Протокомиксы в дореволюционной России

Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 14354
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

Tzratzk писал(а):
21 янв 2025, 22:39
Mishazas писал(а):
21 янв 2025, 16:10
Не думаю, что Жуков или Габен. Из тех же воспоминаний его племянника:
А где тут несовпадение? Прям в ноль Ульянов-Ленин (который тоже Жуков).
Судя по описанию, абсолютное непопадание в профиль. Причислить к Жукову эксцентричного индивидуалиста с ментальностью не то Левши, не то Раскольникова и высокой степенью то ли эмпатии, то ли подспудной агрессии, всегда избегавшего руководящих должностей, ну никак нельзя. Должен быть другой типаж под этот профиль. Кстати, напомню комиксы Чемоданова в студенческие годы, в начале творческого пути :)
Одновременно и стереотипические для карикатур того времени наезды на евреев, и «трактирное» пародирование классики, то, что Пропп причислял к разгульному юмору.
Вложения
М.Чемоданов.1870-1885, Вятка (Муз.Москвы).jpg
М.Чемоданов.1870-1885, Вятка (Муз.Москвы).jpg (61.18 КБ) 3917 просмотров
Развлечение - 1881 - 31 - С.496. Чемоданов М. Разбойник.jpg
Развлечение - 1881 - 31 - С.496. Чемоданов М. Разбойник.jpg (1.05 МБ) 3917 просмотров
Развлечение - 1881 - 44 - С.705. «Поэт» Пушкина—Чемоданов .jpg
Развлечение - 1881 - 44 - С.705. «Поэт» Пушкина—Чемоданов .jpg (346.64 КБ) 3917 просмотров
Развлечение - 1881 - 45 - С.721. «Поэт» Пушкина—Чемоданов .jpg
Развлечение - 1881 - 45 - С.721. «Поэт» Пушкина—Чемоданов .jpg (931.83 КБ) 3917 просмотров
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 40513
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Tzratzk »

А поконкретнее можешь сформулировать свои ощущения? На твой взгляд, судя по описаниям, он:



Одновременно он дает блестящие иллюстрации к учебнику анатомии профессора Зернова. Потом он увлекается областью зубоврачевания и становится ее фанатиком. В течение ряда лет он редактирует журнал «Одонтологическое обозрение», работает на Высших зубоврачебных курсах, читает доклады в различных научных обществах и на съездах. Вместе с тем дядя Миша становится одним из самых популярных дантистов в Москве.


— Интуит или сенсорик?

— Этик или логик?


Вместе с тем дядя Миша становится одним из самых популярных дантистов в Москве. В его приемном всегда длинная очередь больных — нередко самых именитых граждан города, — которые терпеливо ждут часами. Пациенты, а особенно пациентки, приходят к доктору с работой, с книгами, с вязанием, с вышиванием, приносят бутерброды и фрукты, располагаются по-домашнему, знакомятся, судачат, занимаются сплетнями и флиртом. По Москве в то время ходил рассказ, как двое молодых людей, познакомившись на приеме у дяди Миши, за время лечения зубов пережили страстный роман, закончившийся счастливым браком. Дядя Миша был посаженым отцом у них на свадьбе.

— Экстраверт или интроверт?


По натуре Чемоданов был человек крайне беспорядочный, но работать любил «на совесть». Поэтому с каждым пациентом он возился долго и обстоятельно. А так как пациентов было много и дядя органически не способен был выдерживать точные сроки, то в его порядке дня получался невероятный хаос.

— Рационал или иррационал?





