозяек. Попадающих впервые в Токио поражают поезда метро, заполненные клерками, которые читают толстенные журналы манга с историями из жизни клерков. Манга читают в любом возрасте, а в школьных библиотеках стоят полки с манга-учебниками для малышей. Герои сериалов дико популярны, и для японцев привлечь для рекламы рисованного персонажа так же естественно, как арендовать голливудскую звезду.
Продаются журналы в специализированных магазинах. Самое грандиозное место -- семиэтажный магазин Animate размером с московский "Детский мир", по крышу забитый манга и плюшевыми манга-игрушками, сумками с манга-картинками, фильмами по манга. Причем каждый отдельный журнал стоит дешево -- $4-7, кроме того, существуют отделы "манга на раз": покупаешь за полцены, по прочтении возвращаешь за четверть суммы.
В Америке рисуют именно комиксы. Но двух видов: comics для детей с подростками и comix -- андерграундные, жесткие истории для взрослых с авторскими сценариями и графикой. Но ни один из этих жанров искусством не признается. Комиксы с окончанием на "cs" -- дешевые, до $1, издаются большими тиражами. С "х" -- подороже, встречаются реже и читаются довольно маргинальными типами. И все продаются не в специализированных магазинах, а в супермаркетах и на бензоколонках.
Михаил Заславский, редактор издательства "Эдванс-пресс": В Штатах расцвет комиксов прошел в 60-е годы, сейчас средний тираж издания составляет около 50 тыс. экземпляров. В последние годы серьезные доходы, сравнимые с прибылью от основной деятельности, издающим компаниям приносят экранизации комиксов "Люди Х", "Человек-паук", "Фантастическая четверка", "Город грехов".
Отношение к людям, рисующим комиксы, и к их авторским правам в мире тоже разное. В Японии в основном практикуются устные договоренности между художником и издателем (дорогие коллекционные издания и мегатиражи обслуживаются типовыми контрактами). Социальный статус создателя историй в картинках очень высок.
Хихус, художник студии "Люди мертвой рыбы", председатель оргкомитета фестиваля "КомМиссия": В Японии я беседовал с профессором университета, который в юности мечтал стать мангакой, закончил школу манга, пытался работать, оказался недостаточно талантливым и от безысходности пошел в ученые.
Во Франции художник BD тоже может гордиться профессией. А на издание 48-страничного комикса составляется контракт на 80 листах, где прописан каждый шаг. Причем никакой издатель не может купить права на комикс -- персонаж, стиль, сюжет. Только на публикацию, поскольку история в картинках -- это произведение искусства.
В Америке рисовать комиксы не слишком престижно в связи со студийной системой работы. Студии поделили комиксы по идеологии: Marvel "держит" супергероев, Disney выпускает журналы для самых маленьких и т. д. И если студия покупает проект, то целиком. И впоследствии имеет право поменять сюжет, убрать персонажа, уволить автора. Из-за этого яркие авторы предпочитают не сотрудничать с большими студиями, а к американскому комиксу принято относиться так же, как к фильмам категории В.
Большинство имеющихся сейчас на российском рынке картиночных изданий -- как раз американский лицензионный продукт.
Адаптация
В Советском Союзе комиксов почти не было: нарисованные истории появлялись в "Мурзилке" и "Веселых картинках", а импортный продукт был представлен журналом "Пиф", который принадлежал французской компартии. Кстати, он был действительно хорошим и несколько раз признавался номером один среди французских детских комикс-изданий.
Второе пришествие комикса случилось в середине 90-х. Это были разовые акции, изданием занимались любители, тиражи в 100 тыс. экземпляров назначались наобум, и не один из этих проектов не дожил до 2000 года. Еще одной проблемой было распространение: какие бы комиксы ни издавались, они попадали, во-первых, только в книжные магазины, а во-вторых, только в отделы детской литературы. И родители малышей периодически натыкались среди книжек-раскрасок на "жесткач" для взрослых. Ясности не было и с тем, что и как издавать: кто-то в принципе обходился без покупки лицензий, кто-то приобретал неоправданно дорогие, и в магазины попадали альбомы отличного качества по 600 руб., которые все смотрели, но никто не хотел покупать. Самый громкий провал такого рода связан с деятельностью издательства "Нитусов".
