Журнал Джанни Родари «Иль Пьоньере» (Пионер)

Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13355
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Журнал Джанни Родари «Иль Пьоньере» (Пионер)

Сообщение Mishazas »

Студия 'Диафильм', июль 1967 г. Рина Зеленая, Паола и Джанни Родари, Н-О, Татьяна Семибратова (редактор).jpg
Студия 'Диафильм', июль 1967 г. Рина Зеленая, Паола и Джанни Родари, Н-О, Татьяна Семибратова (редактор).jpg (328.21 КБ) 256 просмотров
* * *
Исследовательский комитет Ассоциации Пионеров (Comitato Ricerche Associazione Pionieri, Италия) представляет сайт с номерами журнала комиксов «Иль Пьоньере» (Пионер), права на которые перешли в общественное достояние:
http://www.ilpioniere.org/pioniere/anno-1950.html
Для удобства даю ссылку сразу на 1950 г., начиная с которого журнал становится «Пионером».
Навигация для незнакомого с итальянским может показаться запутанной, но это на первый взгляд. Верхний ряд — кнопки с теми или иными периодами данного издания, когда в очередной раз менялись названия. При нажатии всплывают окна, которые в итоге выводят на подборки PDF по годам.
https://it.wikipedia.org/wiki/Pioniere_(rivista)
История издания

В 1940-х годах в течение двух лет издательством Edizioni Astrea выпускался журнал Il Moschettiere - детский мультипликационный журнал итальянского и французского производства, который в июне 1947 г. сменил название на Il Pioniere dei Ragazzi, закрывшийся в августе того же года после семи выпусков. В 1948 г. издание продолжилось под названием Noi Ragazzi, которое издавалось UDI (Unione Donne Italiane) до 1950 г. с аналогичным содержанием.

В том же году было основано новое название - Pioniere, которое задумывалось в итальянских левых кругах как альтернатива Corriere dei Piccoli и Il Vittorioso и, помимо комиксов и различных колонок, содержало также общественно-политические статьи. Газету редактировали Дина Ринальди и Джанни Родари (он же являлся автором), в творческий коллектив входили Марчелло Арджилли и Джанни Родари. Журнал дебютировал в 1950 г. благодаря Карло Пальярини, который был первым президентом Associazione Pionieri d'Italia (ассоциации, объединявшей детей в возрасте от 8 до 13 лет), который стал редактором журнала.

В создании этих детских журналов и комиксов принимали участие видные представители итальянской культурной интеллигенции: Ада Гобетти, Амедео Джильи, Альфонсо Гатто, Джулия Мафаи, Кларио Онести, Фернанда Маччиокки, Габриэлла Парка, Луиза и Марио Стурани, Грациэлла Урбинати, Рауль Вердини, Рената Вигано, Альфредо Дзеннаро, Марчелло Арджилли, Пино Зак, Франко Мильяччи, Элиана Джорли Ла Роза и другие.

Журнал выходил до 1962 года. Публикации возобновились с 1963 по 1966 год под названием Il Pioniere dell'Unità, выходившим в качестве четвергового приложения к журналу L'Unità, а в 1967 году он был переиздан в качестве вкладыша в журнал Noi Donne, издававшийся UDI до 1970 года под названием Pioniere Noi Donne.

В журнале публиковались серии комиксов итальянского и французского производства, такие как Кьодино - персонаж, появившийся в 1953 году и издававшийся до самого закрытия журнала, о котором в течение многих лет издавались книги, например, "Приключения Кьодино", Чиполлино, придуманный Родари, герой серии карикатур, ставший одним из главных персонажей журнала, а затем и герой литературного переложения в романе "Приключения Чиполлино", написанного самим Родари; персонаж пользовался успехом в России и других странах коммунистического региона Восточной Европы; издавался также в Китае. Другими персонажами были Коккоделла и Чиккириккио, регулярно публиковавшиеся до 1956 года, Пиф, персонаж французского производства, Атомино, впервые опубликованный в "Il Pioniere del Giovedì", приложении к "l'Unità" в 1963 году, а затем также в приложении "Pioniere Noi Donne", которое с 1964 года издавалось и в Германской Демократической Республике. На протяжении многих лет издавались также книги, такие как "Шесть историй об Атомино" (Sei storie di Atomino) и "Атомино", "Акила Бьянка", дебютировавшая в 1960 г., - персонаж, целью которого было рассказать историю с точки зрения коренных американцев.

Наиболее известные комиксы были переводные, французского происхождения — из детского журнала Vaillant. Заслугой "Пионера" стало то, что в Италии стали известны следующие французские комиксы: Пионеры «Надежды», Пиф, Насдин Ходжа, Боб Маллард, Дэви Крокет, Робин Гуд, викинг Рагнар, Пласид и Мюзо.

