Протокомиксы в дореволюционной России

Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 14248
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

Tzratzk писал(а):
21 янв 2025, 22:39
Mishazas писал(а):
21 янв 2025, 16:10
Не думаю, что Жуков или Габен. Из тех же воспоминаний его племянника:
А где тут несовпадение? Прям в ноль Ульянов-Ленин (который тоже Жуков).
Судя по описанию, абсолютное непопадание в профиль. Причислить к Жукову эксцентричного индивидуалиста с ментальностью не то Левши, не то Раскольникова и высокой степенью то ли эмпатии, то ли подспудной агрессии, всегда избегавшего руководящих должностей, ну никак нельзя. Должен быть другой типаж под этот профиль. Кстати, напомню комиксы Чемоданова в студенческие годы, в начале творческого пути :)
Одновременно и стереотипические для карикатур того времени наезды на евреев, и «трактирное» пародирование классики, то, что Пропп причислял к разгульному юмору.
Вложения
М.Чемоданов.1870-1885, Вятка (Муз.Москвы).jpg
М.Чемоданов.1870-1885, Вятка (Муз.Москвы).jpg (61.18 КБ) 591 просмотр
Развлечение - 1881 - 31 - С.496. Чемоданов М. Разбойник.jpg
Развлечение - 1881 - 31 - С.496. Чемоданов М. Разбойник.jpg (1.05 МБ) 591 просмотр
Развлечение - 1881 - 44 - С.705. «Поэт» Пушкина—Чемоданов .jpg
Развлечение - 1881 - 44 - С.705. «Поэт» Пушкина—Чемоданов .jpg (346.64 КБ) 591 просмотр
Развлечение - 1881 - 45 - С.721. «Поэт» Пушкина—Чемоданов .jpg
Развлечение - 1881 - 45 - С.721. «Поэт» Пушкина—Чемоданов .jpg (931.83 КБ) 591 просмотр
Аватара пользователя
Tzratzk
Старец-основатель
Сообщения: 40147
Зарегистрирован: 06 май 2006, 08:55

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Tzratzk »

А поконкретнее можешь сформулировать свои ощущения? На твой взгляд, судя по описаниям, он:



Одновременно он дает блестящие иллюстрации к учебнику анатомии профессора Зернова. Потом он увлекается областью зубоврачевания и становится ее фанатиком. В течение ряда лет он редактирует журнал «Одонтологическое обозрение», работает на Высших зубоврачебных курсах, читает доклады в различных научных обществах и на съездах. Вместе с тем дядя Миша становится одним из самых популярных дантистов в Москве.


— Интуит или сенсорик?

— Этик или логик?


Вместе с тем дядя Миша становится одним из самых популярных дантистов в Москве. В его приемном всегда длинная очередь больных — нередко самых именитых граждан города, — которые терпеливо ждут часами. Пациенты, а особенно пациентки, приходят к доктору с работой, с книгами, с вязанием, с вышиванием, приносят бутерброды и фрукты, располагаются по-домашнему, знакомятся, судачат, занимаются сплетнями и флиртом. По Москве в то время ходил рассказ, как двое молодых людей, познакомившись на приеме у дяди Миши, за время лечения зубов пережили страстный роман, закончившийся счастливым браком. Дядя Миша был посаженым отцом у них на свадьбе.

— Экстраверт или интроверт?


По натуре Чемоданов был человек крайне беспорядочный, но работать любил «на совесть». Поэтому с каждым пациентом он возился долго и обстоятельно. А так как пациентов было много и дядя органически не способен был выдерживать точные сроки, то в его порядке дня получался невероятный хаос.

— Рационал или иррационал?





Что иррационал, думаю, смысла ноль спорить. Остаётся еще 3 опции. Получившаяся у тебя комбинация будет твоей гипотезой. :cool:
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 14248
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

Странная мизогиническая сатира нравов Михаила Сергеевича Башилова (1821—1870), только что обосновавшегося в Москве и рисующего для «Развлечения» под псевдонимом М. Пикколо. Вероятно, навеяна «Дамой с камелиями» Дюма-сына?
Первый иллюстратор «Кобзаря», в 62-м создаст фундаментальный цикл иллюстраций к «Горю от ума», на исходе 60-х впряжётся в иллюстрации «Войны и мира» Толстого и «Губенских очерков» Салтыкова-Щедрина, но на этих работах подорвёт своё и без того слабое здоровье.
Вложения
Башилов М. С. Камелия. Рис. М. Пикколо; [гр.] К. Рихау. Развлечение 1860 № 4 (23 янв.), c. 51.jpg
Башилов М. С. Камелия. Рис. М. Пикколо; [гр.] К. Рихау. Развлечение 1860 № 4 (23 янв.), c. 51.jpg (2.23 МБ) 566 просмотров
М.С.Башилов. 1870 (ISeeSoft).jpg
М.С.Башилов. 1870 (ISeeSoft).jpg (346.34 КБ) 566 просмотров
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 14248
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

По случаю 165-летия Антон-Палыча смотрим комиксы для «Осколков» по его сценариям и читаем полностью его наговор редактору журнала на художников.
Девиз « Нам, прозаикам, и бог простит наши грехи, но художникам следует по-божески работать», очевидно, следует увековечить золотыми буквами на скрижалях :e-laugh:
Чехов А. П. Письмо Лейкину Н. А., 22 марта 1885 г. Москва // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1983.
Т. 1. Письма, 1875—1886. — М.: Наука, 1974. — С. 144—146.

102. Н. А. ЛЕЙКИНУ
22 марта 1885 г. Москва.
85, III, 22.

Уважаемый
Николай Александрович!

