Страница 1 из 5

минкультуры предъявило права на персонажей советской анимации

Добавлено: 26 сен 2008, 11:59
Tzratzk
Героев мультфильмов записывают на госслужбу

Минкультуры предъявило права на персонажей советской анимации



Государство хочет поставить под контроль оборот товаров с использованием образов советских мультфильмов. Как стало известно "Ъ", Минкультуры проинформировало ФГУП "Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм"", что право использовать образы персонажей принадлежит предприятию. ФГУП уже начало переговоры с АФК "Система" о продаже прав на производство и продажу игрушек, использующих такие образы, в сети "Детский мир". ФГУП придется судиться с авторами мультгероев: российское законодательство не определяет, кому принадлежат права на персонажей анимационного произведения.

"Единственным обладателем авторских прав на мультфильмы, созданные киностудией "Союзмультфильм" до 3 августа 1992 года... является ФГУП "Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм""", говорится в письме в фильмофонд от 10 сентября (копия есть в распоряжении "Ъ"), подписанном заместителем министра культуры Александром Голутвой. "Авторские права ФГУП, включая исключительное право использования, распространяются не только на мультипликационные фильмы в целом, но и на части, включая персонажей мультфильмов, которые, как и мультфильмы, могут использоваться ФГУП по своему усмотрению, в том числе отдельно от фильмов, сообщает замминистра. Использование мультипликационных фильмов и персонажей из них третьими лицами возможно только на основе соответствующих договоров, заключенных с ФГУП (за исключением случаев свободного использования, предусмотренных ГК РФ)". По словам и. о. директора фильмофонда Василия Шильникова, позиция Минкультуры должна "постепенно пресечь нелегальные продажи товаров с использованием персонажей советских мультфильмов".

В коллекцию ФГУП "Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм"" входит 1379 мультфильмов. В 2001 году Высший арбитражный суд России признал ФГУП "Киностудия "Союзмультфильм"" правопреемником советской киностудии "Союзмультфильм". В 2003 году ФГУП было разделено на две организации: ФГУП "Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм"" (занимается управлением коллекцией) и ФГУП "ТПО "Киностудия "Союзмультфильм""" (владеет киностудией). Доходы фильмофонда от продажи прав на трансляцию мультфильмов на российских телеканалах оцениваются в $100-300 тыс. ежегодно.

Позиция Минкультуры юридически небезупречна и может быть оспорена авторами художниками и авторами сценариев, признают юристы. Министерство лишь высказало свое частное мнение, считает директор Центра правовой защиты интеллектуальной собственности Владимир Энтин. "Автору сценария фильма, его режиссеру, оператору, художнику или композитору в России принадлежало авторское право на произведение, которое стало составной частью фильма, об этом говорилось в статье 486-й ГК РСФСР 1964 года (все анимационные фильмы, выпущенные до 1992 года, подпадают под действие кодекса. "Ъ"), считает он. У "Союзмультфильма" в советские годы были авторские права лишь на целый фильм, а не на рисунки, музыку или литературную основу".

Авторы могут максимум доказать свои права права на конкретный рисунок, но не на персонажа, который стал результатом работы всего творческого коллектива, не соглашается Василий Шильников из "ФГУП "Фильмофонд"". Его мнение разделяет заведующий кафедрой интеллектуальной собственности ЮНЕСКО Михаил Федотов, который считает, что права на мультфильмы и его персонажей принадлежат той киностудии, которая их произвела. Управляющий партнер коллегии юристов СМИ Федор Кравченко указывает, что вопрос о том, кому принадлежит авторское право на персонажа как самостоятельное произведение, остается открытым. "Понятие "персонаж" впервые появилось в российском законодательстве в этом январе: в пункте 7-м ст. 1259-й 4-й части ГК говорится, что персонаж является самостоятельно охраняемой частью произведения", отметил он.

ФГУП "Фильмофонд" уже ведет переговоры с владеющей сетью "Детский мир" АФК "Система" и другими компаниями о продаже товаров с образами десяти героев популярных советских мультфильмов ("Ну, погоди!", "Трое из Простоквашино", "Винни-Пух" и др.). "Сейчас обсуждается, будем ли мы получать процент от продажи товаров или фиксированное годовое роялти", говорит господин Шильников. Ежегодный доход "Фильмофонда" от реализации прав на игрушки, по его расчетам, не должен быть меньше суммы, которую ФГУП зарабатывает на продаже коллекции телеканалам. Директор по коммуникациям сети "Детский мир" Александр Бархатов подтвердил "Ъ" факт переговоров с "Фильмофондом".

