Китайские комиксы

Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 14446
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Классика мирового протокомикса

Сообщение Mishazas »

Дмитрий Марков писал(а):
26 ноя 2023, 16:20
Ну, я тут "протомангу" скорее иллюстрировал. Она все-таки значительно позднее появилась, причем явно на основе тех самых "взрослых" газетных комиксов 40х - 60х годов про которые сейчас вообще ни кто не помнит (хотя европейское влияние на японию даже в ранние годы было очень сильно).
В Японии была могучая протокомиксная культура. Историк манги Фредерик Шодт, объясняет, что это во многом способствовало стремительному росту на японской почве и перерастанию в мангу американского комикса. В Китае ещё более древние протокомиксные традиции, но они не захотели перенимать передовой американский опыт и долгое время оставались на уровне лианхуанхуа.
Вложения
Цукиока Ёситоси. Полицейский угрожает арестовать гейшу из Аманойи по обвинению в недостойном обнажении в жаркий летний день.jpg
Цукиока Ёситоси. Полицейский угрожает арестовать гейшу из Аманойи по обвинению в недостойном обнажении в жаркий летний день.jpg (813.34 КБ) 9184 просмотра
Аватара пользователя
Дмитрий Марков
Предводитель
Сообщения: 4803
Зарегистрирован: 08 май 2006, 16:35

Re: Классика мирового протокомикса

Сообщение Дмитрий Марков »

"не захотели перенимать передовой американский опыт"

А был-ли тот самый передовой опыт? Вот вопрос. То что я видел у настоящих китайских комиксистов на голову превосходило лучшее что есть и у американцев и у японцев. Это как учить Джеки-Чена восточным единоборствам на основе карате или обычной уличной драки (я конечно не имею ввиду Бастера Киттона или Чарли Чаплина - но они сами были носителями многовековой цирковой традиции, в том числе постановочных сценических боев мастером которых был отец Киттона).

Конечно и тема этих китайских комиксов очень специфичная и вряд-ли будет оценена на западе - эта их любимая "культивация" (котрой как я понимаю посвещена большая часть китайского фентези).
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 14446
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Классика мирового протокомикса

Сообщение Mishazas »

Дмитрий Марков писал(а):
26 ноя 2023, 16:57
"не захотели перенимать передовой американский опыт"
А был-ли тот самый передовой опыт? Вот вопрос. То что я видел у настоящих китайских комиксистов на голову превосходило лучшее что есть и у американцев и у японцев.
Так, стоп, это тема протокомиксов!
Т.е. работ не позднее начала XX века (для Европы, Азии, возможно середины XX века), далее назад — вглубь веков.
И я сейчас говорю только о них.
Каких именно китайских комиксистов до середины XX века ты имеешь в виду?
«Иллюстрированную книга истории трех царств»?
Ещё кого-нибудь?
Вложения
Иллюстрированная книга истории трех царств, 遺香堂繪像三國志 (дин. Мин), 1.jpg
Иллюстрированная книга истории трех царств, 遺香堂繪像三國志 (дин. Мин), 1.jpg (231.41 КБ) 9176 просмотров
Иллюстрированная книга истории трех царств, 遺香堂繪像三國志 (дин. Мин), 2.jpg
Иллюстрированная книга истории трех царств, 遺香堂繪像三國志 (дин. Мин), 2.jpg (241.14 КБ) 9176 просмотров
Иллюстрированная книга истории трех царств, 遺香堂繪像三國志 (дин. Мин), 3.jpg
Иллюстрированная книга истории трех царств, 遺香堂繪像三國志 (дин. Мин), 3.jpg (232.02 КБ) 9176 просмотров
Аватара пользователя
Дмитрий Марков
Предводитель
Сообщения: 4803
Зарегистрирован: 08 май 2006, 16:35

Re: Классика мирового протокомикса

Сообщение Дмитрий Марков »

"Каких именно китайских комиксистов до середины XX века ты имеешь в виду?"
Нет, это я современных комиксистов имел в виду (скорее всего из Гонконга). Конечно китайцы много чего позаимствовали, как и японцы. Но традиции у них тоже очень сильны (гораздо сильнее чем у тех-же японцев), да и мастерство явно повыше. Так что весь этот западный опыт был изучен и интегрирован (если было что-то полезнгое). Это хорошо видно по современно манере преподавания живописи в китае. Вроде бы нормальная ервпоейская живопиь - реализм. Так да не так. Технику они взяли, а вот философию оставили свою. Так что с детства учат не копировать образ с натуры, а создавать его "идеализированный" вариант.

Просто современным китайским комиксам у западных и восточных соседей учитсья нечему (в отличии от тех-же корейцев). Они сами кого хочешь поучат той свободной манере в которой выполнены работы (я такого больше ни где не встречал).
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 14446
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Китайские комиксы

Сообщение Mishazas »

Дмитрий Марков писал(а):
26 ноя 2023, 19:27
Просто современным китайским комиксам у западных и восточных соседей учитсья нечему (в отличии от тех-же корейцев). Они сами кого хочешь поучат той свободной манере в которой выполнены работы (я такого больше ни где не встречал).
Нечему будет учиться, когда их станут читать по всему миру так же, как "Бакуман", "Наруто", "Акиру", "Огами Ито". Комикс — рассказ в картинках. Слово "рассказ" стоит на первом месте. Если картинки потрясающие, а рассказа нет, то это, как правило, достижение больше в области изобразительного искусства, чем комикса. Если комикс все читают на родине автора — комикс становится национальной классикой. Если читают за её пределами — мировой классикой. Это полноценный критерий.
Из китайских классиков лианхуанхуа крупнейший — шанхаец Чжан Лепин (1910—1992), создатель историй про сироту Санмао (буквально — три волоска). В пяти-шести кадрах мог достигать такого драматического накала, на который у Достоевского уходило с десяток тысяч слов, да и то не всегда с аналогичным результатом.
Нашёл китайский сайт, где одну из его книжек, «Странствия Санмао» опубликовали целиком.
http://culture.ifeng.com/a/20170928/52207600_0.shtml
Вложения
Чжан Лепин во время работы над «Странствиями Санмао», Цзясин, 1947.jpg
Чжан Лепин во время работы над «Странствиями Санмао», Цзясин, 1947.jpg (125.01 КБ) 9159 просмотров
Странствия Санмао, с. 01. Одиночество.jpg
Странствия Санмао, с. 01. Одиночество.jpg (781.22 КБ) 9159 просмотров
Санмао в армии, с. 083.jpg
Санмао в армии, с. 083.jpg (69.48 КБ) 9159 просмотров
Чжан Лепин (7-й слева) со съёмочной группой фильма «Странствия Сан Мао», апрель 1949.jpg
Чжан Лепин (7-й слева) со съёмочной группой фильма «Странствия Сан Мао», апрель 1949.jpg (230.59 КБ) 9159 просмотров
Памятник Чжану Лепину и его персонажу.jpg
Памятник Чжану Лепину и его персонажу.jpg (383.43 КБ) 9155 просмотров
Аватара пользователя
Дмитрий Марков
Предводитель
Сообщения: 4803
Зарегистрирован: 08 май 2006, 16:35

Китайские комиксы

Сообщение Дмитрий Марков »

У них там свой мир, о котором мы мало что знаем...
https://www.youtube.com/watch?v=bXGwMlcrbgY
https://www.youtube.com/watch?v=9O9c_7M0JvI
Аватара пользователя
Дмитрий Марков
Предводитель
Сообщения: 4803
Зарегистрирован: 08 май 2006, 16:35

Re: Китайские комиксы

Сообщение Дмитрий Марков »

Добрый дедушка китайского (вернее "Hong-Kong`ского") комикса... ))) (что-то вроде нашего Петухова, но куда более везучий).
Ставит подпись "Tony Wong" на всей продукции, которую выпускает его издательство.

