Известный неизвестный Ходоровский
Тому, что Алехандро Ходоровский практически у нас неизвестен, существует множество причин. Начиная с той, что ни один из его фильмов никогда не выходил официально. Все они доступны только в пиратском” качестве, где бы то ни было в мире. Владелец прав на фильмы считает, что после смерти Ходоровского, он получит за них значительно больше, чем при его жизни. Считает он так уже лет тридцать, а Ходоровский, тем временем, умирать вовсе не собирается, и отмеченное в феврале 80-летие Ходо, как его называют поклонники, повод рассказать об этом спорном художнике, одном из последних великих провокаторов современной культуры.
Алехандро Ходоровский прославился как один из наиболее радикальных режиссеров в истории кино. Из-за его фильмов закрывали целые фестивали, зачинали десятки судебных разбирательств, запрещали его искусство и, даже, пытались линчевать. Одни видят в нем последнего пророка кинематографа, другие шарлатана и выскочку.
Ходоровский родился 7 февраля 1929 года в чилийском городе Токопилья. Мои родители из Одессы. Любимый сын моей бабушки во время половодья утонул в Днепре. Мальчик пытался спастись, влез в книжный шкаф, в котором были тяжелые тома Талмуда, и утонул вместе с ними. После этого моя бабушка рассердилась на Бога и отвергла иудаизм. В Чили они сказали, что они русские. Мой отец открыл обувной магазин и назвал его "Украинский дом"… А мою бабушку со стороны матери во время одного из погромов изнасиловал казак, она приехала в Чили беременная и родила дочь от этого казака - мою мать. По отцу я - Ходоровский, по матери - Пружанский, а фамилию казака, увы, не знаю” - рассказывает о себе Ходоровский, добавляя, что является человеком, в котором кипит кровь насильника.
Учился в университете в Сантьяго. В возрасте 23 лет Алехандро Ходоровский покидает Чили и приезжает в Мексику, где организовывает свой театр пантомимы, затем уезжает в Париж, где в 1955-ом он стажировался у знаменитого мима Марселя Марсо. Начал писать пьесы и ставить их в театре. В 60-х поставил более 100 пьес в театрах Мексики и Европы. В 1962 году вместе Фернандо Аррабалем и Роланом Топором основывает пост-сюрреалистическое движение Паника”, провозглашающее своими тремя началами ужас, юмор и одновременность. Первый киноопыт Ходоровского относится к 1957 году, он ставит короткометражку Галстук или Отрубленные головы” - пантомиму по мотивам новеллы Томаса Манна. Фильм считался утерянным, однако в 2006 году была обнаружена одна из его копий.
Премьера первого полнометражного фильма Ходо Фандо и Лис”, снятого по одноименной пьесе Фернандо Аррабаля, состоялась на кинофестивале Акапулько-68” и послужила причиной его закрытия. Фильм вызвал такой скандал, что режиссеру пришлось спасаться бегством. Фильм был запрещён, режиссер объявлен еретиком, отдан под суд и чуть не выслан из страны.
В 1970 году Ходоровский снял свой самый известный фильм Крот” (El Topo”). Крот” начинается с ритуальных похорон плюшевого мишки семилетним мальчиком и убиением шести ослов, а заканчивается горением человеческого скелета покрытого бифштексами. В фильме нет ни спецэффектов, ни кинематографических трюков. Вещи сняты такими, как они есть, последовательно - от сцены к сцене. Герой фильма в исполнении самого режиссера, бывшего еще и автором сценария, художником и композитором фильма, должен победить четырех мистических стрелков, живущих в пустыне. Выполнив задачу, он впадает в летаргический сон, просыпается через несколько лет в пещере, населенной уродливыми карликами и обещает им выкопать туннель, чтобы выпустить их из недр горы, где они вынуждены жить. Мистический вестерн, сплав политических намеков, буддизма и кровавых сцен, Крот” и сегодня не потерял своего жестокого обаяния. Владелец нью-йоркского кинотеатра Elgin” Бен Баренгольц решился на свой страх и риск пустить Крота” на ночном сеансе. Несколько месяцев картина шла в полупустом зале - потом стали приходить хиппи, прослышавшие о странном фильме. Через полгода к кинотеатру подъезжали лимузины, а в кассу выстраивались километровые очереди.
