Отец супергероев
На три дня выставочный комплекс Джавитс-центр превратился в огромную книгу с картинками. С 23 по 25 февраля здесь проходила вы-ставка Comic Con Show, на которой можно было встретить сошедших со страниц комиксов супергероев и пого-ворить с их легендарными соз-дателями, увидеть комиксы-раритеты и познакомиться с новинками поп-культуры.
Обожаю мультфильмы и с удовольствием смотрю голливудские сказки про супергероев, но культура комиксов мне чужда. В моем советском детстве комиксов не было: они наряду с сексом и рок-н-роллом (список бесконечен) входили в разряд развращающих выдумок капиталистов.
Сейчас я живу в стране, где однажды несколько карикатур, поставленных в ряд, положили начало новому направлению массовой культу-ры, охватившему весь мир.
Комиксы гостеприимно встречал Лувр, предоставив один из своих залов. Сегодня у этого направления есть свои теоретики и критики, многие из которых считают, что комиксы находятся где-то между кинематографом и литературой. С ними трудно не согласиться: динамичные картинки напоминают кадры фильмов. Не случайно Манара, известный художник комиксов, долгое время работал раскадровщиком у ле-гендарного Феллини. Великий режиссер и сам создавал графические и фотокомиксы.
Ричард Баклер знаковая фигура «рисованного мира» масскультуры. Его карандашу принадлежат более 400 комиксов. За тридцать семь лет работы художником в знаменитых компаниях Marvel и DC Comics он успел «оживить» почти всех куль-товых героев: Spider-Man, Sil-ver Surfer, Superman, Batman, Wonder Woman, Fantastic Four, X-Men, Hulk и многих других. Ричард стал «отцом» супергероя Deathlock, который занял прочную позицию в комиксном мире и вдохновил рождение знаменитого Терминатора. Сегодня снимается фильм, где главным героем будет Deathlock собственной персоной. Книгу комиксов Баклера продали на аукционе «Сотби», а нарисованная им Supergirl стала героиней набора из 20 юбилейных марок, выпущенных ограниченным тиражом.
С Ричем (так он себя зовет) я познакомилась давно: на выставке, где экспонировались его сюрреалистические картины. Как художника я уже представляла его на страницах нашей газеты. Но со знаменитым рисовальщиком комиксов не беседовала ни разу. Мы встретились в уютной студии Рича в Нижнем Манхэттене, которая заполнена картинами, красками, книгами и разными забавными вещицами в духе Дали, цепляющими взгляд.
Я читал комиксы с детства: они стали неотъемлемой частью американской и мировой поп-культуры. Комиксы не про-сто красочные картинки, они заставляют задуматься. Именно поэтому образы их супергероев и сюжеты можно встретить в разных видах искусства хореографии, театре, кино.
А если бы комиксов не было...
Я не задумывался об этом до встречи со своей женой.
Мила вообще ничего не знала о комиксах. Они были настоящим сюрпризом для нее. «Это не просто какая-то часть твоей жизни, которая была неизвестна мне, это же целый пласт культуры, о котором я ничего не слышала. И ты такой важный, ты звезда», восторгалась от-крытием Мила. «Да, ответил я ей. Но не всемирного же масштаба», смеется Рич, рассказывая об «открытии», сделанном его русской женой, и добавляет:
Я лишь один из многих творцов. Создание комиксов коллективный процесс: нужны как минимум два человека писатель и худож-ник.
Почему, на ваш взгляд, не популярны комиксы в России?
Думаю, что это обусловлено экономическими причинами.
В России комиксам не дали шанса на жизнь. Когда занавес открыли, было уже поздно комиксы изменились: они перестали быть только детскими книжками, повзрослели. Поэтому русским людям трудно воспринять эту часть поп-культуры: детям она мало подходит, а для восприятия комиксов взрослыми людьми не было почвы. Я считаю, что в других странах к перепечатке американских комиксов должны подходить предельно внимательно не все подходит.
Несколько месяцев назад я встретил четырнадцатилетнего русского мальчика, который потряс меня знанием комиксов. Он был очень взволнован, узнав, что я автор сотен комиксов, расспрашивал меня о них, о героях.
Я думаю, что у комиксов международный язык, и читать их полезно всем они учат добру. Это увлекательные истории о человеческих ценностях, о гуманизме.
Сейчас есть комиксы исключительно для взрослых, даже, эротические, но все же мне кажется, что изначально они создавались для детей и инфантильных взрослых.
Комиксы уже давно вышли за пределы детской аудитории. Их изучают, их коллекционируют чем старше книжка, тем дороже. Пятьдесят лет назад продали миллионы экземпляров «Супермена». Часть оказалась в мусоре, другая не сохранилась просто потому, что бумага состарилась, таким образом, из миллионного тиража остались единицы. Те, кто обладает первыми изданиями «Супермена» сегодня миллионеры.
А посмотрите, как много создано фильмов про супергероев. Они ориентированы на взрослую аудиторию. Причем в по-следнее время кинокартин по мотивам комиксов снимают гораздо больше, чем раньше: на экранах каждый год появляется новый кинокомикс.
