Понятие «бренд» в законе отсутствует. Есть «фирменное наименование» и «товарный знак».mif2000 писал(а):Вот этот вопрос очень сложный. По идее лицо знаменитости - это тоже своего рода узнаваемый "бренд".
Карикатуры можно рисовать свободно, потому что это попадает под понятие "пародия". А в жанре пародии можно законно нарушать любые авторские права (в Америке это работает с 1994, у нас с 2008). Я думаю все зависит только от степени узнаваемости лица.
Самый свежий пример - это игра Terminator Salvation (официальная игра по фильму), которая вышла на днях. Так вот Кристиан Бэйл (играет Джона Коннора в фильме) не разрешил использовать свою внешность в компьютерной игре. Разработчики сделали модель крайне непохожую на актера.
Объект становится товарным знаком только после того, как его вносят в реестр товарных знаков (дорогая и длительная процедура). Еще ни одна наша звезда не зарегистрировала свою физиономию в этом реестре (да там и не приняли бы –]мне кажется мне не ответили на вопрос "можно ли в речи героев использовать названия брендов или имена знаменитостей?" кто-нибуть знает? или этот то же самое, что и рисовать?[/quote]
Имя как ТМ регистрируют очень немногие. Я только Витаса могу припомнить. Но преследовать в судебном порядке упоминание его или еще чьего-то имени, или товарного знака в литературном произведении нереально, если только там не клевета или оскорбление. Например, когда в комиксе сообщат, что Биг-Мак ™ делают из мяса подлых койотов. Но у вас ведь подобный экстрим не планируется?
mif2000 писал(а):Не уверен, что любой комикс по умолчанию можно считать крикатурой (как не любой рисунок является карикатурой). Карикатура - конкретный жанр, характеристикам которого еще надо соответствовать. Т.е. нельзя обозвать любое произведение пародией и тем самы обезапасить себя от претензий правообладателей.
Согласен, беспредметно это нет смысла обсуждать. Нужно смотреть саму работу.
Кстати, насчет легитимности пародии в Штатах. Она «в законе» с 1791 -- после принятия первой поправки к Конституции. В современной редакции пародия защищается с послевоенных времен, когда был введен 17-й раздел Кодекса США. Последующие судебные разбирательства только раздвигали или устанавливали лимиты по отдельным вопросам: сколько можно брать из оригинала при пародировании, где проходит грань между пародией и пороченьем чести и достоинства, вправе ли пародия существовать как самостоятельный коммерческий продукт и т.п. Про другие области не скажу, но в комиксах в большинстве случаев вопрос решался либо в пользу пародистов, либо вничью.