Фильм Священная гора” сделал Ходоровского культовым режиссёром жанра кино не для всех”. Фильм практически авторский: автор сценария, режиссер, сопродюсер, композитор, монтажер, художник-постановщик, художник по костюмам, автор скульптурных композиций и живописных работ - Алехандро Ходоровский”. Ходоровский рассказывал: У меня был миллион долларов на съемки "Священной горы". Деньги дал Джон Леннон, он любил мой фильм "Крот" и через компанию "Apple" дал мне деньги, чтобы я сделал любой фильм, какой захочу. Так что я смог сделать эту сюрреалистическую картину о человеке (я сам его сыграл), который путешествует к священной горе, чтобы постичь тайны девяти мудрецов, проживших 30 000 лет”. Я хотел сделать "Священную гору" фильмом о мистическом просветлении. Я обыскал весь Нью-Йорк, Мехико и Лос-Анджелес, чтобы найти актеров, которые сыграли бы мудрецов: отыскать правильного человека было все равно, что найти клад. Но актеры, которых я выбрал, никуда не годились - они все хотели заработать деньги, прославиться и принимать наркотики. Перед началом съемок я запер их на два месяца в одном доме. Я позволил им спать только четыре часа в сутки, и мы прошли курс мистических тренировок - смесь дзена и йоги. Я был не в своем уме, но не сомневался, что обязан сделать нечто священное. Снимая "Священную гору", я пытался быть предельно честным. Я не мечтал разбогатеть или прославиться. В фильме почти нет диалога, но я не собирался делать его развлекательным или забавным - я хотел расширить границы сознания. Я воспринимал кино, как поэзию, и всегда говорил, что ищу в кино то, что хиппи ищут в наркотиках. Я пытался сделать фильм, который взорвет сознание. Сегодня фильм кажется мне слегка наивным. В то время я был в поиске - я хотел знать, что такое гуру, что означает быть Буддой. Я ел галлюциногенные грибы, ЛСД и начал изучать таро. Пару раз во время съемок я рисковал жизнью; когда мы забрались в горы, началась снежная буря, пять человек погибли там несколькими месяцами раньше, и я думал, что тоже погибну. Уцепившись за камень, я говорил себе: Мне нельзя умирать, - надо закончить этот чертов фильм!”.
После завершения работы над Священной горой”, Ходоровский приступил к проекту экранизации романа Ф.Херберта Дюна”. На роли в фильме, который должен был продолжаться более десяти часов, планировалось пригласить Сальвадора Дали и Орсона Уэллса. Над художественным оформлением работал французский художник Жан Мёбиус” Жиро, над декорациями - Ганс Гигер, над музыкой - Pink Floyd”. Однако фильм так и не был снят. Права на него купил Дино де Лаурентис, и спустя несколько лет Дюна” была снята Дэвидом Линчем. Я был убежден, что только я смогу сделать такой фильм. Но, узнав, что снимать будет Линч, я буквально заболел. Я очень ценю Линча, и был уверен, что он сможет сделать превосходный фильм. И вот я отправился в кино, с двух сторон меня поддерживали сыновья, потому что я был болен от зависти. В начале фильма я был совсем бледный, буквально растекся в кресле, но чем дальше, тем лучше я себя чувствовал, мои щеки розовели, потому что фильм оказался полным дерьмом. Поэтому я очень доволен. Но вина, конечно, не Линча, а Дино де Лаурентиса, который покупает лучших режиссеров и заставляет их делать чушь”.
