Страница 1 из 10
российский комикс, каков он?
Добавлено: 23 май 2009, 16:12
Folco
в желании как-то идентифицировать комиксную продукцию у нас в стране, я несколько был озадачен, что не могу выявить яркие черты, говорящие, что это комикс созданный в россии.
можно с ходу определить французскую школу, американскую, японскую... у них есть характерная стилистика, свой набор символов, строй сценария, атмосфера...
в россии же, где у комиксов довольно короткая история развития, наблюдается интересная картина: много подражаний манге вместе с её стилистикой рисунка, темами сюжетов и набора символики (капельки, позы персонажей и тд), подражание американским комиксам с их характерной рисовкой, опять же, сюжетами и тд... я это к тому, что на данный момент я не могу идентифицировать российское направление в комиксе. то, что отличало бы его от продукции других стран. сразу на ум приходит: "неужели можно выделиться только рисуя по фольклору?" смешно, правда? или нет?
вот скажите, коллеги, есть какие-то характерные черты у российского комикса или этого ещё не случилось и сейчас идет период "впитывания" идей из вне? хотелось бы услышать разные мнения. а может вопрос надо ставить по другому?
Добавлено: 23 май 2009, 16:52
Andrzej
Folco писал(а): много подражаний манге вместе с её стилистикой рисунка, темами сюжетов и набора символики (капельки, позы персонажей и тд),
подражание американским комиксам с их характерной рисовкой, опять же, сюжетами и тд...
сейчас идет период "впитывания" идей из вне?
По-моему ты сам ответил на свой вопрос...
Добавлено: 23 май 2009, 17:30
mif2000
на самом деле начинать надо с начала. поэтому первый вопрос будет "почему россия?". как однозначно идентифицировать китайский комикс, английский, корейский, бразильский, австралийский, мексиканский?
есть три ярковыраженные школы, сложившиеся самомтоятельно в одно и то же столетие. ничего другого не появилось, так что все рисуют (подрожают) одной из трех школ. любой другой комикс, нарисованный в своей стилистике и со своей оригинальной манерой подачи сюжета, уходит в андерграунд, неинтересный массовому читателю.
новая уникальная школа в комиксах появится не раньше, чем через 50-70 лет, когда будет формироваться общество с иными ценностями. и уж точно не в россии, потому что здесь нет ни социальных (массовому читателю не итересны книжки с картинками) предпосылок, ни экономических (книжки с картинками печатать дороже, чем простые и прибыли с них меньше).
Добавлено: 23 май 2009, 17:51
Folco
mif2000 писал(а):... (массовому читателю не итересны книжки с картинками)...
Я сейчас замечаю иное. Буйным цветом множится манга от разных издательств. "Обитаемый остров", "Город грехов", "Особо опасен" и пр. комиксы по фильмам выходят и востребованы. В разговорах с очень разными людьми я часто слышу, что комик поднимается, интересен. Но, как правило, это иностранный продукт. Вот я задумался, что надо, что бы это было НАШЕ.
Хочу увидеть, что сделают по "Обитаемому острову". Будет это оригинальный, в плане графики и раскадровки комикс или же...
Добавлено: 23 май 2009, 17:52
Folco
Andrzej писал(а):По-моему ты сам ответил на свой вопрос...
А я хочу услышать другие мнения. Взгляд на проблему с разных точек.
Добавлено: 23 май 2009, 18:20
Tzratzk
Folco писал(а):А я хочу услышать другие мнения. Взгляд на проблему с разных точек.
Российский комикс, каков он? Да никаков он.
Российская культура - дикое смешение разных стилей. Древние русские церкви - строились с кучей греко-римских и византийских архитектурных элементов, с нахлобученными поверх них куполами от минаретов. Кремль строил итальянец. Здание Исторического музея построено в стиле "псевдорусского барокко". На втором курсе нам по истории архитектуры хорошую цитату упомянули, кто-то сказал: "ощущение такое, что Москву строил пьяный архитектор". Знаменитые худы учились в основном у западных мэтров, в Италию и Францию ездили.