P.S. В конце ссылка для тех кто захочет познакомится с отечественной классикой (тираж конечно не тот...) :cool:
Вложения
DaHeroOfDisPiece.png
DaHeroOfDisPiece.png (38.15 КБ) 9109 просмотров
HolyShit.png
HolyShit.png (664.36 КБ) 9109 просмотров
images.png
images.png (128.56 КБ) 9109 просмотров
IsThatDickTracy.png
IsThatDickTracy.png (608.09 КБ) 9109 просмотров
jj.png
jj.png (660.28 КБ) 9109 просмотров
SheCouldOnlyAffordOneStocking.png
SheCouldOnlyAffordOneStocking.png (633.93 КБ) 9109 просмотров
SnaggingAPieceOfTheMarket.png
SnaggingAPieceOfTheMarket.png (599.18 КБ) 9109 просмотров
TheWritersStrikeGetsUgly.png
TheWritersStrikeGetsUgly.png (632.53 КБ) 9109 просмотров
Untitled-1.png
Untitled-1.png (558.32 КБ) 9103 просмотра
Аватара пользователя
Дмитрий Марков
Предводитель
Сообщения: 4803
Зарегистрирован: 08 май 2006, 16:35

Re: Китайские комиксы

Сообщение Дмитрий Марков »

Наконец-то я их нашел (сканы тех самых комиксов дедушки Вонга) )))

Ну и надо признать, что в отличие от американских комиксов, содержание от обложек не сильно отличается.
Да и дедушка Вонг талантом обделен не был (при всей специфике своего творчества).

Рисовал явно в стиле "Гэкига" (более мрачные и драматичные сюжеты чем в манге и упрощенная графика)

https://www.2nunu.com/comic-%E8%88%8A%E ... -2639.html
Вложения
21622823159012_656.jpg
21622823159012_656.jpg (120.06 КБ) 6845 просмотров
Без названия.png
Без названия.png (585.01 КБ) 6838 просмотров
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 14446
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Китайские комиксы

Сообщение Mishazas »

«Наши руки» Син Синя (перевод с китайского) в ежегодном альманахе «Круглый год» за 1957 г.
По аналогии с «руманга» это можно назвать «рулианьхуаньхуа», поскольку тут не лианьхуаньхуа, а весьма качественная стилизация под них художника Александра Абрамовича Алейникова. В круглогодичном сборнике стихов, рассказов, сказок, очерков и стрипов интернациональной тематике отводилось немало места, и материалы о Китае до поры до времени составляли заметную их часть. Но, как известно, Хрущёв встретился с Мао Цзэдуном, и Мао вроде даже как бы одобрил ХХ съезд: «У Сталина было три гнилых пальца, правильно, что вы их показали». «Не, — запротестовал суевредный Никита Сергеевич, широко известный за свою привычку спорить по любому поводу, — гнилых пальцев было гораздо больше». «И не только пальцев!» — хотел добавить он, но замешкался, забыв, как правильно произнести это слово по-китайски, а Великий Кормчий сурово его осадил: «Нет! Гнилых пальцев было только три». Как известно, с тех пор пошло ухудшение российско-китайских отношений. Количество китайских материалов в «Круглом году» станет сокращаться, потом и вовсе сойдёт на нет, а в 60-х, когда потихоньку начали перепечатывать Пифа, что-то ещё из комиксов, то лианьхуаньхуа обошли стороной.
Вложения
Синь Син. Наши руки. КГ 1957, с 70.jpg
Синь Син. Наши руки. КГ 1957, с 70.jpg (817.02 КБ) 6312 просмотров
Mao Tsé-toung, portrait en buste, assis, faisant face à Nikita Khrouchtchev, pendant la visite du chef russe à Pékin.jpg
Mao Tsé-toung, portrait en buste, assis, faisant face à Nikita Khrouchtchev, pendant la visite du chef russe à Pékin.jpg (192.27 КБ) 6312 просмотров
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 14446
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Китайские комиксы

Сообщение Mishazas »

Коммунистические комиксы Китая
https://dzen.ru/a/Z1Mg3HfVzGteHYkw
Ко времени публикации « Улитки-ракушки » в 1957 году Коммунистическая партия Китая (КПК) давно задавалась вопросом, как опираться на литературный канон, который включал традицию демонов, богов и духов. КПК гордилась тем, что основана на идеях рационального и научного мышления — сверхъестественное противоречило этому. В 1942 году в своих «Выступлениях на Яньаньском форуме по литературе и искусству» (которые позже легли в основу трактовки литературного наследия Китая в раннем КНР) Мао Цзэдун утверждал, что «старые формы» можно «переделать и наполнить новым содержанием». Получив задание контролировать трансформацию издательства ляньхуаньхуа, в 1951 году Бюро культуры выразило обеспокоенность по поводу названий с чрезмерно «пессимистичным», «фаталистическим» или «суеверным» содержанием, которое противоречило «рациональному и научному мышлению». Но они не были запрещены напрямую. Вместо этого были опубликованы переделанные истории, которые сочетали коммунистическую риторику со сверхъестественным вмешательством. Эти истории как восхваляли культурное наследие Китая, так и высмеивали общество до коммунизма.

Многие ляньхуаньхуа — это истории любви, в которых главный герой влюбляется в прекрасную, но сверхъестественную героиню, которая, в свою очередь, очарована его сыновней почтительностью и трудовой этикой. Темы свободы выбора в браке доминировали в дискурсе КПК с момента принятия Нового закона о браке в 1950 году, который, среди прочего, требовал согласия обеих сторон на брак, что партия стремилась представить как революционное.
Однако власти вскоре изменили свое мнение. Ляньхуанхуа со сверхъестественными элементами начали запрещать с 1965 года, следуя более ограничительной национальной культурной политике, которая привела к Культурной революции в следующем году. Ляньхуанхуа, которые когда-то, если не праздновались, то, по крайней мере, терпели за включение «странного», теперь стали «суеверными». Но даже накануне Культурной революции не было тотального осуждения китайской мифологии, монстров и демонов. Некоторые истории, такие как каноническое Путешествие на Запад , поклонником которого был Мао и которое было адаптировано в 1962 году, были просто слишком хорошо известны.