Константин Костюк, директор по развитию компании DirectMEDIA: "Нитусов" одновременно запустил пять-шесть проектов французских комиксов с дорогой полиграфией, не адаптируя их и не рекламируя. Калька с европейской действительности коммерчески себя не оправдала.
Константин Костюк: "Работать с русскими комиксами -- самое правильное, но и самое сложное"
Недавно издательство DirectMEDIA скупило тиражи-неудачники, дополнило их взятыми на дистрибуцию журналами успешных издательств и пытается все это продавать, предлагая магазинам уже достойно сформированный ассортимент комиксов: альбомы от "Нитусова", "Город грехов" ("Амфора"), акунинский "Азазель" в картинках ("Олма-Пресс") и др. За полгода удалось "раскидать" меньше 10 тыс. экземпляров.
Сейчас в России "кино в картинках" существует во всех возможных для этого жанра формах: периодические издания, книги (их, правда, исчезающе мало), реклама и искусство чистое, на гонорары почти не претендующее. Крупнейший сегмент -- периодика, а точнее, детские журналы, выходящие ежемесячно или раз в две недели. Подавляющее большинство из них -- лицензионные издания.
На первом месте по продажам -- "Эгмонт", российское отделение датского издательства ("Микки-Маус", "Винни и его друзья", "Том и Джерри" и др.). Здесь считают, что контролируют 70% рынка российской детской периодики: ежемесячный суммарный тираж 17 журналов составляет больше 1 млн экземпляров. Далее -- питерское издательство "Прайм-Еврознак" с сериалами про Шрека, Хеллбоя, Терминатора, Супермена, Уоллеса с Громитом и большим проектом "Звездные войны" из нескольких журналов, изданий в твердой обложке и пары словарей. Третье место занимает "Комикс" с сериалами про "Людей Х" и "Человека-паука", "Фантастическую четверку" и "Симпсонов" (суммарный тираж 500 тыс. экземпляров). На четвертой позиции -- издательство "Ровесник" с его "Скуби Ду" и подростковым комикс-журналом "Ген-13". Как видно, профильный бизнес предпочитает заниматься персонажами-брэндами, которые уже по максимуму отрекламированы фильмами, мультсериалами и компьютерными играми.
Владимир Зайковский, генеральный директор издательства "Комикс": Мы с самого начала ориентировались на мультимедийные торговые марки -- надежнее делать издание с героями, которые уже хорошо воспринимаются читателями. Но ошибка полагать, что любой раскрученный брэнд будет продаваться,-- надо делать прежде всего хороший продукт, а это требует серьезной и очень профессиональной работы. Например, для "Симпсонов" нам иногда приходится практически полностью перерабатывать и адаптировать текстовую часть истории -- реплики героев апеллируют к событиям и реалиям другой страны. А потом, кстати, делается огромный подстрочник для американцев с развернутыми комментариями, объясняющими, над чем и почему здесь надо смеяться.
В производстве журналов с популярными персонажами есть еще один плюс: лицензия на издание комикса, который уже окупил себя как периодическое издание, фильм и игрушки, обходится дешево -- $15-50 за страницу. А продается такой комикс в России в количестве 30-50 тыс. экземпляров в месяц.
По ассортименту периодических комикс-изданий Россия уже почти доросла до западного уровня. Этому способствовала смена канала распространения: нынешние истории в картинках продаются, как и прочая пресса, в основном в киосках и на лотках, а они детям попадаются чаще, чем книжные магазины. Но находить общий язык с торгующими прессой организациями издателям комиксов все равно сложно.