Что иррационал, думаю, смысла ноль спорить. Остаётся еще 3 опции. Получившаяся у тебя комбинация будет твоей гипотезой. :cool:
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 14354
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

Странная мизогиническая сатира нравов Михаила Сергеевича Башилова (1821—1870), только что обосновавшегося в Москве и рисующего для «Развлечения» под псевдонимом М. Пикколо. Вероятно, навеяна «Дамой с камелиями» Дюма-сына?
Первый иллюстратор «Кобзаря», в 62-м создаст фундаментальный цикл иллюстраций к «Горю от ума», на исходе 60-х впряжётся в иллюстрации «Войны и мира» Толстого и «Губенских очерков» Салтыкова-Щедрина, но на этих работах подорвёт своё и без того слабое здоровье.
Вложения
Башилов М. С. Камелия. Рис. М. Пикколо; [гр.] К. Рихау. Развлечение 1860 № 4 (23 янв.), c. 51.jpg
Башилов М. С. Камелия. Рис. М. Пикколо; [гр.] К. Рихау. Развлечение 1860 № 4 (23 янв.), c. 51.jpg (2.23 МБ) 3892 просмотра
М.С.Башилов. 1870 (ISeeSoft).jpg
М.С.Башилов. 1870 (ISeeSoft).jpg (346.34 КБ) 3892 просмотра
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 14354
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

По случаю 165-летия Антон-Палыча смотрим комиксы для «Осколков» по его сценариям и читаем полностью его наговор редактору журнала на художников.
Девиз « Нам, прозаикам, и бог простит наши грехи, но художникам следует по-божески работать», очевидно, следует увековечить золотыми буквами на скрижалях :e-laugh:
Чехов А. П. Письмо Лейкину Н. А., 22 марта 1885 г. Москва // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1983.
Т. 1. Письма, 1875—1886. — М.: Наука, 1974. — С. 144—146.

102. Н. А. ЛЕЙКИНУ
22 марта 1885 г. Москва.
85, III, 22.

Уважаемый
Николай Александрович!

Поздравляю Вас с Пасхой и желаю всех благ и успехов.
[...]
Нужно бы Вам подтянуть художественный отдел. Всё хорошо в «Осколках», но художеств<енный> отдел критикуется даже в мещанском училище. Рисунки почти лубочны. Например, что это за паровые машины, рисуемые Пор<фирье>вым? Фантазии — ни-ни..., изящества тоже... Поневоле «Стрекоза» будет идти и иметь успех... Самосекальная машина, например, тема не плохая, если изобразить ее как следует, в лубочном же виде она пустяковая, мелочная... Все рисунки дают впечатление такого рода, что будто бы их рисовали для того только, чтобы отделаться: наотмашь, спустя рукава... Нам, прозаикам, и бог простит наши грехи, но художникам следует по-божески работать... Роскошью рисунка искупается и подпись... по рисункам публика привыкла судить и о всем журнале, а бывают ли в «Осколках» рисунки? Есть краски и фигуры, но типов, движений и рисунка нет...

Вообще худож<ественный> отдел у Вас в каком-то загоне... Не помещаете портретов в карикатуре, как это делают другие, не даете карикатур... Номер «Пчелки», в котором был помещен Вальяно, разошелся на юге в тысячах экземпляров... «Стрекоза», наверное, тоже... Номер «Пчелки» с портретом Пастухова был в Москве продан нарасхват... Сам Пастухов купил 200 экземпл<яров>.

Подтяните художников! К несчастью, их так мало и так они все избалованы, что с ними каши не сваришь...

Прощайте. К юбилею Кир<илла> и Мефодия изображу что-нибудь. Правда ли, что в Кронштадте был случай холеры? Рад, что Александр угодил Вам... Он малый трудящий и с большим толком... Юмористика его порок врожденный... Если станет на настоящий путь и бросит лирику, то будет иметь большущий успех...

Ваш А. Чехов.

Примечания

102. Н. А. ЛЕЙКИНУ
22 марта 1885 г.
Печатается по автографу (ЦГАЛИ, собрание Ю. Г. Оксмана). Впервые опубликовано: Лейкин, стр. 307—309.
Ответ на письмо Н. А. Лейкина от 15—16 марта 1885 г. (ГБЛ).

[...]
...в мещанском училище. — В Московском мещанском училище служил приятель А. П. и Н. П. Чеховых М. М. Дюковский.