Производители, использующие персонажей советских мультфильмов, об инициативе ФГУП "Фильмофонд" ничего не слышали. Так, у компании "Фратти НВ", выпускающей детские шампуни "Ну, погоди!", есть договор с Александром Хайтом, братом одного из создателей мультсериала. Гендиректор "Фратти НВ" Юсеф Хамед Ватфа рассказал, что сначала у компании был договор с "Союзмультфильмом", из-за чего Александр Хайт, зарегистрировавший товарный знак "Ну, погоди!" в Роспатенте, подал на производителя в 2003 году в суд. В результате "Фратти НВ" расторгла договор с киностудией в пользу контракта с господином Хайтом.

Ольга Ъ-Гончарова, Сергей Ъ-Соболев
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1031409

Добавлено: 18 окт 2009, 10:19
Mishazas
Алексей Котёночкин
Мультики, вы чьих будете?


Друзья, прошу, помогите поднять это в ТОП - страна должна знать своих "героев", тем более, что чиновники хотят обобрать людей пожилого, и даже преклонного возраста, славу и гордость советской мультипликации, людей на фильмах которых выросли все мы.

Некая организация под труднопроизносимым названием "ФГУП фильмофонд Союзмультфильм" получила право распоряжаться огромным количеством советских мультфильмов. Деньги к ним текут непрекращающимся потоком, продаются прова на выпуск ДВД, права на телепоказы, казалось бы - живи да радуйся, продавай сделанные не тобой фильмы, богатей, тем более, что с авторами делиться не надо, они же и так от государства пенсии получают. Тысяч по пять рублей. Званий у них почётных много, чего ещё-то?

Но нет, прав на мультфильмы ФГУП в лице директора г-на Шильникова показалось мало. Началась совершенно наглая кампания по отъёму законных прав на персонажи мультфильмов у их владельцев - авторов. Методы проверенные - заказные статьи, оповещающие мир о том, что все права у ФГУП, сайт в интернете, нанятые художники, которые в офисе близ Никитских ворот лихорадочно рисуют чужие персонажи за свои тридцать сребренников... Денег у ФГУП много, побольше, чем у пенсионеров-авторов.

Всё это делается абсолютно противозаконно, просто по праву сильного. Чиновники пользуются безграмотностью подавляющего большинства граждан в области авторского права (в том числе и представителей компетентных органов), заявляют - права наши, и загребают, загребают в свой безразмерный карман...

Когда ж вы лопнете-то!

У пожилых художников денег на суды да на борьбу мало - все те миллионы, которые г-н Шильников собрался зарабатывать на чужой собственности, вполне себе мифические. Да, авторы получали какие-то крохи в качестве добавки к пенсии, позволяющие, по меньшей мере, жить достойно. Теперь эти крохи хотят отобрать.

А ещё возмущают методы ФГУП. Со стариками "проводится работа", выплачивают жалкие подачки, просят подписать бумажку... Всё это напоминает "добрых" женщин из "СОБЕСа", которые приходят домой к нашим старикам. И, пока одна заговаривает зубы, другая шарит по шкафам.


В статье Дины Годер вся история изложена очень подробно, с комментариями юристов:

Статья Дины Годер

А это открытое письмо художников в прокуратуру:

Открытое письмо художников

Очень хочется, чтобы как можно больше народу ознакомилось с этой ситуацией. Потому что если чиновники будут вот так легко и весело нарушать Закон, загребая всё больше и больше чужих денег, надеяться нам всем будет вообще не на что...

Изображение

Спасибо за отличный рисунок и поддержку Андрею Кузнецову.