И вообще, изобразительный язык универсален. Невозможно реалистично нарисовать картину "по-русски" или "по-немецки", все строится по одним и тем же законам изображения объектов. Можно сделать посконный стилистический закос под лубок, но только надо ли. Современный человек воспитан не на матрешках (кстати, матрешка - плагиат с японской куклы кокеси, содранный с неё во времена русско-японской войны), а на универсальной всемирной культуре. И говорит на универсальном всемирном языке. Зачем стремиться залезть обратно в лапти?
Добавлено: 23 май 2009, 19:22
mif2000
Folco писал(а):Я сейчас замечаю иное. Буйным цветом множится манга от разных издательств. "Обитаемый остров", "Город грехов", "Особо опасен" и пр. комиксы по фильмам выходят и востребованы. В разговорах с очень разными людьми я часто слышу, что комик поднимается, интересен. Но, как правило, это иностранный продукт. Вот я задумался, что надо, что бы это было НАШЕ.
Хочу увидеть, что сделают по "Обитаемому острову". Будет это оригинальный, в плане графики и раскадровки комикс или же...
Я все же призываю оценивать вещи реально. Еще совсем недавно экономика была на подъеме, общество потребления росло, поэтому стали продаваться и нишевые продукты, в том числе и манга (тут стоит отметить, что в этих условиях не имеет значения что за манга - купят все, поэтому запариваться на истинно русский продукт никто не стал) стала приносить какую-то прибыль (не думаю, что там действительно были серьезные деньги, скорее рассчет на будуще - подготовить и расширить аудиторию, и уже с них что-то получать). Не знаю точно как сейчас дела в книжной индустрии, но чутье подсказывает, что она сейчас близка к смерти, как никогда.
Кроме того, даже при подъеме экономики, какие тиражи были у манги - в среднем 3000-5000, по-моему, только эксмо себе позволяло делать 10000-15000 (и то только для брендовых книг). Это не серьезно. Даже если эти тиражи покрывали затраты, то "мизерные" 15000 человек по всей России, готовых покупать мангу - это смешно.
"Обитаемый остров" стоит выделить отдельно. Во-первых он так и не вышел, а выход после премьеры абсолютно бессмысленен. Во-вторых - это не самостоятельный продукт, это маркетинговый "мусор", цель котрого создать шумиху и привлечь внимание к объекту рекламы (фильму). Его нельзя рассматривать на равне с другой, выпущенной у нас мангой, потому что он не должен себя окупить.
Про "Особо опасен" или "Watchmen" уже проходила в сети информация от издателей, что этот продукт востребован только, как дополнение к фильму и только в момент выхода фильма в прокат, после проката фильма они уже не продаются. И в то же время, даже у таких книг (поддержанных мощной рекламой одноименных фильмов) мы видим все те же тиражи 3000-5000.
Если касаться вопроса "что надо, что бы это было НАШЕ", то тут все просто. Надо рисовать все тоже самое, что и во всем мире только на основе русской истории и культуры. Манга по русским сказкам, революция 17 года с вампирами и сисястыми барышнями, путч с яоем и т.п. Я думаю это вызовет больший отклик среди читателей, чем манга про американские или японские ценности. Но ситуация (в большей мере экономическая) такова, что оригинальный продукт себя не окупит, поэтому выгоднее печатать дешевую мангу (при чем не важно какого она качества и насколько известна, для нашего массового покупателя разницы нет).
Добавлено: 23 май 2009, 19:26
KOmixSISTERS
я думаю комиксы в россии только-только начали развиваться. мне даже кажется, что "лицо" тоже будет...
Добавлено: 23 май 2009, 19:27
mif2000
Tzratzk писал(а):Можно сделать посконный стилистический закос под лубок, но только надо ли.