Группа по обзору Lianhuanhua, созданная в 1965 году, получила задание изучить льяньхуанхуа, находящиеся в обращении, составить список тех, которые необходимо запретить, и организовать их сбор, хотя она и предупредила, что слабое регулирование означает, что запрещенные названия могут продолжать циркулировать. Lianhuanhua, в которых женщины превращаются в животных или магических существ, чтобы соблазнить героя, были одними из первых, которые были удалены.
Вложения
Дети читают ляньхуанхуа возле «Библиотеки прокатных книг на улице Ван Фу», Пекин, 2 сент. 1966.jpg
Дети читают ляньхуанхуа возле «Библиотеки прокатных книг на улице Ван Фу», Пекин, 2 сент. 1966.jpg (524.54 КБ) 5465 просмотров
Аватара пользователя
Дмитрий Марков
Предводитель
Сообщения: 4803
Зарегистрирован: 08 май 2006, 16:35

Re: Китайские комиксы

Сообщение Дмитрий Марков »

Начал знакомиться с Маньхуой (в плане чтения)... И прямо хорошо. Гораздо лучше корейских работ (из тех что я пробовал полистать) и во многих отношениях не хуже, а в некоторых даже лучше японских работ. Впрочем сравнивать тут особо и нечего, т.к. стили абсолютно разные, колористика совершенно другая (сделано на высочайшем уровне), расскадровка современная рассчитанная под мобильные устройства и пр. Конечно выборка пока небольшая, но "кинематографичность" китайских работ... ну лучшая на сегодняшний день, если сравнивать с аналогами. Кще раз повторю - расскадровка там очень грамотная, люди явно понимают какого эффекта хотя добиться и как это можно сделать. Если автор хочет дать крупный план, то это РЕАЛЬНО КРУПНЫЙ ПЛАН с крайне грамотным акцентом на деталь которую нужно показать.

В общем китайские комиксы это уже наступающее будущее, а японские ... если не изменятся, снова станут локальным явлением...
Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 14446
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

Re: Китайские комиксы

Сообщение Mishazas »

Дмитрий Марков писал(а):
26 апр 2025, 09:27
В общем китайские комиксы это уже наступающее будущее, а японские ... если не изменятся, снова станут локальным явлением...
:)
Вложения
No More (С) Котицыд.jpg
No More (С) Котицыд.jpg (59.28 КБ) 646 просмотров
Аватара пользователя
Дмитрий Марков
Предводитель
Сообщения: 4803
Зарегистрирован: 08 май 2006, 16:35

Re: Китайские комиксы

Сообщение Дмитрий Марков »

Заказал Chat GPT небольшое исследование на данную тему...

Состояние китайского рынка маньхуа (2023–2024)

Введение
Китайский рынок маньхуа – это динамично развивающаяся индустрия цифровых комиксов, ориентированная в основном на внутреннюю аудиторию. За последние годы она существенно выросла, чему способствуют мобильные приложения и огромная база молодых читателей. В 2023 году суммарный доход китайского онлайн-сегмента анимации и комиксов достиг 36,4 млрд юаней (рост ~10% за год)​
statista.com
. Внутренний рынок характеризуется собственными жанровыми предпочтениями, платформами распространения и индустриальными трендами, отличными от международных. Ниже представлен подробный обзор ключевых аспектов рынка маньхуа в Китае в 2023–2024 годах.

Популярные жанры и темы (2023–2024)

Романтика и фэнтези доминируют. В последние два года самыми популярными жанрами китайской маньхуа являются романтические истории (в том числе подростковая романтика и любовные драмы) и фэнтези, особенно связанные с культивацией и боевыми искусствами (жанры сянся и уся). Например, по состоянию на начало 2024 года в топ-листе платформы Kuaikan лидируют романтическая драма «Ошибочный флирт» (错撩) и фантастический BL-сериал «Маленький гриб» (小蘑菇)​
kuaikanmanhua.com
– оба относятся к жанру романтики (гетеро- и бисёдзё-ай соответственно). Также в десятке самых популярных присутствуют несколько историй с элементом реинкарнации или «второго шанса», где героиня/герой заново проживает жизнь в ином мире или времени​
kuaikanmanhua.com

kuaikanmanhua.com
. Это отражает тренд на сюжеты о попаданцах и перерождениях, который чрезвычайно востребован у читателей. Боевое фэнтези и культивация. Жанры, связанные с боевым фэнтези, культивацией и миром боевых искусств, продолжают быть краеугольным камнем рынка. Маньхуа по мотивам популярных веб-новелов сянся собирают огромную аудиторию. К известным примерам относятся такие тайтлы, как «Боевой континент» (斗罗大陆, англ. Soul Land), «Расколotое небо» (斗破苍穹, Battle Through the Heavens), «Совершенный мир» (完美世界) и др. Эти эпические саги о пути героя к сверхмощи привлекают главным образом молодую мужскую аудиторию и часто адаптируются в анимационные сериалы. Например, маньхуа «Боевой континент» стала одним из первых феноменов “прорыва” китайских комиксов, собрав многомиллионную аудиторию и породив успешную одноимённую анимацию​
baidu.com