После провала его следующей ленты Бивень” (1980), снятой в Индии, Ходоровский надолго уходит из кино, и в качестве автора сценария создает серию интеллектуальных комиксов: El Incal”, Anibal CINQ”, Белый лама”, Метабароны”, сотрудничая с 15 художниками, такими как Мёбиус, Мило Манара, Франсуа Бук и другими.
В 1989-м выходит картина Святая кровь”. Говоря о причинах, побудивших его снять фильм, Ходо говорил: Я был знаком с человеком по имени Годжо Гарденас, который в Мексике убил двадцать четыре женщины. Он хоронил убитых в саду дома своей матери. Гарденас признался в преступлениях, был приговорен к десяти годам заключения в психбольнице, выздоровел и стал адвокатом. Тогда-то я с ним и познакомился. Он забыл всё, что с ним произошло. Поверьте, это был совершенно нормальный человек. Познакомившись с ним, я понял, что искупление возможно. У него были две дочери, которые знали его прошлое, и души в нем не чаяли. Глядя на него, я пришел к выводу, что и преступное общество, в котором мы живем, может искупить свои грехи. Люди убивают не из-за ненависти, а из-за безумия. Об этом мой фильм”.
В 1990-ом Ходоровский, в качестве режиссера снял свой последний фильм Похититель радуги”. В ролях снялись Омар Шариф, Питер ОТул, Кристофер Ли. "Похититель радуги" - лично для меня вообще не фильм. Это просто опыт. Раньше я делал кино без бюджета. Мои фильмы только казались дорогими, а на самом деле почти ничего не стоили. И вот нашелся продюсер, богатый человек, который готов был потратить четырнадцать миллионов долларов, чтобы понравиться своей жене. И я решил попробовать: каково сделать фильм, когда есть деньги и продюсер, который мешает жить. За мной ходили три шпиона и докладывали продюсеру всякий раз, когда я хотел изменить хотя бы строчку в диалоге. Я ненавидел Питера О'Тула, обращался с ним, как с собакой”.
Алехандро Ходоровский
Уже много лет Ходо живёт в Париже, где занимается разработанной им практикой психомагии, марсельским Таро, читает лекции в Сорбонне. Он автор 15 книг, четыре из которых переведены на русский язык. Ходоровский и сейчас не теряет бодрости духа, планируя дожить как минимум до 120 лет, завести новую семью и детей. А также продолжает шокировать общественность заявлениями о гомосексуальности Далай-ламы и Папы Римского и своим отношением к вере и религии: Я больше не верю в сказки, и меня удивляет, что люди еще готовы в них верить. Как может рациональный человек верить в историю об Адаме и Еве, в то, что змей дал Еве яблоко? Как можно верить в такую глупость, как непорочное зачатие, и как можно ради таких сказок убивать друг друга? В Израиле вам покажут место, где родился Иисус Христос, мне даже показывали столярную мастерскую, где работал Иосиф-плотник, место, где Иисус упал, неся крест. Иерусалим - все равно, что Диснейленд. И вот из-за этого люди убивают друг друга. Я не верю в религию, я верю в мистику. Как можно верить в то, что у Бога есть имя - Иегова, Иисус Христос, Аллах или Будда, как может Бог быть чьей-то собственностью? Как можно сжигать людей, говоря о христианском милосердии? Как может еврей плакать оттого, что его дочь вышла замуж за нееврея? Как верующий мусульманин может говорить о том, кто не верит в его Бога, как о неверном? Есть надо именно свиней - это самое чистое мясо. Что вы имеете против свиней, это замечательное животное! Я - еврей - надеваю пиджак, на который навешаны ломтики ветчины, и в нем медитирую”.
Остается лишь добавить, что если у кого-нибудь из читателей возникнет желание ознакомится с фильмами Алехандро Ходоровского, то их можно скачать с ряда российских, а с недавнего времени, и с казахстанских торрент-трекеров.
http://www.zonakz.net/articles/?artid=24827