Книга уходит в «Нишу»: российское книгоиздание в постбестселлерную эпоху
Полная версия: http://publishit.ru/?p=812
Пара выдержек:
Поздно. Уже сами приучились.Падение общего интереса к чтению – тоже серьезный фактор: с каждым годом возрастная планка «среднего читателя» неуклонно поднимается: сегодня это 30-35 лет. Нынешние тинейджеры посткнигобумного поколения для издателей потеряны: место книги в их сознании давно уже занял Интернет, компьютерные игры (которые, согласитесь, умеют развлекать куда лучше). Завоевать их традиционному книжному рынку невозможно, а если и случаются локальные прорывы (вроде писаний биомассы, выращенной в пробирке «Дома-2»), то победа оказывается пирровой: из лекарства книга превращается в яд. Что до детей, то с задачей отучения их от книг успешно справляются поставщики джуниор-пролокорма вроде Емца или Постникова или Эдуарда Успенского (который на днях вполне серьезно предложил приучать юное поколение к комиксам).
С одной стороны, темпы роста на рынке электронных книг впечатляют: с 2006 года объем продаж e-books вырос вдвое, как по обороту, так и по количеству наименований. В денежном выражении, правда, все выглядит менее радужно: по данным The International Digital Publishing Forum, в 2008 года объем рынка электронных книг в США составил всего около 45 миллионов долларов (для сравнения: «традиционный» книжный рынок США оценивается не менее чем в 30 миллиардов долларов ежегодно).
Относительно невелики и темпы продаж самих «читалок» - так, по оценкам Evan Schnittman из издательства Оксфордского университета, за 2008 год Sony и Amazon сумели продать всего около миллиона «ридеров» (данные получены косвенным путем, на основе анализа отгрузки поставляемых этим компаниям экранов из «электронной бумаги»). На нынешний года тот же аналитик прогнозирует пятикратный рост темпов продаж «читалок» – хотя, скорее всего, сбыться этому пророчеству помешает кризис.
Видимо, это отчасти связано со специфическим ассортиментом большинства электронных магазинов: в то время как в США в электронном виде реализуется огромная часть эксклюзивного нишевого контента, который на бумаге найти практически нереально, в России упор делается на простое копирование уже вышедших в бумажном виде бестселлеров. Научная, прикладная и бизнес литература на российском электронном рынке представлена слабо – и закрытие этого пробела, видимо, поможет вывести рынок из «студенческой» ниши.
Что же касается российского рынка, то его оборот в 2008 году не достиг и миллиона долларов – причем около 600 000 «освоил» зачинатель электронного книгоиздания в России Litres.Ru. Исходя из стоимости 30-35 рублей за средний «ебук» это соответствует реализации примерно полумиллиона электронных копий! Согласитесь, для первого года работы – цифра серьезная. Стоит принять в расчет и то, что архивы «ЛитРеса» свободно выложены на многих пиратских ресурсах, что серьезно влияет на динамику продаж. Однако уже в 2009 году за пиратов могут взяться всерьез - и, учитывая положительный опыт игровой и программной индустрии, с легкостью «приручившей» бастион российских пиратов Torrents.Ru, шансы на победу у издателей весьма велики.
По моим оценкам, в 2009 году рынок легальных электронных книг, учитывая появление новых игроков (АСТ, Oзон) легко может составить 1,5-2 миллиона долларов. Для этого достаточно, чтобы хотя бы 10% потенциальных читателей купили себе хотя бы по одной электронной книге – что более чем реально. Кстати, сегодня на «ЛитРесе уже зарегистрировано более 150 000 человек (из которых около 80% - активная покупательская аудитория). И это притом, что никакой рекламной кампании ресурс пока не ведет…