Оригинал здесь:
http://kotenochkin.livejournal.com/380690.html

Добавлено: 19 окт 2009, 22:02
Роман Сурженко
можно и в топ вывести, толку все равно не будет.это все равно, как если бы сигел и шустер, граждане демократической и правовой страны (как и россия нынче) обратились к народу:"люди, что же такое творится! это же мы создали супермена, а деньги гребут "уорнер бразерз"! но они понимали, что живут в демократической и правовой стране, что значит: у кого круче юристы, тот и прав. и в итоге удовольствовались пенсией :(

вообще чисто по-человечески жалко и больно.тысячу раз жалко и больно. но уже ничего не попишешь. уникальная система, которая позволяла создавать такие мультфильмы, рухнула под улюлюканье, на смену пришел рынок, и его невидимая рука ставит все на свои места :(:(:(

зы хотел было добавить "сталина на вас нету!", полез в "википедии" почитать про "союзмультфильм" :

"«союзмультфи́льм» — в прошлом — крупнейшая в ссср студия мультипликационных фильмов, основанная в москве в 1936 году. хотя приказ о создании студии был подписан начальником главного управления кинофотопромышленности, считается, что решение о создании студии мультипликационных фильмов исходило лично от и. в. сталина."

просто мистика.

Добавлено: 20 окт 2009, 00:59
Игорь
разве что-то тогда могло возникнуть без "личного решения сталина"?..
а мультки жалко. они добрые у нас в ссср были. не чета нынешним...

Добавлено: 20 окт 2009, 09:47
Роман Сурженко
игорь писал(а): а мультки жалко. они добрые у нас в ссср были. не чета нынешним...
причем тут мультики???
они никуда не делись, и персонажи тоже. жалеть надо создателей, которых обворовывают, вкривь и вкось толкуя законы.
и создатели, как видно, борются за свои права, и правильно делают. кстати, как я читал, уже были прецеденты, когда предприниматели, прежде чем поместить на продукцию изображение мультперсонажа, залючали договор именно с художником. правда не помню, чем заканчивались разборки с "союзмультфильмом", но факт налицо - правообладателем считались именно художники (композиторы и исполнители, к примеру олег анофриев, дай бог ему здоровья, разрешал использовать песни из мультфильмов в своем исполнении для игрушек). да и аргументы противоположной стороны насчет сотен тысяч кадров и безликих художников на зарплате мягко говоря мимо кассы. не надо путать фазовщиков с художником-постановщиком. ну и так далее...

Добавлено: 20 окт 2009, 09:47
Andrzej
Роман Сурженко писал(а):можно и в топ вывести, толку все равно не будет.это все равно, как если бы сигел и шустер, граждане демократической и правовой страны (как и россия нынче) обратились к народу:"люди, что же такое творится! это же мы создали супермена, а деньги гребут "уорнер бразерз"! но они понимали, что живут в демократической и правовой стране, что значит: у кого круче юристы, тот и прав. и в итоге удовольствовались пенсией :(

Ссылка конечно не очень убедительная, но если информация верна, то я очень хотел бы оказаться на месте этих "обманутых демократией" двух бедных евреев. Интересно удастся ли в условиях нашей "псевдодемократии" добиться такого же "обворовывания" наших российских мультипликаторов.
http://www.kinopoisk.ru/board/showpost. ... stcount=16

Добавлено: 20 окт 2009, 09:54
Роман Сурженко
Andrzej писал(а):Ссылка конечно не очень убедительная, но если информация верна, то я очень хотел бы оказаться на месте этих "обманутых демократией" двух бедных евреев. Интересно удастся ли в условиях нашей "псевдодемократии" добиться такого же "обворовывания" наших российских мультипликаторов.
http://www.kinopoisk.ru/board/showpost. ... stcount=16
Леша, факт налицо - от них откупились, чтобы не портить имидж компании перед запуском киноверсии Супермена. Ведь их не признали правообладателями на тот момент! Стало быть могли и просто послать на три тайные руны. Фактически то же самое происходит и сейчас (почитай статьи по ссылке). Ну да, суммы разные, согласен, но аналогия уместна.

Добавлено: 20 окт 2009, 10:01
Роман Сурженко
кроме того, прежде чем сравнивать суммы "отступных", сравни коммерческий потенциал.

