Добавлено: 25 авг 2014, 14:56
Пётр Станимиров: от детских комиксов к хоррору
Алексей Грибанов
DARKER. №11 ноябрь 2012, 20 ноября 2012 г.http://darkermagazine.ru/page/pjotr-sta ... t_comments
К 60-летию художника.
Пётр Станимиров (Петър Станимиров), один из самых известных современных болгарских художников, родился в Софии 12 ноября 1952 г. Учился в Национальной художественной академии по специальности "прикладная графика" ("плакатное искусство"), но бросил учёбу и академию так и не закончил.
В 1980 году он предложил несколько проектов комиксов недавно образовавшемуся журналу "Радуга" ("Дъга"), первому болгарскому изданию, полностью посвящённому комиксам. Комиксы долго считались в Болгарии "низким искусством" и "Дъга", как говорят, появилась на свет благодаря личной инициативе Людмилы Живковой, дочери руководителя страны, Генерального секретаря ЦК Болгарской коммунистической партии, Тодора Живкова. Историк и культурный деятель, Людмила, получившая на Западе прозвище «Красная принцесса», курировала в Болгарии культуру и искусство, отличалась широтой взглядов и экстравагантностью: она, к примеру, не скрывала своего увлечения эзотерикой, дружила с семьёй Рерихов, несмотря на то, что была Членом Политбюро Болгарской коммунистической партии. Людмила решила, что у болгарских детей тоже должны быть комиксы. И, конечно, лучше, чем на "гнилом Западе". Первый номер нового издания «Дъга» с подзаголовком «рассказы в картинках» ( буржуазное слово «комикс» в названии решили не употреблять) вышел в конце 1979 года и был приурочен к Международному году детей. С тех пор каждый год выходило несколько номеров, в каждом публиковалось по несколько историй «с продолжением» от разных авторов. В «Радуге» собрался на редкость талантливый коллектив художников и сценаристов. В разные годы с журналом сотрудничали: классик болгарской и восточно-европейской фантастики Любен Дилов, советский художник и режиссёр, создатель "Ну, погоди!", Вячеслав Котёночкин, писатель-фантаст Светослав Славчев, знаменитый художник и аниматор Румен Петков, потом перебравшийся в Голливуд, и многие другие. Комиксы создавались как по оригинальным сценариям, так и на основе известных литературных произведений: "Хоббит" и "Властелин колец" Д. Р. Р. Толкина, "Остров Сокровищ" Р. Л. Стивенсона, "Девочка с Земли" Кира Булычёва, "Томек на тропе войны" Альфреда Шклярского, "Звёздные приключения Нуми и Ники" Л. Дилова, «В пустыне и джунглях» («Стас и Нели») Г. Сенкевича, «Ян Бибиян» болгарского классика Елина Пелина, «Моя жизнь среди индейцев» Д. У. Шульца и т. д. Особое внимание уделялось историко-приключенческим комиксам, в увлекательной форме расказывающим ребятам о болгарской истории, о выдающихся личностях, например, о Спартаке. Была в чести в «Радуге» и фантастика. Уже через несколько лет «Радуга» приобрела «культовый» статус, а к концу 80-х тираж издания достиг огромной для небольшой Болгарии цифры в 180 000 экземпляров. Часть этого тиража попадала и в другие социалистические страны и именно благодаря «Радуге» я познакомился с «Хоббитом». «Радуга» сформировала в Болгарии национальную, достаточно самобытную школу комикса. Одним из пионеров и лидеров этой школы стал Станимиров. Его рисунки отличаются выразительностью, хорошей композицией, динамикой, - вот где пригодился опыт плакатной живописи. Пётр нарисовал для «Радуги» несколько больших комиксов, все они, за исключением комикса-адаптации знаменитого «Острова сокровищ», относятся к фантастике: «Бубачко», «Карамела Му, Пуки и галактические пираты», «Остров сокровищ», комиксы из цикла «Янтар» ("Поединок с Кассандрой", "Крепость бессмертных"). Для "Острова сокровищ" и "Бубачко" Станимиров сам написал сценарии. Кроме того, комиксы Станимирова появлялись в других болгарских изданиях, он много работал в области книжной иллюстрации - создавал рисунки для детских книг, сказок, научной фантастики. Увы, социальные перемены начала 90-х привели к тому, что "Радуга" лишилась финансирования. Последний, 42-ой, номер журнала вышел в 1992 году. Оставшись без основной работы, Станимиров вместе с коллегой по "Радуге" Димитром (Dimo) Стояновым основал одно из первых в Болгарии частных издательств - "Плеяда". "Плеяда" начала издавать в Болгарии Стивена Кинга и Дина Кунца и