Владимир Зайковский: Странные отношения порой складываются с распространителями. Они, например, регулярно выставляют наши издания в Думе и не понимают, почему комиксы для детей там совершенно не продаются. Мы уже устали с этим бороться, просто молча принимаем возврат части тиража. И это при том, что стоимость вхождения в некоторые московские сети распространения составляет более 30 тыс. И не факт, что этот взнос позволит вам долго там продержаться. Вообще, сложилась парадоксальная ситуация: распространители прессы зарабатывают не на продажах, а на предоставлении места в киосках и на лотках.
Отметим, что издателям очень помогло бы создание сети специализированных комиксовых магазинчиков с полным жанровым ассортиментом и различной тематической утварью (как в других странах), но на такое пока никто не отважился.
Помимо тактики продаж меняется предложение. Если раньше выживали только журналы для самых маленьких, то сейчас в коллекции каждого серьезного издателя есть, к примеру, комиксы для младших школьников и тинейджеров.
Среди тинейджеров благодаря постоянно идущим по музыкальным ТВ-каналам японским мультсериалам быстро набирает популярность манга. У этого жанра просто блестящие перспективы, тем более что японские лицензии обходятся даже дешевле американских -- $10-20 за страницу. Манга занимаются уже три издательства: "Фабрика комиксов" делает "Магазинчик ужасов" и собирается запускать еще два проекта, Neomanga издает три красивых и достаточно жестоких сериала для подростков от 14 лет, а "Сакура-пресс" выпускает манга "Ранма 1/2" -- культовую серию, выходившую на родине девять лет, про мальчика-воина, который превращается в девочку-воина, если на него плеснуть холодной водой.
Наш человек в комиксе
Арт-рынок и рекламный рынок освоили отечественные производители комиксов -- художники и сценаристы. Российскими историями в картинках уже рекламировались такие крупные компании и известные марки, как "ДОН-строй", Dirol, Head & Shoulders, Konika. Спортивные магазины Nike в прошлом году раздали комикс-буклеты про свои рюкзаки в количестве более чем 100 тыс. экземпляров (планировали втрое меньше). Причем в отличие от стандартных листовок буклетами не заваливали все окрестные урны -- комиксы уносили домой.
Что касается арт-рынка, то фестиваль "КомМиссия" уже знают и во Франции, и в Японии. Это, безусловно, почетно, но денег авторам приносит мало. А российские издатели вкладываться в российские же комикс-проекты не любят.
Хихус: Художник рисует одну страницу комикса один-четыре дня. Понятно, что такая работа будет стоить гораздо дороже, чем лицензия, и поэтому конкурировать с переводными комиксами наши не в состоянии. Реклама оплачивается гораздо лучше -- до $300 за страницу. Еще разумные гонорары платят глянцевые журналы за стрипы -- короткие рисованные истории на одну страничку.
У издателей другая точка зрения. Считается, что художники воспринимают комиксы как средство самовыражения, а не способ развлечь аудиторию и таким образом заработать.
Владимир Зайковский: У нас много талантливых людей, которые отлично рисуют, но для массового производства этого мало. Нужно четко понимать, для кого делается продукт, ориентироваться на интересы читателей. А люди приходят, например, с роскошной идеей -- издать комикс для детей 'Пох и Нах'... Поэтому, если творение художника никому, кроме него, не интересно, не стоит говорить о том, что у публики отсутствует культура потребления комиксов.
Но национальные комикс-издания все же появляются. Наиболее успешно на этой ниве трудится издательство "Эдванс-пресс", зарабатывающее на жизнь выпуском двух журналов с комиксами российского производства. Первый -- "Ну, погоди!" (41 тыс. экземпляров): для детей обоего пола истории про Волка и Зайца рисует Котеночкин-младший, а сценаристом все так же выступает Александр Курляндский. Второй называется "Юла" (19 тыс. экземпляров), он рисуется в редакции и рассчитан на девочек среднего школьного возраста.