. Подростковая и современная романтика. Среди женской аудитории чрезвычайно популярны истории о любви – как в современном сеттинге (школьная романтика, офисные драмы, романы с богатыми наследниками), так и с элементами фэнтези (например, романтические истории о путешествиях во времени или воображаемых империях). В топ-рейтингах 2023 года заметны многочисленные тайтлы подобного рода: «Труднодоступный» (难哄) – современная романтическая драма по известному интернет-роману​
kuaikanmanhua.com
, «Балованная любовь» (偏偏宠爱) – история о второй жизни героини, вернувшейся в прошлое чтобы исправить ошибки юности​
kuaikanmanhua.com
, и другие. Эти произведения привлекают своей эмоциональной вовлеченностью и зачастую адресованы поколению Z – на долю которого приходится подавляющее большинство читателей. (По данным, уже в 2021 году 90% пользователей популярной платформы Kuaikan относились к поколению Z​
chinaved.com
.) BL/GL и нишевые жанры. Отдельно стоит отметить рост сегмента BL (boys’ love, яой) и GL (girls’ love, юри). Несмотря на существующие цензурные ограничения, данмэй/BL-комиксы с подтекстом однополой романтики чрезвычайно популярны среди женской аудитории. Примером хита последних лет является маньхуа «Основатель тёмного пути» (魔道祖师, Mo Dao Zu Shi), основанная на одноимённом веб-романе в жанре данмэй – она получила широкое обсуждение и экранизацию. В 2023 году в топ-3 Kuaikan вошёл упомянутый выше BL-сериал «Маленький гриб», доказывая, что жанр занял прочное место в мейнстриме​
kuaikanmanhua.com
. GL-комиксы представлены меньше, но и они находят своего читателя – например, серия «Их история» (百合漫画) стала известной в онлайне. Помимо романтики и боевого фэнтези, стабильную аудиторию имеют комедийные «повседневности» – лёгкие истории из жизни с юмористическим уклоном. Одним из самых популярных юмористических тайтлов является «Не по-человечески» (非人哉) – комедия о мифологических существах, живущих современной жизнью; этот веб-комикс с короткими эпизодами оброс миллионами поклонников и даже получил собственный мультсериал​
kuaikanmanhua.com
. Прочие жанры. Классические жанры исторической драмы и чистого уся (приключения мастеров боевых искусств без сверхъестественного) встречаются реже, часто уступая место фэнтезийным элементам. Тем не менее, существуют успешные исторические маньхуа – например, приключенческая сага «Клинки стражей» (镖人, Blades of the Guardians), действие которой происходит в эпоху поздней империи Суй. Этот комикс выделился своим оригинальным грубоватым художественным стилем и проработанным сюжетом, сумев привлечь преданных фанатов​
chinaved.com
. В 2023 году по нему выпущена высоко оценённая анимационная адаптация, что вновь подняло интерес к первоисточнику. В целом же на внутреннем рынке сегодня преобладают гибридные жанры, сочетающие романтику, фэнтези, экшен и юмор, нежели узкоспециализированные истории одного жанрового направления.
Топовые тайтлы и хиты рынка
Самые читаемые и обсуждаемые маньхуа. Учитывая обширность рынка, точно назвать единый топ-10 по всему Китаю затруднительно – рейтинги различаются по платформам. Однако можно выделить ряд тайтлов, стабильно находящихся на вершине популярности в 2023–2024 годах. Среди них:
«Боевой континент» (斗罗大陆) – фэнтези о культивации (адаптация новеллы Tang Jia San Shao), один из самых читаемых боевых комиксов; многолетний хит с миллиардными просмотрами, поддерживаемый успешным мультсериалом.
«Расколотое небо» (斗破苍穹) – ещё одна адаптация известного ранобэ сянся, отличается яркими боями и привлекательной историей подъёма героя​
baidu.com
.
«Основатель тёмного пути» (魔道祖师) – тёмное фэнтези с элементами BL, породившее волну обсуждений и фэндомов; маньхуа, основанная на культовом романе Мо Сян Тунсю, не сходит с уст фанатов.
«Под небесами» / «一人之下» (Under One Person) – современный мистический боевик о сверхспособностях, публикуемый на Tencent; выделяется оригинальной привязкой к китайскому фольклору и боевым искусствам. Он также получил успешное аниме и широко обсуждается фанатами.
«Клинки стражей» (镖人) – упомянутый исторический боевик от автора Сюй Сяньцзэ, ставший событием благодаря качеству рисунка и сюжета​
chinaved.com
.
«Маленький гриб» (小蘑菇) – постапокалиптическая фантастика с BL-линии, привлекшая внимание своей необычной смесью жанров; к 2023 году – один из самых обсуждаемых тайтлов на Kuaikan​
kuaikanmanhua.com
.
«Ошибочный флирт» (错撩) – современная романтическая маньхуа, возглавляющая рейтинги по читательскому интересу среди женской аудитории​
kuaikanmanhua.com
.
«Не по-человечески» (非人哉) – комедийный повседневный веб-комикс (гэги про духов и богов в наше время), ставший народным хитом и получивший экранизации​
kuaikanmanhua.com
.
«Сто тысяч убойных шуток» (一万个冷笑话) – пародийный комикс, добившийся культового статуса: изначально веб-комикс, он настолько полюбился аудитории, что по нему сняли анимационные фильмы. Ещё в 2014 году публикация этой серии на платформе Youyaoqi принесла более 1 млрд юаней выручки​
chinaved.com
, закрепив её как один из самых кассовых тайтлов своего времени.

Другие: «Первоклассный генерал» (将军在上) – романтическая историческая комедия; «Белая Змея: происхождение» – маньхуа по мотивам популярного анимационного фильма; «Душа земли» (元尊) – новая фэнтези-сага от автора Tiancan Tudou и др. Эти и многие другие названия возглавляют обсуждения на форумах и собирают миллионы просмотров.
Важно отметить, что внутренние хиты Китая не всегда известны за рубежом. Многие из перечисленных серий доступны только на китайских платформах и на китайском языке, но внутри страны они формируют собственные «вселенные» фэндомов. Обсуждение новых глав популярных маньхуа регулярно всплывает в трендах Weibo и на Bilibili, а самые громкие премьеры (например, выход очередной главы «Боевого континента» или релиз экранизации «Клинков стражей») становятся заметными событиями в медиа. Таким образом, топовые маньхуа сегодня – это не только коммерчески успешные проекты, но и культурные явления, объединяющие большие сообщества поклонников.
Платформы распространения и их особенности