Добавлено: 20 окт 2009, 10:39
Andrzej
Роман Сурженко писал(а):кроме того, прежде чем сравнивать суммы "отступных", сравни коммерческий потенциал.
Ну, а зачем сравнивать потенциал? Какой смысл? Ясно, как дважды два, что "Ломбард" получает от продажи "Альфы" намного больше денег, чем Жигунов. Однако, при этом и художник чувствует себя неплохо. Это нормальный подход к делу. Если ты сам не можешь организовать бизнес и получать с персонажа весь возможный доход, то тогда у тебя есть возможность продать права на персонаж тому, кто это может. Или похоронить персонаж в ящике стола навечно. Этих ребят ни кто не принуждал продавать Супермена и подписывать бумаги. А то, что их впоследствии не послали на "три руны", как это делается в условиях нашей, "суверенной демократии", так это как раз свидетельствует в пользу их системы взаимоотношений художник - коммерсант. ИМХО.

Добавлено: 20 окт 2009, 10:46
Игорь
роман сурженко писал(а):причем тут мультики???
они никуда не делись, и персонажи тоже. жалеть надо создателей, которых обворовывают, вкривь и вкось толкуя законы.
и создатели, как видно, борются за свои права, и правильно делают. кстати, как я читал, уже были прецеденты, когда предприниматели, прежде чем поместить на продукцию изображение мультперсонажа, залючали договор именно с художником.


всё же все равно упирается в мультики, кто ими будет владеть и как показывать, и показывать ли вообще, кому они принесут доход.
создателей шедевров искусства у нас никогда особо не жаловали, это верно, и это очень печально.
за чебурашку судился, я помню, успенский. кто-то начал помещать этого героя на конфетах, и писатель начал тяжбу.
а вообще конечно вопрос юридический и к юристам, кому принадлежат авторские права на мультфильмы советского времени... художник же работал на определенную структуру - союзмультфильм, который соответственно кому-то принадлежал (государству, министерству культуры или еще кому). соответственно сложно сказать, имеет ли художник какие-то права. надо смотреть бы закон.

Добавлено: 20 окт 2009, 10:53
Роман Сурженко
Andrzej писал(а):Ну, а зачем сравнивать потенциал? Какой смысл? Ясно, как дважды два, что "Ломбард" получает от продажи "Альфы" намного больше денег, чем Жигунов. Однако, при этом и художник чувствует себя неплохо. Это нормальный подход к делу. Если ты сам не можешь организовать бизнес и получать с персонажа весь возможный доход, то тогда у тебя есть возможность продать права на персонаж тому, кто это может. Или похоронить персонаж в ящике стола навечно. Этих ребят ни кто не принуждал продавать Супермена и подписывать бумаги. А то, что их впоследствии не послали на "три руны", как это делается в условиях нашей, "суверенной демократии", так это как раз свидетельствует в пользу их системы взаимоотношений художник - коммерсант. ИМХО.
Когда я предлагал сравнить коммерческий потенциал, я предлагал сравнить потенциал, скажем диснеевского и нашего "Винни-пухов". Ну, в целом, коммерческий потенциал американской или японской и отечественной мультипликации. Рискну предположить, что разрыв просто катастрофический и не в нашу пользу. И здесь лично у меня претензии именно к нашим мультипликаторам, а не к "тоталитарному аду" или к "кровавой гэбне", и прочей ереси. Впрочем, это тема для отдельного обсуждения.
Что касается того, что авторов "Супермена" признали-таки авторами, и это является свидетельством истинности американской демократии - ну так люди аж 46 (!!!!!!!) лет этого добивались. У наших все еще впереди :)

Добавлено: 20 окт 2009, 12:03
Роман Сурженко
и в догонку... пожалуй, я привел неудачный пример с создателями супермена. ведь это не типичный случай, а скорее из ряда вон. и тем не менее возникло ощущении, что восторжествовало право, хотя на самом деле - справедливость, что в правовом государстве, увы, не одно и тоже.

недавно дима выкладывал ссылку на книгу аниматора престона блэйра. еще раз перечитав строки биографии, изобилующей переменами мест работы, наткнулся на "забастовку диснея". решил погуглить и понеслись прелести демократического производства:

"дисней с айверксом создают рисованного кролика по имени освальд раббит, который оказался их первой финансовой удачей: им удается продать короткометражки кинодистрибюторам за 1 500 долларов. но тут один нью-йоркский киноделец обманывает диснея и просто крадет идею. фильмы с кроликом освальдом раббитом начинает выпускать другая студия. это был первый сильный удар в творческой биографии диснея, удар, ставший поворотным моментом.