Издательство "Эгмонт" тоже работает с отечественными проектами. Успешными считаются журналы "Смешарики" (поддерживается анимационным телесериалом) и "Тошка и компания", посвященный животным. У издательства было еще два проекта с российскими персонажами-брэндами: "Простоквашино", проживший почти год, и "Чебурашка", протянувший и того меньше.
Константин Костюк: Имело бы смысл не воспринимать комиксы как единичный продукт, а работать над созданием брэнда: мультфильмы по ТВ, комиксы, игрушки. Мы попробовали выпускать анимированный комикс -- меньше, чем мультфильм, но больше, чем просто история в картинках, с озвучкой по ролям и лимитированной анимацией. Таких продвинутых диафильмов уже три: культовая "Масяня", почти культовый "Магазинчик Бо" и рассчитанный на более юную аудиторию "Сайт-о-Полис". Вообще, работать с русскими комиксами -- самое правильное, но и самое сложное. Реклама, вывод на рынок, раскрутка такого проекта могут обойтись примерно в миллион, а отдача не гарантирована.
Однако помимо сложностей есть и причины для оптимизма. Например, по отзывам издателей комиксов, их тиражи в отличие от прочей прессы летом даже растут -- журналы, которые не раздражают, с удовольствием берут с собой в отпуск люди любого возраста.
ЕВГЕНИЯ СТЫШНЕВА
http://www.kommersant.ru/k-money/get_pa ... 475772.HTM
"Коммерсантъ-Деньги": Самые рисованные инвестиции
Теперь дожить бы до тех времен, когда издатели станут предлагать русским комиксистам, что ни будь осмысленное и вразумительное...
«Инакомыслие это высшая форма патриотизма» (с) Томас Джефферсон
Jeszcze Polska nie zginęła!
Авторская галерея: http://wilkowski.daportfolio.com/
Правила рисования Вуда:
1. Никогда не рисуйте то, что можно скопировать.
2. Никогда не копируйте то, что можно обвести.
3. Никогда не обводите то, что можно вырезать и наклеить.
Jeszcze Polska nie zginęła!
Авторская галерея: http://wilkowski.daportfolio.com/
Правила рисования Вуда:
1. Никогда не рисуйте то, что можно скопировать.
2. Никогда не копируйте то, что можно обвести.
3. Никогда не обводите то, что можно вырезать и наклеить.
Александр Ремизов писал(а):Удивительное дело: пресса стала писать о комиксах что-то осмысленное и вразумительное. Контраст с бредятиной предыдущих лет просто разительный.
Просто это издание такое - "Коммерсант". Где работают журналисты только осмысленные и вразумительные - потому как ежечасно рискуют из-за своего базара сильно попасть на деньги .
Кстати, этот номер (30) "Коммерсант ДЕНЬГИ" продается СЕЙЧАС. Советую сбегать купить. 35 руб.
Tzratzk
https://sponsr.ru/mbi_comics/
https://sponsr.ru/mbi_comics/
Там эта статья напечатана. С большой красивой фотой Хихуса. Ради которой одной уже можно смело брать журнал.Александр Ремизов писал(а):А смысл? Или там ДЕНЬГИ напечатаны?
Tzratzk
https://sponsr.ru/mbi_comics/
https://sponsr.ru/mbi_comics/
Да... Хихус это наше все... Но журнал все равно не куплю.
Вяземская:" Что, полтинника жалко?"
Профессор Преображенский: "Нет..."
Вяземская: "Тогда почему вы отказываетесь?"
Профессор Преображенский: "Просто не хочу..."
"Собачье сердце" М.Булгаков
Вяземская:" Что, полтинника жалко?"
Профессор Преображенский: "Нет..."
Вяземская: "Тогда почему вы отказываетесь?"
Профессор Преображенский: "Просто не хочу..."
