"Комикс в России" -- круглый стол о книгоиздании комиксов

Аватара пользователя
Mishazas
Ремесленник комиксов
Сообщения: 13785
Зарегистрирован: 19 май 2006, 18:02
Контактная информация:

"Комикс в России" -- круглый стол о книгоиздании комиксов

Сообщение Mishazas »

Миссия выполнима

Марина Зенкина, 27 мая 2011,газета "Акция"

фото: Лена Грусицкая
Изображение

6 мая на ежегодном фестивале комиксов «Коммиссия» в рамках юбилея газеты «Акция» прошел круглый стол на тему «Комиксы в России». Кто читает комиксы в нашей стране, кто рисует, кто продает и вообще для чего они нужны, в узком кругу обсудили трое участников, каждый из которых имеет свое отношение к комиксам — художник-комиксист, издатель и продавец.

Изображение

Хихус,
самый известный российский комиксист, основатель арт-студии «Люди мёртвой рыбы», идеолог фестиваля «КомМиссия»


Владимир Морозов, арт-директор издательства «Зангавар», выпустишего книгу комиксов о Муми-тролле

Василий Шевченко, журналист, совладелец магазина комиксов «Чук и Гик»

Давайте определим, какие вообще бывают типы комиксов — американские, манга, авторские комиксы… и как все эти сегменты представлены на рынке.

Хихус: Манга, японский лидер комикс-индустрии на сегодняшний момент – это газета, плохая книжка, напечатанной на плохой бумаге, прочел один раз, выкинул или сдал в магазин. Когда серия уже набрала обороты, когда по ней сняли уже 10 фильмов и так далее, тогда выпускаются коллекционные альбомы, но там уже самой манги почти нет, там только картинки красивые, герои в цвете.

Во Франции художники рисуют год, читатель ждет, потом приезжает на фестиваль, три дня стоит в очереди к любимому автору. Потом художник ставит там автограф и альбом уже начинает стоить не 50 евро, а 200, его завернут в целлофан и поставят на полочку.

Америка — третья история, сначала была абсолютно подростковая, пока не появилось несколько поколений достаточно взрослых людей, которые на комиксах выросли, и тогда появились взрослые издания.

Шевченко: Рынок русскоязычных комиксов примерно делится 40/40/20%. 40% —это манга, в первую очередь околомультфильмовые истории: «Наруто», «Тетрадь смерти». 40 % —супергеройские комиксы, в первую очередь Marvel, которые издают в издательстве «Комикс», за последнее полгода выпустившем где-то 60 с чем-то книг. 20% — наиболее интересные —авторские, европейские комиксы —их сильно меньше. Каждое такое издание — пока небольшой издательский подвиг, но тем не менее они появляются — и «Зангавар» тому пример — и их все больше.

Ключевое отличие, произошедшее за последний год, заключается в том, что комиксами стали заниматься всерьез, а не по остаточному принципу, а кроме всего стали заниматься профильные издательства. Сравните то же самое издание «Хранителей», которое сделано, прямо скажем, на тяп-ляп, и, например, издательство «Комиксарт» (часть «Эксмо»), которое выпустило песочного человека Нила Геймана с комментариями, причем, сделанными людьми знающими, которые не пытаются запихнуть нам смехача в качестве перевода. Это шаг к профессионализации — в первую очередь издательства, и в меньшей степени — распространения.

Вот хороший пример с нашим магазином: если бы мы попытались открыться в году 2009-м, у нас было бы в общей сложности где-то 100 наименований, половина из которых была бы уже распродана а вторую половину мы бы стыдились ставить ставить на полки. Сейчас это 500 наименований, и каждый месяц их становится сильно больше. К тому же на руках у разных издательств сейчас находятся лицензии на такое количество изданий, которое превышает сумму всех выпущенных ранее за последние годы.

Какие у нас основные издательства, которые выпускают комиксы?