...что это за паровые машины, рисуемые Пор<фирье>вым? — На обложке № 11 «Осколков» за 16 марта помещен рисунок В. И. Порфирьева «Будущность паровых машин (Из иллюстраций к XX веку)».

Номер «Пчелки», в котором был помещен Вальяно... — «Пчелка», 1885, № 7, 17 февраля.

Номер ~ с портретом Пастухова... — «Пчелка», 1884, № 39, 23 сентября.

К юбилею Кир<илла> и Мефодия изображу что-нибудь. — См. список неизвестных произведений 1884 и начала 1885 года во вступительной статье к т. 3 Сочинений.

Рад, что Александр угодил Вам... — Лейкин писал Чехову: «Две статейки, присланные Александром Павловичем, очень и очень недурные». В 1885 г. Ал. П. Чехов часто печатался в «Осколках», главным образом под псевдонимом «Агафопод Единицын» и «Алоэ».
Источник: http://chehov-lit.ru/chehov/letters/187 ... er-102.htm
Вложения
Во время ноябрьского набора. Р. В. И. Порфирьева. Осколки. 1884. № 47 (24 н.,ц.р. 23). С. 1.jpg
Во время ноябрьского набора. Р. В. И. Порфирьева. Осколки. 1884. № 47 (24 н.,ц.р. 23). С. 1.jpg (3.92 МБ) 3807 просмотров
Лебедев А.И. Почерк по чину. Тема А.Ч. 1884 №51 (22 дек., ценз. р. 21 дек.)_WEB.jpg
Лебедев А.И. Почерк по чину. Тема А.Ч. 1884 №51 (22 дек., ценз. р. 21 дек.)_WEB.jpg (668.1 КБ) 3807 просмотров
Чехов А.П. В учёном мире. Рис. Порфирьева. Оск. 1883 № 10 (5 мар., ц.р. 4). С. 7_WEB.jpg
Чехов А.П. В учёном мире. Рис. Порфирьева. Оск. 1883 № 10 (5 мар., ц.р. 4). С. 7_WEB.jpg (725.16 КБ) 3807 просмотров
Шляпный сезон. Рисун. А. И. Лебедева. Тема А. Ч. Осколки 1885 № 19 (11 мая, ценз. р. 10). — С. 2-WEB.jpg
Шляпный сезон. Рисун. А. И. Лебедева. Тема А. Ч. Осколки 1885 № 19 (11 мая, ценз. р. 10). — С. 2-WEB.jpg (949.39 КБ) 3807 просмотров
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 14354
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

Продолжая тему Антон-Палыча... Чехов как герой комикса:
В своём юмористическом изоочерке «Татьянин день» Николай Павлович Чехов рисует брата, второкурсника-медика Московского университета, во главе столов, дирижирующим бокалом «Gaudeamus igitur» и возвышающимся над наукой (вернее, символизирующими её электроприборами, микроскопом, глобусом, пером и учебниками — включая «Руководство к анатомии человеческого тела с указанием на физиологические основания и практические применения её» Йозефа Гиртля).
Вложения
Чехов Н.П. Татьянин день. Будильник - 1882 - 4 - С. 46–47_WEB.jpg
Чехов Н.П. Татьянин день. Будильник - 1882 - 4 - С. 46–47_WEB.jpg (1.23 МБ) 3793 просмотра
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 14354
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