внесла огромный вклад в популяризацию этих, тогда ещё не столь знаменитых в Болгарии, авторов. Привлекали внимание эффектные обложки, которые рисовал Peter Stan. Вы, наверное, уже догадались, что это псевдоним Петра Станимирова. Также в "Плеяде" в начале 90-х решили издавать книги-игры, довольно популярный на Западе, но совершенно неизвестный болгарскому читателю, вариант "интерактивной литературы". Выпустили несколько переводных книг. В это же время болгарский писатель и переводчик Любомир Николов (перевёл на болгарский более сотни произведений, в том числе - "Властелина колец" и "Сильмариллион") по случаю купил в букинисте английскую книгу-игру, заинтересовался необычной новинкой, написал и издал первую книгу-игру на болгарском языке. На это обратила обратила внимание "Плеяда" и Николов выпустил в этом издательстве несколько книг-игр под английским псевдонимом Колин Уоломбери. Эксперимент оказался очень удачным, у "Колина Уоломбери", а потом и у других "англоязычных" писателей вышла в "Плеяде" целая серия "интерактивных" произведений, которые раскупались, как горячие пирожки. Конечно, под именами Колин Уоломбери, Роберт Блонд, Эйдриен Уэйн, Майкл Майндкрайм скрывались болгары, и в проекте участвовал уже не только Николов. Позднее к выпуску книг-игр подключились и другие издательства, но пионером в этой области, основоположником "болгарского бума книг-игр" 90-х гг. стала "Плеяда" Станимирова и Стоянова. С 1994 года "Плеяда" начинает издавать посвящённый книгам-играм журнал "Мега игры", но в том же году Станимиров покидает "Плеяду" и основывает новое издательство "Мега", специализирующееся на книгах-играх. В 1998 г. Станимиров удостоен награды "Гравитон", высшей награды в болгарской фантастике.
К концу десятилетия, в связи с развитием компьютерной игровой индустрии, популярность книг-игр сошла на нет. Впрочем, к этому времени Станимиров и сам уже увлёкся компьютерной графикой. С 2000 по 2011 год он работал ведущим художником и арт-директором в компании компьютерных игр "Haemimont", выпустившей в 1999 году первую профессиональную болгарскую игру "Tzar: The Burden of the Crown" ("Цар: Тежестта на короната"), известную в России под названием "Огнём и мечом". Кстати, художником первой болгарской игры был также "выходец" из легендарного издания "Радуга", Росен Манчев. В 2009 году американское издательство "Centipede Press" предложило Станимирову поучаствовать в оформлении суперальбома "Knowing Darkness: Artists Inspired by Stephen King" вместе со многими известными художниками со всего света, среди которых были такие звёзды книжной иллюстрации как Дэйв Маккин, Майкл Уэлан, Лес Эдвардс. Роскошное 448-страничное издание в футляре произвело фурор среди коллекционеров и Peter Stan по праву может гордиться тем, что оказался причастен к выходу этой книги. Окрылённый успехом, Станимиров создал ряд работ по мотивам произведений Кинга на основе своих старых книжных обложек. На этот шаг его также "спровоцировали" письма болгарских фанатов "короля ужасов", которые на протяжении полутора десятилетий просили его вернуться к оформлению изданий Кинга. Новые работы художника экспонировались на ставшей в Болгарии настоящим событием персональной выставке "Вдъхновен от Стивън Кинг" в Софии осенью 2011 года. Специально к выставке был выпущен ограниченным тиражом уникальный двуязычный альбом Станимирова. Каждый экземпляр альбома пронумерован и лично подписан художником. Также осенью 2011 г. прошла интересная выставка портретов Станимирова.
Пётр Станимиров продолжает иллюстрировать книги, среди его работ последнего времени, близких хоррор-тематике, я бы особенно отметил иллюстрации к болгарскому изданию зомби-апокалипсиса Макса Брукса "Мировая война Z", китайским и еврейским легендам.
Станимирова можно назвать кумиром трёх поколений болгарских подростков: дети 80-х росли на его комиксах, поколение 90-х увлекалось книгами-играми и знакомилось с творчеством Кинга, подростки первого десятилетия XXI века знают Петра благодаря компьютерным играм. И везде он был первопроходцем. Сайт художника
http://darkermagazine.ru/page/pjotr-sta ... -k-horroru
Алексей Грибанов
DARKER. №11 ноябрь 2012, 20 ноября 2012 г.http://darkermagazine.ru/page/pjotr-sta ... t_comments
К 60-летию художника.