Поздравляю Вас с Пасхой и желаю всех благ и успехов.
[...]
Нужно бы Вам подтянуть художественный отдел. Всё хорошо в «Осколках», но художеств<енный> отдел критикуется даже в мещанском училище. Рисунки почти лубочны. Например, что это за паровые машины, рисуемые Пор<фирье>вым? Фантазии — ни-ни..., изящества тоже... Поневоле «Стрекоза» будет идти и иметь успех... Самосекальная машина, например, тема не плохая, если изобразить ее как следует, в лубочном же виде она пустяковая, мелочная... Все рисунки дают впечатление такого рода, что будто бы их рисовали для того только, чтобы отделаться: наотмашь, спустя рукава... Нам, прозаикам, и бог простит наши грехи, но художникам следует по-божески работать... Роскошью рисунка искупается и подпись... по рисункам публика привыкла судить и о всем журнале, а бывают ли в «Осколках» рисунки? Есть краски и фигуры, но типов, движений и рисунка нет...

Вообще худож<ественный> отдел у Вас в каком-то загоне... Не помещаете портретов в карикатуре, как это делают другие, не даете карикатур... Номер «Пчелки», в котором был помещен Вальяно, разошелся на юге в тысячах экземпляров... «Стрекоза», наверное, тоже... Номер «Пчелки» с портретом Пастухова был в Москве продан нарасхват... Сам Пастухов купил 200 экземпл<яров>.

Подтяните художников! К несчастью, их так мало и так они все избалованы, что с ними каши не сваришь...

Прощайте. К юбилею Кир<илла> и Мефодия изображу что-нибудь. Правда ли, что в Кронштадте был случай холеры? Рад, что Александр угодил Вам... Он малый трудящий и с большим толком... Юмористика его порок врожденный... Если станет на настоящий путь и бросит лирику, то будет иметь большущий успех...

Ваш А. Чехов.

Примечания

102. Н. А. ЛЕЙКИНУ
22 марта 1885 г.
Печатается по автографу (ЦГАЛИ, собрание Ю. Г. Оксмана). Впервые опубликовано: Лейкин, стр. 307—309.
Ответ на письмо Н. А. Лейкина от 15—16 марта 1885 г. (ГБЛ).

[...]
...в мещанском училище. — В Московском мещанском училище служил приятель А. П. и Н. П. Чеховых М. М. Дюковский.

...что это за паровые машины, рисуемые Пор<фирье>вым? — На обложке № 11 «Осколков» за 16 марта помещен рисунок В. И. Порфирьева «Будущность паровых машин (Из иллюстраций к XX веку)».

Номер «Пчелки», в котором был помещен Вальяно... — «Пчелка», 1885, № 7, 17 февраля.

Номер ~ с портретом Пастухова... — «Пчелка», 1884, № 39, 23 сентября.

К юбилею Кир<илла> и Мефодия изображу что-нибудь. — См. список неизвестных произведений 1884 и начала 1885 года во вступительной статье к т. 3 Сочинений.

Рад, что Александр угодил Вам... — Лейкин писал Чехову: «Две статейки, присланные Александром Павловичем, очень и очень недурные». В 1885 г. Ал. П. Чехов часто печатался в «Осколках», главным образом под псевдонимом «Агафопод Единицын» и «Алоэ».
Источник: http://chehov-lit.ru/chehov/letters/187 ... er-102.htm
Вложения
Во время ноябрьского набора. Р. В. И. Порфирьева. Осколки. 1884. № 47 (24 н.,ц.р. 23). С. 1.jpg
Во время ноябрьского набора. Р. В. И. Порфирьева. Осколки. 1884. № 47 (24 н.,ц.р. 23). С. 1.jpg (3.92 МБ) 481 просмотр
Лебедев А.И. Почерк по чину. Тема А.Ч. 1884 №51 (22 дек., ценз. р. 21 дек.)_WEB.jpg
Лебедев А.И. Почерк по чину. Тема А.Ч. 1884 №51 (22 дек., ценз. р. 21 дек.)_WEB.jpg (668.1 КБ) 481 просмотр
Чехов А.П. В учёном мире. Рис. Порфирьева. Оск. 1883 № 10 (5 мар., ц.р. 4). С. 7_WEB.jpg
Чехов А.П. В учёном мире. Рис. Порфирьева. Оск. 1883 № 10 (5 мар., ц.р. 4). С. 7_WEB.jpg (725.16 КБ) 481 просмотр
Шляпный сезон. Рисун. А. И. Лебедева. Тема А. Ч. Осколки 1885 № 19 (11 мая, ценз. р. 10). — С. 2-WEB.jpg
Шляпный сезон. Рисун. А. И. Лебедева. Тема А. Ч. Осколки 1885 № 19 (11 мая, ценз. р. 10). — С. 2-WEB.jpg (949.39 КБ) 481 просмотр
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 14248
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Протокомиксы в дореволюционной России

Сообщение Mishazas »

Продолжая тему Антон-Палыча... Чехов как герой комикса:
В своём юмористическом изоочерке «Татьянин день» Николай Павлович Чехов рисует брата, второкурсника-медика Московского университета, во главе столов, дирижирующим бокалом «Gaudeamus igitur» и возвышающимся над наукой (вернее, символизирующими её электроприборами, микроскопом, глобусом, пером и учебниками — включая «Руководство к анатомии человеческого тела с указанием на физиологические основания и практические применения её» Йозефа Гиртля).
Вложения
Чехов Н.П. Татьянин день. Будильник - 1882 - 4 - С. 46–47_WEB.jpg
Чехов Н.П. Татьянин день. Будильник - 1882 - 4 - С. 46–47_WEB.jpg (1.23 МБ) 467 просмотров
Ответить