Самое большое издательство — за счет манги — подразделение «Эксмо» под названием «Комикс Арт». У него контракт с несколькими большими японскими издательствами, которые делают «Тетрадь смерти», «Наруто», «Блич» — такие популярные сериалы, плюс оно делает «Песочного человека». Есть «Фабрика комиксов», которая делает всю остальную мангу. Есть издательство «Комикс», которое сейчас пока только специализируется на «Марвеле». В Питере «Комильфо» и «Бумкнига», у которых представлены альтернативные комиксы и российские. Дальше уже идут издательства, у которых всего по 1-2 наименования. Например, «ОЛМА» сделали недавно «Скотта Пилигрима».

Хихус: Недавно еще «Росманга» (подразделение «Росмэн») стартовала, они уже выпустили свои первые 10 книжек и надеются на продолжение.

Из упомянутых издательств «Комильфо» — наиболее интересное, потому что это не те люди, которые у нас покупают рецензию западную и что-то издают. Они использует революционную в этой сфере технологию printondemand («печать по требованию»). Сейчас стало возможно за разумные деньги напечатать тираж в 100-200 книжек и сразу выложить на полки магазинов, и если он продастся за те же деньги – быстреньконапечатать еще 200. Это вот такой настоящий путь, как комиксы выдвигаются на полку. Можно даже самому это делать: прийти в «Комильфо» — там за твои деньги напечатают твой комикс и подскажут для него магазинчик, и если получится, будут планировать уже следующий тираж. Это дает шанс значительного роста для молодых авторов, что меня гораздо больше волнует, чем глобальные продажи японской манги. Ну и, конечно, интернет, который дает возможность продвигаться и находить издателей. Есть уже известные случаи — например, Олег Тищенко со своими котами — ему удалось продать все 5000 экземпляров своей первой книжки. А все потому, что их люди сначала читают в ЖЖ и так далее.

5 лет назад издание комиксов происходило следующим образом: энтузиасты собирались, одалживали денег, сканировали с бумажной книжечки, чуть-чуть поправляли, отправляли в печать — и ужасно счастливые оказывались с полным складом комиксов, потому что никому и в голову не могло прийти, что магазин не ждет их в свои объятия.Дальше если удавалось поставить это в магазин, комикс ставили к другим книжкам, где изданиеуспешно тонуло и никто не мог его найти. Я всегда говорю, что продавать комиксы вместе с другими книжками на одной полке — это все равно что продавать моторные лодки в салоне джипов. Это должен быть отдельный магазинчик, как минимум отдельный отдел в магазине. Как это происходит во всем мире, где у такого магазина существует своя субкультура, происходят свои тусовки, устраивается раздача автографов, косплей-шоу. Большая надежда, что магазин «Чук и гик» станет у нас таким культурным центром.

Шевченко: Именно это и было одной из самых больших мотиваций длянас в открытии магазина. Когда я работал в издательстве «Комикс», мы с большой помпой готовили издание «1602»НилаГеймана, из «марвеловских» комиксов самый представительный. Потом я пришел в магазин «Москва» и долго его там искал. И вот в пыльном углу между омерзительно нарисованными обложками книг неизвестных никому отечественных фантастов и разделом «Юмор» лежал Нил Гейман. Тогда я понял, что надо что-то с этим делать.

Морозов: Мы, например, представляем собой тот счастливый пример, когда наше издание смотрится нормально рядом с другими книгами. В том же самом магазине «Москва» книга про Муми-Троллей долгое время находилась в топе продаж.

Хихус: «Мумий Тролль» в данном случае — совершенно не характерный пример, потому что вы попали в классический российский стереотип восприятия комиксов: что комиксы обязательно должны быть смешные, детские. Конечно, взрослый человек у нас не готов их читать. Потому что у европейского человека (не знакомого с комиксами) к 20 годам формируется, каким образом у него работает мозг — через левое или через правое полушарие, и либо он все воспринимают картинками, либо — логическими образами. Комиксы заставляют напрягать параллельно оба полушария. Если человек к этому не привык, это прямо-таки болезненный процесс.

