Вообще, Пётр Шмельков — замечательный дядька.
Пробился в живопись из крепостных, но из-за недостатка средств вынужден был зарабатывать преподаванием рисунка в Кадетском училище. Мечтал дотянуть до пенсии и серьёзно заняться живописью. И тут на тебе — пенсионная реформа: служить стало легче, служить стало веселей, срок службы удлиняется с 25 до 35 лет
В итоге, судьба так и не отмерила ему достаточно времени на живопись. После отставки взялся за большое историческое полотно «Чума в Москве», сделал много эскизов, этюдов, но закончить не довелось. Жаль, я б с удовольствием посмотрел.
А так он в основном рисовал карандашные и акварельные зарисовки из жизни, в народе любимые и уважаемые.
Идейным вдохновителем своим полагал родоначальника российского бытового жанра в живописи Павла Федотова (который «Сватовство майора»). Дружил с Василием Пукиревым. «Неравный брак» последнего в альфа-версии существенно отличался. Согласно сохранившимся эскизам за спиной у несчастной невесты стояли два совершенно других мужика, чем те, что наблюдаем нынче. Согласно искусствоведам, это два московских купца, несчастный любовник и его друг. Предположительно, персонаж наехал на автора за то, что выставил его жизненную драму на показ, и Пукирев срочно заменил несанкционированный образ самим собой, а товарища — своим старшим другом Петром Шмельковым.
Ну, в принципе, если сверить фотореконструкцию лиц с картины с портретом Шмелькова, нарисованным Пукиревым двумя годами позже, до да, похоже, это одинаковые люди