известно, что дисней основал собственную студию, в которой создал образ кролика освальда раббита, но не зарегистрировал авторских прав на него. идея и сам образ были бесцеремонно украдены. это был урок для диснея, который после этого вынужден был заниматься не только искусством. он стал очень осторожным, особенно в вопросах охраны авторских прав. поэтому, я бы сказал, что на раннем этапе творчества дисней - больше художник, чем бизнесмен, а на более позднем этапе (в конце 40-х - начале 50-х) - все более бизнесмен, чем художник.
...
и тут - новый удар, которого он никак не ожидал: работники студии объявляют забастовку. репутация диснея как умного руководителя, щедрого и заботливого друга своих работников разваливалась на глазах. раздаются призывы к бойкоту диснеевской продукции. "

"но дистрибьютор был непреклонен и предпочел отказаться от услуг норовистого мультипликатора. настояв на своих правах на освальда, который уже успел стать кинозвездой. он вдобавок переманил у диснея большую часть художников. это оказалось делом нехитрым - меньше, чем у уолта диснея, художникам не платили ни в одной другой студии. к тому же мультипликатор имел обыкновение всячески понукать своими служащими, требуя самозабвенного труда и полной отдачи. и при этом даже не считал нужным указывать имена своих художников в титрах. только двухмесячная забастовка, случившаяся чуть позже, несколько изменит положение. "я был погонщиком рабов, - признался как-то дисней. - иногда я чувствовал себя последним мерзавцем, когда я их пинал, пинал, пинал...".

ну и так далее... о, боже, что я вижу:

"но в биографии уолта диснея была и весьма странная, далекая от творчества страница. в начале 50-х он стал добровольным осведомителем, а затем и кадровым агентом фбр, исправно снабжал спецслужбы доносами на собственных служащих, которые якобы симпатизировали коммунистам. некоторые биографы полагают, что это была своего рода месть за ту самую забастовку, которая довела диснея до нервного срыва. широко известно об этом стало только после его смерти. а при жизни ни один репортер не смел без должного эпитета прикоснуться к "символу америки" и потревожить безупречную репутацию диснея - ведь он открыл для людей сказочный мир, где так легко укрыться от суетной действительности. его биографии писались под четкий заказ "фирмы" и тщательно выверялись. нелицеприятные факты замалчивались либо искусно камуфлировались и подавались публике в нужном ракурсе."


к чему я все веду. к тому, что диснеевские шедевры создавались, без преувеличения, рабским трудом, потом и кровью тех, чьи имена страна просто не знала. был один дисней. (привет юристу из статьи по ссылке "наши авторы - люди большого таланта. в сша они были бы миллионерами.") будет ли кто-нибудь отрицать, что в "союзмультфильме" по сравнению с этим царили тепличные условия? почему тогда у нас не создавались ленты такого уровня (хотя бы технического?). почему успешные (на внутреннем пространстве) сериалы ограничивались 2-4 сериями????? ну и так далее.

Добавлено: 20 окт 2009, 13:01
Дмитрий Марков
:)
Пока Mushi и другие студии бурно осваивали телеэфир, Миядзаки трудился на низших анимационных должностях. Творчества там было мало, рутины много, и художник начал подумывать об уходе из профессии. Но затем он увидел советскую "Снежную Королеву" (1957) Льва Атаманова, понял, какой красивой, серьезной и "недиснеевской" может быть анимация, и решил прорываться в студийные лидеры, чтобы продвигать "новый курс".

Поскольку в начальство Миядзаки пробиться не мог, он стал профсоюзным вожаком. Его заместителем и лучшим другом был Исао Такахата. Будучи на 6 лет старше Миядзаки, Такахата раньше пришел в Toei, и, из-за полного неумения рисовать, быстро продвинулся в режиссеры. В отличие от более восторженного Миядзаки, обожающего витать в облаках, Такахата был приземленным поклонником итальянских неореалистов. Но он также презирал несправедливость, и вместе они были достойными вождями студийного профсоюза, который добивался от боссов повышения зарплаты и большего участия молодых художников в принятии творческих решений.
http://www.comicsnews.ru/forum/showthre ... 186&page=6

Добавлено: 20 окт 2009, 13:13
Роман Сурженко
дима, а теперь, пожалуйста, в двух словах - что ты хотел этим сказать?

Добавлено: 20 окт 2009, 13:17
Дмитрий Марков
ну, просто пример того, чем занимался современный дисней помимо работы. :)