5 февраля традиционно празднуется день рождение крупнейшего комиксопромышленника Ивана Дмитриевича Сытина (1851–1934). Одним из первых его прибыльных предприятий становятся иллюстрированные календари: «За издание календаря я взялся не сразу и готовился к этому делу целых пять лет. Необходимо было позаботиться о выписке из-за границы специальных ротационных машин и оборудования, создать целый ряд приспособлений для размножения календаря в огромных, еще неслыханных в России размерах. Приступая к делу, я поставил самому себе три требования: очень дёшево, очень изящно, очень доступно по содержанию»*. Интересны «конклюзии» в календарях — гипернасыщенные коллажи, вмещающие до трёх десятков изображений. Например, история дома Романовых состоит из портретов царей в компании с ведущими деятелями эпох и сценками основных событий царствования. Своеобразную черту под обширнейшей разносторонней деятельностью издателя подводит комикс-сатира на Николая II. Этот анонимный рисованный памфлет завершает составленный ВЦИКом и отпечатанный в типографии Товарищества И. Д. Сытина «Советский календарь на 1919 год». В 1919 году типографию Сытина национализируют.

* Сытин И. Д. Жизнь для книги. — М.: Гос. изд. полит. лит-ры, 1962. — С. 68.
Вложения
00. Родословная Дома Романовых. Всеобщий русский календарь. Т-во Сытина, 1913. С. 5.jpg
00. Родословная Дома Романовых. Всеобщий русский календарь. Т-во Сытина, 1913. С. 5.jpg (2.18 МБ) 3324 просмотра
01. Алексей Тишайший. Всеобщий русский календарь. Т-во Сытина, 1913. С. 7.jpg
01. Алексей Тишайший. Всеобщий русский календарь. Т-во Сытина, 1913. С. 7.jpg (2.28 МБ) 3324 просмотра
02. Пётр I Великий. Всеобщий русский календарь. Т-во Сытина, 1913. С. 9.jpg
02. Пётр I Великий. Всеобщий русский календарь. Т-во Сытина, 1913. С. 9.jpg (2.1 МБ) 3324 просмотра
03. Послепетровская эпоха. Всеобщий русский календарь. Т-во Сытина, 1913. С. 11.jpg
03. Послепетровская эпоха. Всеобщий русский календарь. Т-во Сытина, 1913. С. 11.jpg (2.32 МБ) 3324 просмотра
04. Императрица Екатерина II Великая. Всеобщий русский календарь. Т-во Сытина, 1913. С. 13.jpg
04. Императрица Екатерина II Великая. Всеобщий русский календарь. Т-во Сытина, 1913. С. 13.jpg (1.28 МБ) 3324 просмотра
07. Император Александр I Благословенный. Всеобщий русский календарь. Т-во Сытина, 1913. С. 19.jpg
07. Император Александр I Благословенный. Всеобщий русский календарь. Т-во Сытина, 1913. С. 19.jpg (2.09 МБ) 3324 просмотра
08. Император Николай I. Всеобщий русский календарь. Т-во Сытина, 1913. С. 21.jpg
08. Император Николай I. Всеобщий русский календарь. Т-во Сытина, 1913. С. 21.jpg (2.27 МБ) 3324 просмотра
09. Император Александр II Освободитель. Всеобщий русский календарь. Т-во Сытина, 1913. С. 23.jpg
09. Император Александр II Освободитель. Всеобщий русский календарь. Т-во Сытина, 1913. С. 23.jpg (2.14 МБ) 3324 просмотра
10. Император Александр III Миротворец. Всеобщий русский календарь. Т-во Сытина, 1913. С. 25.jpg
10. Император Александр III Миротворец. Всеобщий русский календарь. Т-во Сытина, 1913. С. 25.jpg (2.17 МБ) 3324 просмотра
Советский календарь на 1919 год. М. Изд. ВЦИК; Тип. Т-ва И. Д. Сытина.  С. 211.jpg
Советский календарь на 1919 год. М. Изд. ВЦИК; Тип. Т-ва И. Д. Сытина. С. 211.jpg (1.97 МБ) 3324 просмотра
Советский календарь на 1919 год. М. Изд. ВЦИК; Тип. Т-ва И. Д. Сытина.  С. 212.jpg
Советский календарь на 1919 год. М. Изд. ВЦИК; Тип. Т-ва И. Д. Сытина. С. 212.jpg (2.2 МБ) 3324 просмотра
Советский календарь на 1919 год. М. Изд. ВЦИК; Тип. Т-ва И. Д. Сытина.  С. 213.jpg
Советский календарь на 1919 год. М. Изд. ВЦИК; Тип. Т-ва И. Д. Сытина. С. 213.jpg (2.05 МБ) 3324 просмотра
Советский календарь на 1919 год. М. Изд. ВЦИК; Тип. Т-ва И. Д. Сытина.  С. 214.jpg
Советский календарь на 1919 год. М. Изд. ВЦИК; Тип. Т-ва И. Д. Сытина. С. 214.jpg (2.23 МБ) 3324 просмотра
Советский календарь на 1919 год. М. Изд. ВЦИК; Тип. Т-ва И. Д. Сытина.  С. 215.jpg
Советский календарь на 1919 год. М. Изд. ВЦИК; Тип. Т-ва И. Д. Сытина. С. 215.jpg (2.01 МБ) 3324 просмотра
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 40513
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Tzratzk »