Я кстати в свое время серьезно думал насколько имеет смысл вкладывать у силия в развитие лубка, как альтернативной четвертой школы комикса - в нем есть своя стилистика, опять же есть более чем оригинальная манера подачи сюжета и диалогов. Но оказалось, что лубок мало приемлем для большинства популярных комиксных жанров, точнее он приемлим только для одного - юмористических стрипов.
Скорее всего четвертая популярная комиксная школа зародится в интернетах, как нечто интернациональное.
Добавлено: 23 май 2009, 19:30
mif2000
KOmixSISTERS писал(а):я думаю комиксы в россии только-только начали развиваться. мне даже кажется, что "лицо" тоже будет...
Я уже писал про это выше.
Какое лицо у комикса нарисованного в Англии? Шотландии? Австралии? Чем кардинально отличается Китайский комикс от Корейского или Японского?
Этих "лиц" нет ни у одной страны. Можно рисовать комикс в любой стилистике с любыми экспериментами, но в итоге мы получим комикс, который четко будет определен, как приверженец одной из трех школ. Альтернативный вариант, что получится нечто арт-хаусное, но это уже даже и не комикс будет, скорее всего.
Добавлено: 23 май 2009, 20:37
Дмитрий Марков
KOmixSISTERS писал(а):я думаю комиксы в россии только-только начали развиваться.
Здесь находится братский мемориал героев предыдущего поколения. Как и положено с именами и фамилиями. (нынче времена уже не те, так что каждый сам себе склепик строит

)
Добавлено: 23 май 2009, 21:32
Eremin
русского комикса не будет.
умирают уже известные ветви. например, во франции если продано 3000 экземпляров это уже хорошо. увеличение рынка нет. есть множество выпущенных книг, а тираж каждой в отдельнолсти падает.
в америке по словам хосе аланиса (профессора) читатели сократились с 9 000 000 в пятидесятые до 100 000 сейчас.
в японии тиражи тоже падают как я слышал.
я думаю что лет через 50 комиксы перестанут существовать вовсе во всех странах.
им на смену придут более простые развлечения. интернет игры например.
Добавлено: 23 май 2009, 22:41
kotka
Eremin писал(а):русского комикса не будет.
умирают уже известные ветви. например, во франции если продано 3000 экземпляров это уже хорошо. увеличение рынка нет. есть множество выпущенных книг, а тираж каждой в отдельнолсти падает.
в америке по словам хосе аланиса (профессора) читатели сократились с 9 000 000 в пятидесятые до 100 000 сейчас.
в японии тиражи тоже падают как я слышал.
я думаю что лет через 50 комиксы перестанут существовать вовсе во всех странах.
им на смену придут более простые развлечения. интернет игры например.
В своё время Михаил Ромм высказался, что Кино полностью заменит Театр, вытеснит его как вид искусства. Позже, когда стало расти и развиваться телевидение, так же говорили, что не будет ни Кино, ни Театра, а будет одно только Телевидение. Потом появился великий и ужасный Интернет. Тоже много чего говорили.
А в Театр до сих пор ходят люди. Интерес к Театру время от времени затухает, потом происходят неожиданные подъемы, хорошие постановки, на которые трудно попасть из-за множества желающих увидеть их. Потом снова падения, снова взлёты.
Думаю, что Комикс еще познает свои подъемы и падения в будущем много раз. Так что не стоит так мрачно смотреть в будущее.
Может быть я и сам себя обманываю, но хочется верить в хорошее!.. Но я точно верю в уникальность комикса. И думаю, что настоящие открытия в Комиксе еще предстоит совершить!;)
Добавлено: 23 май 2009, 23:05
Дмитрий Марков
осталось только своего никиту михалкова найти, который 40 млрд. руб. под это дело выбъет!

(однако в нашей стране для этого придется подождать, пока какой нибудь бывший отаку президентом станет, но уж тогда... ухххх....

)
Добавлено: 24 май 2009, 03:32
Bogdan