Пётр Станимиров (Петър Станимиров), один из самых известных современных болгарских художников, родился в Софии 12 ноября 1952 г. Учился в Национальной художественной академии по специальности "прикладная графика" ("плакатное искусство"), но бросил учёбу и академию так и не закончил.
В 1980 году он предложил несколько проектов комиксов недавно образовавшемуся журналу "Радуга" ("Дъга"), первому болгарскому изданию, полностью посвящённому комиксам. Комиксы долго считались в Болгарии "низким искусством" и "Дъга", как говорят, появилась на свет благодаря личной инициативе Людмилы Живковой, дочери руководителя страны, Генерального секретаря ЦК Болгарской коммунистической партии, Тодора Живкова. Историк и культурный деятель, Людмила, получившая на Западе прозвище «Красная принцесса», курировала в Болгарии культуру и искусство, отличалась широтой взглядов и экстравагантностью: она, к примеру, не скрывала своего увлечения эзотерикой, дружила с семьёй Рерихов, несмотря на то, что была Членом Политбюро Болгарской коммунистической партии. Людмила решила, что у болгарских детей тоже должны быть комиксы. И, конечно, лучше, чем на "гнилом Западе". Первый номер нового издания «Дъга» с подзаголовком «рассказы в картинках» ( буржуазное слово «комикс» в названии решили не употреблять) вышел в конце 1979 года и был приурочен к Международному году детей. С тех пор каждый год выходило несколько номеров, в каждом публиковалось по несколько историй «с продолжением» от разных авторов. В «Радуге» собрался на редкость талантливый коллектив художников и сценаристов. В разные годы с журналом сотрудничали: классик болгарской и восточно-европейской фантастики Любен Дилов, советский художник и режиссёр, создатель "Ну, погоди!", Вячеслав Котёночкин, писатель-фантаст Светослав Славчев, знаменитый художник и аниматор Румен Петков, потом перебравшийся в Голливуд, и многие другие. Комиксы создавались как по оригинальным сценариям, так и на основе известных литературных произведений: "Хоббит" и "Властелин колец" Д. Р. Р. Толкина, "Остров Сокровищ" Р. Л. Стивенсона, "Девочка с Земли" Кира Булычёва, "Томек на тропе войны" Альфреда Шклярского, "Звёздные приключения Нуми и Ники" Л. Дилова, «В пустыне и джунглях» («Стас и Нели») Г. Сенкевича, «Ян Бибиян» болгарского классика Елина Пелина, «Моя жизнь среди индейцев» Д. У. Шульца и т. д. Особое внимание уделялось историко-приключенческим комиксам, в увлекательной форме расказывающим ребятам о болгарской истории, о выдающихся личностях, например, о Спартаке. Была в чести в «Радуге» и фантастика. Уже через несколько лет «Радуга» приобрела «культовый» статус, а к концу 80-х тираж издания достиг огромной для небольшой Болгарии цифры в 180 000 экземпляров. Часть этого тиража попадала и в другие социалистические страны и именно благодаря «Радуге» я познакомился с «Хоббитом». «Радуга» сформировала в Болгарии национальную, достаточно самобытную школу комикса. Одним из пионеров и лидеров этой школы стал Станимиров. Его рисунки отличаются выразительностью, хорошей композицией, динамикой, - вот где пригодился опыт плакатной живописи. Пётр нарисовал для «Радуги» несколько больших комиксов, все они, за исключением комикса-адаптации знаменитого «Острова сокровищ», относятся к фантастике: «Бубачко», «Карамела Му, Пуки и галактические пираты», «Остров сокровищ», комиксы из цикла «Янтар» ("Поединок с Кассандрой", "Крепость бессмертных"). Для "Острова сокровищ" и "Бубачко" Станимиров сам написал сценарии. Кроме того, комиксы Станимирова появлялись в других болгарских изданиях, он много работал в области книжной иллюстрации - создавал рисунки для детских книг, сказок, научной фантастики. Увы, социальные перемены начала 90-х привели к тому, что "Радуга" лишилась финансирования. Последний, 42-ой, номер журнала вышел в 1992 году. Оставшись без основной работы, Станимиров вместе с коллегой по "Радуге" Димитром (Dimo) Стояновым основал одно из первых в Болгарии частных издательств - "Плеяда". "Плеяда" начала издавать в Болгарии Стивена Кинга и Дина Кунца и внесла огромный вклад в популяризацию