В Германской Демократической Республике журнал FRÖSI в период с 1956 по 1968 год выпустил на прилавки ряд итальянских комиксов, переведенных на немецкий язык. Среди них были Атомино и Кьодино. Некоторые комиксы были нарисованы также немецким иллюстратором Юргеном Кизером.
Вложения
ilpioniere_n°01. 3_settembre_1950_Страница_01.jpg
ilpioniere_n°01. 3_settembre_1950_Страница_01.jpg (1.51 МБ) 256 просмотров
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13355
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Журнал Джанни Родари «Иль Пьоньере» (Пионер)

Сообщение Mishazas »

№1 «Пьоньере» за 1950 г. знаменателен тем, что открывает успешный период своего издания, очерчивает начало интенсивной редакционной и творческой деятельности Джанни Родари, а его мальчик-луковка Чиполлино в компании с другими овощными и фруктовыми человечками обретают первую полноценную визуализацию в иллюстрациях известного карикатуриста и комиксиста Рауля Вердини.
Зип-архив с этим номером прилагаю :)
Вложения
ilpioniere_n°01. 3_settembre_1950.zip
(16.78 МБ) 26 скачиваний
ilpioniere_n°01. 3_settembre_1950_Страница_06.jpg
ilpioniere_n°01. 3_settembre_1950_Страница_06.jpg (1.18 МБ) 253 просмотра
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13355
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Журнал Джанни Родари «Иль Пьоньере» (Пионер)

Сообщение Mishazas »

В среду РГДБ обновили электронный архив наших, советских «Пионеров», добавив недостававшие в нём номера за 1953 г. :
https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/12345 ... ilter=1953
Включая те, где «Чиполлино» впервые публикуется на русском языке, оформленный ныне уже классическими, бесподобными иллюстрациями Владимира Сутеева, предопределившими дальнейшую иконографию иллюстрирования и экранизирования бессмертной сказки Родари.
Интересна хронология публикации:
— Пионер 1953 № 01 (январь) открывает историю картинкой, представляющей деспотичного князя Лимона, чей культ интенсивно насаждается среди овощей и других фруктов.
На иллюстрации мы видим немолодого властелина с лицом южного типа, снабжённым массивными усами, с нездоровой (словно изъедена оспой) кожей.
Его преторианцы («лимошки») завёрнуты в транспаранты с его именем, насаждая культ личности босса.
На второй картинке знакомимся с Чиполлино и его несчастным отцом, осуждённым на пожизненное за "посягательство на жизнь князя" (нечаянно наступил тому на ногу).
Мальчик-луковка выходит на борьбу против Лимона и его репрессивного режима.
— Пионер 1953 № 02 (февраль) — борьба с репрессивным режимом продолжается.
В конце очередной главы редакция журнала сообщает:
«Окончание в следующем номере».
Естественно, читатели с нетерпением ждут следующего номера, чтобы узнать чем закончится борьба отважного Чиполлино.
— Выходит Пионер 1953 № 03 (март), и, как видим, результат превосходит любые ожидания.
Вложения
Пионер. 1953. № 01 (январь) С. 39.jpg
Пионер. 1953. № 01 (январь) С. 39.jpg (760 КБ) 251 просмотр
Пионер. 1953. № 01 (январь) С. 40.jpg
Пионер. 1953. № 01 (январь) С. 40.jpg (775.64 КБ) 251 просмотр
Пионер. 1953. № 03 (март). С. 5.jpg
Пионер. 1953. № 03 (март). С. 5.jpg (755.33 КБ) 251 просмотр
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13355
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Журнал Джанни Родари «Иль Пьоньере» (Пионер)

Сообщение Mishazas »

1966 год. В Москве проходит II международный семинар редакторов детских газет и журналов [коммунистической направленности]. Активно обсуждается потенциал комикса в детской периодике. Много интересных выступлений по этой теме. В том числе постоянного сотрудника «Пьоньере», детского писателя и сценариста комиксов Марчелло Арджилли.
Марчелло Арджилли — ответственный за приложение «Пионер» к газете «Унита», Италия
В нашей стране существует в какой-то степени особое положение — итальянское рабочее движение после войны привело к определенному обновлению нашей культуры, влияя на буржуазную культуру. Сейчас в Италии практически невозможно издавать (я говорю об издательствах для детей) произведения, в которых открыто бы превозносились идеи войны, антидемократии, а также открытого и вульгарного антикоммунизма. Отрицательное влияние буржуазных изданий менее непосредственное. До 1937 года в Италии не было газет с рассказами в рисунках. Один издатель, который стоял на грани краха, в отчаянии попробовал этот эксперимент. Он приобрел в Америке за небольшие деньги рассказы в рисунках и выпустил газету, большую часть которой представляли эти рассказы. Успех был потрясающий, он перевернул всю итальянскую журналистику для детей. Я сам был автором рассказов и сделал к ним рисунки. Эти рассказы в рисунках очень трудно делать. Речь идет о персонажах, которые должны иметь определенную популярность, должны нести как идеи фантастические, так и юмористические. И это очень трудно в журналистике для детей, потому что этих персонажей очень мало. Все вы знаете такого героя, как Чиполлино, он родился как один из персонажей этих рассказов. Основным в этих рассказах является создание персонажа. Технически работа производится двумя людьми. Автором и художником. Автор придумывает персонажи. Художник рисует, делает различные наброски, варианты и под руководством автора выбирается тот или. иной персонаж. Когда готовится сюжет, его разбивают на части и нумеруют. Если эта история занимает 15 кадров — автор пишет 15 текстов (к каждому кадрику свой текст — эта работа аналогична созданию сценария). Остальное — типография.
Вложения
Марчелло Арджилли [Костер. 1966. № 05, с. 49].jpg
Марчелло Арджилли [Костер. 1966. № 05, с. 49].jpg (236.72 КБ) 78 просмотров
Атомино, персонаж Марчелло Арджили (сценарий) и Виницио Берти (рис.).jpg
Атомино, персонаж Марчелло Арджили (сценарий) и Виницио Берти (рис.).jpg (452.27 КБ) 78 просмотров
Марчелло Арджилли [Атомино. Народна Младеж, 1977].jpg
Марчелло Арджилли [Атомино. Народна Младеж, 1977].jpg (397.69 КБ) 78 просмотров
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13355
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Журнал Джанни Родари «Иль Пьоньере» (Пионер)