В Китае сложилась экосистема цифровых платформ, через которые распространяется большая часть маньхуа. Три крупнейшие из них – Kuaikan Manhua, Bilibili Comics и Tencent AC (Tencent Dongman) – во многом монополизировали рынок, вытеснив мелких независимых издателей​
chinaved.com
. Каждая платформа имеет свою аудиторию и контент-стратегию:
Kuaikan Manhua (快看漫画) – лидер среди мобильных приложений для комиксов, основанный в 2014 году художницей Чень Аньни. Kuaikan позиционируется как площадка для нового поколения: по состоянию на 2021 год здесь зарегистрировано свыше 340 млн пользователей, причем ~90% – молодежь Gen Z​
chinaved.com
. Контент Kuaikan отличается обилием романтических, молодежных историй и качественных цветных веб-комиксов. Платформа придерживается модели бесплатного чтения с премиум-доступом: часть тайтлов доступна всем бесплатно, за другие нужно платить – например, оформлять подписку на эксклюзивные серии​
chinaved.com
. Также возможна покупка глав за виртуальную валюту. Kuaikan известна тем, что открыла дорогу многим начинающим авторам и популяризировала формат вертикальной прокрутки (как в корейских вебтунах) на китайском рынке.
Tencent Comics (腾讯动漫, также известна как QQ AC) – подразделение интернет-гиганта Tencent, интегрированное с экосистемой QQ и WeChat. Tencent с середины 2010-х агрессивно инвестирует в комикс-индустрию, привлекая известных авторов и адаптируя собственные литературные IP (из каталога Tencent Literature/Qidian). Платформа Tencent предлагает большой каталог фэнтези и экшен-маньхуа по мотивам популярных новелл (многие из перечисленных выше хитов публикуются именно там). Модель монетизации – условно-бесплатная: базовые главы часто бесплатны, но новые главы выходят по системе «pay-per-chapter» или доступны по подписке/VIP раньше остальных. Tencent AC известна такими флагманами, как «Боевой континент», «Под небесами», «Священный прах» и др., а также сотрудничеством с анимационными студиями для экранизаций. Благодаря мощному промо-ресурсу Tencent, их комиксы получают широкое продвижение и часто становятся основой кросс-медийных франшиз.
Bilibili Comics (哔哩哔哩漫画) – комикс-платформа, связанная с крупнейшим молодежным видео-порталом Bilibili. Активно развиваться начала в конце 2018 года, а в 2021-м Bilibili приобрела старейшую платформу Youyaoqi (U17), тем самым консолидировав контент​
chinaved.com
. Bilibili Comics делает упор на сообщество и фанатов аниме/маньхуа: приложение тесно интегрировано с видео-сервисом, позволяя обсуждать главы, создавать фан-контент. Контент Bilibili включает как оригинальные китайские маньхуа (в том числе авторские и нишевые проекты, перешедшие с Youyaoqi), так и лицензированные японские манга и корейские вебтуны (у Bilibili есть права на ряд зарубежных тайтлов для китайского рынка). По модели доступа Bilibili близка к Kuaikan: много бесплатного контента, монетизация через VIP-подписку (даёт ранний доступ и эксклюзив) и покупку глав за “билибили-монеты”. Отличительной чертой является толерантность к более экспериментальному контенту – Bilibili унаследовала от U17 ряд оригинальных авторских серий и старается поддерживать разнообразие жанров.
Помимо «большой тройки», существуют и другие платформы: к примеру, Dongman Manhua (咚漫) – китайская версия Naver Webtoon, MangaToon – ориентированная на мобильных читателей платформа, KuaiKan (не путать с Kuaikan) и др. Однако по охвату они значительно уступают лидерам. Также крупные техно-гиганты вроде NetEase и iQiyi предпринимали попытки развития собственных комикс-направлений, но к 2023 году многие из них закрылись или были поглощены конкурентами (так, сервис NetEase Comics прекратил деятельность, а контент частично перешёл под крыло Bilibili). В результате сегодня рынок сконцентрирован в руках нескольких игроков, диктующих условия авторам и пользователям​
chinaved.com
. Модели монетизации. Цифровой формат позволяет гибко монетизировать контент. Основные модели:
Подписка (ежемесячная премиум-подписка для доступа к эксклюзивам или главам без задержки),
Продажа глав/томов (покупка за внутреннюю валюту или реальные деньги каждого нового выпуска),
Реклама и спонсорство (некоторые платформы показывают рекламу на бесплатных главах, либо получают доход от интеграции брендов),
Связанный мерчендайзинг (продажа прав на адаптации, фигурки, книги и т.п. по популярным сериям).
Например, на Kuaikan часть комиксов доступна только по подписке​
chinaved.com
, а на Tencent принято выпускать серии бесплатно до определённой главы, далее предлагая купить «купон» на следующую часть. Bilibili привлекает пользователей системой «бонусов за активность»: за просмотр и комментарии читатель получает очки, которыми можно открыть главу. Такая геймификация стимулирует вовлечение сообщества. В целом, прямые продажи цифровых маньхуа и подписки стали основным источником дохода индустрии, вытеснив когда-то популярные продажи печатных журналов.
Формат и стили веб-маньхуа
Одной из ключевых трансформаций китайского комикса стало появление веб-маньхуа вертикального формата. Практически все современные популярные серии рисуются в цветном цифровом виде и адаптированы под скроллинг на смартфоне (т. н. формат «маньхуа-ленты»). Такой стиль заимствован из корейских вебтунов и полностью вытесняет классическую черно-белую журнальную верстку:
Вертикальная цветная прокрутка. Подавляющее большинство новых тайтлов 2020-х – это “тяньчжан маньхуа” (条漫), то есть длинные вертикальные полосы с кадрами, рассчитанными на непрерывное пролистывание на экране телефона. Кадры крупные, полностью цветные, фон часто прокручивается вместе с персонажами, создавая кинематографический эффект. Такой подход удобен для онлайн-публикации и восприятия с небольших экранов. Например, все 10 тайтлов с вершины рейтинга Kuaikan в 2023 году выполнены именно в вертикальном формате – от романтики до фэнтези​
kuaikanmanhua.com