У меня где-то завалялась его книжка, 1908 года выпуска. "Шесть суток в стальномъ корпусе потонувшей подводной лодки. Повесть капитана Данри". С картинками! В школьные времена большое впечатление произвела.


https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003748069/


Сам этот капитан был настоящий, армейский пехотный. Француз. Погиб в первую мировую.


---


Соционики склоняются к мысли, что Николай Второй по социотипу был Достоевский.

Достоевский — этик + интуит, интроверт. Ключевое описание типа — гуманист. Сильные стороны — отношения и креатив. Слабые — сила и технологии.

Так что он был, в общем-то и не Кровавый совсем. Насилие вообще должен был на дух не выносить. Жизнь просто так сложилась.

А вот у его конфликтера В. Ульянова-Ленина, Жукова по социотипу, с насилием был полный порядок - все основные ментальные функции с точностью до наоборот.

Жуков — сенсорик + логик, экстраверт. Ключевое описание типа — маршал. Сильные стороны — сила и порядок, слабые — отношения и чувство времени.
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 14354
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

Tzratzk писал(а):
05 фев 2025, 19:26
У меня где-то завалялась его книжка, 1908 года выпуска. "Шесть суток в стальномъ корпусе потонувшей подводной лодки. Повесть капитана Данри". С картинками! В школьные времена большое впечатление произвела.
На Фантлабе можно полистать картинки из неё, художник Жорж Дютриак:
https://fantlab.ru/edition197256
Вот, кстати, главная заслуга Сытина для нашего поколения — что запустил маховик приключений и н/ф на полную катушку. Выкупил убыточный журнал «Вокруг света» и силами редакции переформатировал его в то, что потом и при советской власти особо не меняли — оазис романтики странствий и открытий, удивительного и интересного. В качестве приложений снабжал журнал многотомниками Уэллсов, Киплингов, Жюль Вернов и прочих Майнов Ридов. Заложил, так сказать, целый дискурс чуть ли не на век вперёд.
Вложения
Вокруг света. Открыта подписка на 1909.jpg
Вокруг света. Открыта подписка на 1909.jpg (3.33 МБ) 3306 просмотров
Жорж Дютриак. Подводные робинзоны.jpg
Жорж Дютриак. Подводные робинзоны.jpg (997.62 КБ) 3306 просмотров
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 40513
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Tzratzk »

Во, точно, у меня с этими картинками.
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 14354
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