"Собачье сердце" М.Булгаков
«Инакомыслие это высшая форма патриотизма» (с) Томас Джефферсон
Jeszcze Polska nie zginęła!
Авторская галерея: http://wilkowski.daportfolio.com/
Правила рисования Вуда:
1. Никогда не рисуйте то, что можно скопировать.
2. Никогда не копируйте то, что можно обвести.
3. Никогда не обводите то, что можно вырезать и наклеить.
Jeszcze Polska nie zginęła!
Авторская галерея: http://wilkowski.daportfolio.com/
Правила рисования Вуда:
1. Никогда не рисуйте то, что можно скопировать.
2. Никогда не копируйте то, что можно обвести.
3. Никогда не обводите то, что можно вырезать и наклеить.
Ну, дело хозяйское. Я себе купил два. Потом будете просить - не дам.
Tzratzk
https://sponsr.ru/mbi_comics/
https://sponsr.ru/mbi_comics/
Типиная статья из разряда "слышал звон, но не знает, где он". Сбоку мне подсказывают, что ляпов там больше, чем я заметил. Интонации автора вменяемые, да. Но информация вцелом более чем сомнительная. Коснусь лишь близкой мне области - манги.
"Задники на все случаи жизни", на которые "наклеиваются изображения героев" - это, надо полагать, творческое преломление сознанием автора идеи скринтонов. Надо ли говорить, что всё не совсем так, чтобы не сказать совсем не так...
"До сотни страниц в неделю" - тоже полёт нездоровой фантазии. Легко подсчитать, что самые плодовитые мангаки (со своими ассистентами) рисуют мангу со скоростью 2-3 страницы в день (среднеарифметически). Сотни ну никак не выходит. Оборот речи. Худоественное преувеличение.
Поймите меня правильно. Я рад, конечно, что кто-то из журналистов считает комиксы перспективной индустрией, и допускает, что их могут читать не только дети... Но с фактологической точки зрения это всё то же "при наличии отсутствия пропитанных шпал". С Хихусом разговаривать хорошо, но хорошо бы и не только с ним.
"Задники на все случаи жизни", на которые "наклеиваются изображения героев" - это, надо полагать, творческое преломление сознанием автора идеи скринтонов. Надо ли говорить, что всё не совсем так, чтобы не сказать совсем не так...
"До сотни страниц в неделю" - тоже полёт нездоровой фантазии. Легко подсчитать, что самые плодовитые мангаки (со своими ассистентами) рисуют мангу со скоростью 2-3 страницы в день (среднеарифметически). Сотни ну никак не выходит. Оборот речи. Худоественное преувеличение.
В среднем танкабоне 150-220 страниц и 3-15 глав. Откуда такие цифры - опять-таки не ясно.Такой том состоит из 30-40 историй, объединенных главными персонажами.
Эта цитата (повторенная дважды) особенно уместно смотрится рядом с "сотней страниц". Даже не знакомый с фактической стороной дела (но знакомый с арифметикой) человек может что-то заподозрить.Хихус: "Художник рисует одну страницу комикса один--четыре дня. Понятно, что лицензионный продукт обходится издателям дешевле"
Интересно было бы узнать, какие это проекты таким тиражом печатались? Не ставя под сомнение сам факт, в этом месте хотелось бы более подробного комментария. Те издания 90-х, которые видел я, насчитывали в лучшем случае первые сотни. Чуть ли не самы популярным (судя по отзывам) был журнал "Муха". Сомневаюсь, чтобы он перешагнул порог в 10000.Это были разовые акции, изданием занимались любители, тиражи в 100 тыс. экземпляров назначались наобум, и не один из этих проектов не дожил до 2000 года.