kuaikanmanhua.com
. Яркие цвета и прокрутка стали стандартом, ожидаемым аудиторией.
Отказ от печатной страничной структуры. Традиционная маньхуа старой школы (черно-белые страницы с раскадровкой для печати) сейчас встречается редко, в основном в исторических или авторских проектах. Такие произведения, как культовая серия «Вихри времени» (火凤燎原, The Ravages of Time) или маньхуа художницы Ся Да, продолжают выходить на бумаге и в цифровых скан-версиях, но они скорее исключения. Массовый читатель привык к еженедельным цветным обновлениям онлайн, нежели к ожиданию толстого журнала раз в месяц. Средняя скорость выпуска новых глав для топовых веб-комиксов – раз в 1–2 недели​
chinaved.com
, что задаёт высокий темп потребления контента.
“Манъхуа-дорамы” и мультимедиа. Инновацией последних лет стали т.н. «漫剧» (маньхуа-дорамы) – это гибрид анимированного комикса и озвученной драмы. Платформы вроде Kuaikan экспериментируют с форматом, где кадровая рисунка слегка анимирована, а реплики озвучены актёрами, чтобы создать ощущение мини-мультфильма. Такой контент распространяется в коротком видеоформате (например, в TikTok/Douyin). Кроме того, многие популярные комиксы сопровождаются саундтреками, трейлерами и буктрейлерами на видео-платформах, что вовлекает зрителей и расширяет формат подачи.
Адаптивность стилей. Интересно, что китайские художники активно комбинируют стилистические влияния. Можно встретить маньхуа, выполненную в стилистике японского аниме, корейского манхва или даже европейской линии – всё зависит от тематики и целевой аудитории. Однако общим трендом остаётся упор на динамику и цветовую насыщенность, чтобы удержать внимание молодой аудитории в конкурентной борьбе с другими развлекательными медиа (видео, игры и т.п.).
В результате веб-маньхуа как форма стала самостоятельным медиа-продуктом: читатели ценят удобство доступа (вся библиотека – в смартфоне), регулярность обновлений и яркую визуальную подачу. Это полностью переформатировало комикс-индустрию Китая по сравнению с эпохой печатных журналов.
Жанровое разнообразие и роль традиционных жанров
Уся и сянся. Китайские национальные жанры уся (героическая фэнтези о мастерах боевых искусств) и сянся (фэнтези о культах бессмертия, демонах и богах) по-прежнему играют огромную роль. Многие самые популярные сюжеты построены на их основе, хотя зачастую в смеси с романтикой или приключениями. Уся-комиксы часто обращаются к историческим эпохам и легендам, демонстрируя зрелищные поединки и кодекс чести. Сянся-истории добавляют магию, демонов, духовные техники. Пример классического уся-комикса – «Кулак Бессмертного» или аналогичные произведения 90-х, тогда как современные хиты типа «Боевой континент» и «Расколотое небо» – это скорее сянся/сюаньхуа (микс фэнтези и боевых искусств). Интересно, что жанровые названия сянся, сюаньхуа, уся привычны китайским читателям и служат маркерами: так, 玄幻 (сюаньхуа, мистическое фэнтези) – один из самых запрашиваемых тегов на платформах. В период 2023–2024 именно фэнтези про культивацию и “становление бессмертным героем” стабильно входят в топ просмотров, особенно среди мужчин-миллениалов​
baidu.com
. Романтика и драмы. Жанр романтики чрезвычайно широк: от лёгких школьных комедий до мыльных опер с богатыми наследниками и бедными девушками. Особняком стоят драмы с элементом сверхъестественного – например, истории, где героиня перерождается после смерти или попадает в прошлое, чтобы найти любовь и изменить судьбу («Я должна украсть твою удачу», «Прошу, отпусти меня, одержимый CEO» и т.д.). Подобные сюжеты в изобилии представлены на всех платформах и находят отклик в сердцах читательниц. Также популярны исторические романы – маньхуа, действие которых происходит в условном древнем Китае: дворцовые интриги, любовь императоров, борьба наложниц. Хотя такие истории зачастую вымышлены, они используют знакомые декорации исторических династий. Повседневные (лайф-стайл) комиксы, показывающие жизнь молодых людей, дружбу, работу, тоже относятся к романтической линии, если центральная тема – отношения. Романтический жанр генерирует огромное количество новых тайтлов ежегодно и остаётся наиболее коммерчески успешным, особенно учитывая платёжеспособность фанатов (они готовы донатить за дополнительные главы с любимыми героями). BL/GL. Поджанры однополой романтики – BL (boy’s love) и GL (girl’s love) – сформировали целый субкультурный пласт внутри рынка. BL (в Китае часто говорят «фусян»,腐向 или данмэй) переживает настоящий бум: начиная с успеха романов Мо Сян Тунсю (как «Основатель тёмного пути» и «Благословение небожителей»), многочисленные комиксы с тематикой «парней для девушек» вышли из андеграунда в мейнстрим. Многие BL-маньхуа всё же подстраиваются под цензурные требования – отношения показаны более субтильно, упор сделан на фэнтезийный сюжет или дружбу, чтобы обойти ограничения. Тем не менее, поклонницы (в основном девушки) хорошо считывают подтекст и активно поддерживают такие серии. На популярных ресурсах BL-комиксы часто занимают верхние строки рейтингов по комментариям. GL (или байхэ, 百合) представлен скромнее, но несколько работ завоевали признание – например, нежная романтика «Тамэн дэ гуши» («Их история») стала вирусной в соцсетях. В целом, BL/GL укрепляют разнообразие жанров, несмотря на то, что официально эти темы считаются чувствительными. Комедия и повседневность. Гэги, пародии, комиксы-приколы – неотъемлемая часть онлайн-культуры. Формат короткого комикса, часто в виде 4-кадровой ленты или одностраничного скетча, распространён в Weibo, WeChat и Douyin. Например, «Не по-человечески» – юмористическая серия про одомашненных духов, которая начиналась как веб-комикс с анекдотичными зарисовками и благодаря вирусному распространению доросла до собственного бренда​
kuaikanmanhua.com
. Комедийные маньхуа, как правило, короткие по формату, но выходят очень часто (ежедневно или через день) и собирают множество репостов. Также популярны пародийные истории, высмеивающие штампы жанров – наследие «Сто тысяч убойных шуток» продолжает жить в новых работах. Несмотря на то, что юмористические комиксы редко напрямую монетизируются (их чаще выкладывают бесплатно для привлечения трафика), они важны для экосистемы – создают контент для соцсетей, формируют комьюнити и зачастую являются полигоном для молодых авторов. Приключения и научная фантастика. Наряду с фэнтези, есть и оригинальные приключенческие сюжеты. Например, киберпанк и научная фантастика не столь массовы, но присутствуют – скажем, маньхуа “Metal Revolution” или адаптации китайской научной фантастики (существуют комикс-версии рассказов Лю Цысиня, хотя они больше известны за рубежом). Детективы и триллеры тоже выходят, но более нишевые из-за цензурных барьеров на темы насилия. Тем не менее, в 2023 году появились интересные проекты, смешивающие детектив с фэнтези (например, про сыщиков, расследующих дела в мире духов). Хоррор как жанр ограничен – открытая демонстрация нечисти или крови часто запрещена, поэтому хоррор-комиксы смещаются в комедию или фэнтези (пример – «Бюро Поиска Душ», где ужасы показаны в завуалированной форме). Таким образом, современный рынок маньхуа предлагает читателям широкое жанровое меню – от романтики до боевиков – но при этом наиболее «кассовыми» остаются истории, которые комбинируют сразу несколько популярных элементов (любовь + фэнтези, боевик + приключение + юмор и т.д.). Это во многом результат давления рынка: издатели предпочитают проверенные формулы вместо экспериментов, чтобы охватить максимальную аудиторию​
chinaved.com
.
Ключевые игроки индустрии и студии
Индустрию маньхуа в Китае формируют как технологические платформы, так и творческие студии и отдельные авторы:
Крупнейшие издатели-платформы. Как отмечалось, три платформы – Tencent, Kuaikan, Bilibili – контролируют львиную долю рынка. Они не только распространяют контент, но и сами выступают заказчиками и издателями оригинальных произведений. Например, Tencent владеет правами на комикс-вселенную “一人之下” и спонсирует его производство, Kuaikan инвестирует в создание романтических историй под эксклюзив, а Bilibili после покупки U17 получила портфель авторских серий и продолжает заключать контракты с перспективными мангаками. Эти компании диктуют тренды – отбирают жанры, которые будут продвигаться, финансируют экранизации. Также у каждой есть свои редакционные команды и цензоры, влияющие на содержание. Фактически, Tencent, Kuaikan и Bilibili – это новые медиаконгломераты в сфере комиксов, определяющие развитие отрасли.