Ещё одно хрестоматийное использование «белого квадрата»:
Радаков А. А. О паспорте / Рис. А. Радакова // Новый Сатирикон. — 1915. — № 7 (12 фев.). — С. 12
На самом деле в ту, как уже было очевидно по исходу первой кампании, затяжную войну, никаких проектов по отмене паспортов не наблюдалось. Похоже, Радаков прибегнул к иронии по абстрактному поводу. Впрочем, в феврале же в «Новый Сатирикон» приходит будущий автор оды советскому паспорту. Об этом сотрудничестве см.: Шеленок М. А. Владимир Маяковский и «Новый Сатирикон» // Известия ВГПУ. – 2022. - № 3 (166). – С. 268-271. Единственное, там сразу ошибочное утверждение, что «поэты-сатириконцы (особенно Саша Черный, занимавший положение поэтического лидера) не хотели видеть бунтаря-футуриста в составе редакции» (с. 268). Саша Чёрный уже четыре года как ушёл из «Сатирикона», недовольный коммерциализацией журнала. К тому же в феврале 1915-го он в звании рядового из вольноопределяющихся 2 разряда проходил службу в полевом госпитале где-то под Варшавой и участвовать в петербургских событиях никак не мог.
Вложения
Радаков А. А. О паспорте. Новый_Сатирикон. 1915. № 7 (12 фев.).jpg
Радаков А. А. О паспорте. Новый_Сатирикон. 1915. № 7 (12 фев.).jpg (751.92 КБ) 2802 просмотра
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 14354
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

Александр Бенуа о Радакове как комиксисте: «Это — рассказчик по природе. Он, как Каран д'Аш, слабеет в тех случаях, когда задаётся изображением одного характерного момента, и вполне овладевает материей, когда даёт серию изображений. Это не символист, а эпик». (К выставке сатириконовцев 1908 г.)
Вложения
Радаков А. А. Масленичное веселье. Новый Сатирикон. 1914. № 7 (13 фев.).jpg
Радаков А. А. Масленичное веселье. Новый Сатирикон. 1914. № 7 (13 фев.).jpg (752.51 КБ) 1023 просмотра
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 14354
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

По случаю мартовских праздников рассматриваем комикс-«поэму» Михаила Степановича Знаменского времён александровской оттепели «Весна». Несмотря на инициалы в указании автора «М. М.», правильно было бы «М. С.» — Михаил Степанович Знаменский, тобольский художник, литератор, преподаватель, краевед, этнограф, археолог, карикатурист и самобытный автор комиксов. К такому выводу подводят:

1. Отсутствие какой-либо информации о М. М. Знаменском кроме подписей к рисункам в журналах «Иллюстрация» и «Искра».
2. Сходство стилей «М. М.» и «М. С.», а также тем (заметки и наблюдения из провинции, специфический лиризм, глубинный алкоюмор, заметно отличный от разгульных юморесок обеих столиц).
3. Привязка по времени — карикатуры «М. М.» главный сатирический журнал эпохи «Искра» начинает публиковать с лета в год своего основания 1859-й — в этом же году «М. С.» приезжает в Санкт-Петербург для получения диплома учителя рисования в ИАХ.
4. Сверка по датам публикаций карикатур и комиксов за обеими подписями в главном сатирическом журнале эпохи «Искра»: с 1859 по 1867 в нём активно печатается карикатурист «М. М.», а с 1868 до 1870, до цезурного запрета «Искре» на размещение карикатур, мы видим в журнале карикатуры исключительно «М. С.».
5. Наконец, по данным словаря «Русские писатели» (Т. 2, 1992) М. С. Знаменский сотрудничал с «Искрой» и в годы публикаций «М. М.», и в годы публикаций «М. С.».

Эти «М. М.» в первые годы публикационной деятельности М. С. Знаменского, очевидно, служили облегчённой формой псевдонима: желая печататься под своей фамилией, художник изменил одну букву в инициалах, даба не фраппировать сослуживцев (он преподавал в Тобольской духовной семинарии).
Вложения
Знаменский М.М. Весна (поэма). 1861 №180, 3 авг. С. 80.jpg
Знаменский М.М. Весна (поэма). 1861 №180, 3 авг. С. 80.jpg (274.52 КБ) 386 просмотров
Знаменский М.М. Весна (поэма). 1861 №181, 10 авг. С. 96.jpg
Знаменский М.М. Весна (поэма). 1861 №181, 10 авг. С. 96.jpg (280.16 КБ) 386 просмотров
Знаменский М.М. Весна (поэма). 1861 №182, 15 авг. С. 112.jpg
Знаменский М.М. Весна (поэма). 1861 №182, 15 авг. С. 112.jpg (294.78 КБ) 386 просмотров
Знаменский М.М. Весна (поэма). 1861 №183, 24 авг. С. 128.jpg
Знаменский М.М. Весна (поэма). 1861 №183, 24 авг. С. 128.jpg (290.31 КБ) 386 просмотров
Знаменский М.М. Весна (поэма). 1861 №184, 31 авг. С. 144.jpg
Знаменский М.М. Весна (поэма). 1861 №184, 31 авг. С. 144.jpg (443.32 КБ) 386 просмотров
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 14354
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