Комиксы новейшая мифология со своими героями и классическими сюжетами, которые встречаются и в литературе, и в искусстве. Просто там они получают новое прочтение, предстают в другом обрамлении. Их герой обладает супервозможно-стями, подобно Богу, но живет в нашем мире, борется с реальными бедствиями и решает проблемы, с которыми мы, взрослые, сталкиваемся в своей жизни. Поэтому нам интересны комиксы и фильмы, созданные по их мотивам. Независимо от возраста в каждом из нас живет ребенок и это прекрасно.
Сложно рисовать комиксы?
Самое трудное рисовать героя одинаково, чтобы он не менялся от картинки к картинке. Создание комиксов отлича-ется от производства мультипликационных фильмов: мы не используем модели, кальки. Читатель, заметив даже небольшие изменения во внешности героя, отвлекается от сюжета, выходит из рисованного мира, и комикс становится для него просто книгой, которую кто-то написал и проиллюстрировал. Комиксы, как фильмы, заставляют зрителя поверить в происходящее и почувствовать себя участником действия.
Как рождаются сюжеты и герои?
Идеи приходят ко всем одинаково из комнаты, где хранятся фантазии. Я счастливчик: для меня она открыта всегда, поэтому я легко нахожу идеи. Самая важная часть работы сотрудничество писателя и художника. Последний не просто рисует картинки с их помощью он рассказывает историю. Так же и писатель не просто сочиняет текст, а описывает изображение, вдохновившее его, задает ему направление движения.
В каждой компании этот процесс проходит по-разному: сначала может появиться описание, а потом уже цельная история в рисунках, а бывает и наоборот, сначала под общую идею рисуются картинки, а позже придумываются диалоги.
Чем вы гордитесь в своей профессиональной карьере?
О, в моей жизни не мало важных вещей и знаменательных событий! Я рад, что большую часть своей жизни посвятил искусству, которое интересно миллионам людей. Я нарисовал почти каждого супергероя.
Художники комиксов читателям неизвестны, мы остаемся в тени. Поэтому мне приятно участвовать в таких мероприятиях, как выставка в Джавитц-центре, примкнуть к звездной компании художников и писателей комиксов.
Здесь у меня есть возможность встретиться с аудиторией своих читателей, узнать, что они думают о нарисованных мною историях и героях. Не скрою, приятно недолго побыть звездой, раздавать автографы, подписывать книги. Самое главное для меня в этом мероприятии встреча с любителями комиксов и обмен информацией. Я люблю общение. Как художник я вы-брал комиксы потому, что они позволяют мне рассказывать истории в картинках.
Кто ваш любимый герой?
Капитан Америка. Я люблю его идею: обыкновенный человек в результате эксперимента становится суперчеловеком. Он не пришел с другой планеты, не всемогущ, он уязвим очень человечный характер. Капитан Америка представляет страну и отстаивает принципы гуманизма, с которыми у меня ассоциируется американский образ жизни. А еще у него классный костюм на основе американского флага, который всегда замечательно смотрится. Следующие любимые персонажи, между которыми трудно выбрать Супермен и Бэтмен.
Вообще, чем страшнее персонаж, чем больше похож на монстра, тем сложнее он воспринимается читателями. Они любят героев, которые реальны и от комикса к комиксу превращаются в хороших знакомых.
Вы написали книгу «Как стать художником комиксов», а как вы стали им?
Я не заканчивал художественную школу, но учился у профессионалов, читал книги, сам осваивал теорию этой профессии, смотрел сотни фильмов. Даже квалифицированному художнику трудно получить работу: необходимы терпение, нужно быть общительным и уметь завязывать полезные знакомства, верить в себя, а главное заставить работодателя поверить в тебя. Когда в восемнадцать лет я узнал, что рисованием комиксов можно зарабатывать на жизнь, я понял, это мое. На собеседовании в издательстве DC редактор поинтересовалась, каким образом я собираюсь конкурировать с художниками, которые на протяжении двух-трех десятилетий рисуют комиксы, настолько ли я хорош, чтобы сравниться с ними. Я сказал: «Да. И если у меня это не получится сегодня, то завтра или через неделю я стану лучшим». Ее впечатлил мой ответ, и жизнь показала, что это было не голословное заявление. Художников комиксов так же много, как и актеров, и точно так же кто-то из них становится звездой, а большинство остаются в безвестности: не каждый ведь Аль Пачино или Роберт де Ниро. Я хотел быть художником комиксов больше, чем есть или дышать. В любой профессиональной сфере, чтобы достигнуть вершин мастерства, нужно любить свое дело больше всего на свете и стремиться стать лучшим в нем. Рисуя по восемь-десять часов шесть дней в неделю, я не думал, что это работа: я занимался тем, что любил, и это приносило мне деньги.
Сегодня Рич не создает комиксов, он создает картины, на которых помимо сюрреалистичных изображений появляются порой и супергерои; пишет книги о том, как создавать комиксы; вынашивает революционные идеи «долгоиграющих» комиксов, солидных, как роман в твердой обложке; говорит на Гибберише и Зеленом языке; восхищается Дали; обожает свою жену Милу и любит свою лысую, породы сфинкс, кошку...
http://www.nrs.com/news/int/usa/280207_ ... 94739.html