этих, тогда ещё не столь знаменитых в Болгарии, авторов. Привлекали внимание эффектные обложки, которые рисовал Peter Stan. Вы, наверное, уже догадались, что это псевдоним Петра Станимирова. Также в "Плеяде" в начале 90-х решили издавать книги-игры, довольно популярный на Западе, но совершенно неизвестный болгарскому читателю, вариант "интерактивной литературы". Выпустили несколько переводных книг. В это же время болгарский писатель и переводчик Любомир Николов (перевёл на болгарский более сотни произведений, в том числе - "Властелина колец" и "Сильмариллион") по случаю купил в букинисте английскую книгу-игру, заинтересовался необычной новинкой, написал и издал первую книгу-игру на болгарском языке. На это обратила обратила внимание "Плеяда" и Николов выпустил в этом издательстве несколько книг-игр под английским псевдонимом Колин Уоломбери. Эксперимент оказался очень удачным, у "Колина Уоломбери", а потом и у других "англоязычных" писателей вышла в "Плеяде" целая серия "интерактивных" произведений, которые раскупались, как горячие пирожки. Конечно, под именами Колин Уоломбери, Роберт Блонд, Эйдриен Уэйн, Майкл Майндкрайм скрывались болгары, и в проекте участвовал уже не только Николов. Позднее к выпуску книг-игр подключились и другие издательства, но пионером в этой области, основоположником "болгарского бума книг-игр" 90-х гг. стала "Плеяда" Станимирова и Стоянова. С 1994 года "Плеяда" начинает издавать посвящённый книгам-играм журнал "Мега игры", но в том же году Станимиров покидает "Плеяду" и основывает новое издательство "Мега", специализирующееся на книгах-играх. В 1998 г. Станимиров удостоен награды "Гравитон", высшей награды в болгарской фантастике.
К концу десятилетия, в связи с развитием компьютерной игровой индустрии, популярность книг-игр сошла на нет. Впрочем, к этому времени Станимиров и сам уже увлёкся компьютерной графикой. С 2000 по 2011 год он работал ведущим художником и арт-директором в компании компьютерных игр "Haemimont", выпустившей в 1999 году первую профессиональную болгарскую игру "Tzar: The Burden of the Crown" ("Цар: Тежестта на короната"), известную в России под названием "Огнём и мечом". Кстати, художником первой болгарской игры был также "выходец" из легендарного издания "Радуга", Росен Манчев. В 2009 году американское издательство "Centipede Press" предложило Станимирову поучаствовать в оформлении суперальбома "Knowing Darkness: Artists Inspired by Stephen King" вместе со многими известными художниками со всего света, среди которых были такие звёзды книжной иллюстрации как Дэйв Маккин, Майкл Уэлан, Лес Эдвардс. Роскошное 448-страничное издание в футляре произвело фурор среди коллекционеров и Peter Stan по праву может гордиться тем, что оказался причастен к выходу этой книги. Окрылённый успехом, Станимиров создал ряд работ по мотивам произведений Кинга на основе своих старых книжных обложек. На этот шаг его также "спровоцировали" письма болгарских фанатов "короля ужасов", которые на протяжении полутора десятилетий просили его вернуться к оформлению изданий Кинга. Новые работы художника экспонировались на ставшей в Болгарии настоящим событием персональной выставке "Вдъхновен от Стивън Кинг" в Софии осенью 2011 года. Специально к выставке был выпущен ограниченным тиражом уникальный двуязычный альбом Станимирова. Каждый экземпляр альбома пронумерован и лично подписан художником. Также осенью 2011 г. прошла интересная выставка портретов Станимирова.
Пётр Станимиров продолжает иллюстрировать книги, среди его работ последнего времени, близких хоррор-тематике, я бы особенно отметил иллюстрации к болгарскому изданию зомби-апокалипсиса Макса Брукса "Мировая война Z", китайским и еврейским легендам.
Станимирова можно назвать кумиром трёх поколений болгарских подростков: дети 80-х росли на его комиксах, поколение 90-х увлекалось книгами-играми и знакомилось с творчеством Кинга, подростки первого десятилетия XXI века знают Петра благодаря компьютерным играм. И везде он был первопроходцем. Сайт художника
http://darkermagazine.ru/page/pjotr-sta ... -k-horroru