Песенные лубки 1890-х «Свободный мальчик» в исполнении конкурирующих литографий.
Рисовались, как и другие образчики жанра лубочных «комикс-шлягеров», по жёстко выверенной иконографической схеме, апробированной на вкусах публики и цензурных рогатках.
Посвящено, как полагается, теме доведения мужиков бабами до цугундера.
О том, сколько лирический герой принимал на грудь, да за что его приняли и впаяли трёшник, песня скромно умалчивает. По мастерству исполнения на первом месте традиционно лидирует торговый дом Евдокии Ивановны Коноваловой.

Когда я росъ, мальчикъ, свободный,
Не зналъ ни горя, ни нужды;
Родные всѣ меня любили,
Я росъ въ кругу родной семьи.
Они за то меня любили,
Что я потѣшный мальчикъ былъ.
Но баловство меня сгубило,
Я сбился съ праведной пути.
Въ одну несчастну я влюбился, —
Любовь на пагубу души.
Она клялась, что вѣрно любитъ,
Своей обманчивой душой;
А я, мальчишка, ей повѣрилъ.
Когда я весь ей отдался,
Черезъ несчастную дѣвочку
Въ темницу жить, мальчикъ, попалъ.
Знакомъ я былъ съ московскимъ замкомъ;
Въ немъ я три года прострадалъ.
Сижу вечернею порою;
Лампада тусклая горитъ,
А за рѣшеткою частою
У часоваго штыкъ блеститъ.
И я, мальчишка, изгулялся
И задумалъ убѣжать.
И припадалъ я на колѣни,
И сталъ святыихъ умолять.
Меня молитва оправдала:
Я изъ конвоя убѣжалъ.
Бѣжалъ я лѣсомъ, бѣжалъ темнымъ,
Меня скрывала темна ночь.
Я прибѣжалъ къ своей любезной
Со поблѣднѣвшіимъ лицомъ;
И мы лицо съ лицомъ спознались;
И гдѣ ни взялсь городовой....

«Когда я рос, мальчик, свободный...» // Великорусские народные песни / Изд. проф. А. И. Соболевским. — Т. VI. — СПб., 1900. — С. 430—431.
Вложения
Когда я был мальчик свободный — М. Хромо-литография А. П. Стрельцова, 1890. — [1] л. ; 30,2 x 42,2.jpg
Когда я был мальчик свободный — М. Хромо-литография А. П. Стрельцова, 1890. — [1] л. ; 30,2 x 42,2.jpg (551.76 КБ) 60 просмотров
Свободный мальчик. Народная песня — М. Хромо-Литография Бр. Морозовых, 1892. — [1] л. ; 30,3 x 42,8 (л.) см..jpg
Свободный мальчик. Народная песня — М. Хромо-Литография Бр. Морозовых, 1892. — [1] л. ; 30,3 x 42,8 (л.) см..jpg (550.18 КБ) 60 просмотров
Свободный мальчик. — М. Издание Е. И. Коноваловой, 1898. — [1] л. 31,5 x 43,3 (л.).jpg
Свободный мальчик. — М. Издание Е. И. Коноваловой, 1898. — [1] л. 31,5 x 43,3 (л.).jpg (594.21 КБ) 60 просмотров
Ответить