Сообщение Mishazas »

Полистать выпуск «Атомино в СССР» Арджилли и Берти можно в онлайн-библиотеке комиксов ГДР:
http://www.ddr-comics.de/froesi/su1.htm
На этом сайте бережно сохраняют, систематизируют и изучают всё комиксное, что издавалось в Восточной Германии во второй половине прошлого века.
Вложения
Atomino in der Sowjetunion (2).jpg
Atomino in der Sowjetunion (2).jpg (52.59 КБ) 74 просмотра
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13355
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Журнал Джанни Родари «Иль Пьоньере» (Пионер)

Сообщение Mishazas »

В контексте раритетных номеров «Пьоньере» — декабрьский, №50 (архив с пидиэфом прикрепляю).
В нём состоялась премьера сказки Габриэллы Парки и Марчелло Арджилли с рисунками Винисио Берти «Приключения Кьодино». У нас эта сказка известна и любима благодаря изданиям с рисунками Леонида Владимирского (журнальная премьера — в трёх первых номерах «Мурзилки» за 1957 г.).
Небольшой экскурс по теме со страниц итальянской библиотеки:
https://www.facebook.com/bibliotecagugl ... 12/?type=3

Философия еженедельного детского журнала "Il Pioniere" была ясна с самого начала: заинтересовать и развлечь детей, используя богатый язык, способный легко передать такие темы, как солидарность между молодыми людьми всех стран и слоев общества, равенство, гражданская активность в борьбе с социальной несправедливостью послевоенного времени. Именно в этих рамках родился сериал "Приключения Кьодино", ставший результатом совместной работы Габриэллы Парки и Марчелло Арджилли. Кьодино - механическая марионетка, созданная профессором Пилуккой. Едва научившись двигаться, он попадает в разные переделки: пьет автомобильное масло, крадет "Brilla tutto" из универмага коменданта Чикетти... Сначала он закатывает истерику и не слушается, потом приходит в себя и помогает бедному родителю.

Это мгновенный успех.

"Кьодино" становится героем, маленьким мифом: куклы "Кьодино" рождаются в Италии и за рубежом; среди мальчишек принято давать прозвище "Кьодино" самому умному из компании. Через два года, в 1954 году, это стало романом... Книга имела необычайный успех, несмотря на яростную критику со стороны католических кругов, для которых "Кьодино - это коммунистический Пиноккио нашего времени". На сторону механического героя встал Джанни Родари, который в статье в L'Unità напомнил, что "то же обвинение, которое выдвигается (...) против того, что коммунисты пишут для детей, - отсутствие религиозных чувств - католики (...) в свое время выдвигали против Коллоди и Пиноккио" (Боэро-Де Лука).

Первый эпизод появился в "Пьоньере" № 50 от 21 декабря 1952 года на стр. 12. Текст, соответствующий первому эпизоду книги, сопровождается пятью иллюстрациями, занимающими две трети страницы и поясняющими пять наиболее важных моментов. Иллюстрации выполнены Винисио Берти (1921-1991), итальянским художником, иллюстратором и автором комиксов, одним из наиболее значительных художественных деятелей послевоенного периода.
Вложения
Pioniere 1952 n°50. 21_dicembre.zip
(10.04 МБ) 7 скачиваний
Pioniere 1952 n°50. 21_dicembre. P. 12.jpg
Pioniere 1952 n°50. 21_dicembre. P. 12.jpg (388.2 КБ) 71 просмотр
Приключения Кьодино. Мурзилка 1957-01, с.20-21.jpg
Приключения Кьодино. Мурзилка 1957-01, с.20-21.jpg (360.55 КБ) 71 просмотр
Gabriella Parca.jpg
Gabriella Parca.jpg (728.97 КБ) 71 просмотр
Ответить