Издательские дома и студии. Помимо платформ, существуют профессиональные студии комиксов – коллективы художников и сценаристов, которые производят серии (аналог манга-студий в Японии). Некоторые известные студии: Manhua Dawang (漫画大王), FanFan Comic (翻翻动漫), Colored-Pencil Animation (彩铅动漫) – они создают контент для платформ или для печати. Также упоминаются традиционные издатели, например, журнал «Манке» (漫客) от компании Ziying – в 2000-х он издавал популярные журналы с комиксами. Сейчас печатные журналы почти исчезли, и эти издатели переключились на онлайн. Студии часто специализируются: одни делают боевики, другие – романтику. Например, Shanghai Kuaikan Studio во главе с Чень Аньни курирует множество романтических веб-комиксов, а Tencent’s Comics Branch работает с экшен-художниками. Отдельного упоминания заслуживает студия Xuantsaige (玄机科技) – это анимационная студия, создавшая известные 3D-аниме по маньхуа («Боевой континент», «星辰变» и др.), тем самым оказывая обратное влияние на комиксы.
Именитые авторы. Хотя команда над комиксом зачастую большая (сценарист, главный художник, ассистенты по фону, колористы), некоторые авторы стали звёздами. Например, Чэнь Моу – автор исторического эпика «Вихри времени», считается классиком современной маньхуа; Сюй Сяньцзэ – создатель «Клинков стражей», получил признание за оригинальный стиль​
chinaved.com
; Тан Цзя Сан Шао – популярный писатель, чьи новеллы («Боевой континент» и др.) легли в основу комиксов (хотя он писатель, его имя тоже раскручено как бренд). Среди женщин-авторов выделяется Чень Аньни (Annie Chen) – раньше успешная художница, автор веб-комикса «Любовь в метро», а ныне генеральный директор Kuaikan; её переход от творчества к бизнесу символизирует новую эпоху индустрии. Также известны авторы романтических и BL-комиксов, часто работающие под псевдонимами: например, 旧时光 (Jiu Shiguang) – автор ряда подростковых романов и их комикс-версий, 一汪空气 (Yi Wang Kongqi) – автор «Не по-человечески». Их имена знакомы фанатам, и новые проекты от этих авторов сразу привлекают внимание.
Адаптации и кросс-медиа. Нужно отметить, что в формировании индустрии участвуют и компании-смежники: издатели веб-новелл (тот же Tencent Literature, Jinjiang для женских романов), анимационные студии (Haoliners, bilibili Animation), даже киностудии. Популярная маньхуа часто становится основой для аниме-сериала, дорамы или фильма, и тогда в процесс включаются крупные киностудии (например, Youku или iQiyi снимают сериал по сюжету комикса). Такое кросс-медийное взаимодействие поддерживает рынок: инвесторы охотнее вкладываются в маньхуа, если видят потенциал экранной адаптации. Поэтому ключевые игроки индустрии – это не только издатели комиксов, но и весь конгломерат медиа-компаний, работающих на сопряжении литературы, комиксов, анимации и игр.
Самовыражение авторов и влияние цензуры
Вопрос творческой свободы в китайском рынке маньхуа стоит остро. С одной стороны, цифровая эпоха открыла дорогу множеству новых авторов и позволила экспериментировать. С другой – усилившаяся за последнее десятилетие цензура и коммерческое давление платформ привели к стандартизации контента. “Конвейер” контента. Эксперты отмечают, что современным массовым маньхуа не хватает той самобытности, которая была присуща ранним работам независимых художников​
chinaved.com
. Большинство популярных тайтлов создаются по шаблонам, проверенным на успех: предсказуемые сюжеты, типовые персонажи, счастливые концовки​
chinaved.com
. Это результат политики крупных издателей, которые ради прибыли предпочитают тиражировать хиты, а не рисковать с новыми идеями. Художники в студиях зачастую работают в жёстких рамках по темпам и содержанию: средняя оплата труда ~200–300 юаней за страницу вынуждает выпускать не менее 60 страниц в месяц, т.е. гнаться за количеством в ущерб качеству​
chinaved.com
. Многие признаются, что им приходится жертвовать творческой составляющей ради выполнения плана​
chinaved.com
. Такое конвейерное производство выматывает авторов: переработки нередки и даже приводят к проблемам со здоровьем у художников​
chinaved.com
. Цензура и запретные темы. С 2015 года государственные органы (в частности, Министерство культуры и туризма) регулярно публикуют «чёрные списки» комиксов и аниме, которые, по их мнению, содержат запрещённые элементы – насилие, «непристойности», суеверия и т.д.​
chinaved.com
. Под удар попадают хоррор, эротика, откровенный BL, а также политически чувствительные сюжеты. Компании ежегодно штрафуются, а некоторые сайты и приложения закрываются за размещение «вредного контента» или за работу без лицензии​
chinaved.com
. Это создало атмосферу, где издатели перестраховываются и автоцензура стала нормой. Темы, которые могут вызвать проблемы (например, подробное изображение кровавого насилия, эротические сцены, прямое упоминание религии или политики), как правило, избегаются в мейнстрим-маньхуа. BL-сериалы стараются не переходить грань платонических отношений; сверхъестественные истории о призраках часто преподносятся комедийно или как фантастика, чтобы обойти запреты на «культизм»; исторические сюжеты тщательно фильтруются на соответствие официальной линии. Тем не менее, вопреки ограничениям, авторы и читатели находят способы для самовыражения. Популярные темы находят иносказательные формы: например, социальная критика может маскироваться под научную фантастику, отношения между героями одного пола – под крепкую дружбу, а мрачные сюжеты – под стилизацию «под фэнтези». Некоторые творцы, которым тесно в рамках, публикуют свои работы на зарубежных площадках или в печати за границей. Есть прецеденты, когда китайские художники выпускали комиксы сначала в Европе, где меньше ограничений, а потом уже они становились доступны в Китае. Так, художник Zuo Ma сначала опубликовал свой графический роман «Ночной автобус» в Италии (2017), затем во Франции и США, и лишь после международного успеха это необычное фантастическое произведение вышло на родине​
chinaved.com
. В 2023 году независимый французский журнал Papayep в сотрудничестве с китайским издательством OWSpace даже выпустил двуязычный сборник комиксов «Countryside» с работами китайских и французских авторов, где поднимались темы повседневной жизни и проблем маленьких городов​
chinaved.com
– то, на что редко решаются коммерческие китайские журналы. Альтернативные и «нестандартные» жанры. Несмотря на доминирование шаблонного контента, в нишах пробиваются оригинальные жанры. Некоторые авторы экспериментируют с документальными комиксами, социальными драмами, арт-хаусным стилем рисовки. Онлайн-платформы вроде Bilibili и раньше U17 стараются выделять место для инди-работ – часто в разделе любительских публикаций. Например, немейнстримные жанры, такие как киберпанк, сатирическая фантастика, биографические комиксы, находят отклик пусть небольшой, но лояльной аудитории. Проблема в том, что монетизация такого контента затруднена: даже если автор выложит свою оригинальную историю в соцсеть, собрать значительный доход донатами сложно​
chinaved.com
. Поэтому многие вынуждены идти на компромисс: днём работать на оплачиваемых проектах по заказу издателя, а ночью рисовать «для души» в интернете. Ряд талантливых работ остаются полузнакомыми широкому кругу, но ценятся критиками – например, упомянутый «Ночной автобус», комиксы художницы Го Цин о жизни мигрантов в Китае, или автобиографические маньхуа о детстве в деревне. Такие произведения показывают, что авторское самовыражение в Китае возможно, хоть и нелегко. В целом, рынок маньхуа балансирует между коммерцией и творчеством. С одной стороны, массовый сегмент подчинён спросу и госрегулированию – отсюда поток однотипных, но популярных историй. С другой – креативный потенциал китайских художников никуда не исчез: время от времени выстреливают необычные проекты, а отдельные мастера получают признание на международной сцене. Постепенно аудитория тоже взрослеет и начинает ценить более разнообразный контент, что может стимулировать появление новых жанров, пусть даже под пристальным надзором цензуры.