У нас действительно существует такой стереотип о комиксах – что это что-то детской и смешное. Вопрос заключается в том, какова у нас аудитория, читающая комиксы, как она меняется, кто вообще эти люди, для которых вы работаете.

Морозов: Сейчас вал детской литературы: множество издательств выпускают детские книги— с ламинацией, с фольгированием и с чем только не, которые складываются в какие-то невероятные штучки — и все прочее. Такой вал рождает спрос: люди хотят детям купить нечто.
Есть комиксы которые интересны людям, которых называют «гиками» или «кидалтами». Для высоколобых интеллектуалов из журналов кажется, что любить комиксы — не очень здорово. Вот эта масса снобов мешает людям относиться к комиксам нормально, несмотря на то что это жанр полновесный, со своей историей.

Хихус: У нас в стране не существует понятия карманных денег для ребенка. Если во Франции нормально привести ребенка в книжный магазин и сказать: выбери себе книжку, то у нас такое родительское поведение вызовет возмущение: нет, мы сами выберем своему ребенку правильное, нечего ему думать!Но бывает безумно приятно, когда подходят мамы на фестивале и говорят: наш ребенок по вашим комиксам выучился читать. Это не значит, что он буквочки научился складывать — этому его в школе учат, но там страницы, забитые кирпичом текста, он читает по слогам, пока до конца страницы доберешься — постареешь. А комиксы — это небольшие кусочки текста, сопровождающие картинки, ребенок с ними начинает осваивать чтение значительно бодрее, чем просто по школьной программе.

Шевченко: При этом нет ничего более сложного для нас в магазине чем когда приходит мама и говорит: подберите мне что-нибудь для ребенка 8 лет. Совершенно непонятно что делать, потому что у нас есть совершенно разные комиксы:манга почти вся, европейские, русские комиксы, супергеройские комиксы, но ничего для ребенка 8 лет у нас нет. Покупатели у нас в основном лет от 15-16 и мы пока не закрылись, потому что их достаточно много, чтобы мы жили. Кстати, этих гиков тоже достаточно много, мы вот с вами – гики.
То, что дети у нас дети читают комиксы — это как раз меньше всего вопросов вызывает. Насколько нам известно, именно издания для детей составляют основную долю рынка комиксов.

Шевченко: Да. Например, «Хранители» и «V значит вендетта» были изданы пятитысячными тиражами, и проданы где-то за полтора года. А детские комиксы, например, что-нибудь вроде «Человека паука» — у них тиражи на порядок больше — около 50-60 тыс.

С «Хранителями» тоже понятно: вышел фильм, видимо, всем понравился, поэтому раскупили.

Моровзов: Выходящий фильм действительно является двигателем продаж. Например, мы сейчас договорились об издании «Тинтина» — по этому легендарному французскому комиксу в этом году выпускает мультфильм Стивен Спилберг с продюсером Питером Джексоном. Это будет в ноябре, и я надеюсь, что к его выходу мы успеем сделать уже пару выпусков. Причем, наши чаяния относительно выпуска «Тинтина» возникли еще до того, как мы узнали, что Питер Джексон снимает, а оказалось что мы удачно попадем к выходу фильма. Комикс уже не будет какой-то непонятной вещью, о которой никто не знает.

У нас популярность комиксов приходит в обратном порядке: если на Западе сначала выпускается комикс, потом по нему снимается фильм, то у нас комиксы заведомо становятся популярными именно те, по которым вышел фильм, сериал и т. п. Какова ситуация с теми комиксами, по которым русские читатели не видели фильмов, сериалов?

Шевченко: У меня не очень репрезентативная точка зрения, потому что у нас магазин для людей, которые в теме разбираются. У нас еще не вышел фильм«Капитан Америка», но люди уже отлично разбирают одноименный комикс. «Железный Человек» два года жил без каких-либо комиксов, несмотря на успех фильма.

Источник:
http://akzia.ru/entertaiment/27-05-2011/2928.html
__________________
Per aspera ad comicus
http://www.comicsnews.org/author/mishazas
[email protected]

Вернуться в «Комиксоиздание: журналы, издательства, магазины комиксов»