Передёргивание. Может сложиться впечатление, что это нитусовские книжки по 600 руб. продавались. Честно говоря, нигде не видел их дороде 200. А за 600 руб. продаётся ныне здравствующее издание АСТ.Ясности не было и с тем, что и как издавать: кто-то в принципе обходился без покупки лицензий, кто-то приобретал неоправданно дорогие, и в магазины попадали альбомы отличного качества по 600 руб., которые все смотрели, но никто не хотел покупать. Самый громкий провал такого рода связан с деятельностью издательства "Нитусов".
Опять-таки очень интересно, откуда взята информация. Я совершенно точно знаю, что манга постранично не тарифицируется. И количество лицензионных отчислений простому журналисту вряд ли кто скажет.У этого жанра просто блестящие перспективы, тем более что японские лицензии обходятся даже дешевле американских -- $10-20 за страницу.
Поймите меня правильно. Я рад, конечно, что кто-то из журналистов считает комиксы перспективной индустрией, и допускает, что их могут читать не только дети... Но с фактологической точки зрения это всё то же "при наличии отсутствия пропитанных шпал". С Хихусом разговаривать хорошо, но хорошо бы и не только с ним.
- Дмитрий Марков
- Предводитель
- Сообщения: 4540
- Зарегистрирован: 08 май 2006, 16:35
Ну, вобще-то были тиражи и покручеEruialath писал(а):Интересно было бы узнать, какие это проекты таким тиражом печатались?
1990 - Приключения капитана Донки, книга-комикс, первая часть (в двух томах, тираж каждого 500.000). Автор Владимир Саков. Студия Тема, новосибирская организация Союза театральных деятелей РСФСР, ТПО Гарант (Новосибирск, 90, ул.Серебренниковская 35, Дом актёра). Новосибирск: Советская Сибирь, 1990. Источник: Driver.
Не смотри на жизнь так же мрачно, как она на тебя!
Не употребляйте таких выражений, если сами допускаете фактологические ошибки. Это скверно смотрится.Eruialath писал(а):"слышал звон, но не знает, где он".
Почём продавались "Анна Каренина" и другие произведения от "КС"? Точной цифры не помню, но они позиционировались, как "литература для "новых русских"" Не меньше трёх сотен. В "Панглоссе" "родные" идут от 450 рублей и выше. Все эти цифры одного порядка.Передёргивание. Может сложиться впечатление, что это нитусовские книжки по 600 руб. продавались. Честно говоря, нигде не видел их дороде 200. А за 600 руб. продаётся ныне здравствующее издание АСТ.
http://comics.aha.ru/rus/articles/10.htmlИнтересно было бы узнать, какие это проекты таким тиражом печатались? Не ставя под сомнение сам факт, в этом месте хотелось бы более подробного комментария.
Буду признателен за любые указания на мои ошибки. Я честно в самом начале сказал, что разбираюсь, в основном, в манге. в остальных областях плаваю, да. Собственно, меня больше всего возмутили именно пояснения для простых граждан о том, что такое манга.Не употребляйте таких выражений, если сами допускаете фактологические ошибки. Это скверно смотрится.
(Да, я соглдасен, что в ряде случаев это выражение применимо и ко мне. Но я стараюсь эти случаи учитывать, и уж тем более не пишу на эти темы статьи.)
В данном пассаже об этих изданиях ни слова. Да, 150 (чаще встречающаяся цена на нитусовские альбомы, хотя видел и меньше) и 600 - одного порядка. Но разница в 3-4 раза всё равно заметна.Почём продавались "Анна Каренина" и другие произведения от "КС"? Точной цифры не помню, но они позиционировались, как "литература для "новых русских"" Не меньше трёх сотен. В "Панглоссе" "родные" идут от 450 рублей и выше. Все эти цифры одного порядка.
Спасибо. Жаль, что этой ссылки не получат читатели Коммерсантъ-Деньги... Я к тому, что кроме моей собственной неосведомлённости, есть ещё и объективная информационная ценность статьи. Это на форуме можно потом добить пояснение снизу. А с бумаги читаешь как есть. И пропечатанные ссылки набирают редкие мазохисты.