Рост и динамика рынка
Рынок китайской маньхуа в последние годы демонстрирует устойчивый рост как по аудитории, так и по экономическим показателям. Вот несколько тенденций, характеризующих динамику 2020–2024 годов:
Бурный рост аудитории. Количество читателей цифровых комиксов неуклонно увеличивается. По различным оценкам, сотни миллионов китайцев хотя бы раз в месяц читают маньхуа через интернет. Мобильный формат привлёк ту аудиторию, которая раньше не покупала печатные журналы. Например, база зарегистрированных пользователей Kuaikan перевалила за 300 млн​
chinaved.com
, Tencent AC интегрирована с многомиллионной аудиторией QQ, а у Bilibili Comics значительная часть 300-миллионного комьюнити Bilibili. При этом вовлечение тоже растёт: активные фанаты ежедневно заходят за обновлениями, участвуют в обсуждениях, голосуют за любимых персонажей. Поколение Z рассматривает маньхуа как часть повседневного медиа-потребления, наряду с короткими видео и играми.
Увеличение объёма контента. Каждый год выходят сотни новых тайтлов. Большие платформы проводят конкурсы и активно набирают новых авторов, расширяя каталоги. К примеру, Kuaikan регулярно устраивает конкурс молодых художников «条漫大赛» (конкурс вертикального комикса)​
kuaikanmanhua.com
, победители которого получают контракт. В 2023 году заметен всплеск адаптаций веб-новелл в комиксы – издатели стремятся перенести популярные тексты в графический формат, зная, что у них уже есть фан-база. Это приводит к тому, что практически каждый хитовый веб-роман (особенно в жанрах фэнтези или романтика) через 1–2 года получает версию маньхуа. Соответственно, количество одновременно публикующихся серий растёт, конкуренция за внимание читателя очень высокая.
Инвестиции и консолидация. После пика инвестиций в 2012–2015 (когда индустрия маньхуа получила мощный приток венчурных денег​
chinaved.com
) была пауза, но к 2020-м инвестиции вернулись вместе с общей модой на “二次元” (двухмерную культуру). Крупные компании видят потенциал монетизации IP через комиксы. Так, в 2020–2021 происходили крупные сделки слияний: поглощение Youyaoqi платформой Bilibili​
chinaved.com
, стратегические вложения Tencent в студии комиксов, раунды финансирования Kuaikan (она привлекала инвестиции от IT-гигантов). В результате на 2024 год рынок стал более консолидированным – доминируют несколько игроков, которые имеют достаточные средства для продвижения контента и привлечения аудитории. Это, с одной стороны, обеспечивает устойчивый рост (за счет мощного маркетинга, синергии с анимацией и играми), а с другой – делает вход новым участникам очень сложным.
Влияние анимации и адаптаций. Анимационные адаптации (донхуа) самых популярных маньхуа и новелл стали локомотивом, тянущим рынок. Успешный мультсериал способен многократно увеличить аудиторию оригинального комикса. Например, после выхода аниме по «Клинкам стражей» в 2023 году интерес к маньхуа заметно возрос, появились новые читатели, желающие узнать продолжение истории в комиксе. То же верно и для обратной ситуации: популярная маньхуа служит готовой базой фанатов для старта анимационного сериала. За последние годы десятки комиксов были превращены в мультсериалы (от 2D до CGI), и эта тенденция усиливается. Кроме того, многие маньхуа получают дорамы (игровые сериалы) – особенно романтические. Такая экранизация ещё больше расширяет фан-базу. В итоге образуется эффект спирали: комикс → аниме/фильм → рост популярности → выпуск товаров/игр → новые инвестиций в комиксы. Это взаимное усиление стимулирует и экономический рост рынка, и привлечение новой аудитории, ранее не читавшей маньхуа.
Роль мобильных технологий. Распространение смартфонов и мобильного интернета – фундамент, на котором держится взлёт маньхуа. В 2023 году практически у каждого молодого человека в Китае есть доступ к высокоскоростному мобильному интернету, и специализированные приложения комиксов установлены у миллионов пользователей. Согласно статистике, читатели маньхуа потребляют контент преимущественно в мобильных приложениях, реже – через веб-сайты и почти не используют ПК для этого. Встроенные пуш-уведомления о выходе новых глав, алгоритмические рекомендации похожих тайтлов и социальные функции (комментарии, лайки, фан-группы) удерживают внимание внутри приложений. Это привело к увеличению времени, проводимого с маньхуа: если раньше чтение комикса могло быть эпизодическим хобби, то сейчас многие ежедневно тратят часы на пролистывание обновлений и общение на тему любимых серий.
Государственная поддержка (и контроль). Интересно, что параллельно с контролем за контентом, власти Китая признают экономическую ценность индустрии. В некоторых провинциях маньхуа и анимация включаются в программы поддержки культурных индустрий. Проводятся государственные конкурсы, фестивали, премии для комиксов. Это способствует росту (появляются новые талантливые кадры, ощущается престиж профессии художника комиксов), но идет рука об руку с идеологическим надзором. Тем не менее, умеренная государственная поддержка в виде грантов или льгот для комикс-студий тоже влияет на динамику рынка, позволяя запускать новые проекты.
Итоги динамики: Китайский рынок маньхуа к 2024 году – это зрелый, много-миллиардный сектор, продолжающий расти двузначными темпами​
statista.com
. Количество читателей и произведений достигает новых высот, индустрия стала частью массовой культуры. При этом рост сопровождается институционализацией (укреплением крупных компаний) и некоторой потерей стихийной креативности прошлого десятилетия. Тем не менее, перспективы остаются позитивными: маньхуа всё глубже проникает в жизнь людей, экспансия на новые медиа (экранизации, игры) приносит новые доходы, а технические инновации расширяют возможности формата. Внутренний рынок Китая по-прежнему ориентирован на себя – экспорт китайских комиксов за рубеж находится на начальном этапе – поэтому все описанные тенденции развиваются в первую очередь для удовлетворения огромного внутреннего спроса. Можно ожидать, что в ближайшие годы китайская индустрия маньхуа продолжит укрепляться и удивлять новыми рекордами.
Заключение
Китайский рынок маньхуа 2023–2024 годов – это бурлящий мир цифровых комиксов, где ежедневно сотни миллионов молодых людей следят за приключениями любимых героев на экранах своих смартфонов. Он характеризуется преобладанием жанров романтики и фэнтези, появлением множества адаптаций популярных историй, доминированием нескольких крупных платформ-издателей и постоянным взаимодействием с миром анимации и игр. Рынок находится под влиянием цензуры и коммерческих трендов, что сдерживает часть творческого потенциала, однако даже в этих условиях появляются яркие оригинальные работы. Внутренний китайский «сегмент маньхуа» вырос из нишевого увлечения в самостоятельную индустрию, сравнимую по масштабу с телевизионным или игровым сектором. Популярные маньхуа становятся культурными феноменами, их персонажи узнаваемы, цитаты расходятся в соцсетях, а новые главы ждут с таким же нетерпением, как премьеры сериалов. При этом рынок остаётся ориентированным на внутренние вкусы: китайские читатели любят истории, близкие их менталитету – про культивацию силы, про любовь, про юмор в знакомых ситуациях – и индустрия эти запросы успешно удовлетворяет. Можно сказать, что китайская маньхуа сейчас переживает «золотой век» цифровой эпохи, когда коммерческий успех сочетается с народной популярностью. Несмотря на стоящие перед ней вызовы – необходимость повышать оригинальность контента, лавировать между цензурными ограничениями – перспектива развития остаётся высокой. В ближайшие годы внутренний рынок маньхуа, вероятно, продолжит расти и формировать новые тренды, укрепляя позиции Китая как одного из мировых центров комикс-индустрии. Источники:
Статистические данные о росте рынка и выручке​
statista.com
Рейтинги популярных тайтлов на платформе Kuaikan (2023)​
kuaikanmanhua.com

kuaikanmanhua.com
Аналитика индустрии и данные о платформах (ChinaVĖD, 2022)​
chinaved.com

chinaved.com

chinaved.com
Примеры успешных проектов и адаптаций​
chinaved.com

chinaved.com
О влиянии цензуры и творческом климате​
chinaved.com

chinaved.com

chinaved.com
.
Ответить